TaisMoscow
Pro
Конечно в первую очередь среди окружающих нас в разное время людей бытовала версия что мне тупо повезло и лошадь невероятно талантлива. И что вот он такой, потому что папа андалуз, был бы чистым фризом была бы совсем другая история...C удовольствием читаю дневник. Посмотрев ваши чудесные видео, хочу поразмышлять: зависит ли способность и желание лошади обучаться от породы, от самой лошади или от человека? Бывают ли лошади, которые с самого начала не очень хотят что-то делать, как есть дети со стойким нежеланием учиться, и может ли это качество быть характерным для породы?
Когда смотришь ваши видео, поражает готовность и старание Феника сделать то, что вы просите. Получается или нет, это другой вопрос, но он именно не оставляет попыток делать. Я представляю, что за всем этим лежит море работы, но на видео старание Феника не может не восхищать.
Практика занятий в "Воле" с Марией Ретюнской этот миф опровергает категорически. Маша работает с лошадьми разных пород и хозяевами разного уровня подготовки, и самый продвинутый "отличник" сейчас мерин буденовской породы 28 лет от роду, а порода не самая простая, лошадь немолодая, эффект потрясающий, смотреть на них с хозяйкой - восторг.
Я цепляю и собак и лошадей на очень бурные положительные эмоции. То что он ко мне подошел - это в данный момент самое большое счастье моей жизни, я выражаю его бурно, искренне, чрезмерно - собак мой при этом лезет обниматься, а Феник по мужицки терпит "да ладно тебе, прекрати, люди ж смотрят", но прет его это невероятно. При этом я это так искренне и ощущаю. На эту эмоцию они "подсаживаются" как на наркотик, и постоянно пытаются из меня этот восторг извлекать. Я очень бурно радуюсь и хвалю. И никогда не огорчаюсь если что-то не получается или животное отказывается. У Феника есть любимые и нелюбимые упражнения, за нелюбимые хвалю активнее, и сразу после них прошу сделать то, что он любит и делает всегда, заканчиваем на самой высокой ноте, всегда счастливые друг другом. Если вдруг он вяло посылает меня нафиг, я не отстану (например он согласен что-то сделать, но в части манежа у выхода, и не хочет это делать у трибун - возвращаю его туда куда мне надо до тех пор пока не сделает, на этом верещу от счастья и отстаю). Тут важно что время не имеет значения, час - значит час, три часа - значит три часа и никакого раздражения, ровно и спокойно просим. Как только лошадь уяснит что сделать все равно придется - времени на это каждый раз будет уходить все меньше. Ну и просить чего-то можно тогда, когда вас слышат. Если он отвлечен - просить бесполезно, это научит игнорировать просьбы. Я не помню чья это цитата, и не уверена что дословно но "если вам кажется что сегодня вы ничему не научили лошадь, это не значит что она ничему не научилась". Вопрос только чему научилась - сотрудничать или сопротивляться).
То, что я вижу - лошади очень любят учиться, они очень ценят то, что их развивает, вообще им часто просто скучно. Феник поначалу удивлялся что мне важно положение его головы, делал из вежливости (и потому что все равно не отстану), как только ощутил что так удобнее - начал предлагать сам и стал видеть логику в моих просьбах.
Насчет желания учиться - как мне кажется на такую мотивацию способна любая лошадь, но у них есть личные предпочтения - кому то нравится прыгать, кому-то спокойно стоять и начинать конечно нужно с того, что лошади больше нравится.
