Хочется еще записать мысли, которые повторяются в разных видео art2ride.
- Упражнения полезны только если лошадь может выполнить их через спину, иначе переходы, езда вверх и вниз по склонам, змейки-вольты будут во вред, а не во благо.
- Сначала лошадь должна стабилизироваться на разных аллюрах, после чего переходы получатся сами. Мы не должны ограничивать шею на переходах, держать голову в каком-то положении силой, мы должны обращать внимание на заднюю часть, чтобы лошадь делала переход от зада через спину, а шея потом присоединится
- На вытягивании вперед и вниз лошадь конечно двигается больше на переду по сравнению с высоким сбором, но лошадь, не двигающаяся через спину, всегда на переду, не важно как высоко поднята ее голова.
- То, насколько лошадь двигается через спину, можно определить, глядя на ее спину за седлом. Если за седлом прогиб, а всадник будто бы сидит в углублении, то лошадь спину не использует. Спина за седлом должна быть по возможности ровной, хотя пока она слабая, некоторый прогиб сохранится, пока это место не заполнится мышцами.
- Шея должна округляться и вытягиваться равномерно, без излома в 3 шейном позвонке.
- Для развития спины нужен приблизительно год, на развитие до уровня, когда можно пробовать сбор, приблизительно 2 года.
- Рутинная ежедневная работа лошади любого уровня должна начинаться с глубоких растягиваний на всех аллюрах, а потом продолжать в стиле подобрали-потянули, где подобрали на коротко, потянули подольше. Расслабление способствует лучшему кровообращению и большей работоспособности.
- Есть малый процент лошадей, кто скачет галопом свободнее и сбалансированнее, чем рысит. Но в основном бывает наоборот, и над галопом лучше работать на рыси. Работа на рыси помогает нарастить мышцы, но если лошадь может двигаться через спину только шагом, то пусть лучше ходит шагом, а рысь время от времени можно пробовать. На шагу мышцы тоже отлично наращиваются, просто медленнее.
- Нет необходимости каждый раз работать лошадь тремя аллюрами. Если она двигается через спину, работа идет во благо, если зажимается и прогибается в спине - работа идет во вред.
- Всаднику должно быть удобно. Выездка не заключается в высоком затылке лошади и учебной рыси. Если всаднику неудобно, он будет зажиматься и зажмет лошадь еще больше. Поэтому начинать работу надо на удобной длине стремян, возможно, короче выездковой, и на строевой рыси.
- Показатель расслабления - длиииинная вытянувшаяся шея. Вытянуться она может хоть до земли, как лошади удобнее. Когда лошадь будет стабильно двигаться с шеей внизу и поднятой спиной, глубоко заступая под себя задними ногами, можно просить ее поднять шею в рабочее положение. Не сложить, а поднять выше. На сколько именно - на столько, чтобы спина не прогнулась и ритм движения не изменился. Если лошадь начинает коротить шаг или зажиматься - значит это для нее слишком высоко. Каждый день рабочая высота может быть разной.
- Ритм движения вообще показателен, насколько лошади просто или сложно выполнять задание. Если ритм сбивается, значит надо снизить требования.
- Лучше медленнее прогресс, но с поднятой спиной и равномерным ритмом, чем бОльшие достижения ценой борьбы. Важно то, сколько лошадь в течение занятия двигается через спину. Более медленно, зато в правильном направлении
- У тяжей и тучных лошадей под большим весом пуза провисает спина, как у жеребых кобыл. Сама лошадь может быть огромной и круглой, а спина может оказаться слабой.
- В работе нужно стараться делать как можно более длинные шаги с более редким ритмом. (Когда-то давно слышала от знакомой, что на заводских испытаниях молодняка им нужно было пройти длинную стенку за как можно меньшее число шагов).
- Выбирать себе лошадь нужно по тому принципу, сможет ли человек усидеть на волне, которую она предлагает. Когда лошадь двигается, всадника поднимает на волне, и если волна у этой лошади очень большая, неопытный всадник может не суметь с ней справиться, испугаться такой мощи и начать закорачивать лошадь. Лошадь будет вынуждена постоянно двигаться короче, чем для нее нормально, и это будет являться постоянным стрессом, который может найти выход в пугачках, разносах, сбрасывании итд. Лошадь надо не впихивать в рамку, а дать ей расправиться на движении, потянуться в спине и шее, чтобы узнать, какая у нее волна, а потом уже с этой волной работать.
- Когда лошадь готова возить всадника учебной рысью, нужно подсаживаться на учебку очень по чуть-чуть, например, 3 темпа учебной, потом строевой, еще 3 темпа учебной, потом 5 темпов, 10 итд. Не сразу 10 минут
И смотреть, не сбивается ли лошадь с ритма и не прогибает ли спину. Если зажимается или сбивается - отложить учебку.
Еще они постоянно говорят про параллельность ног на рыси, что это показатель хорошей рыси, а когда спина прогнута, то зад остается отставленным, и параллельность нарушается. К сожалению, я этого пока не научилась видеть... Спину, зад - одно дело, а вот именно параллельность. И еще показатель хорошей рыси - это круговые движения, которые совершают скакалки. "Будто лошадь крутит педали". Т.е. получается, что в начале работы смотрим на шею - насколько она может свободно вытянуться в длину, потом смотрим на ритм и... swinging. Слышала звон, но не знаю где он... попыталась разобраться и сходу не смогла... понятие швунг - это о чем? У них swinging в движении - это, скажем так, просторные, равномерные движения с желанием двигаться. Активные, но не торопливые. И вот они предлагают добиваться этого самого swinging на разных аллюрах, чтобы лошадь дослали сзади, она активнее толкнулась задними ногами, прошла через спину и глубоко потянулась спереди, сохраняя тот же ритм движения. Потом появляется пружинистость в движении, что тоже считается хорошим признаком.
В верховой работе у них есть определенный порядок упражнений. Сначала они просят просто расслабленного движения, потом добавляют боковые (уступки шенкелю и плечо внутрь), потом просят поднять шею на сколько сможет. Потом пробуют подсесть на учебку. Дальше начинаются переходы, но не серией, а просто начинают обращать внимание на то, как лошадь их делает - через спину или нет. До этого лишь бы хоть как-нибудь перешла на другой аллюр.