"Спартанское воспитание" vs...

lisa написал(а):
Между "намеренно" и "ненамеренно" иногда грань тонкая. Особенно у детей и подростков.
Эт точно! :lol: Но на то тренер и должен быть ну хотя бы немножко психологом, чтобы понимать, где и какой ребенок просто увлекся... (собственно, если юному всаднику не хочется поскакать подольше, то это и не всадник вовсе), а где уже начинается откровенная наглость и преждевременная звездная болезнь. Это как с лошадью. Лошадь может не слушаться потому что не понимает или перевозбуждена и ее за это нельзя наказывать. Но если она проявляет неприкрытую и откровенную агрессию, пытается доминировать - вот за это наказывать можно и нужно.
 
Слушайте, а давайте все-таки не путать зеленое с мягким :)?

Есть повышение голоса, чтобы привлечь к себе внимание и добиться таки ответа, ну типа "Двинь!" или "Я сказал "ШАГОМ!" или "Не лезь подкопыта!" или даже "Пятку вниз!".

Есть критика действий "Ты сегодня невнимательный!", "Ты сегодня совсем не слушаешь лошадь!", "Ты сегодня черезчур дергаешь рукой" и т.д.

Есть критика действий неправильная "Ты ВСЕГДА ездишь черти как!", "Ты постоянно сидишь как кошка на заборе!"

Есть критика личности "Да что же ты косой такой!", "Откуда у тебя вообще руки растут!"

Так вот первое и второе это правильные и обычные приемы обучения. Инструменты так сказать, нормальный тренер будет их С УМОМ использовать, потому что если использовать без ума, то скоро ученики перестанут обращать на повышение голоса внимание в принципе.

В вот третье и четвертое - это неприемлимые методы, это залезание на личную территорию человека, даже если человек маленький.

Тренер должен говорить что делать и почему это нужно делать, а также тренер должен давать КОНСТРУКТИВНУЮ обратную связь и ПОМОГАТЬ ученику решить проблему.

В советских школах (конных) я сталкивалась с тем, что тренера о педагогике и психологии не слышали в принципе. Какая там конструктивная критика, скажи спасибо если просто ор, а не мат :).


А насчет трех ошибок, то лично я рыдала :). А если это моя лошадь как после трех ошибок тренер будет меня с лошади ссаживать :)? А если я тренеру заплатила за час работы, он вот типа скажет "Три ошибки, все, с меня хватит!"? Так это тогда тренерам лафа, не хочешь учить сегодня - даешь ученику заведомо неисполнимое задание (смею вас уверить для лошади и для всадника ЛЮБОГО уровня можно такое придумать) и все, свободен, считай, выходной себе сделал.


Или вот мне про помощь по конюшне понравилось :). А типа, если мешки не разгружал, денники не отбивал, то шансов стать хорошим спортсменом нет :)? А вам не кажется, что все-таки навыки требуются разные? Это как скажем пианисту сказать, что и он и не пианист вовсе, если не может самолично затащить свое пианино на второй этаж.

Да и вообще говоря о физической помощи по конюшне. Теоретически - это очень хорошо, практически далеко не каждую работу ребенок в состоянии сделать не навредив себе. Я как вспомню, как девочки таскали на конюшне тяжеленные тачки или помогали мешки разгружать, так вздрогну. Там же инвалидом остаться на раз два можно, причем просто на ровном месте. Дернул мешок спиной (если не знаешь, как правильно поднимать тяжести - а кто это вообще на конюшне объяснял детворе?) и все привет спине навсегда. Там уже не то что конного спорта не будет, там уже и ходить иногда проблемой может быть.

И потом у людей в принципе запас прочности у тела есть, у кого-то больше, у кого-то меньше, но есть, так нафига талантливым детям этот запас не на спорт как таковой тратить (ну или там лошадь вычистить, покормить, одеть, раскрючковать), а тратить его на непонятно что?


А есть вот еще такой момент кто-то схватывает мгновенно и у него мгновенно получается на РАННИХ этапах, а со временем доходит до своего предела и все дальше не идет у человека. А кто-то наоборот, на ранних этапах тормозит просто страшно, приходится повторять человеку по 200 раз, но он вот медленно неторопливо идет-идет-идет и вдруг оказывается в какой-то момент, что он далеко обгоняет тех, кто казался несоизмеримо талантливей. Гнобление за вопросы, крики за непонимание просто выбьют этих учеников на ранних этапах и они так и не получат шанса раскрыться. Рожденный ползать - летать не может, но он может заползти так высоко, что рожденный летать будет ползать перед ним :) (с)
 
