Психолог для всадника

  • Автор темы Автор темы Indil
  • Дата начала Дата начала
Просто тогда надо честно - не интересно заниматься с середнячками и любителями - не занимайся.
Юль, я с этим утверждением полностью согласна. Но сама говорю несколько не об этом. Как тренер, я самого начала (а начала я в 1997 году) честно пыталась понять запрос клиента и постараться дать ему именно то, что он просит. В том числе по возможности клиента не напрягать, если он не хочет напрягаться. Но не прошло и года, как мне стали видны существенные недостатки этого подхода. Клиенту становится не интересно!
Поэтому большая ошибка считать, что если тренер заставляет ученика напрягаться, он делает это только ради своих амбиций или удовольствия.
 
Я тоже не ЗМС возвращалась после перерыва в четверть века. Проблемы не возникло - впрочем, подробности Вы читали ;) :)
Я в детстве фигурным катанием занималась. До 13 лет, потом врачи напугали родителей возможным отслоением сетчатки из-за падений - миопия высокой степени, все дела - на том всё и закончилось. 20 лет спустя подружка позвала с собой на каток, встала на коньки - первые попавшиеся, прокатные - и поехала. :) Через 20 минут даже элементы и заходы на прыжки вспомнила - хотя понимала, конечно, что помнить-то помню, а сделать не смогу - и вес давно не тот, и силы не те...
Это я к чему - есть глобальная разница между "возвращением к" и "начинанием с нуля".

И возвращаемся (мне кажется) к тому, что проблема не в психологах, а в отсутствии настоящих тренеров...
Ведущие спортсмены в этом с Вами не согласны. :) Попадалось мне недавно в сети выступление Кореловой на II Всероссийском форуме по выездке - так три четверти её речи как раз теме психологической подготовки всадников и было посвящено.
 
Никогда не имела раньше ничего и против жестких таких тренеров.

И сама прекрасно понимаю например, что проблема во мне, и с любым другим биоматериалом у такого тренера был был бы( и есть) другой результат, и в другие сроки.
Но вот есть мои ближе к 30 недоформированные 42килограмма зажатых мышц, дурной баланс- расслабляюсь- слетаю с лошади, не расслабляюсь- зажим во всех возможных местах, и ко всему необьяснимое желание контакта с лошадьми- как с земли, так и верхом, и брезжущая надежда побороть физиологию и психику. Одной это тоже сделать можно, но намного дольше и сложнее, чем с тренером.

Так что информация, что в тренеско-учебной работе имеют место быть нестандартные подходы и методики, идущие от индивидуальных особенностей человека мне очень ценна например, и полезна, да и вообще радостно, что есть спецы, которым эти задачи интересны и кто не гнушается заниматься со слабоездящими- им спасибище!))а то, что в советское время нас бы отсеивали, я и сама знаю... В нашу защиту- берем мы себе на попечение, содержание и любление чаще не спортивных и молодых, а списанных хромоножек, эмфиземиков, мучеников проката покупаем, впопуцелуем и лечим, пенсионеров забираем на достойную старость в спокойных и чистых загородных конюшнях , и вообще всяких чудиков, которые в спорте тоже оказываются за бортом.и вместе с ними тюлюпаем себе тихонько=р. С переменным успехом) понятно, что сопли вытирать не надо- но и ноги тоже, все мы люди разные, стоит с этим считаться) и техники дыхания-расслабления и т.д. тоже имеют место быть.
вот меня посадили и поехали тремя аллюрами- это да, а толку мало от них, пока не окрепнет уверенность в себе и умение не паниковать- этому, конечно, учимся уже сами, но с понимающим тренером оно как-то по-человечески радостнее выходит ))
 
Последнее редактирование:
Это я к чему - есть глобальная разница между "возвращением к" и "начинанием с нуля"
Увы.( В моем случае это не сработало. Я вернулась в седло после перерыва через 17 лет, и начала больше чем сначала. Мозг помнит и считает, что умеет ездить верхом)), а тело напрочь не слышит лошадь.
 
