Re: Мое безымянное чудо: Большой Каньон - 2 недели приключен
День 0 или о том, как иногда паранойя помогает, а также о змеях, скорпионах и холодной воде.
По условию тура к месту явки нужно было прибыть накануне отплытия к 7 вечера. Так что летела я в субботу. Даже можно сказать, почти в пятницу. Потому что отлет был в 6 утра. Так что в аэропорт я ехала в полчетвертого утра. А накануне собиралась, мылась, убиралась до полуночи. Так что подъем в два ночи меня совершенно не порадовал. Когда я говорю «не порадовал» - это значит, что настроение было «не подходи – убьет». В самолет я заползла и вырубилась и стало быть до Чикаго я долетела очень быстро. Закрыла глаза, открыла глаза – и вот она пересадка. Потерпела до самолета и вырубилась опять. Вот он метод не скучать в самолете!
На второй пересадке пережила шок. В Фениксе аэропорт явно проектировался потомками тех, кто строил лабиринт Минотавра. То есть все запутано до неприличия. Но я отловила человека из службы, и он мне выдал карту, проверил по компьютеру терминал, и нарисовал маршрут, куда надо пойти и где поймать нужный автобус. Маршрут пролегал мимо багажной карусели. И я как всякий уважающий себя параноик решила на всякий случай убедиться, что моего багажа на ней нет (то есть что багаж отправлен в Большой Каньон). Я вообще так почти всегда делаю, если маршрут пролегает с доступом к карусели. Каков же был мой шок, когда вдруг появилась моя сумка. Я глазам своим не поверила! То есть если бы я не остановилась проконтролировать этот момент, то багаж бы мой никак к месту назначения вовремя не прилетел, и провела бы я отпуск на реке в одной футболке и штанах. Потому что на следующий день отчаливали из гостиницы мы рано.
Дотащив сумку до нужного терминала и сдав ее в багаж опять (служащие еще долго удивлялись, где это я ее нашла), я стала молиться, чтобы товарищи опять ее не потеряли где-нибудь, например, случайно не отправили в Африку. В общем, во Флагстаффе (Большой Каньон) я встречала сумку со слезами радости на глазах.
Вечером в гостинице встреча с руководителем тура и первый инструктаж, так что узнали мы много интересного:
1) В Большом Каньоне водятся гремучие змеи, которые могут укусить, при укусе быстро эвакуируют вертолетом
2) Также там водятся скорпионы, которые могут ужалить, неприятно, но не смертельно, если только нет отека Квинке (но, вообще, волноваться не надо, сказал Андре, у нас есть препараты для снятия аллергической реакции)
3) Еще есть много красных муравьем, которые могут, как укусить, так ужалить, так что нужно смотреть, куда садишься попой, если только эта попа тебе дорога
4) Спасательные жилеты следует любить, как своих маму и отца вместе взятых, и носить на себе всякий раз когда садишься в лодку
5) Лодки иногда переворачиваются (но вы не волнуйтесь, у нас еще пока никто не тонул – оптимистично добавляет Андре). Если лодка перевернулась, а ты под ней, то нужно немедленно из под нее вынырнуть, потому что боутмены (boatman) первым делом считают количество выплывших и очень волнуются, если происходит недочет. Был у них такой случай, когда женщина вынурнула, оказалась под лодкой (там есть пространство) ну и решила, чего шевелиться, так и плыла под лодкой. За эти минуты сопровождающие чуть не поседели.
6) Температура воды в начале поездки что-то около 7 градусов, в конце теплее 14-15. А все потому что вода в реку Колорадо поступает из водохранилища, которое ОЧЕНЬ глубокое, поэтому совсем не прогревается, поэтому круглый год вода одной и той же температуры, постепенно в реке вода слегка прогревается
7) В среднем каждый день подъем будет между 5 и 5:30 утра. На этом месте мне очень захотелось обратно домой (как потом оказалось зря. Я как солдат просыпалась в 4:30 и тынялась по лагерю до подъема).
