Пока есть 5 минут, напишу немного слов об Ане, хотя уже все триста раз сказано до меня.
Наверное, нет в мире более тонкой, более уважительной к лошади работе, чем у Ани. Ехала я туда чтобы понять для себя, не сошла ли я с ума и правда ли это существует, и выглядит, как выглядит.
Дело, конечно же, не в том, что здесь делают те же самые упражнения, что и мы все вокруг. Это на самом деле действительно очень нежный и хирургически-аккуратный микс из связок, в максимальной степени подобранный из особенностей конкретной лошади. Очень другой подход, мы не привыкли такое видеть и использовать в рутинной работе, имхо.
"Это интересно, смотреть на всадника и пытаться предугадать, что он сделает в следующий момент, потому что мы каждый миг работаем над тем, чтобы привести лошадь в баланс". В верховой езде Аня и ее ученики принимают решение каждое мгновение. Ты сидишь и думаешь, "О, наверное, лошадь слишком на переду для упражнения и она сделает остановку", и Аня вдруг ее действительно делает и это вызывает восторг и удивление, что ты чуточку понял намерения всадника. Или ты думаешь, что вот сейчас она сделает переход из плеча внутрь, скажем, в ранверс, а Аня просто поднимает лошадь в галоп из этого положения и ты лихорадочно соображаешь, почему именно так, где ты ошибся в наблюдениях? И зачем, самое главное, она сделала это сейчас, что было основанием для такого решения? Готова сидеть за этим сутками, вообще не надоедает. Чувствуешь себя увлеченно, почти как котик, бегающий за бликом от зеркала, очень хочется поймать и удержать понимание в себе, а оно убегает с каждым новым кадром
Аня рассказывает, конечно, подробно про каждую лошадь, которую она демонстрирует. Большинство лошадей у нее это лошади с проблемами, пожилые (например, жеребец Пао, (23 года, если я не ошибаюсь) с меланомами под хвостом и во рту). Аня трогает его за жировой гребень и поясняет, что конь уже давно не в полноценной работе, в том числе, из-за болезни он практически не слышит руку (полный рот меланом), однако лошадь все равно легко и элегантно выполняет гимнастику и элементы высшей школы.
Ни в одном движении здесь не управляют лошадью силой, не кричат и не давят тем более, и животные выглядят очень счастливыми, спокойными и мотивированными.
Кстати, Аня не пользуется услугами остеопатов и мануальных терапевтов для лошадей, потому что пробовала очень много, и не видит результата. Много работы, очень много ежедневной работы, только так можно решить проблемы с телом, считает она.