Сонь, здОрово
Если кинешь ссылку куда смотреть в твоем дневнике - будет вообще отлично
)
Вторая Максимовская фотография хорошо объясняет мои трудности в работе с Дядей Оззи
)))) А то я думаю, что это он опять так переживает по поводу галопа...А там вон каких размеров пятно на солнце!
)
А теперь про рисование
Любопытно, как разные преподаватели решают задачу обучения тех, кто не сам пришел к ним по собственному убеждению, а кого привели заниматься. Похожая ситуация на то, как мы обучаем лошадей - им это тоже не надо изначально, это нам надо их мотивировать и научить.
На нашу первую развивайку приводили детей разного возраста, в том числе очень маленьких, даже еще с трудом говорящих. Тетя Таня мотивировала их своей концентрацией на задаче, живеньким ритмом и переключением. Например, ситуация - Дима вредничает, рычит на мальчика, что тот не должен что-то там брать. Тетя Таня вмешивается: "Скажи, а ты уже большой мальчик? (Дима естественно тут же отвечает, что большой, что для него = хороший). А раз ты большой, давай-ка покажи нам, где тут буква А"
)) Вообще звучало много положительных оценок, дети всегда были молодцами, единственно, для этого им не надо было даже ничего делать. Сделали - молодцы, не сделали - Тетя Таня за них сделает, а они пусть хотя бы просто посмотрят, молодцы, что посмотрели. Заниматься было просто и приятно. Прогресс при этом определенный шел, дети, даже капризные, постепенно утаптывались в общий ритм занятия, научались выполнять задания не только, когда самому хочется, а и когда надо другой тете. На занятии была частая смена деятельности, за час они успевали посидеть за столом, подвигаться в комнате с горкой, тунелем и мячами, посмотреть развивающие мультики. В целом, было много усилий Тети Тани и мало усилий детей. Создавалось ощущение натаскивания детей на тесты, а не развития их способностей.
Дядя Алексей мотивирует главным образом тем, что ты не обязан ничего делать, если устал - можешь посидеть в сторонке или даже домой пойти, но с нами ведь так жутко весело! Хочешь - присоединяйся, мы будем счастливы играть с тобой вместе. Не хочешь - главное не мешай другим. Все задания даются в форме "а кто может сделать вот так? А у кого при этом самые прямые ноги будут?" Т.е. есть определенная соревновательность, но небольшая, очень много просто сотрудничества или соблюдения очередности. И он постоянно отмечает хотя бы попытки выполнить задание, постоянно обращает всеобщее внимание на хорошее исполнение, вообще не корректируя ошибки. Прогресс у детей огромный, мотивация такая, что при словах "пойдешь сегодня на капоэйру?" Дима пулей вскакивает с кровати
Практически не бывает, что дети отключаются от занятия и валяют дурака. Димка еще и дома тренируется, щеголяет полученными умениями в других ситуациях. Дядя Алексей любит повторять, что цель его занятий - прежде всего привить любовь к спорту, к активному образу жизни. Этой цели он процентов на 200 достигает!
Елена Николаевна ведет занятия по-другому. Родители, помогайте детям, чтобы из-за случайной каляки рисунок не получился испорчен. Дети, на занятии должна быть дисциплина. Вы должны уметь сесть спокойно и внимательно слушать учителя. Дисциплина поддерживается авторитетом учителя и иногда еще и родителей. Железной дисциплины она не требует, но какой-то требует, особенно от детей, которых она воспринимает как старших. Например, младшим трехлетним девочкам позволяется выйти из-за стола, походить по коридору, поплакать, пошуметь. Димке тоже позволяется больше, чем мальчику Матвею, который старше Димки всего-то на 5 месяцев, но выше на голову. С него спрос как с 7-летнего Егора, потому что они оба выглядят большими и занимаются самостоятельно. Их она больше ругает за ошибки, чем хвалит, считая, что они должны стараться делать лучше. В принципе, дети послушно занимаются, мотивация в основном в том, чтобы не получить замечание и не отстать от всех, когда все уже нарисовали, а ты еще фон закрашиваешь. Нужно ли им само рисование... я не вижу ни у кого из них увлеченности, скорее прилежность. (Только Матвею единственному интересно слушать историю искусств). Спросишь нравится ли заниматься - да, нравится. Предлагаешь не пойти - спокойно соглашается. Дома рисует столько же, как до кружка, и такими же линиями, полученные знания не использует. Но в целом рука да, стала ловчее.
Как мама я тоже задумываюсь об эмоциях, которые вызывают у меня все эти кружки. К Тете Тане сначала нравилось ходить, это было в новинку, нравилось, что Димка способен без мамы выполнять указания чужой тети, какие-то намеки на самостоятельность. Сама Тетя Таня очень приятная тетя
Занятия с Дядей Алексеем вызывают желание тоже начать заниматься капоэйрой, тоже влиться в этот веселый, позитивный коллектив
У них правда весело! Занятия рисованием... вызывают желание прогулять и сказать: "А я теперь мама, я вот прогуляю - и мне за это ничего не будет!"
