под знаком лошади

Посмотрела Ваньку и Дашу (тоже юная всадница, не настолько опытная, как Ира, но вполне себе с неплохой посадкой) и пришла к выводу что Ванька все таки тот еще профессор)
Чуть только всадник не уверен в себе и доверяется коню- он начинает катать) Предлагает иноходь, подтаскивает, особенно ан галопе, бегает исключительно носом по ветру и чердаком в облаках))
Но стоит сесть всаднику поопытней- конь сразу преображается) :mrgreen:


Немножко теории))
Книги посвящена железу и его использованию.
Ссылки на книги:
-Бригитты Шульте и Хайнца Бауманна.
https://vk.com/doc199686353_218214049?hash=78a412c104a4196e22&dl=25d3a4c67faa0c8b64

-М. Кизимова
https://vk.com/doc199686353_218214618?hash=8d71ce6f90402c66fa&dl=ea42891b0083e8c22b

-Д. Мясоедова
https://vk.com/doc199686353_218218622?hash=5fc2c0370833cd6d95&dl=be21cbdc81bcc3dbcb
 
кот шрёдингера написал(а):
...Но стоит сесть всаднику поопытней- конь сразу преображается) :mrgreen:
О, некоторым иногда достаточно даже услышать голос тренера вдалеке, чтоб они моментально преобразились. :mrgreen:
 
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
У меня кобыла, по-моему, за пару секунд понимает чайник ли перед ней, и сразу включается режим "в общем и целом слушаюсь, если рядом хозяйка, но по сути что хочу то и делаю". Кобыла со мной, мужем, дочкой(2,5 года) очень послушная, аккуратная и т.д. Режим "со мной чайник" включает вообще непонятные опции-хождение по ногам, толкание, "что? какая тебе рысь? шага хватит. Ой, нет, муж-то впереди-надо догнать!! галопом" Ну и т.д. Автоматическое переключение обратно иногда правда барахлит, но пары громких возгласов на тему "это я, забыла?" всегда режают этву проблему сразу же.
 
Грин написал(а):
некоторым иногда достаточно даже услышать голос тренера вдалеке, чтоб они моментально преобразились.
Слышала байку про коня, который при звуках голоса хозяйки начинал пиаффировать)


кстати, что любопытно) Некоторые кони под чайником вредничают, а другие наоборот катают аки хрустальную вазу)

Ромка начинающих возит мелким тротом, любезно останавливаясь каждые пол круга и поворачиваясь к всаднику, выпрашивая угощухи)
 
У нас есть кобыла, которая как только слышит голос тренера, сразу демонстрирует идеальный сбор и разве что не говорит: "Видишь, я бегу, бегу" :mrgreen:
 
Маша, мы как-нибудь обязательно тебя поснимаем, чтоб было что показать наглядно.
 
:)
Звучит неплохо)

Как не только практик, но еще и любитель почитать конную литературу- очень рада, читая действительно достойные и доступные книги. К примеру, была в восторге от книги Кизимова (все объяснено и расписано доступно, четко, доходчиво).

Поэтому иногда привожу цитаты из тех или иных источников, так сказать чтобы подкрепить свои слова теорией.

Возвращаясь к вопросу основ выездки, привожу выдержки из книги Харри Больдта "Лошадь в выездке"
Автор ставит во главе- ритм, раскованность, упор в повод, швунг (выполнение движений с подъемом и размахом( я так понимаю, что подразумевается импульс и каденция)), прямой постав, сбор. Эти понятия являются критериями правильного выполнения любого элемента дрессуры.

Ритмичность
Под ритмичностью мы подразумеваем равномерность движений на всех трех аллюрах. Отклонение в ритме возникает большей частью лишь после неправильного воздействия всадника.
Движение является ритмичным, если удары копыт о землю следуют через равные промежутки времени, длина шага в рамках определенного темпа остается неизменной.
Нарушения ритма могут возникнуть, если лошадь зажата, закрепощена в спине, если всадник слишком форсирует посыл, а также если он пытается слишком сильно собрать ее.

У некоторых лошадей а мой взгляд существует природный ритм- четкость аллюра, они движутся как бы под "метроном".
Другие же даже без всадника идут не четко, делая шаги разной длины.
Возможно, это связанно с какими-то проблемами по здоровью лошади, мешающих равномерности движения.


