Некий Руслан Алиев. Наталья Уездная сказала где смотреть, а он увидел
Начав читать Нилла (уже почти дочитав), я открыла для себя целый пласт информации к размышлению, о котором не знала раньше! По ссылкам полезла еще куча книг, в том числе Макаренко, Джон Холт, другие авторы, целое направление мысли - анскулинг, т.е. " философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них". Похоже на Димкину теперешнюю жизнь! Анскулинг противопоставляется образу мысли, когда оценки становятся важнее интереса к учебе и настоящего знания.
Что мне во всем этом, и у Нилла, очень импонирует - ценится личность, а не достижения человека в какой-то программе, иерархии, общей для всех. Как вот встречается отношение в конной среде, основанное на заслугах в конном спорте. Если ты ходишь в прокат, то ты презреннее, чем если участвуешь в соревнованиях
) И не так важно, кто ты как человек. Отличники в классе более уважаемы, чем двоечники, у Гиппенрейтер приводятся результаты эксперимента - учительница в целом больше высказывает положительных комментариев отличникам, а критических замечаний двоечникам. Это же отношение передается и детям, уважение в классе зависит от успеваемости. Лидеры маленьких, себе подобных группок есть и среди двоечников, но они не лидеры всего класса. А вот все эти книги призывают не забывать, что каждый человек - прежде всего человек, личность, даже если несчастный, ведет себя асоциально, не разделяет общих ценностей итд. Бездельник и балбес может таким считаться, потому что не интересуется школьной программой, зато умеет с полным погружением и самодисциплиной, например, играть в футбол. Моя мама недавно смотрела интервью с Кристиной Орбакайте, которая призналась, что еле дотянула школу, очень плохо училась. Кому теперь это важно? Если позволить тому балбесу реализоваться в футболе, где он самосовершенствуется по собственному призванию - кто вспомнит, что он не тянул математику?
С другой стороны, Нилл пишет о своем отдельном мирке, живущем по своим правилам. У него к концу книги возникают пассажи про то, что если дядя доводит ребенка до невроза рассказами об адском пламени, то долой такого дядю. Противопоставляется внутренняя свобода ребенка в свободной школе и то, каким задерганным он возвращается туда с каникул, проведенных дома с задерганными родителями. Вроде хорошо, что у ребенка есть среда, где его принимают и дают выдохнуть, но в то же время получается, что его ограждают от сложностей, а не учат с ними справляться, приобретать иммунитет. Я вот при том, что в целом разделяю подход Нилла, не считаю, что ребенка надо ограждать от традиционной школы и плохих училок, просто надо допустить до души, что он - это не его успеваемость, и не существует правильных и неправильных увлечений. И в то же время не считаю, что полная свобода как в Саммерхилле - это всегда хорошо. Ребенок родился в реальной жизни со всем ее несовершенством, и он должен уметь не бесить других своей непохожестью и не провоцировать их на агрессию к себе, что бы он там в душе ни считал. Надо уметь притворяться
И хорошо учиться надо, если тебе важно взаимодействовать с коллективом, для которого успеваемость важна. Не ради хороших оценок как таковых, а ради умения приспосабливаться к условиям реальной жизни. А вот вне коллектива почему бы не быть самим собой. И внутри коллектива совсем не обязательно присоединяться к битью других непохожих.
В общем, как всегда - очень хорошо рассуждать, пока тебя это не коснулось
))
PS Но вот что я уже для себя решила - это что хотела бы, чтобы Димка пошел не в крутую школу у нас тут через перекресток, где дается усиленное образование, а чтобы он пошел в обычную, которой в жизни поменьше, чтобы оставалось время на жизнь. И вот что еще для себя вынесла из книги Нилла - чем бы ни занимался ребенок - это развитие. Нет правильных и неправильных занятий, если они не мешают другим. В том числе важно уметь расслабиться и отдохнуть... сама бы рада этому научиться
))