Первая цифровая мыльница у меня появилась в 14-15 лет. Тогда я была юной восторженной девочкой, обожающей фотографировать. По сравнению с пленочными фотоаппаратами до этого, цифромыльницы казались чудом: щелкнул - и тут же видишь результат на экранчике, если не получилось - щелкнул еще раз, тебя никто не ограничивает в количестве кадров, можно сделать несколько и удалить лишние потом. Красота же! Так что я просто бегала и жала на кнопку в авторежиме. Что-то получалось, что-то нет. Я расстраивалась, конечно, и задавалась вопросом, почему так. Но все, абсолютно ВСЕ (чтоб им икалось непрерывно), говорили, мол, а что ты хочешь, это потому что у тебя такой фотик, вот если б у тебя была зеркалка за миллионы, тогда фотки были бы идеальные - профи же не снимают на мыльницу. Если хочешь стать фотографом - без этого никак.
Это было еще в доинтернетную эпоху, так что я верила безоговорочно, продолжала жать кнопку в режиме автомата, слёзно страдала и мечтала о зеркалке. Потому что только с ней у меня сразу получатся суперфото, а я стану успешным фотографом-профи. Но жили мы бедно, а зеркалки стоили как крыло от самолета, школьнице такую сумму было не накопить никогда, и я продолжала страдать и мечтать о недостижимом.
В 2007 мне подарили некую сумму денег на еще одну, очень дорогую и казавшуюся поэтому совершенно несбыточной, мечту - поездку в Японию. Но как ехать в Японию - и с мыльницей? На нее же получается полный отстой, а тут такое дело... Мечта же. МЕЧТА. Судя по ценам, может, я вообще первый и последний раз в жизни туда попаду, так что мне просто необходимы суперфото - и дорогущая зеркалка.
Пришлось приложить максимум усилий, чтоб спланировать поездку максимально самостоятельно и экономно и с имеющейся в моем распоряжении суммы, некоторых личных накоплений и копеек с продажи цифромыльницы выкроить деньги и на зеркалку.
Pentax K10D. На тот момент это была топ-камера от Pentax, только что выпущенная в продажу, старшая модель в линейке цифровых зеркалок, не любительского, а полупрофессионального уровня. Большой сенсор аж на 10 мегапикселей (10, Карл! Офигеть, у меня было 3,2 на фотике). Пыле- и влагозащищенная, на любую погоду. С шикарным светлым видоискателем, а не мутной замочной скважиной, как на моей мыльнице. С кучей возможностей и ручных настроек и аж с двумя объективами в комплекте. И практически "за миллионы".
Божечки, да я новую машину потом не покупала с тем душевным трепетом, с которым я взяла заветную коробку с камерой в свои дрожащие ручонки.
Принесла домой, бережно распаковала, вставила аккумулятор и карточку памяти, нежно навернула объектив, предвкушая шедевры по одному нажатию кнопки. Прицелилась на игрушечную лошадку на полке, нажала на спуск и... И ничего. Темный экран. Хренотень какая-то. Я покрутила какие-то колесики, прицелилась, нажала кнопку еще раз. Опять что-то невнятно-неразличимое. Почитала инструкцию, выставила авторежим, нажала кнопку - лошадка получилась, но мутно и с дичайшим смазом. А где шедевры-то?
Вы не представляете себе степень моего разочарования в тот момент. На что потрачены "миллионы", несусветные, огромнейшие для меня тогда деньги? Мыльница, проданная за копейку, снимала лучше!
Но вариантов не было, уже через пару месяцев меня ждала Япония и мне нужны были шедевры.
Поэтому я полезла в интернет (к этому времени у меня уже был интернет) курить фотофорумы.
Постепенно я узнала про экспозицию, выдержку, диафрагму и ISO, про фокус и ГРИП, про режимы камеры и как их использовать, про то, когда применять те или иные параметры. Я много читала и применяла прочитанное на практике. Я не расставалась с камерой ни на минуту. Делала десять снимков одного и того же листочка с разными значениями диафрагмы и смотрела на разницу. Опытным путем определила максимально длинную выдержку для своих дрожащих ручонок на солнце, в сумерках и в помещении. Научилась использовать ручные режимы. Поняла, где можно ставить автомат, а где он точно не справится. Научилась делать экспокоррекцию. Научилась наводиться вручную, если опять же, автомат не справляется в сложных условиях. Научилась выставлять баланс белого по листу. Снимки начали получаться лучше (и лучше с каждым днем). Из Японии я привезла не шедевры, конечно, но за те фото мне совсем не стыдно, учитывая мой фотостаж.
После поездки я продолжила изучать основы фотографии.
Я узнала про разные объективы и их светосилу, увидела разницу в картинке и поняла, что комплектные китовые зумы меня не устраивают. Хорошие фирменные автофокусные объективы стоили тоже "миллионы", а светлые фирменные зумы - еще больше, многие были гораздо дороже моей камеры. А с деньгами по-прежнему было сложно. Я только закончила универ и безуспешно искала нормальную работу. На рынке был кризис, многих поувольняли, эти специалисты с огромным опытом были готовы работать за копейки и, конечно, на нормальную работу брали их, а не вчерашнего студента без опыта.
