Re: Мое безымянное чудо: конюшня моей мечты стр.186
Три системы верховой езды. Автор: Жан Клод Расине.
Верховые школы: В чем отличия?
Чтобы понимать сущность вопроса, три школы верховой езды должны быть проанализированы и сравнены:
1) Школа Гериньера (18 век), так называемая классическая школа или школа барокко.
2) Школа Боше (19 век)
3) ФЕИ (20 век)
Две сферы должны быть выделены: стиль верховой езды, с одной стороны, и тренировка лошади, с другой стороны.
Читатель вскоре узнает, что:
Школа Гериньера и Боше сходится в стиле верховой езды (легкость, постоянное уменьшение средств воздействия, лошадь постоянно уравновешена на заду, осторожная работа (вмешательство) – это можно было бы назвать французским стилем, если бы он не был заброшен большинством современных французских всадников). Но они расходятся в вопросах тренировки лошади.
Школа Гериньера и ФЕИ сходится в вопросах тренировки лошади, но расходится в стиле верховой езды.
Школа Боше и ФЕИ расходится в обоих вопросах.
1) Боше.
Боше разработал систему принципов
А) Для верховой школы (второй порядок Боше (?))
Б) Для тренировки лошади (философия постоянной основы Боше (?))
Четыре принципа лежат в основе второго порядка Боше: освобождение от средств воздействия – разделение средств воздействия – умеренность средств воздействия – оптимизация команд.
Освобождение от средств воздействия: средство воздействия должны прекратить давление как только лошадь их послушала. Другими словами они используются исключительно для переходов, не для поддержания. Они вызывают, восстанавливают, трансформируют, но никогда не поддерживают.
Этот принцип должен быть предложен лошади всадником как трудовой договор. Очевидно, что сначала лошадь не поймет и будет пользоваться ослаблением средств воздействия для того, чтобы изменить скорость, баланс, аллюр, ритм и т.д. по собственному усмотрению. Тогда средства воздействия вернут ей опять необходимую скорость, баланс и т.д. Они восстановят.
Очень быстро лошадь поймет, что поддержание импульса, баланса, ритма – это ее работа. И она будет демонстрировать собственный баланс и собственный импульс.
Таким образом, этот метод ищет большее, чем просто послушание лошади, он ищет сотрудничества. В объеме, который позволяют средства воздействия всадника, которые ограничены только переходом, восстановлением, трансформированием и никогда поддержанием, последнее это то, что делает лошадь, не всадник.
Разделение средств воздействия: средства воздействия должны применяться настолько отдельно друг от друга, насколько это возможно и ни в коем случае не должны противоречить друг другу. Другими словами нельзя применять одновременно движущие и сдерживающие средства воздействия («Рука без ног, ноги без руки» - 12 издание «Метода» Боше, 1864 год)
«Рука» здесь в единственном числе, а не множественном («руки»), потому что во времена Боше, все поводья держались в левой руке. В наши дни, когда поводья держат в обеих руках, это принцип также должен быть расширен на них (поводья), подразумевая: левый повод отдельно от правого и наоборот для сгибания лошади. Это не вносит дисбаланс в те случаи, где контакт более важен для внутреннего повода. Совсем наоборот: время асимметрии в контакте строго ограничено длительностью воздействия поводьев, после чего внутренняя рука ослабляет свое действие (предыдущий принцип снятия воздействия); контакт ровный для обоих поводьев и снижается до веса самих поводьев. Если лошадь по собственному желанию увеличит этот контакт, всадник будет действовать опять (восстанавливая легкость), а затем опять прекратит воздействие (предыдущий принцип).
Умеренность средств воздействия: существует критический уровень воздействия ногами и продолжительности воздействия рукой (полсекунды) и этим нельзя злоупотреблять.
Если лошадь не отвечает на стандартное давление ноги, это потому что существует непоследовательность в тренинге, лошадь вынудили забыть смысл этого действия. Воздействовать на лошадь более сильно будет ошибкой, обучение средству воздействие должен быть откорректировано.
Любое сдерживающее действие рук или комбинации рук и спины (выгибание спины оказывает эффект сбора на лошадь, так что избегайте противоположных команд руки и тела, тело толкает, а рука сдерживает) не должно быть сильным и длиться слишком долго, чтобы не провоцировать борьбу с лошадью. Даже очень хорошо выученная лошадь предпочтет мягкое и ритмичное действие руки.
Оптимизация команд: ни одна команда не должна даваться, прежде чем сделано все, чтобы легко обеспечить исполнение. Это выглядит очень очевидным, но часто нарушается. Боше говорил «Состояние предвосхищает действие». Сначала создайте правильное положение для исполнения или средства воздействия и только тогда давайте команду к исполнению.