Тут момент тонкий - подошли сами - молодцы, почесали нос и отправили гулять, потом позвали и предложили поработать. Инициатива всегда исходит от вас, подкрепляется только то, сделано по вашей просьбе, и если уж попросили дожмите хотя бы на попытку сделать. Я чаще всего (бывают редкие исключения) не подкрепляю то, что лошадь предлагает сама. Например я прошу его сделать рысь направо у моего плеча, он предлагает испанский шаг (пока любимая фишка, он всегда его предлагает), если категорический ступор на рысь прошу что-то другое - например пошагать с правильным постановлением, потом опять прошу рысь и как только сделает хотя бы несколько темпов - сразу после этого пару шагов ИШ и перерыв. Если просто сваливает - бегаем, я так, чтобы всегда оказываться у него перед носом, перекрывая путь, он уже знает что я не отстану, поэтому может свалить, пробежаться с пинком в воздух чтобы я поняла что он думает по этому поводу, потом разворачивается и пешком приходит обратно. Мне бегать уже практически не приходится, а поначалу носилась много.У меня дончаки и стала замечать у обоих похожие качества:
- занимаются по настроению. Иногда сами подходят и с готовностью выполняют команды, иногда просто уходят заниматься своими делами. (я говорю не о занятиях в манеже или на плацу, на которые ты привел лошадь, и ей некуда деваться, хотя и в этом случае она может заниматься неохотно и с нежеланием, а просто если подойти к ним во время прогулки. Раньше в леваде, сейчас на пастбище
- уже очень хорошо знакомый элемент, например постановка в трапецию: сегодня могут выполнить сразу по команде, а завтра по неясным причинам на команду никак не реагировать, просто стоять истуканом во время туширования хлыстиком с отсутствующим видом. Сначала такое проявлялось у старшего, теперь и младший в свои полтора периодически так делает.
Что это? Я даю недостаточно мотивации лошадям, или у них включается функция "зачем делать, если можно не делать"
Случаются ли у вас такие сбои? Или Феник всегда готов работать над предлагаемыми элементами?
Если учим что-то новое и он никак не поймет что от него требуется - заканчиваем на его попытке понять и не возвращаемся к этому вопросу несколько дней. В течение этих нескольких дней как правило он сам предлагает к этому вернуться. Вот тут подкрепляю инициативу и пробуем.
И может это важно, но мы в начале любого занятия просто шагаем минут 20 минимум, синхронно, в ногу, так чтобы и лошадь настроился и я начала чувствовать его ритм, темп, настроение, дыхание. Я поправлять его начинаю минут через 5 шага - ровное положение у моего плеча, голову при поворотах, дистанцию, перемены направления, ускорения/замедления, остановки. Что-то новое предлагаю в самом конце занятия, это то, над чем он будет думать - домашнее задание Если с самого начала при расшагивании видно, что он хочет играть и фигней страдать - играем и фигней страдаем (но по моей инициативе) и после этого возвращаемся к "теме урока".
Насть, очень круто с учениками))) "Плакали и орали матом" это ж раздражение преднаучения))) А вообще да, очень мозг на место ставит, мы тоже так играли когда только начинали пробовать кликер на собаках (это лет 12 назад было). Это прививает привычку видеть самые малюсенькие шаги в нужном направлении и строить путь научения (иногда придумывать условия, когда тренируемый неизбежно сделает первое подкрепляемое действие). А "вычищаются" действия по ходу пьесы при усложнении правил игры когда начинаем подкреплять только идеальное выполнение.Я кликер тренингом и с собакой занималась(недолго, у меня на собак тоже ) не стоит) и учеников постоянно гоняю, самый шик довести до истерики человека которому НЕ объясняются правила игры. Вот тогда они быстро вкуривают каково лошади и непоследовательным человеком без конкретной цели. У меня и плакали и матом орали, конечно игра заканчивается, но некоторые эмоции я даю пережить. А здесь мне интересно потому что опытный собачий тренер, идет четко по темам, дает очень нестандартные задачи которые человек воспринимает как чистый лист(например сеть на стул, лицом к спинке и одной ногой в дырку этой самой спинке) тут человеческая логика подводит, нужно научиться отключаться и слушать.
Моя цель понять на себе как вычистить действия со стороны интереса лошади(мои тоже черезчур инициативны).
В породах, где селекция велась по конкретным качествам, конечно будут особенности, эти качества определяющие. Но я уверена что с каждой лошадью можно добиться впечатляющих результатов, только одна рисовать научится, а другая исполнять балетные па на одной ноге)в каждой породе есть более способные и менее способные особи, но честно признатся в андалузах заинтересованных будет 98%, а к примеру у ЧК около 10%. Это все равно что борзая(которая сама по себе) или кавках(который сам принимает решение) и овчарка которая ничего не сделает без команды хозяина и будет в глаза заглядывать для получения отмашки. Меня еще уэльки тут поразили человекоориентированностью и работоспособностью, все честно пытаются понять, не вредничают и не выпендриваются, даже если что-то идет не совсем так они все равно будут пытаться уловить в этом смысл.
Тоже от уэльцев прусь. И грешным делом думаю что возможно вторым как раз в нашем доме будет уэлец.
Последнее редактирование: