- Вот что иногда удивляет. Сегодня нас окружает так много возможностей учиться. Знания повсюду, в том числе распространяемые бесплатно. Почему же люди не хотят учиться, не обращают внимания на исследования, на фундаментальные методики тренировки, иногда довольно слепо следуя необоснованным традициям?
- Мне кажется, есть множество причин. Например, как с седлами. Есть некая конфронтация. Людям, которые уже имеют достаточный опыт в обращении с лошадьми, трудно поменяться. И допустим, когда ты сажаешь их в седло типа нашего, они становятся не такими уж хорошими всадниками и возвращаются к своему седлу.
Потом, практически нет кого-либо, кто бы «осуждал» людей за неграмотное поведение. Нет «человека с большой белой бородой», который карает за ошибки.
Нет естественного отбора. Например, люди на плохо обученных лошадях на войне попадали в крупные неприятности, и выживали лучшие, у которых стоило учиться и спрашивать, как и что они делали, чтобы выжить.
Может быть это проблема «исторического наследия», когда люди следуют книгам, не совсем понимая, что именно имел ввиду автор. Читают на всю книгу целиком, используют выдержки, не понимая обучение лошади, и для каких целей это описывал автор. В какое время он жил, например, какими идеями было движимо общество той эпохи.
Сюда же можно отнести допущение, что люди могут ошибаться и книга может быть написана как успешным всадником, так и не вполне талантливым. Но книга издана, прошло время и сейчас все думают, что «так надо делать» потому что «так надо делать». А если появляется человек и пытается с помощью логики доказать какие-то факты, касающиеся выездки или тренинга. Ему говорят – а кто вы такой? Сколько соревнований вы выиграли?
Но получается парадокс. Ты доказываешь, что правила классических соревнований не совсем корректны, а у тебя спрашивают сколько этих некорректных соревнований ты выиграл. Получается, что ты должен сам себе противоречить. А если ты выиграл много этих соревнований, то ты не можешь идти против системы, иначе ты нивелируешь свои собственные достижения. Получается замкнутый круг. То, что называется системой.
И система делает все, чтобы ей тупо следовали и не задумывались о ее правильности. Любая система радикальна. Ты или в системе, или вне ее.
То же самое с университетами и другими учебными заведениями. Если ты архитектор-двоечник, дом, построенный по твоим чертежам, упадет тебе на голову. А в случае с лошадьми, кого это волнует?
Да, ты можешь подтвердить свою систему, воспитав много лошадей. Но для начала, до того как в тебя поверят, всех этих лошадей надо как-то содержать. То есть надо иметь либо много денег изначально, либо везение. Воспитав одну лошадь, ты не можешь что-то доказать. Это хороший пример, но не доказательство.
И это то с чем все сталкиваются. Например, хочет доказать человек, что железо в работе с лошадью – это бесспорный вред, начинает писать много работ, выходят статьи, интервью, разворачивается движение…