и подпереть - слышала конечно, не глухая. Только при чем здесь это? Мы вроде об упоре в повод разговаривали. И о понятии "контакта"
Вот статья имеющая отношение к нашей теме. Ибо в статье, на которую ссылался Кэп (с проконей) на первом месте стоит содержание лошади. Без правильного содержания лошадь по определению не может быть "счастливой" - атлетом или пенсионером
AJI Liberty / School of Horsemanship
сегодня в 20:17
КОНЮШНИ НАШЕГО БУДУЩЕГО
(по мотивам лекции на Эквиросе осень 2018 Антонины Кумковой)
20 лет назад в Германии Даниела Шерзер (Daniela Scherzer) построила на своём участке конюшню, но не обычную стойловую. Здесь лошади находились на свежем воздухе в компании своих сородичей, общались, двигались и питались всё свободное от человека время. Много лет Даниела продвигала концепцию такого содержания, проводя семинары и конференции, с трудом находя отклик. К новой идее большинство слушателей относились крайне скептически, но Даниела не сдавалась.
Сейчас в Германии порядка трёхсот активных конюшен, а концепция не только дополнилась оборудованием, но и благодаря участию компаний (в первую очередь HIT*) выросла в целую индустрию здорового содержания лошадей. «10 лет потребовалось немцам, чтобы идея содержания лошади в условиях, имитирующих её природный образ жизни, прижилась в умах, и ещё 10 на то, чтобы методом проб и ошибок появились работающие проекты активных конюшен. В России сейчас тот же процесс, и первые проекты появятся через полтора года» - говорит на лекции Эквироса
Антонина Кумкова, руководитель движения
«Активные конюшни в России», в прошлом начкон «Светозара».
На экране сменяют друг-друга фотографии непривычных пейзажей, причудливых дорожек, каких-то совсем непонятных приспособлений и, главное, лошадей — бегущих по тропе, спящих в дружной компании, грумингующих. Как ни странно, в глаза бросается отсутствие людей. Что же такое активная конюшня, и как её идея реализуется в России?
Человек взаимодействует с лошадью максимум несколько часов в день, всё остальное время она вынуждена жить так, как ей позволят. Как правило, человек стремится максимально контролировать любые события в жизни лошади — когда ей можно есть, когда спать, когда и сколько общаться, когда двигаться. Сформировавшаяся стойловая система содержания, ограничивающая движение и взаимодействие лошадей, не только лишает лошадь всякой самостоятельности, но и приводит к проблемам со здоровьем и поведением. Не случайно первыми клиентами активных конюшен в Германии становились больные лошади.
Главным компонентом любой активной конюшни является «тропа» (или «трейл»). На одной тропе могут жить несколько десятков лошадей. Тропа замкнута, может быть разной формы, но обязательно с закругленными углами, чтобы уменьшить риски травм в случае конфликтов. Грунт на тропе разнообразен и тщательно формируется при создании тропы. Он должен укреплять копыта и не превращаться в чачу. Кормушки, поилки и туалеты располагаются с тем расчётом, чтобы лошади неторопливо постоянно передвигались.
Грамотно организованная тропа длинной в 500 метров дает около 15 км «пробега» лошади в сутки. Это средние цифры, обычно лошади проходят за сутки от 10 до 20 км.
Сено, разложенное в медленные кормушки, находится в постоянном доступе, что приводит к снижению пищевого стресса, и экономии его потребления в среднем на 1 кг в сутки по сравнению с трёх – четырех разовым кормлением. Тропа соседствует с пастбищем, а также с местом дополнительного кормления. На некоторых активных конюшнях (где нет автоматизации выдачи концентратов) оно поражает смекалкой. Ряд открытых с двух сторон узких отсеков, в каждый из которых помещается одна лошадь, чтобы получить свою порцию и не делить её с соседом. В обеденное время лошади сами входят в эти ячейки. Сюда же они приходят, чтобы поспать в дали от гнуса (как оказалось, узкое пространство не позволяет мухам активно летать), или побыть в одиночестве.
Важным, обязательным элементом активной конюшни является «интеграционная зона» - прилегающая к тропе левада с шелтером, в которой живёт новичок первые несколько дней. Так проходит первичная адаптация к новому обществу и новым условиям жизни. Полная адаптация к активной конюшне может продлиться до 2х месяцев. Для лошадей, всю жизнь содержащихся в денниках, резкая смена жизни в активной конюшни, где надо двигаться, ходить по разным грунтам, общаться и принимать решения, может привести к стрессу, как любая смена привычного образа жизни на нечто новое.
Серьёзным отличием по сравнению с традиционными конюшнями является активное использование техники для автоматизации процессов подачи сена, уборки навоза. В России нет компаний, производящих подобную технику, однако сейчас происходит обсуждение перспектив её производства. Автоматизация приводит к сокращению персонала конюшни до 3-4 человек на 100 лошадей, как правило, квалифицированных и заинтересованных, не чернорабочих.
За лошадьми в активных конюшнях тщательно наблюдают, буквально ведут журнал, отмечают изменения в поведении, следят за тем, чтобы в группе всем было комфортно и не появлялись изгои, которых надо отселить и стабунить с другими. На тропе, на пастбище, лошадей строго запрещено кормить из кармана, и они теряют связь «человек=кормушка». У них отсутствует привязчивость и настырность. Те, кто содержит жеребцов, создают для них отдельную тропу вне пределов видимости основной тропы, где живут кобылы или мерины. Ошибку совместного содержания там хорошо понимают. Частники вообще редко содержат жеребцов.
Как следствие всех этих условий, лошади становятся уравновешенными, активными и доброжелательными. Более того, «бич конников», колики, исчезают до уровня единичных за много лет случаев. Создатели активных конюшен в Германии достигли такого уровня благополучия лошадей через множество ошибок, их опыт гигантский и, что самое поразительное, они готовы им делиться.
На данный момент переведены на русский язык и находятся на утверждении у автора 2 книги Тани Романацци, третья книга в процессе перевода. Все они посвящены тонкостям устройства активных конюшен.
В России появляются первые проекты, а сама идея позволить домашним лошадям жить согласно своим природным стремлениям, захватывает умы людей, поворачивающих вектор отношения к лошади от потребительского к созидательному.
Полное видео лекции с иллюстрациями и разбором многих других вопросов, связанных с активными конюшнями и их перспективами в России, вы можете посмотреть ниже.
* компания HIT в Германии производит автоматизированные системы кормления, основатель Торстен Хинрик (Thorsten Hinrichs))
Автор текста - побывавшая на лекции наш редактор
That-Is Me. В дальнейшем мы планируем сотрудничать с Антониной и участвовать в популяризации конюшен будущего.