У меня сегодня на работе было скучно (тьфу*3), поэтому я перевела статью Скота Хэсслера.
Оригинал здесь:
http://dressagetoday.com/article/scott-hassler-coach-your-horse-for-success-30758
Скотт Хеслер: тренируй свою лошадь до успеха.
Я тащусь от тренерства. Я читаю книги о тренерстве и, когда я смотрю профессиональный спорт, я сосредотачиваюсь на том, что тренера делают, чтобы вести свои команды. Давят ли они слегка на своих игроков, чтобы мотивировать их или может они заставляют их верить в себя больше? Я бы не хотел играть на кого-то, кто диктует, кричит и заставляет меня чувствовать, что я недостаточно хорош. Понимать качества хорошего тренера – это первый шаг к тому, чтобы быть хорошим тренером для своей лошади. Второй шаг – это хорошо знать свою лошадь. Эти два качества помогают вам, как всаднику, увеличить шансы вашей лошади на успех.
Идеальный тренер:
... это отличный мотиватор
...заставляет своего атлета верить в успех
...знает сильные и слабые стороны своего атлета очень хорошо
...знает как разыгрывать сильные стороны и улучшать слабые
...имеет стратегию достижения успеха
...опытен и обладает знаниями о том спорте и о том уровне, где он выступает.
Идеальный тренер соединяет эти навыки с красотой и тактом. Всадники, которых я уважаю больше всего используют их, когда ездят на лошади. Они не фальшиво формируют лошадь, их лошади никогда не чувствуют себя уничтоженными. Когда хороший тренер решает проблему, лошадь получает поправку, думая «Да! Я постараюсь лучше для тебя! Я понял!». Это прекрасный диалог за счет стиля тренерства. Езди на своей лошади, как будто ты идеальный работодатель. Когда твоя лошадь любит работать с тобой, ты получишь лучшие результаты.
Знай свою лошадь.
Когда я путешествую и даю мастер-классы, я вижу всадников у которых ложное чувство о том, насколько хорошая их лошадь. Оно искажено любовью и они не работают над тем, чтобы найти, как улучшить ситуацию.
Я также вижу лошадей, которым говорят, что они неправы, но эти лошади часто не понимают, что именно было неправильно. Например, если лошадь слишком сильная, всадник может заставить лошадь быстро остановиться. Это говорит лошади «Не тяни!». Но это именно то ,что оно говорит, и не заставит лошадь тянуть меньше опять через 20 темпов. Отличные тренера хотят знать, почему их лошадь тянет. Может, она раздражена или может она устала. Может, лошадь не поняла всадника. Может, лошадь не в балансе и ее нужно смягчить.
Я не говорю, что остановка – это неправильная коррекция. Но важно то, что всадник делает после этого. Всадник может решить, что лошадь устала и пошагать. Может, лошадь только что попросили сделать три прибавки. В таком случае хороший тренер говорит себе «Конечно, он тянет. Я должен взять это на себя.» Думать как тренер это работать для своей лошади и для успеха.
Когда всадник знает свою лошадь и относится к ней с точки зрения тренера, он может спланировать индивидуальный план работы, чтобы увеличить шансы лошади на успех.
Разработка индивидуальной программы требует не только знания лошади, но и знания задач, которые нужно решить. Например, у вас лошадь второго уровня. Движения второго уровня это плечо внутрь, траверс, ранверс, собранные и средние аллюры, простые менки, осаживание и поворот на задних ногах.
Мы также знаем, что идеальная работа на Втором Уровне включает растяжку, боковые движения и переходы внутри и между аллюров. Она должна включать расслабление, моменты высокой концентрации, мотивацию, упражнения, чтобы улучшить слабые места и упражнения, чтобы развить сильные стороны и улучшить уверенность в себе и «освежить» лошадь. Для меня, обдумывать это для каждой лошади – это самый привлекательный аспект тренировки лошади.
Если вы и ваша лошадь знакомы с упражнениями второго уровня и вы знаете, что работа должна в себя включать, начните думать вне ящика, чтобы понять как вы можете стать лучшим тренером для своей лошади. Мой совет, на данный момент, забудьте о том, что является нормальным. Например, обычно растяжка делается вначале занятия. Если ваша лошадь не может нормально растягиваться вначале, не делайте этого. Растяжка должна присутствовать, но может вашей лошади удобнее ее делать после середины работы.
