Для того, чтобы прекратить домыслы и сплетни вынуждены описать ситуацию от первого лица.
Шанса (Алтая) выкупила для нас Анна Соболева. И 5 января привезла, по предварительной договоренности, в КСК Рапсодия. С руководством КСК был оговорен и согласован тот факт, что лошадь без документов, т.к. выкупается с бойни. Со своей стороны они обещали в течение полугода провести все необходимые прививки и прочие процедуры. После чего, при необходимости, было бы возможно оформление ветсправки. Наша вина, что мы не поинтересовались и не проверили, какие именно прививки были сделаны. И какие вообще полагалось бы сделать. Как мы потом узнали, в связи с тем, что лошади вообще очень редко болеют бешенством, данные прививки не являются для них обязательными. Поэтому по факту оказалось, что от бешенства и столбняка конь был не привит.
Анна привезла визуально здорового молодого коня. Конечно, он был подавлен, истощен, в грязи, имелось несколько мокнущих ран на крупе, холке и в районе тавра (на момент событий, эти раны зажили).
Сотрудники КСК Рапсодия всячески безвозмездно оказывали нам помощь, подсказывали и советовали, давали пользоваться клубной амуницией.
Примерно на второй неделе пребывания в КСК у Шанса случились колики, в связи с истощенностью, стрессом и сменой питания. На территории КСК отсутствует свой ветеринарный врач, поэтому все ветеринарные процедуры на тот момент проводила зоотехник Полина (в конце июня она перешла на работу в другой КСК). Коню оперативно была оказана вся необходимая медицинская помощь. Сотрудниками КСК был сделан укол, они подняли коня и повели отшагивать.
Так же, за время пребывания коня в КСК ему проделали курс уколов от кожных паразитов и процедуры дегельминтизации в соответствии с графиком.
Нам известно, что коню был проведен анализ крови на основные инфекции. К сожалению, не знаем, на какие точно, но предположительно – сан, инан и бруцеллез. Результаты – отрицательные.
В конце июня мы действительно задумались над продажей коня, в связи с внезапными возникшими финансовыми трудностями и нехваткой времени. И Татьяна просила постараться продать его так, что бы конь остался стоять в КСК. Это было реально, т.к. за постой они берут совершенно не большие деньги, по меркам Москвы. В этой просьбе не было ультимативной формы.
Для того, чтобы мы могли выкроить время и заняться восполнением своего финансового положения, я предложила Татьяне безвозмездно использовать Шанса в прокате. Т.к. занятия проходят всегда под контролем опытного тренера, а конь молодой, активный, и ему явно не хватало физической нагрузки, которую могли обеспечить мы. На что Татьяна любезно предложила вариант, чтобы на нем безвозмездно занимались девочки-спортсменки КСК. Нас этот вариант вполне устроил. Также Татьяна поспособствовала тому, что впоследствии, из числа постояльцев конюшни нашелся человек, желающий арендовать лошадь для занятий выездкой с тренером-берейтором. Однако, в связи с появлением достаточно серьезной раны на холке, происхождение и причины которой не известны, какие-либо занятие под верхом были не возможны. Поэтому ни спортсменки КСК, ни арендатор не успели начать занятия.
С момента появления раны на холке, до момента гибели прошло около двух недель. Все это время лошадь работали на корде в руках. Рана заживала. Конь визуально был бодр, активен и здоров.
В пятницу 17.07.2015 было визуально замечено некоторое нарушение движения на передах. Предположили, что это невралгия или последствия расчистки. Расчистка была проведена в четверг.
А в субботу 18.07.2015 нам позвонила Татьяна и сообщила, что конь ведет себя неадекватно. А именно, бьется головой о стены денника, кидается на них (стены). При этом он сломал кормушку, чем нанес себе раны и травмы (фото в приложении). В связи с этим, его вывели в крытый манеж. Все это время Татьяна и конюх не отходили от него, пытались покормить и успокоить. Как только мы узнали об этом, муж сразу же поехал за лекарствами и потом в КСК. Больше суток он находился непосредственно рядом с конем.