Время требований тоже важная часть программы (средства воздействия не должны применять не во время).
Общее расслабление лошади также часть программы, так как нежелательное напряжение создает дисбаланс. Это расслабление достигается техникой «сгибания» или «уступки» челюсти.
Этот последний принцип знакомит нас со следующей частью «обучение лошади», так как он отражен в философии Боше не только в верховой езде, но и в воспитании лошади.
Б) Обучение лошади.
Вопреки видимой сложности («Метод» разрабатывался более 40 лет), Бошеризм не сложен для понимания. Он опирается на 3 принципа:
1) Баланс способствует движению, а не наоборот.
2) Существует только один баланс и он может быть получен остановкой
3) В движении уступка челюстью по требованию всадника является проверкой, что баланс не потерян.
Правдивость первого из этих трех принципов не может быть продемонстрирована. Его обоснованность легко вытекает из опыта. Возьмем для примера принимание на галопе: пока на галопе не достигнута необходимая степень баланса, движение будет оставаться сложным и принуждение к выполнению его, даже технически правильно (чтобы заставить лошадь понять, что у нее просят), будет иметь минимальную пользу. Баланс должен быть достигнуть прежде.
И здесь мы приходим ко второму из обучающих принципов, вокруг которого все вращается. «Есть только один баланс и он может быть достигнут остановкой».
Утверждение, что есть только один баланс (одно равновесие), вне зависимости от скорости и амплитуды аллюра, может показаться на первый взгляд парадоксальным. И это то, что отличает концепцию Бошеризма от Барокко/Классики и ФЕИ.
Что есть изначально равновесие? Это способность лошади быстро и эффективно управлять своим импульсом. Эта способность большей частью располагается в задних ногах лошади.
Все согласятся, что двигатель лошади находится в ее задней части. Толкающая сила этого двигателя является результатом «маятникового» движения задних ног. Это маятниковое движение осуществляется вокруг тазобедренного сустава, сустава между тазом и бедром.
Это точка не полностью неподвижна относительно тела лошади, в процессе движения, даже на несобранных аллюрах, но даже без изучения кривой многообразия ее (точки) положений в пространстве в зависимости от данного аллюра, очевидно, что чем больше выдвинуто вперед положение этой точки, тем лучше баланс, так как область приложения этой движущей силы будет выталкиваться вперед настолько насколько это возможно.
Мы также можем сделать заключение, что возможность лошади достичь равновесия лежит в способности подсесть на зад.
И это в свою очередь может быть наработано на остановке.
В своем первом метода, Боше достигал своей цели используя «эффект целостности», явное противодействие, сначала на остановке, между ногами и руками. Это процедура, очень действенная, если делается правильно, но опасная для импульсивной силы ног, была забракована во втором методе, предпочтение отдалось уступке челюсти, которую просят только рукой, вместе с подъемом головы (рука еще раз), чтобы достичь «контакта с рукой».
Этот контакт с рукой в свою очередь обеспечивает подбирание зада.
Применение принципа «рука без ног, ноги без руки» упрощает и делает этот метод более эффективным. Когда лошадь высылается вперед, она на самом деле старается сгладить круп и убрать свой «двигатель» назад, чтобы придать ему более «горизонтальную» производительность и чтобы лучше распределить свой вес. Поэтому импульс к движению вперед и сбор частично находятся в конфликте и нужна специальная тренировка, чтобы лошадь могла использовать всю свою мощь к движению вперед и оставалась собранной.
Это показывает что движение и баланс в начале это несколько антагонистичные понятия и обуславливает довольно категорично выбор сделанный Боше: баланс способствует движению, а не наоборот.
Противостояние между балансом и движением смягчается «рукой без ног, ногами без руки»: удержание опущенного бедра (баланс) поручается только одному средству (рукам, чтобы обеспечивать легкость), а движение вперед берет свое начало тоже от только одного средства (ног), и так как они воздействуют отдельно друг от друга, они не противоречат один другому. В то время как в первом методе, ноги обеспечивали и движение вперед и поддержание бедра, две вещи, которые, как мы видели, сталкиваются в лошадином сознании.
Философия Боше: расширение аллюра это не противоположность сбору, это выражение сбора в скорости.
Это определяется легкостью в челюсти. Держать ее неизменной, даже на самом большом развитии аллюра – это гарантия того, что лошадь будет держать баланс неизменным и не будет падать на плечи (потому что иначе лошадь будет бежать, а не расширяться).
2) Сравнение Боше и Классики.