Забудьте, что является классикой и что вам сказал тренер, дающий мастер-класс на прошлой неделе. Взамен, просто слушайте свою лошадь и спрашивайте себя «Что будет полезно для моей лошади?»
• Некоторые лошади любят ясность задач. Они знают: сначала я делаю это, потом я делаю это и последовательность заставляет их чувствовать себя комфортно.
• Некоторые лошади любят менять рамку часто, а другие используют это, чтобы уйти от работы
• Некоторые лошади хороши на пиаффе, и это делает их аллюры более сбалансированными. Тогда возможно их стоит ввести вначале занятия.
• Может, лучший аллюр вашей лошади – это галоп. Хотя нормальным является прошагнуть, потом потянуться на рыси и только потом галоппировать, начинайте с того аллюра, на котором ваша лошадь имеет лучший баланс и чувствует себя максимально комфортно. То есть галоппируйте до работы на рыси. Попробуйте это неделю или две и если это делает лошадь лучше и лучше, запишите в записную книжку. Каждый раз, когда моя идея оказывается удачной, потому что лошадь сказала мне об этом, я ее записываю, чтобы можно было к ней возвращаться.
Делать то, что нравится вашей лошади, заставляет ее чувствовать себя хорошо. Когда вы слушаете свою лошадь, вы также находите ее недостатки. Будьте осторожны, чтобы не атаковать их. Вместо этого, улучшайте их по чуть-чуть. Корректировка недостатков слишком быстро и сильно, пытаясь немедленно решить их может ошеломить вашу лошадь, что в свою очередь с большой вероятностью повлияет на ее желание работать и приведет к недостатку уверенности. Может, например, ваша лошадь имеет проблемы с поддержанием ритма и сгибанием на боковых движениях. Эта проблема должна улучшаться постепенно день за днем и месяц за месяцем. Если вы думаете «У меня соревнования через две недели, а мы делаем принимание направо на 5», а потом вы пытаетесь сделать его на 8, мы можете закончить тем, что получите ниже 5 и убьете мотивацию вашей лошади в процессе. Работайте над недостатками мудро.
*Ваша лошадь устает быстро? Делайте больше перерывов на шаг
*Ваша лошадь двигается напряженно? Возможно нужно давать ей потянуться чаще
*Некоторые лошади не могут сосредотачиваться долго и это должно определять время, которое вы работаете над упражнением.
Разработка правильной разминки – это искусство. Читайте свою лошадь: после занятия, как она воспринимает сессию? Надеюсь, она не думает «Рррр! Не могу дождаться, пока меня вернут в денник после всех этих скучных переходов». Пусть она думает «Вау! Мы, конечно, потратити силы, но это было классно! Я поняла!»
Хороший тренер спрашивает себя «Как много я давлю сейчас? Это справедливо? Может нужен перерыв физически или психологически?» Может, вам кажется, что лошади нужно несколько выходных после сложных задач и потом можно опять увеличить требования.
Тренерующий всадник должен вдохновлять лошадь, должен увеличивать требования без создания напряжения, а затем расслаблять лошадь с прекрасными, тонкими, спокойными средствами управления. Это очень затягивающее чувство, к которому мы стремимся. Вы будете вознаграждены эластичной, мягкой и уверенной лошадью под вами.
Ваша лошадь переживает движения, как например плечо внутрь, как физическое ощущение. Если лошадь сопротивляется, это не потому что он не хочет делать плечо внутрь или потому что у нее нет рабочей этики или потому что сопротивляться у нее в крови. Когда лошадь начинает делать трудное движение, у нее возникают ощущения в теле. Она может чувствовать зажим в затылке, или в правом плече, в спине или в правом скакательном суставе. Ее тело говорит «Это трудно!». Это нее ее мозг говорит, что лошадь не хочет работать для вас, это ее тело. Если мы думаем о конкретном чувстве или ощущении, возникающем при исполнении конкретного движения, мы можем понять, почему лошадь закрывается и мы можем понять, что ей нужно.
