Бронзовое навершие в виде фигуры коня. Использовалось в ритуалах, посвященных культу небесных коней. IV-I в. до н.э.
Мирослав Куцев
Небесный конь
Церемониальное бронзовое навершие со стоящим конем, 4-1 века до н.э. Это церемониальное бронзовое навершие со стоящим конем является артефактом Греко-Бактрийского царства. Когда скифы вступили в контакт с греками в Греко-Бактрийском царстве, художники двух культур оказали влияние друг на друга. Бронзовое навершие имеет много общего со знаменитыми скифскими золотыми артефактами, найденными в тысячах километров к западу на берегах Босфора и Херсонеса, хотя бронзовое навершие характеризуется высокой степенью культурного синкретизма. Эллинистические культурные и художественные влияния прослеживаются во многих аспектах конской скульптуры, что можно отнести к существованию Греко-Бактрийского царства. Это демонстрирует богатство культурных влияний в районе Бактрии в то время.
У бронзового коня изящная голова, лебединая шея, стройное тело и глубокая грудь, и он сидит на навершии, вытянув длинные ноги. Произведение искусства сочетает в себе скифские и эллинистические элементы. Длинная грива лошади изображена в эллинистическом стиле, в то время как ее ребра представлены в анатомическом стиле. В эллинистический период стили скульптур варьировались от анатомического стиля до натуралистического и реалистического стилей. Древний эллинистический узор также изображен на основании навершия. Бронзовое навершие с изображением лошади является ярким примером животного стиля в искусстве. Звериный стиль, типичный для скифской культуры, ассоциируется с богатым разнообразием пластики, а также симметрией композиционных решений. Такие артефакты, как навершие, устанавливались на древках и зданиях в ритуальных целях. Правители Скифии обычно использовали навершия для церемоний, посвященных культу Небесных коней, во время путешествий, посещения фестивалей и даже скачек. Археологов и исследователей издавна привлекали скифские произведения искусства из-за их традиционной стилизации деталей и соответствующих элементов. В то же время такие произведения искусства демонстрируют высокую степень точности и отражают высокохудожественный подход скифского звериного стиля. Скифская культура породила артефакты, которые сегодня признаны шедеврами древнего искусства. Различные изображения лошадей на этих произведениях искусства указывают на то, насколько важными они были для скифской культуры.
На таких произведениях искусства, как бронзовое навершие, изображены более сильные и крупные лошади, что свидетельствует о наличии скрещивания. После скрещивания новые лошади были высоко оценены из-за их грациозного и элегантного внешнего вида. Заводчики также ценили животных, которые демонстрировали выносливость и скорость. Эти новые лошади были описаны как намного более быстрые и сильные, чем типичные китайские и монгольские породы лошадей. Действительно, “небесные” кони были быстрыми и легкими.
Джонатан Тао, историк-исследователь из Чикагского университета, автор книги “Небесные кони Бактрии: создание Шелкового пути”, заявил, что бронзовое навершие следует отождествлять с предком современной ахалтекинской породы лошадей, потомком "небесных коней", завезенных из Центральной Азии во время Война Небесных коней. Война небесных коней (или война Хань-Даюань) была военным конфликтом, который велся с 104 по 102 год до н.э. между китайской династией Хань и правившим скифами Даюанем, который был частью Греко-Бактрийского царства. Война велась в Ферганской долине на самой восточной оконечности бывшей Персидской империи (между современными Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном). Более конкретно, Даюань (или Таюань; китайское: 大宛; пиньинь: Дайюань; буквально: “Великие ионийцы”) был городом-государством в Ферганской долине в Центральной Азии, который описан в китайских исторических текстах, таких как "Записи великого историка" и "Книга Хань". Он также упоминается в отчетах, написанных знаменитым китайским исследователем Чжан Цянем и многочисленными послами, которые последовали за ним в Центральную Азию в 130 году до нашей эры. Народ даюань был потомками греческих колонистов, которые последовали за Александром Македонским и поселились в Фергане в 329 году до нашей эры. Они процветали в эллинистическом царстве Селевкидов и греко-бактрийцев, пока не были изолированы миграцией скифского народа примерно в 140 году до нашей эры. Похоже, что название “Юань” было просто транслитерацией санскритских терминов “Явана” или “палийская Йона”, которые использовались на протяжении всей древности в Азии для обозначения греков (или ионийцев). Это указывает на то, что “даюань” использовалось для обозначения “Великих ионийцев” или “Великих греков”.
К 100 году до н.э. народ даюань потерпел поражение от династии Хань в войне Хань-Даюань. Это взаимодействие между народом даюань и китайцами имеет историческое значение, поскольку представляет собой один из первых крупных примеров контакта между урбанизированной западной цивилизацией и китайской цивилизацией. Таким образом, это помогло проложить путь для развития Великого Шелкового пути, который связывал Восток и Запад как с точки зрения материального, так и культурного обмена с 1-го века до нашей эры по 15-й век. Таким образом, роль лошадей в развитии китайской цивилизации чрезвычайно значительна. Благодаря пониманию стратегической важности коневодства империя Хань смогла продолжить развитие своей цивилизации. Благодаря использованию элитных пород лошадей было модернизировано искусство ведения войны, что позволило адекватно реагировать на набеги соседних кочевых цивилизаций. Значимость роли лошади четко отражена в произведениях искусства периода Хань. Бронзовое навершие коня относится к тем временам, когда ханьцы начали распространять свое влияние на территории Древней Центральной Азии, где кочевая цивилизация бросила им вызов. Необходимо было получить важный военно–стратегический ресурс - лучших лошадей, готовых составить конкуренцию кавалерии кочевников. Ферганские "небесные" лошади принадлежат к одной из самых ранних известных в мире культурных пород скаковых лошадей, быстрому и легкому восточному типу, идеально подходящему для кавалерии. Они являются предками всех лучших азиатских пород лошадей: арабской, туркменской (ахалтекинской) и киргизской. Даже учитывая неизбежные эксперименты по скрещиванию на протяжении веков и смешение кровей со времен Геродота, ахалтекинская порода лошадей сохранила основные черты, описанные историками с древних времен, доказательством чего является бронзовое навершие.
"Ахалтекинец - первая чистокровная лошадь в истории; это прямой предок английской чистокровной лошади", - сказал Джонатан Маслоу, автор книги "Священные лошади". Артефакт может служить данный источник"