В течение дня в субботу коню с промежутками было сделано около 3х уколов. Все это время он не спал, грыз доски, не мочился, отсутствовала дефекация. При попытке взять за недоуздок, конь падал на спину. Так же он падал без какого-либо постороннего воздействия. Были частые попытки к мочеиспусканию и дефекации, но безрезультатно (характерные позы и движения). В течение дня и ночи ему предлагали еду (сено, мюсли и свежую траву) и воду. Он несколько раз немного поел и попил. Татьяна находилась на телефонной связи с Аликперовой Викторией и получала консультации онлайн. Вечером 18.07.2015 с промежутками было сделано еще 3 укола (но-шпа, пирацетам и дексаметазон).
К утру 19.07.2015 состояние коня не улучшилось. Ему повторно были сделаны но-шпы, пирацетама и дексаметазона и анальгетика в большей дозировке. Состояние его не изменилось. С просьбой о помощи я обратилась к Анне, т.к. у нас не было контактов ветврачей. Она сразу же связалась с Викторией Аликперовой, и дала нам ее контакты. По информации полученной от нас по телефону, Виктория поняла, что ситуация критическая. Она собиралась приехать сразу после вызова, на котором она была в тот момент. Но не успела. Около 2х часов дня конь пал.
Течение и симптоматика болезни были смазанные и неоднозначные. Подозревали банальные колики. Бешенство изначально вообще не предполагали. Слюноотделение было нормальным, воду пил, еду мало, но ел, ветра не боялся.
После введения первых уколов предположили столбняк, но симптоматика столбняка тоже соответствовала не полностью, в частности выпадения третьего века не было, глаза были нормальные. Из симптомов также наблюдался озноб, повышение температуры тела, потливость. Так же предполагали опухоль, а в последствии и нутталиоз.
В понедельник 20.07.2015 были вызваны сотрудники СЭС и ветеринарной службы. Для проведения анализов они забрали голову, ухо, кровь и часть мышечной ткани. По факту оказалось, что часть тела не окоченела (участок на груди), кровь была темной и не свернулась.
Надзорная служба выдала предписание и рекомендации по утилизации. По настоянию Татьяны, действительно пришлось отказаться от варианта вызова специальной службы по утилизации, имеющей печь необходимых размеров(коих в Москве оказалось крайне мало) Однако, тело было утилизировано фрагментарно полностью в соответствии с выданными предписанием и рекомендациями, с соблюдением всех мер безопасности (в костюмах химзащиты и использованием дезинфицирующих средств) в специально оборудованной печи в организации по утилизации биологических отходов.
Конечно, мы не совсем согласны с позицией руководства КСК Рапсодия, принимаемыми ими решениями. Все наши переживания, эмоции за эти 3 дня – наше личное и отношения к делу не имеют. Что сделано, то сделано. С себя ответственность за произошедшее не снимаем. Мы очень любили Шанса. Очень жаль, что все так закончилось.
Хотелось бы обратить внимание, что по имеющейся у нас информации, подмосковные конюшни были уведомлены о факте гибели лошади и предполагаемом диагнозе бешенство в первые же сутки. А так же, что предварительные результаты по инфекциям (сибирская язва, столбняк и бешенство) были отрицательными. Об окончательных результатах анализов нас лично так и не уведомили. Мы узнали о них от Татьяны.
На данный момент, по имеющейся у нас информации, все лошади КСК получили прививки против столбняка и бешенства.
К сожалению, не возможно с уверенностью сказать, где именно произошло заражение. Инкубационный период бешенства от 10 дней до 1 года. Дело усугубляет рана на холке неизвестного происхождения, полученная за 2 недели до гибели.
Сейчас мы всей семьей, включая годовалого ребенка, проходим курс вакцинации от бешенства.
Уважаемые конники! Если вы любите своих животных, вы должны понять, насколько больно и неприятно об этом вспоминать. Поэтому просим вас прекратить мусолить подробности. Сделайте для себя выводы и живите дальше. Не пренебрегайте прививками, даже если они не обязательны. Возможно, они спасут жизнь вашему любимцу, а вас и окружающих избавят от массы проблем.
может и мы что то упускаем из виду и не все написали , это сообщение носит информативный характер все переживания и эмоции за кадром.