Давайте используем плечо внутрь как пример. Но сначала, определим, что такое плечо внутрь и посмотрим, как части тела лошади задействованы в движении. Вместо того, чтобы тело лошади было на прямой линии, оно согнуто (скажем, направо) в три следа под углом к стене манежа. Плечи направлены так, как будто лошадь выходит на диагональ. Плечи и передние ноги не могут идти прямо, потому что если они пойдут, то лошадь просто выйдет на диагональ. Мы говорим им «Нет, нет, мы идем сюда – вдоль длинной стенки». Таким образом лошадь должна открыть плечи, чтобы передние ноги шагали вбок – влево – на плече внутрь направо. Это совершенно новое ощущение для лошади. Ваша лошадь должна доброжелательно принимать чувство открывающихся плечей и шагания влево на плече внутрь направо, и как хороший тренер, вы учите ее этому и поддерживаете ее в этом.
Идеально плечо внутрь начинается с идеальной собранной рыси: представьте себе элегантную, воздушную рысь на прямой линии. Контакт чувствуется прекрасно и лошадь идет в прекрасном балансе. Она активна, энергична и проходит через спину.
Если при выходе на плечо любой аспект идеальной рыси меняется - это не плечо внутрь. Всадник должен принять, что даже если сгибание идеально и след ног замечателен, это не плечо внутрь если рысь меняется, делаясь более плоской по сравнению с идеальной рысью лошади. Даже если вы получаете 7,5 за плечо, как всадник и как тренер, вы не можете быть удовлетворены, если лошадь показывает более правильные аллюры на прямой. Вы должны быть удовлетворены только если лошадь достигает своего оптимума. Если у лошади замечательная рысь, то вы хотите точно такое же чувство движения и уверенности на плече внутрь, как и на прямой.
Когда лошадь выходит на плечо внутрь с идеальной рыси, множество вещей могут пойти не так:
· Контакт внезапно меняется
· Лошадь теряет ритм
· Лошадь теряет сгибание и откидывает зад на 4 следа. Следом, вместо задействования задних ног в сгибании, лошадь зажимается и поворачивается на переду.
· Лошадь может потерять баланс
· Лошадь может уйти за шенкель.
В добавок, индивидуальное понимание каждым всадником плеча внутрь и координация средств управления усложняет дело.
Когда возникает проблема, хороший тренер говорит себе «Ну, это движение не так просто для моей лошади, так как я могу гимнастически найти пути улучшить его уверенность в этом ощущении?»
Требуется немного опыта, чтобы разбить движение на составные части, продумать их и сделать хороший выбор. Но я надеюсь, что большинство всадников, читающих это, имеют тренера, который сможет им помочь сделать шаг назад и проанализировать ситуацию, осознавая, что лошадь от природы не хочет сопротивляться. Часто движение просто должно быть объяснено еще раз или объяснено по-другому.
Например, может, его нужно делать в другом ритме, найдите идеальный ритм для своей лошади. Некоторые люди склонны к замедлению лошади, для поддержания одинакового ритма. Я не говорю, что это неправильно. Это может быть эффективно для горячих лошадей, потому что в них очень много движения. Но у ленивой лошади не хватает внутренней энергии, чтобы поднять плечи. Если вы замедлите ленивую лошадь, она упадет на перед. А вам нужно достаточно энергии, чтобы лошадь могла поднять плечи. Базовое требование – это энергия и желание, чтобы лошадь могла поднять плечи и научить так двигаться.
Может, нужно просить меньше шагов. Возможно вы входите на плечо хорошо, а потом лошадь теряет ритм и уходит за шенкель. Вместо того, чтобы делать плечо всю длинную стенку, ездите больше повторений плеча, но меньше шагов в каждом. Или например, попробуйте упражнение:
1. Плечо от М до В
2. Поворот и еще одно плечо от В до Е
3. Еще один поворот и плечо до Н. Включите фантазию, чтобы лошадь училась делать качественное плечо меньше шагов, а потом добавляйте.
Если проблема с ритмом, то возможно нужно уменьшить сгибание. Тогда плечи будут более уравновешены и лошади будет легче держать ритм.
Переходы могут помочь. Если лошадь зажимает спину, попробуйте делать рысь-шаг-рысь или галоп-рысь-галоп. Это поможет лошади расслабить спину и пройти через спину, а также добавить эластичности аллюрам. Если лошадь теряет баланс и/или не отвечает на средства, попробуйте рысь-остановка-рысь или галоп-шаг-галоп. Это поможет лошади перебалансироваться и создать больше импульса, а также добавить чувствительности к средствам управления.
