Трагедия с упавшим в Мойку автобусом подсветила проблемы с пассажирским транспортом в Санкт-Петербурге. ДТП стало своего рода иллюстрацией последствий транспортной реформы. Недостаток кадров, фиктивные проверки технического состояния машин и физического здоровья водителей, трудности с переходом на новый вид автобусов – в чём могли быть причины инцидента и что необходимо предпринять, чтобы избежать его повторения.
Днём 10 мая рейсовый автобус 262-го маршрута упал в Мойку. При повороте с Большой Морской улицы на Поцелуев мост автобус стал набирать скорость, врезался в якорь у Центрального военно-морского музея, резко свернул на встречную полосу, протаранил автомобиль, снёс ограждение моста и рухнул в реку. Из девяти человек, находившихся в салоне, выжили двое – 44-летний водитель и 56-летний пассажир.
В информационном пространстве появилось множество противоречивых версий по поводу причин произошедшего – от случившегося у водителя сердечного приступа до «уснул за рулём». Судя по видеозаписи с камеры наблюдения, автобус странно двигался ещё до падения. Специалисты изучали и кадры из его салона. Как подсчитал независимый автоэксперт Дмитрий Попов, у водителя Рахматшоха Курбонова была возможность затормозить примерно 17 раз – с момента появления автобуса в кадре до пробивания ограждения прошло 8,5 секунды.
– Есть много приёмов, как остановить транспорт. Например, можно было выключить зажигание, и рано или поздно двигатель остановился бы. Это один из самых щадящих способов. Или, раз уж он пробил ограждение музея слева и въехал на тротуар, можно было пытаться затормозить о стену музея трением борта. В конце концов, можно было бы отказаться от въезда на мост и продолжить движение прямо, чтобы выиграть время и сориентироваться, что делать дальше, – комментирует автоэксперт «Октагону».
Рахматшох Курбонов быстро выбрался из тонущей машины и даже попытался сбежать с места аварии. Впоследствии выяснилось, что он получил сотрясение мозга, черепно-мозговую травму и перелом костей носа. Жена водителя заявляла, что был нарушен режим труда и отдыха: по её словам, накануне Курбонов отработал 20-часовую смену. Однако в компании-перевозчике «Такси», автобус которой выполнял рейс № 262, эту информацию опровергли, отметив, что перед сменой водитель прошёл медицинское освидетельствование.
Лазурные автобусы регулярно упоминаются в сводках происшествий в Петербурге. На следующий день после аварии на Поцелуевом мосту появилась информация о том, что лазурный автобус задымился рядом с площадью Конституции. Позже последовало уточнение, что наблюдался не дым, а пар из-за лопнувшего патрубка системы охлаждения. Аналогичная ситуация произошла 14 мая на Парашютной улице. В этот же день на перекрёстке улиц Планерной и Оптиков автобус врезался в грузовик; трое пассажиров получили травмы.
Первые лазурные автобусы появились в Санкт-Петербурге четыре года назад. Крупные партии поставили в город после транспортной реформы, проведённой в 2022 году. Это машины марки Volgabus, они работают на газомоторном топливе и имеют низкий пол.
Но причина проблемы совсем не в автобусах, считают эксперты.
– Есть несколько производителей лазурных автобусов, дело не в самом транспорте. Во-первых, мы пока просто не обладаем большими компетенциями по обслуживанию такого мощного транспортного средства на газомоторном топливе. Нужен какой-то период, чтобы накопить опыт в различных ситуациях. Второй момент – санкции и дефицит комплектующих: хоть некоторые производители и пытаются воспроизводить их своими силами, сложности тут определённо есть. Нужно время, чтобы наладить работу, потому что впервые в истории города появилось такое большое количество автобусов на газовом оборудовании, и необходимо научиться их обслуживать, иметь запас запчастей, – поясняет Дмитрий Попов.
Транспортная реформа была призвана избавить город от маршруток, в которых пассажиры чувствовали себя ещё менее защищенными.