ПИЩЕВАЯ АДДИКЦИЯ И СОЗАВИСИМОСТЬ
Термин "созависимость" вы наверняка встречали в контексте алкогольной зависимости. Это относится не к самому алкоголику, а к его близким. Если близкие становятся созависимы, вся их жизнь подчиняется образу жизни алкоголика, наркомана, игромана. Созависимость - это тоже форма искривления сознания. Такие люди уверены, что надо продолжать поддерживать психически больного при любых обстоятельствах, всегда ему помогать, ведь однажды он обязательно образумится - надо просто не оставлять человека, продолжать помогать ему, вода камень долбит, и вообще... Созависимые забывают о своей жизни и все усилия направляют на "спасение" больного, идущего на дно. "Спасение" в кавычках, потому что на самом деле это вовсе не спасение. Аддикт привыкает к тому, что ему обеспечивается относительно комфортное существование, а часть проблем за него (а иногда и все сразу) решает созависимый.
Зачем избавляться от зависимости? Ему и так неплохо.
Полагаю, что у пищевых аддиктов тоже есть созависимые близкие, но проявляется это несколько иначе, чем в случае с алкоголиками и наркоманами. Как уже было сказано, пищевая аддикция опасна тем, что ее предмет общедоступен и не осуждается обществом, а потому больному сложнее осознать, что его психическое состояние от нормального далеко. Созависимым близким тоже непросто понять (иногда, я бы сказала, им это даже сложнее, чем больному - не они же теряют контроль над собой), что поведение зависимого родственника уже переходит разумные границы.
А что такого, в самом деле? Много ест, говорите? Это просто хороший аппетит. Много весит? А посмотрите, сколько вокруг нас толстых. Не хуже других, поди. И вообще, хорошего человека, как известно, должно быть много - а у женщины должно быть за что подержаться. Наворачивает? Так вкусно же! Прекрасно его понимаю, сама бы так ела... Пойду, пожалуй, и себе добавки положу.
Последняя реплика не случайна: у созависимых большие шансы спиться, начать употреблять наркотики и тем более объедаться вслед за больным родным человеком, которому они бессильны помочь.
К созависимости женщины склонны больше, чем мужчины. В большинстве семей питанием заведуют женщины, они контролируют доступ к еде как к ресурсу. Именно они способны превратить что-то сырое или невразумительной массой лежащее в банке в аппетитное блюдо. Многие мужчины готовить не умеют либо готовят одно-два самых простых блюда. А еще немало женщин любят готовить, и комплименты кулинарному таланту получать приятно. Просто приятно. А какой комплимент для хозяйки лучше и красноречивее, чем пустая тарелка?
У мужчин пищевая созависимость проявляется, по моим наблюдениям, иначе: мужчина с удовольствием водит жену в кафе, заказывает ей все, что она хочет, и с особенным удовольствием наблюдает, как она это ест. Носит домой продукты... Нет, продукты, конечно, дело хорошее, без них никак. Но еще большой вопрос, что покупать и в каком количестве. Созависимый мужчина может принести больной жене не маленький батончик, как она просила (да-да, она помнит, что у нее лишний вес, но так хочется... а если чуть-чуть, то можно, правда?), а большой. Потому что по цене это выгоднее, и вообще чем больше, тем лучше. А что жене в итоге будет хуже, об этом он просто не подумал. Он хотел как лучше! И это она сама его попросила о батончике!
- Мама, ты не представляешь себе, что он вытворяет! Он сегодня съел три тарелки щей! Три тарелки, Карл!
- Ну и что? Значит, ему вкусно! Значит, ты приготовила хорошие щи! Пусть ест, они не вредные, от них почти не толстеют.
Пусть ест, да. Пусть ест, Господи...
Созависимость ничуть не лучше аддикции как таковой. В основе та же самая искаженная картина мира. Еще к созависимости склонны люди, не имеющие собственных внутренних опор. Они стремятся обрести такие опоры и смысл жизни в заботе - как им кажется, настоящей заботе - об аддикте. И в какой-то степени это мания величия, только завуалированная, смазанная, затертая добрыми помыслами: я же стараюсь как лучше! вы что, предлагаете мне бросить его в беде?
В беде бросать, конечно, нельзя - но помогать имеет смысл только тем, кто сам готов себе помочь.
Дальше надо, как в предыдущих постах, дать ряд советов, но проблема в том, что в этом случае я не знаю, какие. При пищевой аддикции психика больного все же не так заметно разрушается, как при алкоголизме и наркомании, поэтому совет бросать человека будет явно неуместен.
(Хотя в раннесредневековой Ирландии женщина могла по собственной инициативе развестись с мужем, если он потолстел. Заметим, что в другую сторону эта норма не работает: муж не мог развестись с женой из-за ее лишнего веса. Это логично, так как женщины массово полнеют в результате беременности и вскармливания, а это дело святое. В смысле, деторождение, а не толстение. Мужской организм менее склонен накапливать жир, к тому же мужчина обязан поддерживать себя в форме, чтобы всегда быть готовым к бою. И в Древности, и в Средние века с едой было не очень хорошо: ее было мало, она была малопитательна и однообразна... Ну, это отдельный разговор. Конечно, пищевые аддикты существовали во все времена, просто раньше у них было гораздо меньше возможностей ни в чем себе не отказывать. Однако уже тогда в некоторых социумах пытались ставить этому рамки. Если тебе все равно, сколько ты весишь, и ты надеешься, что в бою ты уж как-нибудь найдешь себе применение, а то и надеешься, что за тебя умрут другие, то пусть хотя бы тебе будет перед людьми стыдно, что даже жена тебя бросила.)
Я пока не знаю, что делать созависимым, что делать с созависимыми... Я вообще не планировала писать на эту тему, но на днях случилась серьезная неприятность: один пищевой аддикт в отсутствие жены залез по своему обычаю в холодильник и съел то, что не было приколочено. Приколочена не была черешня. И Бог бы с черешней, но она оказалась немытой. А завтра ехать на поезде, причем далеко. А в том, что черешня в холодильнике немытая, разумеется, виновата созависимая супруга.
Теперь созависимая плачет: он что, не понимает? у него все настолько плохо с головой, да? он что, теряет контроль, когда видит еду, так что даже не думает, что ее надо мыть?
Увы, да.
А мне еще предстоит думать и думать, как с ними быть.