Звучит неплохо)
Как не только практик, но еще и любитель почитать конную литературу- очень рада, читая действительно достойные и доступные книги. К примеру, была в восторге от книги Кизимова (все объяснено и расписано доступно, четко, доходчиво).
Поэтому иногда привожу цитаты из тех или иных источников, так сказать чтобы подкрепить свои слова теорией.
Возвращаясь к вопросу основ выездки, привожу
выдержки из книги Харри Больдта "Лошадь в выездке"
Автор ставит во главе- ритм, раскованность, упор в повод, швунг (выполнение движений с подъемом и размахом(
я так понимаю, что подразумевается импульс и каденция)), прямой постав, сбор. Эти понятия являются критериями правильного выполнения любого элемента дрессуры.
Ритмичность
Под ритмичностью мы подразумеваем равномерность движений на всех трех аллюрах. Отклонение в ритме возникает большей частью лишь после неправильного воздействия всадника.
Движение является ритмичным, если удары копыт о землю следуют через равные промежутки времени, длина шага в рамках определенного темпа остается неизменной.
Нарушения ритма могут возникнуть, если лошадь зажата, закрепощена в спине, если всадник слишком форсирует посыл, а также если он пытается слишком сильно собрать ее.
У некоторых лошадей а мой взгляд существует природный ритм- четкость аллюра, они движутся как бы под "метроном".
Другие же даже без всадника идут не четко, делая шаги разной длины.
Возможно, это связанно с какими-то проблемами по здоровью лошади, мешающих равномерности движения.
Раскованность
Если лошадь идет ритмично и всадник начинает ее высылать, то лошадь при низко поставленной шее расслабляет свою шейную и спинную мускулатуру и может подводить задние ноги. Движения становятся более широкими, захват пространства больше. Лошадь идет свободно, раскованно.
Раскованность сразу можно определить по мягко колышущейся спине лошади, позволяющей всаднику иметь глубокую, непринужденную посадку, также по свободным, ритмичным движениям животного.
Я бы отнесла это к ритмичности, потому как для меня эти две вещи сильно взаимосвязаны. Мне кажется ритмичность как раз и существует только при условии раскованности и раскрепощенности лошади. Если есть нервозность, зажатость, возбудимость и то и движения станут резкими, дерганными, не четкими.
Упор в повод
Если лошадь идет раскованно, то толкательная сила задних ног через свободно колеблющуюся спину при мягко отданном затылке переходит на спокойно сдерживающую руку всадника. Возникает равномерный и постоянный контакт со ртом лошади. Всадник в обеих руках чувствует упор одинаковой силы. Этот контакт может развиваться только из высылающего воздействия поясницы и шенкеля, но ни в коем случае из одного лишь сдерживания поводом.
При этом лошадь не должна искать поддержу в руке всадника, а должна отталкиваться от трензеля и отжевывать его. Если упор в повод слишком силен, всадник должен с помощью полуодержек восстановить более мягкий контакт.
Обычно встречаются такие сложности в контакте с рукой, как "подкладывающаяся на руку" лошадь, "прячущаяся за повод" лошадь и бесповодная лошадь.
На мой взгляд проще всего "смягчить" лошадь на повод, которая излишне на него упирается. Вообще на практике мне проще "подстряхнуть" коня с железа, если при этом он активен и продвигается вперед.
Если лошадь прячется за повод, но сохраняет контакт со ртом, дело несколько труднее, но тоже вполне решаемо. А вот с бесповодными конями работать мне гораздо тяжелее.
Если честно, то меня вгоняет в уныние отсутствие контакта, мн кажется проблема тут кроется в проводимости, а значит стоит начинать работать с самого начала, с протягивания лошади на повод, вперед, от шенкеля.
Было бы очень интересно узнать- как справляются с такой проблемой другие всадники? Какие упражнения применяются и действенны чтобы восстановить контакт?
