Как бы вам помягче сказать. Попробую на конкретном примере.
Вот вам список лошадей СКЗ актуальный на продажу на сегодняшний день. Почти всех удалось наблюдать вживую на движениях в заводе лично.
Большинство из приведенных выше лошадей с достаточно большой долей вероятности смогут работать по программе МП, некоторые при должном тренинге и успешном здоровье вероятно потянут и более сложный уровень.
Но, в настоящий момент в реальный спорт я мог бы рассмотреть не более двух с натяжкой трех голов.
Заранее скажу, про конкурные перспективы отвечать не готов, т.к. в шпринте не смотрели, не для конкура выбирали.
Вопрос только в том на какой процент побежит потенциально та или иная молодая лошадь. И велика ли вероятность при покупки под любителя, что звезды сложатся так, что берейтору и что еще важнее хозяину будет интересно готовить лошадь для спорта, вывозить на старты, проплачивать дополнительный тренинг и восстановительный период.
Нести повышенный риск травматизма, как во время подготовки так и во время многочисленных выездных стартов и переездов.
Почему при оценки примерно 30 голов в спорт, можно реально говорить о 2-3 примерно подходящих головах?
Все просто, выездить можно и осла и козла, так же ка научить по схеме катить можно и человека с тяжелой степенью УО, другой вопрос о КПД данных действий.
Лошадь потенциально пригодная в спорт конкретно в выездку, должна обладать определенными природными качествами, кроме трех чистых аллюров (мы не говорим о топ-спорте где необходимы потенциально еще 2 "аллюра"), на оценку выше 7,5 необходим как воздух правильный экстерьер и здоровье плюс самое главное- желание обучаться и райдабилити. В конкретной выборке, я сделал упор на три аллюра и отсутствие видимых пороков плюс темперамент и характер, с учетом того что смотрели лошадей 2-4 лет и не под седлом.
Аллюры в спорт годны в настоящее время не настильные, а высокие с герактивным задом подведенным под корпус изначально, это не значит, что прямоногие на настильных низких движениях лошади с длинным корпусом непригодны к выездке, просто выезжать их гораздо дольше, часть упражнений будет им даваться с трудом и выполнять в правильной рамке на хорошем импульсе к примеру боковые элементы им будет не просто.
А следовательно обучение займет больше времени с меньшем эффектом.
В теории вы можете и на трактора гусеничном поехать в поездку за 1000 км, но на легковом автомобиле это и проще и дешевле и комфортней, а главное эффективнее.
Стоит отметить, что коневодство в Канаде на мой субъективный взгляд возможно и заточено на удовлетворение спроса на недорогих хоббиков (конечно по Канадским меркам) но по развитию простите не сильно дальше отечественного ушло по результатам в спорте высших достижений на лошадях собственной селекции, хотя естественно на 100% все теплокровные породы разводятся по европейским лекалам и правилам, поскольку своих спортивных пород в Канаде нет и не было никогда.
Возвращаясь к нашим родным пенатам, повторюсь, уровень на который можно вывести молодую лошадь зависит не только и не столько от ее потенциала природой заложенного, но в первую очередь от работы берейтора и финансовых возможностей владельца. Замечу, что конечно в конкуре, все слегка сложнее, и сели лошадь по своим физическим возможностям не тянет выше 110 см маршруты, то как бы берейтор не старался и владелец не пыжился, выше головы не прыгнешь.В выездке, можно почти все, другой вопрос на какой процент.
Ну и еще не стоит забывать, нет нужды сейчас в лошадях готовых по программе МП на 65%+ и высотам 130-135 см без ш.о. в массе своей, поскольку это труд и не малый.
А всадников любителей готовых пахать не разгибаясь, дабы соответствовать уровню лошади пока очень не много.
Большинство остаются на веки вечные на уровне ЮПП и маршуртов 120 см,это потолок мечтаний и умений.
Поскольку что бы стабильно и безопасно ехать 130 маршруты надо вджобывать ежедневно и не по одному часу в отличным тренером любителю. На дорогой и безотказной лошади.
А для того что бы выступать по МП и не производить вид заблудившихся в буквах чайника, путающего пируэт с осаживанием и менку в темпы с приниманием во время исполнения схемы, на аллюрной и импульсивной лошади работать придется еще больше. Поскольку на лошади с природным балансом любое неверное движения корпусом приводит к сбою в программе выполнения движения либо элемента. По практике любителю возрастному очень редко удается работать на таком уровне.
Вывод прост, качество в среднем лошадей молодых потенциально не хуже чем в аналогичных по уровню развития коневодства странах как Канада или Чехия к примеру, но объем рынка спортивных лошадей среднего уровня на порядок ниже, как по спросу, так и по предложению.
Обычный, средний покупатель-любитель требует от рынка лошадку спокойную, нарядную, без особых видимых проблем со здоровьем, и что бы была обучена по уровню ЮПП на 63-64% максимум либо прыгала до 120 см маршруты.
И за все удовольствие не дороже 400 тыс руб желательно...