bay_horse
Опытный
Вот на такую историю наткнулась в сети:
"Был обычный рабочий день. Заступили на дневную смену, медконтроль, инструктаж, все, как всегда. Погода, не сказать, что была плохая, но было пасмурно и все небо затянуто облачностью. Прошло уже где-то полсмены. Все спокойно. И тут на связь выходит смежник и говорит, что к нам следует борт ATR-72 в который попала молния и у него полный отказ навигационной системы. В общем экипаж не может выдерживать какой-то конкретный курс, не может отвернуть на определенное количество градусов и в принципе не знает свое географическое положение. Ну что же, готовимся принять борт, прикидываем варианты. Решили нехитрыми маневрами вывести его напрямую к полосе, далее он захватит ИЛС (наземная система посадки, которая излучает определенные сигналы) и по ней спокойно сядет. План есть, ждем борт. Когда экипаж выходит на связь, диспетчер начинает его наводить на полосу. Но так как навигации нет, нельзя сказать экипажу, например, «Влево 10 градусов», они просто не могут отмерить эти 10 градусов, нечем. Поэтому диспетчер говорит «чуть влево, еще чуть-чуть левее, чуть правее» и т.д. Тут возникает проблема №1. Задержка локатора. Наш локатор имеет задержку в 5 секунд. То есть то, что видит диспетчер в данный момент у себя на экране, было 5 секунд назад. И это надо учитывать. Ну с горем пополам доводим борт до рубежа действия системы ИЛС. И тут проблема №2! Оказывается на борту помимо навигации отказал также ПСП (прибор системы посадки, который и должен ловить излучение ИЛС). То есть по приборам экипаж зайти не может, а так как облачность сплошная и довольно низкая, то и визуально полосу не обнаружить. Снижаться ниже облаков опасно, можно влететь в какую-нибудь мачту или еще во что-нибудь. Ситуация вырисовывалась патовая. Вроде вот он самолет, кружит над нами, но сесть не может. Угонять его на ближайший аэродром (а это 150 км), где погода не лучше нашей, смысла нет. Топлива еще на полтора часа, что будет потом думать не хотелось. Выход в принципе только один, пробовать вывести борт прямо на полосу. Но учитывая задержку локатора плюс его погрешность в 50 метров, задача не из легких. Принимаем решение, отогнать борт подальше (километров на 30, чтобы был запас по расстоянию), затем разворот и наведение на полосу. Опять в эфире «чуть левее, чуть правее», освещение полосы выкручено на максимум, вдруг где-то пробьется облачность и экипаж увидит огонечек. Метка подходит к полосе, борт снижается, но КВС (командир воздушного судна) напряженным голосом говорит: «Полосу не наблюдаю, ухожу на второй круг». Слышен звук моторов, самолет проходит где-то над нами, но ничего не видно. На этот маневр потрачено 20 минут, а результата ноль. Снова отгоняем борт на 30 км, и снова «чуть правее, чуть левее». Все экстренные службы аэропорта уже наготове, даже поисково спасательный отряд прибыл, мало ли что. Борт приближается, все с напряжением ждут. И тут радостный возглас КВСа: "Мужики! Вижу полосу, я вижу полосу!", а потом уже спокойнее "захожу на посадку". Этот возглас радости четко отложился в моей памяти. Я до сих пор его помню. Далее отличная работа экипажа, после часового напряжения, без приборов и при плохой видимости полосы, они аккуратненько сажают самолет, профи, что тут скажешь. Самолет освобождает полосу, экипаж благодарит диспетчера за помощь. Все с облегчением вздыхают, но расслабляться еще рано: впереди еще три часа работы и десятка два бортов. А еще после смены нас ждет бонус, в виде разбора произошедшего авиационного инцидента и куча бумажной волокиты.
PS. После расследования данного инцидента, диспетчеру, который осуществлял наведение ВС объявлена благодарность с денежной премией"
"Был обычный рабочий день. Заступили на дневную смену, медконтроль, инструктаж, все, как всегда. Погода, не сказать, что была плохая, но было пасмурно и все небо затянуто облачностью. Прошло уже где-то полсмены. Все спокойно. И тут на связь выходит смежник и говорит, что к нам следует борт ATR-72 в который попала молния и у него полный отказ навигационной системы. В общем экипаж не может выдерживать какой-то конкретный курс, не может отвернуть на определенное количество градусов и в принципе не знает свое географическое положение. Ну что же, готовимся принять борт, прикидываем варианты. Решили нехитрыми маневрами вывести его напрямую к полосе, далее он захватит ИЛС (наземная система посадки, которая излучает определенные сигналы) и по ней спокойно сядет. План есть, ждем борт. Когда экипаж выходит на связь, диспетчер начинает его наводить на полосу. Но так как навигации нет, нельзя сказать экипажу, например, «Влево 10 градусов», они просто не могут отмерить эти 10 градусов, нечем. Поэтому диспетчер говорит «чуть влево, еще чуть-чуть левее, чуть правее» и т.д. Тут возникает проблема №1. Задержка локатора. Наш локатор имеет задержку в 5 секунд. То есть то, что видит диспетчер в данный момент у себя на экране, было 5 секунд назад. И это надо учитывать. Ну с горем пополам доводим борт до рубежа действия системы ИЛС. И тут проблема №2! Оказывается на борту помимо навигации отказал также ПСП (прибор системы посадки, который и должен ловить излучение ИЛС). То есть по приборам экипаж зайти не может, а так как облачность сплошная и довольно низкая, то и визуально полосу не обнаружить. Снижаться ниже облаков опасно, можно влететь в какую-нибудь мачту или еще во что-нибудь. Ситуация вырисовывалась патовая. Вроде вот он самолет, кружит над нами, но сесть не может. Угонять его на ближайший аэродром (а это 150 км), где погода не лучше нашей, смысла нет. Топлива еще на полтора часа, что будет потом думать не хотелось. Выход в принципе только один, пробовать вывести борт прямо на полосу. Но учитывая задержку локатора плюс его погрешность в 50 метров, задача не из легких. Принимаем решение, отогнать борт подальше (километров на 30, чтобы был запас по расстоянию), затем разворот и наведение на полосу. Опять в эфире «чуть левее, чуть правее», освещение полосы выкручено на максимум, вдруг где-то пробьется облачность и экипаж увидит огонечек. Метка подходит к полосе, борт снижается, но КВС (командир воздушного судна) напряженным голосом говорит: «Полосу не наблюдаю, ухожу на второй круг». Слышен звук моторов, самолет проходит где-то над нами, но ничего не видно. На этот маневр потрачено 20 минут, а результата ноль. Снова отгоняем борт на 30 км, и снова «чуть правее, чуть левее». Все экстренные службы аэропорта уже наготове, даже поисково спасательный отряд прибыл, мало ли что. Борт приближается, все с напряжением ждут. И тут радостный возглас КВСа: "Мужики! Вижу полосу, я вижу полосу!", а потом уже спокойнее "захожу на посадку". Этот возглас радости четко отложился в моей памяти. Я до сих пор его помню. Далее отличная работа экипажа, после часового напряжения, без приборов и при плохой видимости полосы, они аккуратненько сажают самолет, профи, что тут скажешь. Самолет освобождает полосу, экипаж благодарит диспетчера за помощь. Все с облегчением вздыхают, но расслабляться еще рано: впереди еще три часа работы и десятка два бортов. А еще после смены нас ждет бонус, в виде разбора произошедшего авиационного инцидента и куча бумажной волокиты.
PS. После расследования данного инцидента, диспетчеру, который осуществлял наведение ВС объявлена благодарность с денежной премией"