Читала. Разница принципиальная. Усвоенные в детстве рефлексы на месте, но глубоко скрытые, поэтому и психолог не нужен, нужна физическая работа под опытным приглядом. Кроме стремления есть московский выбор клубов и тренеров плюс люди работают с уже работанным материалом.
Психолог всаднику нужен в случае, когда нет уверенности в своих возможностях, пусть даже эти возможности ограниченны. А равнодушное отношение тренера не даёт эти возможности выявить.
То, что описано, про советскую школу, когда нужно через травмы и всеми способами доказывать своё право на лошадь, вызывает отторжение даже психологически. Именно потому, что всяко зажимается свое ощущение к готовности сделать что-то. Это как у татарской невестки - она рабыня свекрови, пока сама не станет свекровью (и так же пытается себя вести по отношению к невестке). Также и подращивались девочки в советской школе, сейчас они выросли и заявляют, мол, мы себя пересиливали, с нами ничего не случилось. Про тех, с кем что-то случилось они просто не помнят, значит все остальные должны быть такими же как они сами, иначе нечего делать рядом с лошадьми. Это вбито и уже не выводится. С этой точки зрения - да, психолог всаднику не нужен, остальные хлюпики и нытики.