Раскованность
Если лошадь идет ритмично и всадник начинает ее высылать, то лошадь при низко поставленной шее расслабляет свою шейную и спинную мускулатуру и может подводить задние ноги. Движения становятся более широкими, захват пространства больше. Лошадь идет свободно, раскованно.
Раскованность сразу можно определить по мягко колышущейся спине лошади, позволяющей всаднику иметь глубокую, непринужденную посадку, также по свободным, ритмичным движениям животного.

Я бы отнесла это к ритмичности, потому как для меня эти две вещи сильно взаимосвязаны. Мне кажется ритмичность как раз и существует только при условии раскованности и раскрепощенности лошади. Если есть нервозность, зажатость, возбудимость и то и движения станут резкими, дерганными, не четкими.

Упор в повод
Если лошадь идет раскованно, то толкательная сила задних ног через свободно колеблющуюся спину при мягко отданном затылке переходит на спокойно сдерживающую руку всадника. Возникает равномерный и постоянный контакт со ртом лошади. Всадник в обеих руках чувствует упор одинаковой силы. Этот контакт может развиваться только из высылающего воздействия поясницы и шенкеля, но ни в коем случае из одного лишь сдерживания поводом.
При этом лошадь не должна искать поддержу в руке всадника, а должна отталкиваться от трензеля и отжевывать его. Если упор в повод слишком силен, всадник должен с помощью полуодержек восстановить более мягкий контакт.

Обычно встречаются такие сложности в контакте с рукой, как "подкладывающаяся на руку" лошадь, "прячущаяся за повод" лошадь и бесповодная лошадь.
На мой взгляд проще всего "смягчить" лошадь на повод, которая излишне на него упирается. Вообще на практике мне проще "подстряхнуть" коня с железа, если при этом он активен и продвигается вперед.
Если лошадь прячется за повод, но сохраняет контакт со ртом, дело несколько труднее, но тоже вполне решаемо. А вот с бесповодными конями работать мне гораздо тяжелее.
Если честно, то меня вгоняет в уныние отсутствие контакта, мн кажется проблема тут кроется в проводимости, а значит стоит начинать работать с самого начала, с протягивания лошади на повод, вперед, от шенкеля.
Было бы очень интересно узнать- как справляются с такой проблемой другие всадники? Какие упражнения применяются и действенны чтобы восстановить контакт?


Швунг
Это слово многозначно: размах, полет, подъем, воодушевление, порыв, темп. В конноспортивной терминологии оно означает выполнение элементов езды с подъемом, энергией, широкой амплитудой движения, свободно и пластично. Употребляемое у нас слово «импульс» не точно и гораздо беднее по смыслу.
Если лошадь работает спиной и нашла правильный упор в руке всадника, то в процессе дальнейшего обучения можно усилить толкательную силу задних ног, развить гибкость их суставов и побудить лошадь на рыси и на галопе на высокие и размашистые движения.

Я так поняла что автор говорит об импульсе и каденции лошади. то есть не только о желании лошади двигаться вперед, но и о желании идти вперед-вверх.
Здесь видна разница между "лошадью для серьезной выездки" и "лошадкой для попокатания".
Впринципе лошадь еще можно растолкать вперед и через силу заставить толкаться вверх, но сил это отберет много. Ехать постоянно "на шпорах", "тянуть на себе коня" действительно тяжело.
Лично я предпочитаю охотно бегущих вперед лошадей, пусть даже подпирающих- мне кажется проще научить слушать полуодержки и лишь контролировать движение, чем постоянно караулить коня ногой чтобы он "не заглох на пол пути".
Некоторые лошади, также, от природы обладают пружинистыми движениями, с активной работы ног, они как "мячики" бегут вверх-вперед. Это тот самый "идеальный" вариант движений для выездки, когда и делать то в общем то особо ничего не надо- лошадь просто НЕ УМЕЕТ бегать по другому) И если не зажать и "не запортить" коня то можно больше времени уделить на элементы и гармонизацию взаимоотношений всадник-лошадь.


