Не знаю, будет полезно или нет, но вот статья Энн Гриббонс (подготовила и выступала на 16 лошадях большого приза, олимпийка, судья FEI 5*)
http://www.equisearch.com/article/dressage_horse_012908
Что искать в выездковой лошади и почему большие (просторные) движения могут быть не лучшим вашим партнером.
Я тренировала много лошадей с заездки до большого приза. С течением лет я изменила мнение о том, что искать в молодых выездковых лошадях. Как и большинство людей, я начала с того, что думала, что я хочу лошадь с исключительным толчком и максимальным временем в воздухе между темпами. Это было самым важным. Я смотрела, как лошадь рысит, сколько каденции, сколько выразительности. Я искала лошадь с большими движениями: летящая рысь и высокий, воздушный галоп. Это было первостепенно по сравнению с качеством галопа и шага.
С течением времени, я осознала, что лошади с большими движениями имеют несколько существенных недостатков. Множество лошадей с большими движениями, которых я тренировала, начинали отлично и выигрывали все до Второго уровня включительно, иногда до Третьего. Судьи смотрели на таких лошадей одним глазом и говорили, что сбор придет. Я особенно помню одну такую лошадь: когда люди смотрели на него на низких уровнях или бегающего на свободе, у них текли слюни. Эта лошадь выигрывала все. Это была Лошадь Года по версии федерации выездки США несколько раз и она была непобедима до Второго Уровня.
А затем успех со скрежетом остановился. Как только мы постарались его сократить и собрать, а также поднять его, вместо того, чтобы двигаться вперед, он стал беситься. Он всегда был замечательной и старающейся лошадью, если только мы не просили его собраться. В конце концов мы его продали, и он стал счастливой любительской конкурной лошадью. С тех пор я видела много выездковых перспективных лошадей, у которых были большие аллюры и которые были впечатляющими на низких уровнях, но как только приходило время собирать лошадь и двигаться вверх по уровням ФЕИ, эти движения становились препятствием.
Сейчас, когда я смотрю лошадей, я сразу думаю о ФЕИ (это уровни МП и выше – прим. Мое). Когда я вижу молодую лошадь на пастбище с просторной летящей рысью часто в комбинации с большим галопом (просторным?), я все также наслаждаюсь этими движениями. Они заставляют меня остановиться и прийти в восторг. Но мой главный критерий – это способность лошади собираться, что уже сразу видно на молодых лошадях без езды на них. Когда я смотрю на потенциальную выездковую лошадь, двигающуюся на пастбище или в манеже, я смотрю на мощь, идущую от задних ног, а не на движения. Например, когда лошадь галопирует, а потом резко останавливается, я хочу видеть, как она использует задние ноги, чтобы сбалансировать все тело. Когда лошадь галопирует и подбегает к стене или разворачивается, я хочу, чтобы она садилась и практически делала скользящую остановку, как в вестерне. Я люблю, когда они делают бросок, рол-бэк (вестерн разворот на 180 градусов) и двигаются в обратном направлении.
Также, я люблю, чтобы лошадь была счастлива на галопе. Ей должно нравиться галопировать, а не только рысить. Если лошадь только рысит, когда ее отпускают, я начинаю «подозревать» галоп. Еще одна вещь, которую я люблю – это может звучать смешно – когда они ложатся, качаются с одной стороны на другую, встают и козлят.
Вместе со способностью к сбору, у лошади должны быть абсолютно чистые аллюры, это значит, что ритм должен оставаться правильным на шагу, рыси и галопе, потому что недостатки шага и галопа невероятно трудно улучшить даже при очень хорошей езде. Вы должны быть очень профессиональны, чтобы улучшить шаг у лошади склонной к латеральному шагу. Тоже самое относится и к галопу. Рысь не должна быть исключительной. Это может быть обыденная рысь, даже слегка плоская (приземленная). Но я смотрю на хорошее сгибание запястья и выраженную работу задних ног под лошадь, что можно найти в «нормальной» рыси. Рысь можно улучшить множеством упражнений, если только нет проблем с ритмом. Любой хороши всадник может улучшить рысь, если только рысь правильная и лошадь более или менее имеет правильное строение для сбора.
Если рысь не очень просторная, это также облегчает понимание лошадью пиаффе, а затем и пассажа. В отличии от обучения исключительно рысящей лошади пассажу замедлением рыси, что так легко для этих лошадей, я предпочитаю идти от шага. Тогда вам не приходится замедлять рысь чтобы научить пассажу, а наоборот (выдвигать лошадь в пассаж). Таким методом (я нахожу) легче контролировать переходы между пиаффе и пассажем.
Продать или пролоббировать лошадь с правильными нормальными аллюрами все еще намного сложнее. Многие очарованы просторными движениями. Но когда покупаешь лошадь, то хочешь облегчить ей жизнь, думая о способности к сбору если ты планируешь идти на более высокие уровни. Последнее, что нужно делать, это брать лошадь у которой физические или психологические проблемы со сбором и заставлять ее собираться. Намного лучше работать с лошадью, для которой это естественно.
Посмотрите на Олимпийских лошадей. Некоторые обладают большими, просторными, эластичными движениями. Но большинство из них не имеют таких уж больших аллюров. Но что у них есть, это мощь включать и поднимать свое тело, способность оставаться в балансе на пиаффе, пассаже и пируэтах. Я бы хотела знать об этом раньше. Иногда у лошади есть и просторные аллюры и способность собираться, но их сложно найти и они очень дорогие.