ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ Ю.А. ОРЛОВА
Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН
май 2021 г.
Первую палеонтологическую коллекцию в России собирал еще Петр I: тогда в Кунсткамеру поступали кости и зубы млекопитающих ледникового периода. Позже коллекция хранилась в Петербурге вместе с минералогическими находками. В 1930-е Минералогический институт, куда были переданы эти находки, переехал из Ленинграда в Москву.
В 1937 году к XVII сессии Международного Геологического конгресса был открыт Палеонтологический музей. Тогда он располагался не где-нибудь, а на Большой Калужской улице (позднее переименованной в Ленинский проспект) в помещении манежа графа Орлова. Именно там, где стояли лошади, прибывавшие из Хренового в Москву. В тех самых краях, где зародились рысистые бега.
В годы Великой Отечественной войны часть коллекций Музея была отправлена в Алма-Ату. В 1944 году их вернули, тогда же Институт палеонтологии возглавил Юрий Александрович Орлов, д.б.н., изучавший эволюцию мозга на материале палеонтологических находок.
Специфика палеонтологии такова, что некоторые материалы могут занимать очень много места. Коллекция Музея росла, и в 1954 году его пришлось закрыть именно по этой причине.
В 1965 году Орлов добился решения правительства СССР о создании нового Палеонтологического музея и выделения средств на решение этой задачи. Увы, академик умер в 1966 году, не увидев даже утвержденного проекта здания своего Музея. Проект получил Государственную премию СССР. Строительство началось в 1972 году на юго-западной окраине Москвы у опушки Битцевского лесопарка. Он открылся для посетителей лишь в 1987 году.
Этот музей всегда был рядом. Стрелкой примерно обозначен мой дом. Мы переехали туда в 1986-м, и строительные краны, а потом и башни были видны из наших окон, пока лес не подрос и не заслонил их.
Здание Музея напоминает крепость с внутренним двором, вокруг располагаются четыре крыла с четырьмя примыкающими к ним башнями. Стиль - брутализм. В Сети пишут, что прообразом здания был условно вавилонский зиккурат, поэтому использован кирпич и для отделки - керамика.
Теперь Палеонтологический музей является одним из крупнейших естественнонаучных музеев мира.
Специальные решетки:
Есть еще вариант с птеродактилями.
Залов много, и они огромные. Есть и неживая органика: нефть, торф и уголь. Но как обсуждать кости и окаменелые яйца? Давайте лучше посмотрим палеоарт.
За зоной билетного контроля открывается внутренность башни, в которой можно увидеть панно "Древо жизни". В литературе его иногда называют материалистическим иконостасом. Действительно, оно четко разделено на чины, а вверху помещена материалистическая Мадонна - человек как вершина эволюции:
Панно невероятных размеров. Нет ни одного кадра, куда оно помещалось хотя бы наполовину.
Морды некоторых существ выступают с поверхности:
Внизу кистеперые рыбы и морские лилии. Кого там только нет. И это все керамика, изготовлена на "Гжели".
Внизу и вверху башни зеркала - эволюция уходит в глубины морские и в космос.
Какой подробный пейзаж между главными динозаврами, даже в озере кто-то купается:
Примерные размеры можно оценить здесь. Крайний справа - А.М. Белашов, автор "Древа жизни".
Это вестибюль напротив "Древа жизни": слепок скелета плезиозавра из Японии, которого кто-то загрыз, и керамическое панно "Морские лилии" В.А. Малолеткова:
Морские лилии можно найти в отделочном темно-красном камне, они в виде кружочков с пятиконечными звездочками внутри - это их стебельки. На самом деле это не растения, а животные, ведущие сидячий образ жизни.
По другой стене - панно В.А. Малолеткова "Рождение моря": из аммонита раскручивается вихрь, и выплывают рыбы и моллюски.
Это правая часть "Рождения моря" и на его фоне мамонт (Mammuthus primigenius) – второй практически полный скелет мамонта, найденный на Земле. Обнаружен в 1842 году промышленником А.И. Трофимовым на северо-востоке Гыданского полуострова в Сибири.
Просто бактериальный мат с цианобактериями. Единственный живой экспонат.
Керамическое панно А.М. Белашова "Каменноугольный лес", но в нем есть также и организмы девона и перми. Можно найти стрекозу и двух ящеров, один из них веселый.
Монтаж панно:
Панно М.В. Шаховской-Фаворской "Эволюция растений", внизу стоят витрины. В кадре примерно треть длины панно.
Это специфический образец круглой скульптуры С.А. Казанского, называется "Многообразие жизни на Земле". Там есть все, от веточек до трилобитов и грибочков, все из глазированной керамики.
Так выглядят контррельефы на известняковых панелях:
Конкретно это работа О.А. Куликовой, многие виды здесь в натуральный размер. Компоновка фигур млекопитающих на плоскости схожа с таковой на иллюстрациях в детской научно-популярной литературе. Справа лошади.
Люстра работы П.А. Панченко с накладными древнейшими позвоночными и хвощами из кованой меди:
Череп трогонтериевого слона, или степного мамонта (обитал в Европе и Сибири). На стене картины палеонтолога и художника-анималиста К.К. Флёрова.
Из всех залов можно посмотреть с узеньких балконов на внутренний дворик:
Там амфитеатр со скульптурами, на внешних стенах барельефы животных, стилизованные под пещерную живопись. Увы, дворик давно в аварийном состоянии, поэтому туда никого не пускают. Обратите внимание на мелких существ наверху столбиков, что за мамонтом.