Прямой постав
Толкательная и несущая сила задних ног работает тем продуктивнее, чем прямее воздействует она на массу тела.
Однако все лошади от рождения кособоки. Их задние ноги не опускаются точно на линии следов передних ног.
Прямолинейность выражается в:
-осевая линия представляет собой прямую,
- следы задних ног идут в линии следов передних,
- всадникон чувствует равномерный упор в обе руки,
- полувольт и вольт выполняются налево и направо с одинаковой легкостью, и на гладком песке лошадь оставляет только одну линию следов,
- спина лошади ровно принимает всадника, он не сползает на сторону, и ему не приходится поправлять посадку.

Гимнастическое средство к выпрямлению лошади – распрямляющая работа на сгибание.

Тут имеется ввиду прямолинейность. Многие лошади действительно кривые, даже визуально. Например седло лежит криво или сползает всегда в одну сторону, также лошадь может "валиться" боком в повороте или "бочить".
Как ни странно- выпрямляемость действительно достигается сгибаниями. пока лошадь не "разомнут" как пластилин, она будет и дальше бегать "загогулиной". :wink:
Однако работа эта должна быть, на мой взгляд, регулярной, если оставить лошадь в покое на пол года- год, то снова все вернется к естественному движению.


Сбор
Увеличив гибкость заднего отдела лошади, можно заставить лошадь больше подводить под себя задние ноги и одновременно с помощью полуодержек и высылающих средств воздействия сдвинуть ее силуэт и таким образом перенести тяжесть ее тела в большей степени на задние ноги. Тогда лошадь пойдет в сборе.
Круп несколько опускается, и соответственно приподнимается передний отдел лошади. Усиленное сгибание и энергичное распрямление сус¬тавов задних ног позволяет животному делать высокие и размашистые, величавые шаги или скачки. Благодаря высокому подъему передней части корпуса лошадь чрезвычайно легко упирается в руку всадника.

Мне как то объяснили сбор, как будто лошадь это катер на воздушной подушке. Нос легкий и поднят, весь вес приходится на зад лошади.
Тут главное не передержать рукой и грамотно работать шенкелем (не перегнать но и не "потеряться с посылом").
рукой, как мне кажется, при верном движении лошади, надо подсказывать, а не "диктовать", шенкель "контролирует" а не "тащит на себе", корпус "сопровождает и показывает" а не "бултыхается или зажимает".
 
Знакомилась с новыми подопечными)
Оксана и Кошка :wink:

Оксана- всадник хоть и не особо опытный, но внимательно слушающий, желающий обучаться.
Начали пока с азов) С посадки, как всегда (упражнения на координацию, равновесие, на строевую-учебную рысь, на самостоятельные перехода шаг-рысь и азы управления), далее в планах уже без корды переходы, повороты, вольты, освоить стабильно рысь как строевую так и учебную и начать галоп)
Планы наполеоновские, но зато есть к чему стремиться.

Кошка(домашняя кличка) - лошадь крупная, нарядная, правильного экстерьера. Этакая настоящая тракенка, умная, с аккуратной головой. Возит начинающих, как я поняла- как хрустальную вазу) не тряская, по крайней мере со стороны).
С ней мне еще предстоит познакомиться поближе, но пока впечатления сплошь благоприятные.

и еще- о великое благо!- конюшня не далеко от дома) Какое же это чудо, тратить на дорогу всего-то около часа :D 8)
 
Про переходы.
Иногда на соревнованиях бывает что всадник вроде как все элементы выполнил верно, однако процент набрал не особо высокий. А все потому, что "смазанны" и "нечетки" переходы. Лошадь вваливается из аллюра в аллюр, теряет равновесие, "растягивается".

Хотя по идее лошадь должна сразу, легко и без напряжения подниматься, например, с места в галоп. Без шаго-рысевой "пробежки", без рывка вперед, без потери равновесия.
Переход должен быть плавным, четким, у намеченной буквы и различимым для судей. То есть со стороны должно быть понятно что именно в этот момент всадник сменил аллюр, к примеру, из собранной рыси в прибавленную.

Примеры упражнений:
-галоп-шаг-галоп с другой ноги-шаг-галоп
-рысь собранная-рысь средняя- рысь собранная
-рысь-остановка-осаживание-рысь
-шаг-галоп-остановка-галоп-шаг
Если лошадь после подъема начинает "подпирать" можно успокоить ее на вольту, чтобы привлечь ее внимание и подготовить к переходу.