Может, вам нужно делать плечо в другой рамке: длинее или короче или выше или ниже.
Может, нужно делать плечо после другого движения, например, переходы плечо внутрь – принимание-плечо внутрь-принимание. Это упражнение поможет лошади осознать, как быть легче, более сбалансированной и свободной во внутреннем плече.
Читать лошадь – это искусство. Позвольте лошади показать вам путь. Ее ответ – это очень важно. Поймите, с чем ей легко и что поддерживает ее уверенность, а с чем ей трудно и что требует пестования. Чем больше лошадь преуспевает, тем лучше она себя чувствует и тем больше она будет хотеть пробовать сложные движения. Если у вас тренерский подход, вы впереди игры. Через мозг лошади лежит лучший путь к ее телу.
Всадники часто слишком зависят от внутренних средств управления на плече (и на других движениях). Они думают о том, как лошадь чувствуется на внутреннем поводе и как лошадь согнута вокруг внутреннего шенкеля, но чувствуя сгибание, они часто забывают о второй стороне. Внутренняя сторона лошади – это только 50 процентов. У плеча внутрь нет шансов, если лошадь мягкая на внутреннюю сторону, но плоская и неотвечающая на внешнюю. Если лошадь не отвечает на внешний повод, она опирается на него и проводимость отсутствует. Лошадь должна ощущаться живой на внешнем поводе, также как и на внутреннем, поэтому правильно пройти угол или сделать вольт перед движением очень важно. Без помощи внешних средств воздействия в углах, на вольту и на движении, лошадь будет клониться внутрь, становиться плоской и идти через внешний повод.
Создайте упражнение, которое сбалансирует вашу лошадь и налево и направо, так чтобы она чувствовалась живой на оба повода, а не живой на один и глухой на другой. Попробуйте это упражнение, чтобы улучшить контакт с внешним поводом: ездой направо начните уступку шекелю от М к четверть линии, это делает лошадь более отзывчивой на левый повод, на четверть линии начните делать плечо направо.
Вот тут есть видео:
View: https://www.youtube.com/watch?v=I3YiGXVVgb0
Мне кажется, лошади учат движения вроде плеча внутрь проходя через три стадии, и чем больше вы понимаете вашу лошадь на каждой их этих стадий, тем больше вы его понимаете в целом:
Фаза 1 – Эксперимент. На первом этапе лошадь учит движение. Это эксперимент – новый опыт. На этом этапе, вы проводите исследование, и смотрите, как лошадь отвечает. Лошадь учит, что такое плечо, а вы наблюдаете, как лошадь с этим справляется.
Фаза 2 – Понимание и взросление. Движение становится понятным и улучшается постепенно. На этом этапе вы не хотите давать лошадь слишком много вариантов, чтобы не раздражать и не путать. Лошади нужно четкое понимание, что такое плечо.
Фаза 3 – Оно принадлежит вам. После того, как ваша лошадь поняла движение, можно начать добавлять опции. Вы можете начать ездить его с большим количеством полуодержек, с большей экспрессией, с лучшим темпом, с большим сгибанием. Начните экспериментировать с плечом внутрь, так что оно действительно принадлежит вам. Вы чувствуете, что вы можете получать 8,5-9 каждый раз за это плечо.
Я бы посоветовал для некоторых движений, тех что ваша лошадь находит очень сложными, не пытаться обладать ими. Например, если ваша лошадь испытывает трудности с ритмом на крутом принимании на рыси, нужно удовлетворяться оценкой 7, это понятно и по взрослому. Не лезьте в него. Если вы таки полезете, ритм станет нерегурлярным опять и контакт испортится. Не стоит пытаться обладать им, потому что вы не только можете начать получать 5, но вы можете расстроить свою лошадь вместо того, чтобы помочь ей. Просто будьте счастливы, что лошадь понимает движение, что качество систематично, зрело и что вы можете получить уверенную 7. Решите, какие движения могут вам принадлежать и в них идите до 8 или 9. Эти движения будут гвоздем программы для вашей лошади. Вот что значит понимать свою лошадь. Стратегия – это одно из качеств хорошего тренера. А это стратегия.