Ну, чтобы тему не переназывать, протяну связующую нить: таинство брака, ритуал, которым публично осуществляется брак - обязателен ли для оформления сожительства? Вот тебе и вопрос о ритуалах, и о целомудрии, и о необходимости венчания и клятв перед алтарем.
Bremen, да не надо повторять, меня просто не устраивает трактовка
, хоть я и признаю, что она имеет право на существование, как любая другая. Но вот признать ее единственно верной - увольте, не могу. Вопросов в моей нынешней речи не содержится, так что ответов - не требуется
Вторая заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли не поклоняйся им и не служи им,…
Концессии трактуют их по-разному. В принципе – как удобно, так и трактуют.
БаПтисты, у которых «Бог есть – Любовь» не признают в своих молельных домах никаких изображений, кроме изображения символа – креста. РПЦ, в которой в принципе много сохранилось от языческого поклонения славянским богам, сохранила и изображения, поскольку это относится уже к национальной, этнической культуре населения на данной географической территории. Католики предпочитают скульптуру. В Израиле в принципе сложно по сей день встретитьь любое изображение любого живого существа, и не только в местах для молений, но и "на воле". У мусульман изображений людей нет, есть вязь орнаментов с вплетенными словами. Но ведь и "сначала было слово", ибо Бог был голосом, который сказал.
Да, я знаю, что есть трактовка – поклоняясь изображению ты поклоняешься его первооснове. Есть. И имеет право на существование. Но мне нравится понимать и заповеди максимально буквально по смыслу, а не так, как удобно.
Кстати, существует еще одна трактовка другого стиха - что Сатана заставит всех поклоняться изображению Зверя. Так в определенных учениях считается, что именно поэтому и не должно быть изображений, служащих для поклонений верующих. Потому что какое из изображений и в какой момент преобразится в изображение Зверя, и сколько людей в этот момент будет ему поклоняться в неведении - не известно никому. Так что, отсутствие изображений в такой трактовке объясняется - "соломку подстелить" - дабы не дать Зверю силы поклонением людей в момент его трансформации.
Прокатчица, ну, припекло, не припекло – не вам судить. В церкви по потребности не хожу. Нет такой потребности. Это правда. С ликами встречалась. И не только в церкви. Наверное, единственное место, где глянули на меня лики и пронзили насквозь – маленькая церквушка ПокровА на реке Нерли, что под Владимиром. И было это давно-давно. Шли мы через поле-поле, под солнцем и теплым ветром. Белая церковь парила над озером, отражаясь. И со слегка облупленной фрески над алтарем глянули вечные лики святых, древних славянских богов, с Рублевскими глазами. Нет той церквушки – отреставрировали, там фактически новодел. Потому там больше не живет вечность.
В Почаевском монастыре остановил лик мадонны Врубеля (мне нравится "мадонна" больше, чем "Матерь Божия" или "Богоматерь", от слова разве меняется суть?). Черно-белая копия картины – такие глаза… В них скорбь всех матерей мира. Потому что, держа на руках младенца – она знала.
А лики игривых и скорбных мадонн Рафаэля… живые.
Для того, чтобы верить и почитать, не нужны ни ритуалы, ни изображения. И однозначные трактовки не нужны. Потому что вера укрепляется сомнением и поиском правды, а не заучиванием слов и ритуалов.
Кстати, про ритуалы… в СССР было весьма красноречивое определение: места для отправления религиозного культа. Вот так – отправления. Как естественных потребностей.
На самом деле, ритуалы, действительно, сближают некую группу единомышленников, с энергетикой их – тоже соглашусь.
Сначала, в многобожие, ритуалы были призваны не подтвердить свою веру, а испросить у богов чего-либо полезного или прощения за проступок. Тоже были песнопения перед изображениями, обязателен огонь и жертвоприношения. И энергетически надо было объединить энергии многих людей.
При единобожии, возникшем на территории Израиля, все это сохранилось, только Бог стал един. И Храм был задолго до Христа, и это был ХРАМ, который был дважды разрушен и только один раз восстановлен… Мария и Иосиф в Храм ходили для жертвоприношения – двух голубков в силу своей нищеты – в благодарность за сына. Ритуалы оставались практически теми же.
Для первых христиан ритуалы были просто необходимы, как и места для молений, поскольку только там они могли быть вместе и вынуждены были скрываться. Это то, что поддерживало их. Вот в те поры ритуалы и совместные моления точно поддерживали веру, потому что люди в новой вере гонимые не были одиноки.
Впоследствии ритуалы стали носить показательный характер.
То есть, на мой взгляд институт церкви просто изжил себя в процессе эволюции человечества. Но, пока существуют люди, для которых важно иметь места для молений, иметь ритуалы и изображения – это должно существовать. Возможно – вечно. Это нужно для людей, это их потребность и она должна быть удовлетворена. Если определенной группе людей необходимо получать энергетических заряд в молельных домах всех концессий – пусть они существуют. Если кому-то это приносит пользу, лечит, успокаивает, научает. Но православие – не единственно правильный способ веры, православные церкви – не единственно правильные церкви и лики православных святых – не единственно правильные лики. И искренне верить могут и те люди, которые не имеют потребности соблюдать православные ритуалы. Очень хотелось бы смыть эти странные границы, когда-то искусственно проведенные между группами людей по религиозному признаку в корыстных целях людей же, но не Бога. Потому что та сила, которую когда-то назвали Богом и от лица которой людям рассказали что есть добро и что – зло – она едина для всех. Не зависимо от.