Также важны переходы не только из аллюра в аллюр. но и между упражнениями. Они выполняются сначала привлечением внимания лошади. полуодержкой и лишь потом новыми требованиями.
Например- при переходе из плеча внутрь в принимание, или из траверса в ранверс.
Такие упражнения часто даются для развития гибкости лошади, ее внимательности, равновесия, чуткости к средствам управления.
В Малом призе есть принимания на галопе "галочкой"- от стенки к центральной и через перемену ноги в воздухе обратно к стенке. Это требует от лошади внимательности, уравновешенности и чуткости.

Выезженная лошадь "перекладывается" легко, без особых усилий. Можно выехать на центральную плечом налево, потом поменять сгибание и уйти к стенке приниманием направо, и лошадь не потеряет равновесия, не "рухнет на перед", не попробует "унести", а с сохранением ритма и рамки охотно согнется в нужном боку.

Примеры упражнений:
-плечо по стенке до Е-вольт на Е-принимание к центральной- из угла к центральной принимание- вольт от Х- продолжение по центральнйо плечом внутрь.
Это связка с одним сгибанием, например с левым (лошадь согнута налево)
-по центральной плечо внутрь налево до Х- восьмерка от Х- продолжение плечом внутрь направо- из угла к центральной принимание направо до Х- принимание налево от центральной к стенке.
Эта связка уже с перекладыванием лошади с одного сгибания на другое.
 
Ваня бегал на этой неделе вполне себе неплохо, приятные боковые на рыси, немного помяли галоп- больше не стали, да и грунт пока не определенный какой-то. То жесткий как камень, то вроде отмерзает.
Снова озадачимся с Ирой посадкой, лишним не будет, а еще стоит развивать спокойствие и только спокойствие) Конь чуткий, резкий, нервный и действия к нему надо прилагать уверенные, мягкие, плавные.
При резком посыле, например, он может "завестись с пол оборота", при недостаточно плавной "поддерживающей руке"- начать нервничать на ровном месте.


Кошка, как оказалось- та еще товарищ, может и ногой отмахнуться, а может и укусить. :roll: В остальном под верхом пока спокойна аки танк, чем радует и меня и Оксану.
Со всадницей было в основном теоретическое занятие, так уж получилось- в процессе обучались тому, чему в прокате, как правило не учат- чистить лошадь, седлать, подгонять аммуницию.
По посадке стало уже лучше, сами переходим в шаг-остановки, начинаем рулиться самостоятельно, пока под пристальным контролем, в следующий раз, надеюсь, уже совсем "как взрослые", сами и не только по стеночке.
Еще бы манеж был бы пустой- вообще прекрасно! Но увы, все хотят работать коней после обеда.. :?


Ну и как всегда- небольшой теоретический пост. на этот раз про менку ног в воздухе.
Как правило молодая лошадь сама без проблем меняет ногу при перемене направления, особенно на свободе. Но иногда попадаются экземпляры которые напрочь отказываются сменить ногу и упрямо скачут крестами или контром.

Правильная менка выполняется на ритмичном собранном галопе, в воздухе, четко и прямолинейно.
Выполняется менка легкой сменой постановления, переменой положения шенкелей (внутренний сдивагется назад на место внешнего, а тот наоборот идет чуть к подпруге) и почти незаметного "пересаживания всадника" и разворота его от бедра.
На практике все лошади меняют по разному, кому-то требуется делать больше постановления, подсказывая рукой, кто-то наоборот требует "качка корпусом" или резкого шенкеля.

Мне же кажется что выполнять менку стоит практически без постановлений, лишь слегка обозначая смену ног легким отзывающим движением рук, также легким и незаметным разворотом корпуса всадника в седле и мягким прикосновением шенкеля.
на мой взгляд выезженная лошадь меняет ноги "от силы мысли", то есть так чутко прислушиваясь к всаднику и настолько уравновешенно, что двигается прямолинейно, одним ритмом а действия всадника совершенно не заметны со стороны.