Ведущие спортсмены в этом с Вами не согласны. :) Попадалось мне недавно в сети выступление Кореловой на II Всероссийском форуме по выездке - так три четверти её речи как раз теме психологической подготовки всадников и было посвящено.
Психологическая подготовка спортсмена, тем более - достаточного уровня - не имеет, поверьте, ничего общего с вопросами, которые мы обсуждаем в этой теме. И вот она тоже многим бы показалась достаточно жестокой. Ее назначение вовсе не в создании душевного и физического комфорта.
Другое дело, что тренер должен учитывать психофизиологические особенности спортсмена, чтобы выжать из того максимальный результат. Схема тренировок должна быть индивидуальной. Скажем, в свое время мой тренер (не по конному спорту)) убрал полностью аэробную нагрузку (которая меня только выматывала и ничего не давала), и почти все тренировки сделал "круговыми" с максимальными весами даже на тех, что не на мощность, а на длительность. Народ вокруг шалел, ибо так не бывает, и ждал, когда я сдохну/покалечусь. К нормативам КМС дошли за полгода. Кому другому такая схема запорола бы здоровье, либо просто дала бы результат, обратный желаемому. Психологически знал, когда орать, когда хвалить, когда вывезти на природу и даже спортивный режим дать нарушить))) Косяки карались жестоко дачей нагрузок, после которых можно было только лежать пластом с трясущимися ногами. Это так, по мелочи :)
 
Последнее редактирование:
Психологическая подготовка спортсмена, тем более - достаточного уровня - не имеет, поверьте, ничего общего с вопросами, которые мы обсуждаем в этой теме. И вот она тоже многим бы показалась достаточно жестокой. Ее назначение вовсе не в создании душевного и физического комфорта.
Любое обучение, даже не ставящее перед собой в качестве цели высшие достижения, не может происходить исключительно в условиях физического и психологического комфорта.
 
Любое обучение, даже не ставящее перед собой в качестве цели высшие достижения, не может происходить исключительно в условиях физического и психологического комфорта.
Верно, новое всегда сопряжено с выходом за пределы зоны комфорта, а высшие достижения для каждого свои. Но есть разница между просто вытащить человека из зоны абсолютного комфорта и предложить то, что называется challenge (такое емкое слово, подскажите, чем бы заменить), или поставить его перед задачей, которая представляется неразрешимой и вызывает такой страх или боль, что провоцирует образование новых проблем вместо разрешения старых.
Кроме того, в спорт идут люди определенного склада, они знают, что преодоление необходимо на каждом этапе. И отбор, кстати, в спорте идет постоянно. И, как правило, психолог присоединяется всерьез как раз в спорте высоких достижений, когда нагрузки становятся запредельными, а в детско-юношеском спорте психологические проблемы обычно оказываются поводом для отсева, если тренер не может сам помочь с ними справиться.
Кстати, в теме постоянно смешиваются две проблемы (и тому есть веские причины), это страхи и чисто психологические "затыки" и психофизические зажимы и\или "неспособность" расслабиться, правильно выполнить движение, недостаток баланса и т.п. Это все может встречаться как вместе, так и порознь, не обязательно валить в одну корзину.
 
Но вот есть мои ближе к 30 недоформированные 42килограм зажатых мышц, дурной баланс- расслабляюсь- слетаю с лошади, не расслабляюсь- зажим во всех возможных местах, и ко всему необьяснимое желание контакта с лошадьми- как с земли, так и верхом, и брезжущая надежда побороть физиологию и психику.
Моя работа в этом направлении когда-то начиналась с гипотезы, что если человек, испытывающий панический страх, падающий при первом движении лошади, неспособный даже выпрямиться в седле, выслушивающий терпеливо, молча, но со слезами все, что ему может сказать рвущий на себе волосы тренер, снова и снова приходит и залезает на лошадь, то ему это зачем-то ОЧЕНЬ надо. Значит, я, как психолог и психотерапевт, должна понять, зачем ему это нужно, ради чего он терпит такие мучения, и найти пути помочь преодолеть проблему средствами верховой езды, которую всадник сам себе выбрал, как метод психокоррекции.
Кстати для тех, кто считает, что эти люди просто мечтают избежать трудностей. Уверяю вас, снова и снова садиться на лошадь, испытывая непреодолимый страх, который, к тому же повышает реальную опасность во много раз, мягко говоря, не легче, чем выходить каждый день на тренировки с болящими мышцами и чувством, что задача, поставленная перед вами может оказаться непосильной.
 
Любое обучение, даже не ставящее перед собой в качестве цели высшие достижения, не может происходить исключительно в условиях физического и психологического комфорта.
Согласна, любое развитие происходит только через преодоление фрустрации.
Но! Есть такое понятие - "зона ближайшего развития". Изначально было введено Львом нашим Семёновичем Выготским в области обучения детей - но в равной степени относится к любому обучающемуся индивиду, вне зависимости от возраста.
И обозначает - простыми словами говоря - "люфт"между тем, что индивид делает сейчас, и тем, что индивид сможет сделать, при имеющемся у него на сейчас багаже знаний, умений и навыков, приложив некоторые усилия - и не испортившись об эти усилия ни физически, ни морально. И дозировать фрустрацию - задача фрустирующего.
Учителя мои в своё время формулировали сие ещё проще - "правда должна быть жрабельной". :) То есть, выданной там, тогда и так, чтоб человек мог её воспринять без сверхусилий и сверхэмоций. И способность "проглотить" и усвоить информацию у каждого человека своя - разная на каждом этапе его личного развития и развития его отношений с человеком, информацию выдающим. "Волшебный пендель" - не панацея, отнюдь, он бывает эффективен до крайности - но лишь тогда, когда выдан чётко по времени, по месту и - в контексте общего доброжелательного отношения.
 
