С большим интересом слежу за темой - с одной стороны, потому что хочу лучше понимать тех, "кто с другой стороны", а с другой - потому что педагог по образованию и сейчас работаю со взрослыми, хотя не в конной сфере и не индивидуально, но все равно интересно.
Очень понравилось про два вида мотивации - по-моему, это в точку.
Нелля написал(а):
Но желание получить первый разряд тоже может быть разным. Оно может быть, например, таким: "Вот моя подруга, Маша, занимается конкуром. Она так круто смотрится, когда едет на соревнованиях маршрут 130. Я бы тоже так хотела." Или: "Я очень хочу заниматься конкуром, потому что мне это нравится, я получаю от этого удовольствие. Я хочу совершенствоваться в этом деле и достигнуть высоких результатов в награду за свой труд."
ИМХО, первый вариант возможен только у детей или не совсем психически адекватных взрослых (например, крайне инфантильных). Нормальный взрослый человек всегда осознает, что любой результат требует усилий, и способен достаточно быстро, даже в абсолютно новой для себя сфере, соотнести масштабы целей и требуемых для их достижения усилий.
Тёмная лошадка написал(а):
манипуляция - это коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия.
А дело не в выгоде вовсе, ИМХО. Ключевой момент здесь:
buvaethuge написал(а):
при этом цель манипулятора скрыта от объекта воздействия. Вас просто используют.
Именно этот признак рождает употребление понятия "манипуляция" с отрицательным подтекстом. И в этом смысле далеко не любая попытка замотивировать ученика является манипуляцией.
Например, классическая угроза: "еще раз - и будешь бегать с конем в руках" - применительно ко взрослому человеку абсолютно прозрачна по целям. Любой взрослый прекрасно понимает, что тренер пытается заставить его собраться и сделать усилие бОльшее, чем до сих пор, т.е. причина неудачи исключительно в недостатке концентрации и воли, а не в том, что ученик чего-то делает неправильно, не понял, не умеет, физически не может и т.п. Значит, это уже не манипуляция. Кстати, мне так угрожали многократно, но не разу не пришлось реально бегать :mrgreen: . В этом смысле тренеру нужен тоже особый талант, чтобы никогда такие "жесткие" мотивации не доводить до унижения человеческого достоинства.
Не говоря уже о том, с какой стати кто-то берется определять, что выгодно, а что невыгодно другому человеку?
Про всякую прокачку-накачку и энерегетику, ИМХО, в таких терминах это действительно попахивает чем-то... мягко говоря, ненаучным. Мне кажется, что речь в данном случае чисто об эмоциональном фоне, которым можно управлять, и который всегда при совместной деятельности взаимно передается участникам процесса. Тренер (или педагог) просто в силу положения диктует эмоциональный фон, и обязан уметь им управлять (интуитивно или сознательно), иначе он не будет качественным педагогом. Есть люди, которые легко вызывают у себя нужные эмоции, способны быстро переключаться и могут мощно (и успешно) транслировать свое эмоциональное состояние окружающим. Это во-многом природные способности. Вот это и будет ваш "прокачивающий энергетик". А вот как избежать выгорания - у меня специальных идей нет, только самые общеизвестные, типа самоанализа, контроля за эмоциями и умения работать со стрессовыми ситуациями (такими как проигрыш или уход ученика, например).
И еще хотела одно наблюдение написать на тему, почему некоторым нужен обязательный "прессинг", без него они не работают. Дело в том, что про меня часто говорят, что я как раз такая
, хотя я не вполне готова с этим согласиться :lol: . В моем случае причина кроется в том, что очень сильна инерция тела (возраст + нетренированность + очень плохая координация), в нужное время навыки по работе именно с собственным телом не сформировались. Поэтому элементарнейшее действие часто требует субъективно весьма значительных усилий (не физически даже, а именно по концентрации, по отслеживанию разных частей тела, чтобы они делали то, что просят, а не жили своей жизнью). И прессинг, особенно с "физическими" угрозами, типа того же "будешь бегать в руках", по сути является обращением со стороны тренера на непосредственно к моему телу. Оно понимает, что сейчас может стать еще хуже, и быстренько включается :mrgreen: . При этом, если что, мотивации моральной у меня - хоть залейся, я пришла в КС именно за развитием умений и навыков, за совершенствованием, да и вообще - перфекционист с комплексом отличника :lol: .