))))) Думаю, что с учетом вышесказанного... до конца года мы на рисование доходим, а на следующий год попробуем походить на что-то еще, на какой-нибудь английский или к чему там у Димки появится интерес. У меня нет цели сделать его кем-то, я хочу предложить ему разное, чтобы он выбрал сам. Но благодаря занятиям у Елены Николаевны, у меня сложилось больше понимания, как самой заниматься с Димкой, если будет цель не просто покалякать, а нарисовать рисунок. Но я не вижу у Димки увлеченности рисованием, тем более для двух раз в неделю. А вот на капоэйру будем ходить 2 раза в неделю, он будет рад двигаться больше.
А теперь о том, почему последнее занятие было похоже на театр абсурда. У меня иногда складывается ощущение, что наша преподавательница витает в своем параллельном мире со своей правдой
) Ну вот как ситуация, когда Настя с хитрой улыбкой сказала Диме: "А у нас красивее рисунок!", Дима на это сделал страшную рожу и зарычал: "Нет, у нас красивее!". Подошла Елена Николаевна, Дима уточнил у нее: "Она говорит, что у нее красивее, но ведь у нас красивее!!" Елена Николаевна сделала из этого однозначный вывод: "любовь-морковь!" и потом пересказала ситуацию другой тете: "Ему так важно, что она сказала о его рисунке! Он прямо все занятие говорил: она что-то там похвалила! она что-то там поругала!"
Вообще-то Дима все занятие пытался узнать у нее, при чем здесь морковь, когда рисовали березы
))
Так во всем. Например, идея о том, что эти занятия важны для того, чтобы дети чувствовали свою нужность - "родители ходят на работу, а дети ходят на занятия, у детей возникает чувство, что я тоже для чего-то нужен, я хороший". (!!!
) Каждое занятие родителям рассказывают о том, что даже если дети сейчас вертятся и ничего не слушают, у них где-то там навязнут все эти имена художников и названия картин, потом будет узнавание, когда они их где-то увидят. С этим я даже согласна где-то, да и иногда рассказ о картинах бывает интересным. Но если вся группа едва сидит на стульях, вертится, младшие стекают со стульев или сидят спиной... зачем продолжать рассказывать в пустоту, не пытаясь как-то заинтересовать? Максимум, строгим голосом последует замечание, что нужно сесть ровно и слушать. А в конце и получается повод родителям поржать
) "Настенька, скажи, что главное на картине "Завтрак на траве"? (Тихим голосом)
Солнечный свет!" - Настя с широкой улыбкой: "Дееевушки!!"
))))
На самом занятии иногда у нее очень здОрово получается зацеплять внимание, упрощая задачу и превращая ее в игру. Например, Димка куксится, красит 10 раз на одном месте и не вникает. Она подходит и на его сопротивление понижает голос: "ты только посмотри как мы сейчас вот так вжик-вжик такие полосочки нарисуем", Димке становится легко и интересно делать вжик-вжик, он принимается с улыбкой стараться. Но на прошлом занятии у всех детей была весна и потепление, они легко отвлекались и очень тяжело концентрировались. Мы едва на мамином авторитете докрасили этот скворечник... и когда другие дети уже начали бродить по классу и играть в игрушки, Диме еще было строгим голосом сказано: еще вот тут надо нарисовать птичку, а вот это можно превратить в облака! Я поклялась, что мы это обязательно доделаем дома
)))) Мне дали очень подробные инструкции как именно доделать.
Не нравится и подход "этого похвалю, этого поругаю". Чем младше ребенок, тем его больше хвалят, чем старше - тем больше ругают. Дима с Егором затеяли потасовку - Егора выгнали с занятия, Диму оставили. Матвей - маленький по возрасту и большой по росту - получает замечания чаще похвалы. При том, что учительница сама комментирует, что у его мамы такой стиль воспитания, что попробуй не послушайся и не позанимайся прилежно сам - если мама Матвея в конце занятия приходит чуть-чуть поприсутствовать, Матвей тут же получает от учительницы замечание по какому-то поводу. И это может быть единственным комментарием, который за занятие услышит мама, присутствующая на последних 3 минутах.
В общем как мне кажется... когда это обязательная школа и никуда от нее не деться, то навык послушно выполнять задание очень ценен. Я увидела, что Димка на это способен. Когда это платные занятия для выявления способностей и увлечений... для меня важнее, к чему лично у него обнаружится стремление. Вообще по жизни, как мне кажется, умение самому ставить себе цели и самому себя организовывать важнее умения послушно выполнять задания. Как мне кажется, очень ценно научиться спрашивать себя нужно ли оно лично мне, или я выполняю чью-то чужую волю из послушания. Хотя, конечно, бывают и обстоятельства, когда не нужно, не интересно, а надо.