Последнее редактирование:
Почему, когда говорится о необходимости требовательности к себе, это зачастую воспринимается исключительно как призывы "пенделя"?))) Работа над собой (а не "сделайте мне комфортно, но с результатом - я ж деньги заплатил"), выполнение всадником предъявляемых к нему требований (а не краткосрочный выход из сомнамбулизма по пенделю с последующим увяданием поздней астры) - тот процесс, который должен быть постоянным, и без которого толка не будет.
Я тоже за доброжелательное отношение. Я вообще считаю, что тупым затюкиванием можно человека только замкнуть, а не добиться чего-либо разумного. Но смотря что считать доброжелательным отношением. Оно у хороших тренеров не проявляется в виде "уси-пуси, золотце мое, как очаровательно ты висишь с болтающейся ногой на перетянутом поводе, ни за что не буду тебя ругать - вдруг раню нежную душу". Ну, моего тренера надо очень довести, чтобы он рявкнул. Он обычно тихо убивает))) Тихо, но долго и тщательно. Иногда в крайне нелестных выражениях :) Другой мастер на нашей базе тренирует так, что эхо указаний ударяется о стены соседнего квартала и бумерангом прилетает обратно. Оба к своим ученикам исключительно доброжелательны. Оба вкладываются в тренировки полностью. У обоих всадники себя неплохо чувствуют)))
 
"Уси-пуси" и "убивание" (не суть важно, громкое оно или тихое) - это две крайности, между которыми есть масса промежуточных вариантов.
Я не только допускаю - я вполне знаю :) - что есть люди, которые себя неплохо чувствуют в атмосфере "убивания". Дай бог таким людям грамотных "убивальщиков" на жизненном пути, что тут скажешь ещё.
Но я вот, к примеру, в такой атмосфере чувствую себя плохо. Не сочетается в моей голове убивание с доброжелательностью, вот никак. У меня как-то сразу бронепоезд с запасного пути выкатывается и возникает сильное желание симметрично убить в ответ. А поскольку Уголовный Кодекс сильно против подобного - то проще убить отношения, в которых такое желание возникает, чем выдерживать хронический внуренний конфликт между желаниями и законопослушностью. :)
 
"Уси-пуси" и "убивание" (не суть важно, громкое оно или тихое) - это две крайности, между которыми есть масса промежуточных вариантов.
Я не только допускаю - я вполне знаю :) - что есть люди, которые себя неплохо чувствуют в атмосфере "убивания". Дай бог таким людям грамотных "убивальщиков" на жизненном пути, что тут скажешь ещё.
Но я вот, к примеру, в такой атмосфере чувствую себя плохо. У меня как-то сразу бронепоезд с запасного пути выкатывается и возникает сильное желание симметрично убить в ответ. А поскольку Уголовный Кодекс сильно против подобного - то проще убить отношения, в которых такое желание возникает, чем выдерживать хронический внуренний конфликт между желаниями и законопослушностью. :)
Ну Вы "убивание" уж совсем буквально не понимайте, это так, фигура речи)))) Не с того же света тут печатаю)) Скажем так - критика, иногда жесткая, присутствует с необходимостью, и это вполне естественно.
 
Жесткая критика - это не убивание. "Убивание" - это прессинг. А прессинг, даже чисто психологический (а на тренировке он обычно, если уж есть, то будет с элементами физического) - это безумно эффективная штука для человека с высокой стрессоустойчивостью и еще рядом личностных качеств. Стандартный "характер спортсмена" большинство этих качеств предполагает обязательно, поэтому многие чисто спортивные тренера, особенно "старой школы", которые ориентировались на отбор для именно спорта достижений, прессингом пользуются активно.
Но если речь о массовом обучении, то прессинг во многих случаях бесполезен и даже вреден.
 
Вообще, как тут уже упоминали, есть целая наука обо всем этом - спортивная психология. И очень зря пишут что это дескать только для спорта высших достижений - она есть для любого спорта. Просто у нас так было принято и многие наши тренеры, в отличие от европейских, ею просто никогда не заморачивались.