С точки зрения всадника, мускульная система лошади имеет две функции: одну создавать движение, другую «поддерживать все вместе», то есть давать первой функции фундамент для ее действия, необходимая опора. Первая функция проявляет себя через смену сокращений и расслаблений, вторая создает одномоментное, но устойчивое сокращение мышц, пока первая «берет и идет».
Тренировка лошади в выездке по большей части совершенствует функцию 2 (скаковые лошади только функцию 1, пробежные – большей частью 1, немного 2, троеборье большей частью 2,, в выездке – 100% 2)
Исходя из этой точки зрения, есть два подхода в тренировке в выездке. Первый подход – непрямой. Он состоит в попытке улучшить функцию 2, работая с функцией 1 (упражнения и движения с целью постепенно достичь сбора). Это выбор «классиков» (барокко), все еще признанный ФЕИ.
Второй подход состоит в работе непосредственно с функцией 2 (установление сбора сразу на остановке и медленных аллюрах и постепенно усовершенствование на быстрых). Это выбор Боше.
Косвенная работа (классика) состоит из постепенно нарабатываемых движений, все более и более сложных, чье совершенствование будет стимулировать лошадь (как они надеются) искать себя и свое собственное равновесие, которое требуется для конкретных движений.
Этот метод, тем не менее, не работает со многими лошадьми, так как он требует очень одаренных лошадей. Давайте рассмотрим следующий пример: представьте, что вы преодолеваете препятствие с неправильным равновесием. Большинство лошадей собьет его. Некоторые остановятся. Только очень хорошие смогут приложить усилие и переуравновесить себя чтобы сделать прыжок чисто.
Такая же логика и в выездке: попросите лошадь сделать менку в воздухе, когда лошадь не уравновешена, как надо, и у вас не будет менки или будет очень плохая.
Таким образом, этот метод – классический – больше способ поступательно отбирать хороших лошадей, а не поступательно совершенствовать средних.
Этот выбор, как бы там не было в эпоху барокко был далеко неглупым, потому что проблема баланса наполовину была решена тем, что рассматриваемые лошади были в большинстве Иберийцами (скорость не была проблемой для военной лошади), плюс с другой стороны тренировка функции 1 была тоже очень важна, так как военные лошади должны быть не только мобильными (функция 2), но и атлетичными и выносливыми (функция 1).
В то время как Боше подходит к проблеме баланса изнутри, «ФЕИ» подходит к проблеме баланса снаружи, если можно так сказать. Тем самым одномоментно сводя на нет прогресс, который мог быть достигнут, тем что лошадь в основном остается одна наедине с проблемами баланса, рисками обескураживающими лошадь, становящуюся опасной при потере импульса. Вот почему, вероятно, этот метод тренинга настаивает на «продвижении вперед». Например, очевидно, что латеральные движения были значительно изменены в ФЕИ относительно того, какими они были во времена барокко. «Круп к стене», так как его описывал Гериньер был почти перпендикулярным стене. Современны ранверс в лучшем случае на треть (30 градусов). Современное плечо внутрь в три следа демонстрируется в лучшем случае под углом 15 градусов, плечо Гериньера в четыре следа исполнялось под углом 30-45 градусов.
Последователи современного ФЕИ оправдывают свое «раздвижение» лошади тем, что амплитуда на аллюрах должна включать задние ноги и следовательно облегчать работу передних ног. В это нужно добавить ложку дегтя, так как на шагу и на рыси включение одной задней ноги достигается выключением другой задней ноги, и то, что должно приобретаться в равновесии на одной стороне, теряется на другой. Лошадь бежит за равновесием, как кошка за хвостом.
Но даже если так, никто не увидит преимущества баланса полученного на скорости для обучения пиаффе, например, или пируэта на галопе.
Что лежит в корне этого стремления к раздвижению? Это страх, что лошадь воспользуется своим равновесием против всадника. Во времена барокко, это было вероятно возможно, лошади полностью сидящие на заду и со строением, которое позволяло эту позу, вероятно имели тенденцию пользоваться своей мощью и их следовало время от времени высылать в активную рысь. Но мне не кажется, это следует применять к современным теплокровным.
Это стремление к раздвижению может также происходить от недостатка уверенности и спокойствия у всадника. Стремление к раздвижению в современном ФЕИ плюс грубое отрицание легкости (сгибание челюстей как тренировка, уменьшение контакта до веса поводьев и т.д.) привело к общению с лошадью, которое ищет постоянно собираемую лошадь, в то время как Боше искал постоянно собранную лошадь.
С ФЕИ сбор считается особенным случаем, исключением: отсюда все эти постоянные полуодержки.