Ошибочно когда лошадь:
-излишне мотает головой при перекладывании,
-откидывает зад на каждой менке,
-шатается из стороны в сторону,
-"скачет задними ногами как заяц", вместо того чтобы четко выменивать их,
-меняет как бы "через рысь". не в воздухе
-опаздывает задними ногами, выменивая их позже передних

также ошибочно когда всадник:
-раскачивается в седле, свешиваясь то на одну, то на другую сторону лошади
-далеко и резко откидывает шенкеля, закладывая их чуть ли не на круп лошади
-встает над седлом или "подпрыгивает" на ним
-излишне разворачивается корпусом вправо- влево на переменах
-делает грубые одержки рукой, пытаясь менять от повода, а не от шенкеля

Вообще менке ног учат когда лошадь уравновешенна на галопе, может держать ровный ритм, эластичность и размеренность. Когда отработанны переходы галоп-шаг-галоп-остановки, лошадь чуткая и слушает всадника.
Если уже получается одиночная менка, лошадь после нее сохраняет ритм, баланс, не вваливается в руки всадника, не растягивается, не переходит в другой аллюр- то можно начинать так называемые "серийные менки", в 1-2-3-4 темпа.
В этом случае между сменой ног лошадь должна сделать одно и то же число темпов галопа. Например менка- три темпа галопа-менка- три темпа галопа-менка.
Сначала можно пробовать просто сделать несколько менок ног в течении одной стенки или диагонали, не важно во сколько темпов. И лишь потом пробовать "считать".
не стоит сразу пытаться сделать серию в 5-6 перемен, можно начать, например, с 3 четких менок в определенное число темпов.
 
С Новым годом и Рождеством!
Давно не было слышно-видно, появляйтесь обратно уже :D
 
Всем доброго дня и вечера.

Так, собственно на чем я остановилась...

Нахожусь в поисках работы) Тут как всегда- все творчески и неспешно)

Пока же работаем с Ванькой. Собрали и одели оголовье, поначалу плевался, сейчас вроде пообвыкся. но руке все равно еще не доверяет. До железа доходит а вот через работу руки идет крайне неохотно.
Зато на оголовье не прет аки трактор, на руку мягок, вперед пока, что радует,- бежит.
галоп направо доделан до состояния высокого и трехтактногол, принимания направо на хорошую твердую 7-ку, со сгибанием, четкие, ровные. делает пируэты на шагу и на галопе (на галопе- опять же=- направо)- но четко, редко и с удовольствием.

Налево галоп хуже, значительно... Все никак не может найти свое равновесие, из-за чего лажает принимания да и вообще не горит желанием сгибаться и идти вбок одновременно.

По поводу интересных статеек- найду- обязательно скину) :wink:


Из неконного:
фото с сада бабочек, Питер
oUs5s1UaCrQ.jpg

325C5hFRovc.jpg
 
За это время успели побывать на двух стартах- оба раза набрали в районе 62-63% и могу сказать что есть над чем работать.

На Планерной присутствовала лично- беспокоилась и переживала) Ира проехала чистенько, хотя поначалу конь был на взводе и торопился.
Второй старт пропустила по причине моего отсутствия в Москве- однако знаю что Ванька сделал круглые глаза и отказался подходить к букве С. Ира приняла решение ехать еще раз вне конкурса. Проехали довольно ровно, хотя на мой взгляд и более нервно чем на Планерной, вцелом все молодцы)

Из того, над чем стоит работать:
-равномерность и плавность рыси, с этим есть проблемы..
-галоп трехтактный на старте (дома то он изображает высокий и правильный, а как только начинает заводиться- переходит на свою рысачью аллюрность)
В общем-больше работы с галопной часть, в горку, на сокращение-вольты-уступки
-переход из среднего шага в собранный.. Хотелось бы видеть его более плавным и мягким, без присущей нам суеты) А то Ванька начинает готовиться раньше чем всадник..
 
Немного о приучении лошади идти в повод.

допустим у нас есть лошадь (к примеру- молодая, заезженная), умеющая тянуться под верхом вниз носиком- расслабленно, естественно, с легким контактом в руку.
рукой на этой этапе мы уступает лошади. смягчая ее и позволяя лошади вытянуть нос вниз-вперед.

x_8c2b7efc.jpg

6.jpeg


Теперь же стоит слегка приподнять руки от шеи лошади и набрать повод до чуткого контакта со ртом. Чтобы лошадь приняла повод следует двигать ее в него шенкелем, порой даже подсказывать поясницей, например на галопе.
Рука при этом чуткая, мягкая, но уже не позволяет лошади вытягиваться вниз по своему желанию, также мягко ограничивает от выдирания головы наверх.

