Про паруса. Очень просто, на уровне моего чайниковского понимания, тк если лезть глубоко, там такие дебри открываются... Ну и не берем огромные многомачтовые парусные суда, только прогулочные яхты. Начнем с мачт. Обычно у небольшой прогулочной яхты есть одна мачта, называемая гротом. А "палка" внизу, присоединенная под углом 90 градусов к гроту, называется гик. Парус, который крепится к грот-мачте, называется гротом.
Грот - это основной парус. Однако, для увеличения площади парусов и, следовательно, скорости, а также для стабильности (чтобы яхту ветром не разворачивало) ходят под двумя (реже тремя) парусами. Спереди от грота находится стаксель - передний парус. Он меньше грота и на стандартных прогулочных яхтах ставится не на отдельную мачту, а на закрутку, т.е. на металлический трос. Стаксель бОльшего размера называется генуя. На картинке слева генуя, справа стаксель.
Очень важно отрегулировать паруса так, чтобы они работали вместе и не "воровали" друг у друга ветер.
Для гонок и просто по фану иногда ставят еще один передний парус, называемый спинакером. Это большой парус хитрой формы (как воздушный змей), который крепится к верху грот мачты и снизу к специальной палке - спинакер-гику. Спинакеры обычно ярких цветов и очень красиво выглядят на регатах, но в комплект стандартного снаряжения прогулочной яхты не входят. В большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель.
Асимметричный спинакер меньшего размера называют геннакером (этот парус меньше спинакера, но больше генуи).
Если мачт больше одной, то первая мачта называется фок, последняя бизань, а все мачты между ними - гроты.