На этом нам выдали специальные непромокаемые сумки, в которые нужно было переложить вещи из обычных сумок, чтобы даже если вдруг лодка перевернется, вещи остались сухими.
День 1 или здравствуй река Колорадо.
Подъем в 5:30 утра. Первая мысль – все, это мой последний отпуск в русле приключений, потому что терпеть не могу, когда приключения начинаются рано, вот если бы после 11 утра, тогда да, а так хочется кого-нибудь убить, причем с особой жестокостью. В семь утра, позавтракав и покидав сумки в микроавтобусы, едем к месту спуска. Нас 15 человек туристов, на которых приходится 9 человек команды. 4 лодки и 3 рафта. В каждой лодке 4 туриста и один боутмэн (которые гребет и рассказывает истории). Рафты везут большую часть поклажи. Все боутмены – это просто произведение искусства. Все они в возрасте, все с огромным опытом на реке, все специалисты в разных областях, все знают кучу о Каньоне и не только и у каждого куча талантов. И все не похожи друг на друга.
Андре – глава похода – доктор наук в геологии (плюс еще несколько разных степеней в других науках), когда не на реке читает лекции в универе. О Каньоне знает все. Рассказывает о камнях и о истории образования каньона. Играет на флейте. Каньон прошел больше 150 раз от начала до конца.
Моки (это кличка, настоящего имени я даже не знаю
) – в Каньоне больше 40 лет, в зимний сезон работает в горах патрулем по лавинам. Знает все об истории освоения Каньона, кто где когда и что делал. Еще с ним дочка и сын (ведут один из грузовых рафтов).
Хефей (Джеф) – в Каньоне больше 30 лет, плюс прошел на лодках кучу рек в Австралии, Новой Зеландии, Африке, Южной Америке. Вечерами играет на гитаре и поет. Человек-актер, рассказывает истории в лицах. Клуб Путешественников нервно курит в сторонке всем составом.
Джон – самый молодой – в Каньоне только 15 лет
. Самый спокойный и самый мягкий из товарищей. Его легче всего подбить на какое-нибудь безобразие. Ну то есть мне так сначала казалось, а потом оказалось, что все боутмены не дураки повеселиться и поприкалываться. Много рассказывает о животных. Еще делает поделки из глины, в чем с удовольствием принимают участие все желающие.
На рафтах идут:
Арби и Блу – оба из Австралии. У Арби в Австралии своя небольшая компания по путешествиям на рафтах, поэтому он тоже просто сокровищница приключенческих историй. У Блу своя большая ферма. С Блу мы все время до хрипоты спорили об отношении к лошадям и собакам
.
Брайан – этот самый молчаливый, но если вдруг нужна помощь, то всегда прийдет на выручку мгновенно.
Газ и Элли – дети Моки, самые молодые участники. Им обоим 23-24 года.
Начинаем сплав с нулевого километра. Всего на реке мы будем 200 миль. Вот фотография сразу после отплытия.
Здесь Каньон еще мелкий. Потом эти скалы уйдут высоко-высоко ввысь. Заодно на фотографии видны наши лодки. Называются они дори. Делают их из дерева или специальной пены и обшивают специальным стеклом. В свое время я потратила кучу времени, пытаясь решить, на чем же я хожу идти по каньону: на маленьких рафтах или на дори (большие моторизированные рафты я отбросила в самом начале). Тогда я выбрала дори скорее интуитивно. И ни разу об этом не пожалела. Это и в самом деле королевы Каньона. Для обращения с ними нужно больше опыта, чем для обращения с рафтом. Но как же они прекрасны, ну и пороги на них проходить веселее
.
Остановка на ланч.
С самого начала нас потрясла организация всего мероприятия. Вот я, например, даже в своей сумке не всегда все сразу найти могу, а тут 4 большие лодки и 3 рафта и никогда ничего не теряется, хотя вещей на такую группу масса: столы, кресла, все для кухни, продукты для каждой еды, спальные принадлежности, туалет и многое другое.