желаемый результат- лошадь мягко сдает затылок, оставляя более высокое нежели раньше положение шеи, сохраняет импульс и подводить задние ноги под корпус.
TTz5_LUjam0.jpg



Если есть возможность- желательно потренироваться на выезженной лошади, прочувствовать отклик на набирание повода и продвижение на повод шенкелем, как лошадь сдает затылок и уравновешивается в руке.

Вообще, согласно Климке, например- "прежде чем приобретать молодую лошадь, надо иметь опыт езды на старых лошадях".
Я считаю это правильно, ведь подготовить молодую лошадь будучи самому не опытным всадником не то чтобы нереально. но очень трудно, займет гораздо больше времени и сил. И велика вероятность напортачить в работе, приучить лошадь к неверному понимаю команд, что придется переделывать в последующем развитии, а переучивать всегда сложнее.
 
В продолжении- о последовательности обучения лошади:

Приучив лошадь двигаться вперед в повод, приподняв шею и активизировав задние ноги стоит переходить к более чуткой реакции на шенкель, к уступанию шенкелю.

Повороты на переду
Сначала с остановки- задаем к примеру правое постановление и правой же ногой выталкиваем зад лошади налево. Стоит получить от лошади хотя бы малейшую уступку, хотя бы маленький шаг –и тут же ее похвалить. Раза с пятого лошадь поймет что от нее требуется.

Лично я начинаю с поворота от обратного сгибания, например задние ноги лошади толкаем влево правым шенкелем и постановление у нас тоже правое,.
turn_on_forehand.jpg

paalman_preodolenie-120.jpg



Далее идут уступки- повороты на заду (пока лично я практикую с тем же обратным сгибанием)- плечи.

По сути это все- уступание лошади давлению, уход от сгибания и от давления на мягко встречающую внешнюю руку.

Параллельно развиваем у лошади гибкость и управляемость упражнениями над вольтами, серпантинами, заездами, поворотами, переменами направления. Тренируем легкость ответа лошади, ее равновесие, отклик на полуодержки, развиваем лошадь различными сгибаниями, остановками, осаживаниями.
Если лошадь уже уравновешена на галопе можно переходить к менкам ног.
я не сторонник приучать лошадь менять ногу через палочку, как правило лошадь сама меняет ногу при смене направления, но иногда жердь служит неплохой подсказкой.

После переходим к более сложному этапу боковых движений- обучению уступать от давления шенкелем на сгибание, а не от него.

Я обычно начинаю с траверсов- ранверсов, так проще на мой взгляд объяснить лошади что именно от нее требуется. К примеру ездой налево вдоль стенки задаем внешнее правое сгибание и левым шенкелем задвигаем зад лошади направо.
konniy-sport-str-23.jpg

images


Потом подключаем те же траверсы-ранверсы по диагонали- т.е. переходим к приниманиям. Тут работа внешней руки уже не столько ограничивающее-поддерживающая, сколько ведущая.
image.jpg


После можно переходить к поворотам на переду и заду уже со внутренним сгибанием, причем на мой взгляд пируэты-набиолее сложный элемент, так как контролировать приходится все четыре ноги, особенно задние, которые должны шагать «крестиком», а не «подставляя их рядом друг с другом» и уж тем более не в сторону, «прокручиваясь на пузе».
konniy-sport-str-25-2.jpg

292.gif
 
Друзья и товарищи. которые еще заходят в дневники))- поделитесь опытом работы с лошадьми без проводимости!
Очень интересная для меня тема и на мой взгляд- сама сложная.
Очень хотелось бы услышать как еще можно справиться с этой проблемой...
 
Вклинюсь.:)
Мне сплошь и рядом встречаются такие лошади. Работаю на вожжах. Считаю их прекрасным средством коррекции. Но надо уметь на них работать.;)
 
на вожжах работать не умею.... :(
По крайней мере ни разу не пробовала.

насколько сильно отличается от работы в руках?
 
Сверху