Я тут по мере наличия свободного времени перевожу небольшой курс статей на эту тему (как раз именно о конном спорте), в принципе если у кого-то есть желание - могут почитать и помочь
http://ilovedressage.ru/?p=1817
 
Вообще, как тут уже упоминали, есть целая наука обо всем этом - спортивная психология. И очень зря пишут что это дескать только для спорта высших достижений - она есть для любого спорта. Просто у нас так было принято и многие наши тренеры, в отличие от европейских, ею просто никогда не заморачивались.
Психология есть, ее даже проходят в институте физкультуры, по ней диссертации пишут, а вот психологов в российском массовом спорте нет, - только в большом спорте уже давно предусмотрены такие должности при командах.
Catherine1976, не могу удержаться и не процитировать Ваше образное и исчерпывающее описание типажа:
краткосрочный выход из сомнамбулизма по пенделю с последующим увяданием поздней астры
Спасибо! Я в восторге!
 
Ну Вы "убивание" уж совсем буквально не понимайте, это так, фигура речи)))) Не с того же света тут печатаю)) Скажем так - критика, иногда жесткая, присутствует с необходимостью, и это вполне естественно.
Верю, что не с того света, а вполне с этого. :)
А вот про необходимость жёсткой критики - зачем? можете мне рассказать?
Если есть необходимость описать, что я неправильно делаю - так это можно спокойно, доброжелательно и вежливо описать. Я пойму, я вменяемая.
 
Верю, что не с того света, а вполне с этого. :)
А вот про необходимость жёсткой критики - зачем? можете мне рассказать?
Если есть необходимость описать, что я неправильно делаю - так это можно спокойно, доброжелательно и вежливо описать. Я пойму, я вменяемая.
Возможно, есть гениальные всадники, делающие все раз и навсегда безупречно после первого объяснения. Я, скажу честно, к таковым не отношусь. И рано или поздно, как и большинство, слышу раздраженное: "да сколько ж можно повторять уже!" Потому как тот уровень, на котором чаще хвалят, чем ругают, я уже давно прошла, а до того, на котором уже не учат, а корректируют, мне еще далеко.
За темп до отталкивания тоже сложно, например, что-то вежливо и подробно описывать.
Иногда на резкий комментарий быстрее реакция. Не думаю, что успею над препятствием вовремя спохватиться и доработать шенкелем, если мне скажут ровным тоном "будь добра, не забудь про правый шенкель". К концу этой фразы я уже над другим препятствием буду. Если буду. И вообще я, скорее всего, эту мирную спокойную фразу не услышу. Поэтому если тренер надрывно орет страшным голосом - это не потому, что такой припадочный. Это потому, что иначе сказанное до ушей может не долететь.
И если он десять раз сказал одно и то же, а всадник старательно кивает головой и старательно делает как не надо, то рано или поздно всадник получит по шее. Ради собственного блага, здоровья лошади и безопасности окружающих.
И масса других вариантов)))
 
критика, иногда жесткая, присутствует с необходимостью, и это вполне естественно.
А как выглядит жесткая критика?
Меня вот убивали комментарии тренера типа: "Маша (Петя, Ваня и т.д.) эту лошадь в галоп авторитетом поднимают, а ты корпусом-шенкелем-хлыстом не можешь..."
Хотелось слезть с лошади и сказать: "Вот и тренируй свою Машу (Петю, Ваню и т.д.)"
 
А как выглядит жесткая критика?
Меня вот убивали комментарии тренера типа: "Маша (Петя, Ваня и т.д.) эту лошадь в галоп авторитетом поднимают, а ты корпусом-шенкелем-хлыстом не можешь..."
Хотелось слезть с лошади и сказать: "Вот и тренируй свою Машу (Петю, Ваню и т.д.)"
Так тоже может. Но это еще ничего, больше на шутку смахивает. Правда, у нас примером будет выступать не Маша-Вася, если что, а сам тренер. Вася для него не авторитет, да и на моих лошадях кроме нас никто не ездит)))) Сравнение с Васей меня бы тоже бесило, наверное...
"Вот почему у меня так, а у тебя хрень какая-то?" Да потому, блин, что ты мастер спорта. Когда "так" будет у меня, я сама тебя тренировать начну:D
Из того, что помягче: мне периодически обещают отрезать левую руку (за дело), пророчат провал на параолимпийских соревнованиях, грозятся поставить шагать по стенке с прокатом или прыгать крестики полметра, интересуются, на фига мне тренер, если я второй раз повторяю одну и ту же закидку, спрашивают, для кого тут вещает радио в обличье тренера. "И вообще ничего у тебя не получится, пока не начнешь - далее по списку". И оно все чистая правда))) На самом деле, особой словесной конкретики не вспомню - все больше на уровне ощущений:D
 
Сверху