Это, по моему мнению, больше отражает больше психологические особенности всадника (страх, нетерпение, недостаток уверенности, чем законы природы. Американский лошадник Джеми Джексон, который потратил годы жизни на изучение диких лошадей, обнаружил, что как только их инстинкт выживания или страх пробуждаются, они начинают двигаться собранными аллюрами, и более того прибавленными аллюрами.
3) Давайте сравним верховой стиль трех школ.
Вопреки тому, что могло показаться, Боше не сильно отличается по форме от барокко.
Ослабление средств воздействия: именно Гериньер первый заговорил об отдаче руки, которую он называл «одним из самых тонких инструментов кавалерии». Что касается ослабления воздействия ног, то факт, что все старые Мастера, включая Гериньера, утверждали что ноги нужно держать в стороне от лошадиных боков, прямо свидетельствует, что это было общепринятой практикой.
Разделение средств воздействия: это не было сформулировано Гериньеров в работе, но не было сформулировано и обратное «постоянное толкание на повод», что кажется является основным в Немецкой традиции. Остановки и полуодержки должны выполняться без ноги, или с минимальной ногой. Для остановки Гериньер говорит о «мягком воздействии икроножных мышц», чтобы не допустить отставления задних ног (до самого конца Боше останавливал своих лошадей «эффектом целостности» («эффектом совмещения»), по крайне мере в начале обучения). Для полуодержки Гериньер разрешал воздействие ногами, только если есть риск, что лошадь полностью остановится, в любом другом случае полуодержка выполняется без ног.
Умеренность средств воздействия: конники 18 столетия, де Нестьер например, были известны тонкостью (искусностью) своей верховой езды, полное отсутствие движения руками и ногами, полное отсутствие физического принуждения в просьбах.
Оптимизация команд: это вероятно принцип более специфичный для Боше, хотя лошади барокко постоянно оставаясь на заду, были в состоянии немедленной готовности к высокому поъему. Возможно, даже слишком. В определении «горизонтального баланса» Боше открыл способ воздушной менки на галопе - то, что не было обычной практикой в барокко.
Стиль ФЕИ не использует ни один из этих принципов.
Ослабление средств воздействия: этот принцип говорит то том, что средства воздействия не должны применять для поддержания. Сейчас поддерживающие средства воздействия всецело поддерживаются немецкими мастерами, а вместе с ними и ФЕИ. Определенное ослабление руки случается время от времени, как признак того, что лошадь не зависит от нее в своем равновесии, но это карикатурно! Во-первых, потому что это мимолетное и недолговечное действие, в то время как во французской школе весь Гранд При мог бы и должен был бы проезжаться на отпущенных средствах воздействия (в данном случае руках). Никто не может представить, чтобы всадники Гранд При делали это сейчас.
Разделение средств воздействия: всадники, тренированные по ФЕИ постоянно «наталкивают лошадь на повод», что целиком противоречит принципу разделения воздействий.
Умеренность средств воздействия: не будучи воспитанными в соответствии с принципами ослабления средств воздействия и умеренность средств воздействия, лошади тренированные по ФЕИ глухи к средствам воздействия, таким образом сила становится необходимой. Очевидно, что в то время как ФЕИ провозглашает осторожность средств воздействия, это только на словах. Два наглядных примера того, что судьи ФЕИ не беспокоятся реально об этом: Свен Ротенберг (за руки) и Клаус Балкенхоль (за ноги!).
Оптимизация команд: в соответствие с последующими принципами баланс должен быть достигнут прежде движения. Главный инструмент для этого сгибание челюстей по Боше.
В ФЕИ эта техника практически полностью неизвестна А то что известно признано негодным.
Это отсутствие понимания в необходимости сгибания челюстей ведущему к контакту равному весу повода является ключевой разницей между Французской школой и ФЕИ (Немецкой школой)
Примечания мои:
1) Следует помнить, что автор явный Бошерист, поэтому в статье прежде всего отстаивает свою точку зрения, то есть это аргументы одной стороны и никак не истина в последней инстанции (но как на мой взгляд многие вещи отмечены очень точно, хотя и есть ИМХО явные перегибы). Сейчас вообще «стороны» в чистом виде (не считая ФЕИ
) найти сложно. Тот же Карл, Хинрикс, Хенрикет, Дитц и др. например, пользуются и Боше (тем же сгибанием челюстей, остановкой Боше и т.д.), и Барокко (тренировкой сбора через движение, постепенным усложнением движений и решением с помощью них разных заданий (вперед и вниз, латеральные движения и т.д.), раздвижением аллюров, например).
2) Посмотрела видео Клауса и должна сказать, что не знаю, как смотрелась его нога в то время, но по сравнению с кучей теперешних спортсменов – он просто золото
http://www.youtube.com/embed/zXjaRkRYP4w