Кстати, о туалете надо сказать отдельное слово. В Каньоне правило: по маленькому можно ходить ТОЛЬКО в реку, по большому ходить нельзя никуда, то есть все должно забираться с собой. Поэтому на каждой стоянке нам оборудовали туалет: ведро для мочи и специальный контейнер для всего остального. Мочу потом сливали в реку, а контейнеры везли с собой. Благодаря этому Каньон остается вообще нетронутый человеком. Нигде никакого запаха, хотя местами стоянки пользуются регулярно, нигде ни одной бумажечки, бутылки, НИЧЕГО. Вообще! Хотя каждый год через Каньон проходит 35000 человек. И следов никаких. Вот за что можно уважать американцев – так за такое отношение к природе. При этом же мы за всю дорогу не видели ниодного контролирующего, то есть они есть, конечно, но очень выборочно. И никому в голову не приходит: а влом мне идти к реке, пописаю здесь. Если в туалет по-большому хочется не на стоянке, то тебе выдают спец набор: кулек, туалетная бумага и дезинфектант для рук, все делаешь в кулек, закрываешь его, складываешь в спец контейнер и отдаешь организаторам.
Пока все отдыхают после ланча, я лазаю по окрестным камням, гоняясь за ящерицами и пытаясь сделать из них звезд. Ящерицы категорически отказываются.
Приходится довольствоваться цветами
И опять река
Периодически встречаем животных
Виды потрясающие
А это уже место вечерней стоянки
Вечерняя стоянка всегда сопровождается одной и той же процедурой: выгрузился из лодки, нашел место для своей палатки, пошел обратно к пляжу, помог разгрузить рафты, поставил палатку и дальше отдыхай. Часть про «поставил палатку» у меня вызывала некоторый ужас, потому что я не только никогда не ставила палатку сама, но еще и не видела, как это делали другие. Поэтому в мыслях я уже видела себя ставящей палатку всю ночь
. В первый день, нам всем показали как ставить палатку, большинством голосов эту палатку было решено отдать мне как самой большой блондинке. Так что в первый день я была избавлена от этого упражнения. Хотя надо сказать, что палатки отличные, ставятся быстро и просто и в дальнейшем я всегда была первой в установке сего чуда.
А забыла рассказать про пороги. Это же одно из главных развлечений. Порогов много, хотя распределены они неравномерно. Иногда много спокойной воды подряд, а иногда порог на пороге. По всемирной классификации проходимые пороги имеют 5 степеней. Самые сложные – это пороги 5 степени. 6 степень – это те, которые считаются непроходимыми. Степень определяется высотой волн и технической сложностью (например, необходимостью маневрирования внутри порога между камней).
В первый день первый настоящий порог нам встретился после 8 мили. 3 степень. Это потом мы такие пороги будем проходить чуть ли не задом наперед, а сначала страшно. Я на переднем сидении в лодке. До порога проходим курс выживания на воде, типа наваливаться на волну всем весом (то есть когда тебе в лицо прилетает несколько сот килограмм воды, ни в коем случае не отклоняться назад, а наоборот наклоняться на волну, чтобы не смыло), если боутмен кричит «Влево!» или «Враво!», то двигаться нужно мгновенно, потому что секунды решают все, не отклонился, и лодка может перевернуться или налететь на камни. Если боутмен кричит «F..k!» значит все плохо, и нужно присматривать, куда катапультироваться. Если боутмен ничего не кричит, значит, обернись и посмотри, а там ли он еще, если нет, то прыгай на весла
. В общем, звучит все ужасно оптимистично.
Первый порог, проходили вцепившись в лодку всем, чем можно и с волосами вставшими дыбом. Но все прошло отлично, за исключением того, что передний ряд нашей лодки получил отличный душ (как из брандспойта окатили) ОЧЕНЬ холодной водой. Так мы поняли, почему в списке вещей значатся непромокаемые штаны и куртка. Это было своевременное знание, потому что следующий день должен был быть ОЧЕНЬ мокрым (то есть много порогов).