Спасибо форуму пентаксистов, там я узнала про советскую мануальную оптику. Она, в отличие от фирменных стекол, стоила вменяемых денег, и постепенно с зарплаты от подработок и стажировок я приобрела несколько старых объективов. Никакого автофокуса, никакого авторежима, диафрагма кольцом, все исключительно ручками. И зум ножками.
Было очень непросто. И научилась я не сразу, а долгим путем проб и ошибок. Но именно это чертовски прокачало мои фотографические навыки. И мне очень нравилось неспешно и творчески возиться с мануальной оптикой.
Да, получались все еще не шедевры, но разница с темной смазанной лошадкой налицо. И если со светлой оптикой получился такой прогресс, то может, с родными дорогими стеклами будет еще лучше?
Скрепя сердце, я продала охапку Гелиосов, Юпитеров, Зенитаров и Таиров, добавила еще два раза по столько и купила два отличных объектива: макро 100/2,8 и 43/1,9 lim, одно из лучших стекол Пентакса эвер. Даже просто держа его в руках, ловишь эстетический оргазм
Стекла были классные, хоть я и очень скучала по акварельке Гелиоса-44 и необычной картинке Зенитара. Но я все еще искала кнопку "шедевр". Меня по-прежнему терзал вопрос, почему у фотографов и в журналах снимки очень резкие, яркие и контрастные, а у меня, даже если я попадаю в фокус и правильно выставляю экспозицию, какие-то невыразительные? У меня отличная камера и отличные объективы, неужели дело в настолько кривых руках? Почему мое макро со спецмакрообъектива совсем не такое, как в журналах? И вообще, где эти прекрасные люди с идеальной кожей в кадре?
Покопавшись в интернете еще немного, я сделала для себя удивительное открытие - фото надо уметь обрабатывать. И для этого снимать в RAW.
Когда я наткнулась на сайт типа "до и после", где рядом стоял честный камерный jpeg, выходящий из вполне профессиональных камер (хуже уровнем, чем моя!) у вполне профессиональных фотографов, и финальный результат проявки кадра из RAW и обработки в фотошопе, мой мир перевернулся и надежды на кнопку "шедевр" разбились окончательно.
Дело не в камере и не в прямых руках. Не будет у вас шедевра без умения владеть этими инструментами. Да, необходимо видеть кадр и уметь выставлять экспозицию, но это половина успеха. Вторая половина - это проявка, обработка, ретушь.
Не чтобы дорисовать то, чего не было, а чтобы сделать то, что было, красивым, притягивающим взгляд и продаваемым. А макро, съемка стеком и склейка итогового кадра из нескольких десятков - вообще отдельная история.
Но самое главное, даже если вы умеете делать шедевры, это совсем не гарантирует, что фотографией получится зарабатывать деньги. Коммерческая съемка - это не про творчество, это про ремесло и тяжёлую работу. Про целые дни на ногах и килограммы техники на спине. Про подъем в 3 ночи ради треккинга к нужной точке к рассвету. Про риск запороть клиенту самое важное событие в жизни, которое невозможно повторить, и ответственность за это. Про засунуть подальше свои представления о прекрасном и делать то, что пипл хавает, даже если это волшебные феечки на кислотно-цветных сверкающих единорогах. Про везение попасть в тренд и умение продавать себя и рекламировать.
В общем, финал этой истории был грустным. Если возиться с камерой я обожала, то проявка и обработка результата в фотошопе вгоняли меня в беспросветную чОрную тоску. А кислотные феечки, реклама, ведение профиля в соцсетях и прочий маркетинг - это вообще не мое. Я не хотела это делать и не хотела учиться. Тем более, что где-то в это время началась взрослая жизнь, родился ребенок, времени стало катастрофически не хватать. С мечтами стать фотографом пришлось окончательно расстаться.
Я продолжила снимать для себя, пробовать объективы, купила большую вспышку, вторую камеру посовременнее и пару карманных беззеркалок вместо мыльницы, но честно говоря, последние несколько лет это все лежит без дела, а я перешла на телефончик и вернулась к тупому нажиманию кнопки в авторежиме.
Любимую первую камеру, вспышку и ряд стекол мне вообще пришлось оставить в Москве. Заберу потом. Наверное.
Мои выводы из всей этой истории такие:
- начинающему техника "за миллионы" вообще не нужна
- кнопки "шедевр" нет даже на суперпуперкамерах с суперпуперобъективами
- б/у камера и мануальные стекла - это недорогой, но отличный вариант, чтоб учиться
- теория без практики бесполезна
- учиться надо не только снимать, но и обрабатывать, это не менее важно
- если хочется зарабатывать съёмками, то надо искать свой стиль, уметь в рекламу и делать это постоянно
- сама съемка в жизни коммерческого фотографа занимает меньше времени, чем обработка и маркетинг
- фотограф может стать успешным даже с простой и недорогой б/у камерой (или вообще с айфоном)
- технику "за миллионы" имеет смысл покупать уже после того, как ты стал успешным фотографом, а не до этого и не для этого