Швунг
Это слово многозначно: размах, полет, подъем, воодушевление, порыв, темп. В конноспортивной терминологии оно означает выполнение элементов езды с подъемом, энергией, широкой амплитудой движения, свободно и пластично. Употребляемое у нас слово «импульс» не точно и гораздо беднее по смыслу.
Если лошадь работает спиной и нашла правильный упор в руке всадника, то в процессе дальнейшего обучения можно усилить толкательную силу задних ног, развить гибкость их суставов и побудить лошадь на рыси и на галопе на высокие и размашистые движения.
Я так поняла что автор говорит об импульсе и каденции лошади. то есть не только о желании лошади двигаться вперед, но и о желании идти вперед-вверх.
Здесь видна разница между "лошадью для серьезной выездки" и "лошадкой для попокатания".
Впринципе лошадь еще можно растолкать вперед и через силу заставить толкаться вверх, но сил это отберет много. Ехать постоянно "на шпорах", "тянуть на себе коня" действительно тяжело.
Лично я предпочитаю охотно бегущих вперед лошадей, пусть даже подпирающих- мне кажется проще научить слушать полуодержки и лишь контролировать движение, чем постоянно караулить коня ногой чтобы он "не заглох на пол пути".
Некоторые лошади, также, от природы обладают пружинистыми движениями, с активной работы ног, они как "мячики" бегут вверх-вперед. Это тот самый "идеальный" вариант движений для выездки, когда и делать то в общем то особо ничего не надо- лошадь просто НЕ УМЕЕТ бегать по другому) И если не зажать и "не запортить" коня то можно больше времени уделить на элементы и гармонизацию взаимоотношений всадник-лошадь.
Прямой постав
Толкательная и несущая сила задних ног работает тем продуктивнее, чем прямее воздействует она на массу тела.
Однако все лошади от рождения кособоки. Их задние ноги не опускаются точно на линии следов передних ног.
Прямолинейность выражается в:
-осевая линия представляет собой прямую,
- следы задних ног идут в линии следов передних,
- всадникон чувствует равномерный упор в обе руки,
- полувольт и вольт выполняются налево и направо с одинаковой легкостью, и на гладком песке лошадь оставляет только одну линию следов,
- спина лошади ровно принимает всадника, он не сползает на сторону, и ему не приходится поправлять посадку.
Гимнастическое средство к выпрямлению лошади – распрямляющая работа на сгибание.
Тут имеется ввиду прямолинейность. Многие лошади действительно кривые, даже визуально. Например седло лежит криво или сползает всегда в одну сторону, также лошадь может "валиться" боком в повороте или "бочить".
Как ни странно- выпрямляемость действительно достигается сгибаниями. пока лошадь не "разомнут" как пластилин, она будет и дальше бегать "загогулиной". :wink:
Однако работа эта должна быть, на мой взгляд, регулярной, если оставить лошадь в покое на пол года- год, то снова все вернется к естественному движению.
Сбор
Увеличив гибкость заднего отдела лошади, можно заставить лошадь больше подводить под себя задние ноги и одновременно с помощью полуодержек и высылающих средств воздействия сдвинуть ее силуэт и таким образом перенести тяжесть ее тела в большей степени на задние ноги. Тогда лошадь пойдет в сборе.
Круп несколько опускается, и соответственно приподнимается передний отдел лошади. Усиленное сгибание и энергичное распрямление сус¬тавов задних ног позволяет животному делать высокие и размашистые, величавые шаги или скачки. Благодаря высокому подъему передней части корпуса лошадь чрезвычайно легко упирается в руку всадника.
Мне как то объяснили сбор, как будто лошадь это катер на воздушной подушке. Нос легкий и поднят, весь вес приходится на зад лошади.
Тут главное не передержать рукой и грамотно работать шенкелем (не перегнать но и не "потеряться с посылом").
рукой, как мне кажется, при верном движении лошади, надо подсказывать, а не "диктовать", шенкель "контролирует" а не "тащит на себе", корпус "сопровождает и показывает" а не "бултыхается или зажимает".