Путешествие в "Страну без пространства и времени". Волшебство среди нас
Повествование я окончила на том, что мы прибыли в Ханх. По логике дальнейшее описание должно затронуть сам поселок и места близлежащие, но я немного нарушу хронологию и попытаюсь рассказать, почему я выбрала именно такое название - Страна без времени и пространства. Нужно обладать талантом, чтобы посредством слов смочь передать ощущения, чего нет-того нет, поэтому я просто опишу места невероятной силы и энергии, а фото пусть помогут мне.
Хубсугул - самое глубокое и самое красивое озеро в Монголии. Вода в Хубсугуле пресная, кристально чистая, с замечательным минеральным составом, пригодная для питья в сыром виде. В одном только Хубсугуле сосредоточено порядка 2 % мирового запаса пресной воды.
Хубсугул одно из 17 древнейших озёр, возраст которого насчитывает около 6 млн. лет — это гигантский кратер потухшего вулкана, заполненный водой, что объясняет его глубину (272 м). У местных жителей Хубсугул считается священным местом.
Не зря Хубсугул именуют «младшим братом Байкала» - сходство у них не только в серповидной форме и чистейшей пресной воде. От самой южной точки Байкала до северной точки Хубсугула всего 230 км. Их соединяет река Эгийн-Гола, впадающая в Селенгу, крупнейший приток Байкала. Однако прежде чем воды Хубсугула попадут в Байкал, реки проносят их 1200 км по степям Монголии и Забайкалья.
Хубсугул – озеро невероятной магической силы и энергии. Странно было смотреть на собственное отражение в этом прозрачном зеркале. Блестящая, с сияющими бликами дневного солнца поверхность уходила бесконечно далеко в глубь горизонта, а отражение как бы выступало вперед четким, бестелесным призраком. Сразу же приходили на память народные легенды о таинственных природных «зеркалах», отражавших саму суть души, а не физическую оболочку.
Найдется ли где-то еще на Земле вода подобного цвета?
И если уж речь зашла о таинствах и магии, то давайте-ка мы отправимся на Овоо.
Овоо на Хубсугуле (
фото MeScalero)
По шаманским представлениям на небе обитали могущественные Тэнгрии – высшие божества. Божество-Создатель (Хухэ Мунхэ Тэнгэр) – Вечно Синее Небо – «духовное начало». Это реальность, у которой нет начала и нет конца. Вечно Синее Небо считалось мужским началом, дарующим жизнь и охраняющим человеческий род. Тэнгрии, высшие божества, олицетворяющие различные природные явления. По древним представлениям шаманистов, на небе обитает 55 западных, добрых тэнгриев и 44 восточных, злых.
Шаманисты не имеют традиции строить специальные храмы. По шаманским традициям, обожествляя природу, необходимо поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа - единый Божественный Храм, к которому относятся бережно.
Места, где боги и духи проявили себя, или где они действуют и «живут», выделяют особо как святое пространство. В таких местах – «контактной зоне» между мирами, сооружают примитивные алтари из дерева, камней и глины для жертвоприношений и молитв, устанавливая столбы-сэргэ и привязывая на ветки деревьев ленты-залаа.
Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта. Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения просветления, энергии и бодрости.
Обо (по монг. – «овоо») – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам. Хозяева овоо — это духи умерших шаманов, предков или божества небесного происхождения.
Каждое овоо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, монет, бумажных денег. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. В овоо можно только класть, что-либо забирать из овоо, т.е. отнимать у духов не рекомендуется.
По древней традиции перед обрядом жертвоприношения овоо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.
Возлияние-подношение духам в древние времена делалось молоком, что символизировало чистоту помыслов и мыслей. В настоящее время вместо молока брызгают алкогольными напитками. Сначала брызгают к небу, а потом на четыре стороны света для угощения и задабривания духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.
Овоо на Хубсугуле, к которому мы отправились – действующее. Стоит ли говорить об энергетике данного места, думаю, ее невозможно передать словами, только почувствовать, пропустить сквозь себя, напитаться до предела. Находиться на овоо можно бесконечно, созерцая, созидая, гармонируя. Здесь отсутствует понятие времени, здесь смыты границы пространства, здесь обитает пустота. Не смотря на все величие данного места, стоя на границе миров, не чувствуешь себя песчинкой в океане вселенной, а ощущаешь себя частью этого мира.