Bettel написал(а):
А если я тренеру заплатила за час работы, он вот типа скажет "Три ошибки, все, с меня хватит!"?
Ха! не далее как на предпоследнем занятии моя тренер, доведенная до состояния тихого бешенства, заявила: Ты будешь меня слушать или нет?? Ещё одна такая ошибка в одном и том же месте и я ухожу из манежа. Занятие закончишь самостоятельно (я между прочим, плачу аренду + тренерские) И что вы думаете? Следующе же препятствие я прыгнула так, что она вся заулыбалась: Молодец! наконец-то!
Поверила ли я, что тренер уйдёт с манежа? прям даже не знаю, не успела просто об этом подумать. Она пригрозила мне с таким чувством, так искренне, что я сразу сделал так, как она просила, всю душу, можно сказать, вложила в прыжок :mrgreen:

Bettel написал(а):
Рожденный ползать - летать не может, но он может заползти так высоко, что рожденный летать будет ползать перед ним (с)
Тырю себе в цитаник! :)
 
lisa, ну опять я не так выражаюсь. Бубнить - не равно говорить тихо себе под нос. Просто спокойным тоном повторять. Повысить голос для привлечения внимания - норально.
 
Bettel написал(а):
"Ты постоянно сидишь как кошка на заборе!"
Кошка на заборе сидит очень даже ловко и гармонично, неуклюже сидит собака ;)

Советская система обучения ВЕ вполне соответствовала советской гос. структуре. Есть ниши избранных, чтобы пробраться туда надо пройти испытания и доказать, что ты там все-таки нужен. И сейчас тоже, система обучения ВЕ сполна отражает общепринятую идеологию: любой каприз за ваши деньги. Я в корне не согласна с теми, кто сейчас хает "старую" систему, как и с теми, кто хает "новую", ибо у каждой из них есть свои большие плюсы, и свои большие минусы.
Например, человек, прошедший "старую" школу - это всегда профессионал, самоотверженный своему делу, с богатейшим опытом. Потому если человек готов разгружать мешки и таскать тачки с навозом, то это говорит о том, что он безумно любит этих животных, готов ради них на самую тяжкую работу, и в дальнейшем будет готов выкладываться на полную. Если человек способен сделать над собой усилие и залезть на лошадь без седла, или пробегать с ней всю первую рысь, то он и в дальнейшем будет готов сделать над собой усилие, например в работе со сложной лошадью или на соревнованиях. Да, такое выдержат далеко не все. Но кто сказал, что тогда КС нужны были все? Да и вообще
Paranoja написал(а):
Я сейчас не претендую на правоту своих суждений, но лично мое мнение таково, что с лошадьми работать дано не всем.

В то же время новая система дает радость общения с лошадьми широкой прослойке населения - это замечательно. На их деньги развивается вся отрасль - это тоже отлично. Вот только не всем лошадям хорошо, когда через них проходят толпы тетушек-, дядечек-любителей, которым вообще с животными работать не дано:
Paranoja написал(а):
Верховая езда чем-то похожа на альпинизм, где тоже нет права на ошибку. С одним существенным отличием – за ошибку человека всегда расплачивается лошадь.
Сейчас не важно, хочешь ли ты действительно учиться ВЕ - плати деньги и тебя покатают. Не важно, любишь ли ты лошадь или просто хочешь повыпендриваться, убить время или выместись свои псих. проблемы - плати деньги и получай, что тебе надо.

Человек, которому объяснили как, разными способами, но он все никак не может это сделать, то либо он не достаточно усердствует, либо ему просто это не дано. ИМХО, и тем и другим рядом с лошадью делать нечего. Если тренер объясняет человеку уже не первое занятие, как держать ногу, что не надо садиться попой на заднюю луку, а наоборот следует сместиться вперед, прогнуть поясницу, расправить плечи и сидеть ровно, а человек снова и снова делает так, как привык, и вообще не готов изменить свой стиль посадки, то вы действительно считаете, что такой человек может работать с лошадьми, а не только попу катать на карусельке?

А еще я искренне не понимаю участников темы, которые зациклились на пахабном, неуважительном и жестоком отношении тренеров (почему-то именно "старых") к ученикам. А что, сейчас таких нет? Уважение к окружающим людям - это черта характера, подобрать соответствующие меры воздействия для ученика - проявление тренерского профессионализма. И это никак не зависит, в какие времена человеку случилось работать тренером.
 
Если уж все рассказывают про работу своих тренеров ... мой тренер (приезжает из Дании раз в месяц на три дня) всегда очень-очень позитивен, хвалит за малейшее продвижение вперед, исренне радуется, когда видит, что за месяц улучшилась посадка, лошадь бежит расслабленно, спокойно делает тот или иной элемент и т.д. И стараешься на его тренировке ради похвалы, позитива, а не из страха, что сейчас начнется ор. Его подход такой, если что-то получается, хвалит вербально, потом спрашивает, как я чувствую, как повод, как двигается лошадь, чтобы я невербально запомнила состояние, когда мне и лошади было удобно, чтобы мое тело запомнило бы это правильное положение. И я вижу, как стараются у него на тренировках дети. Да, он повышает голос, но только для похвалы, чтобы еще больше подчеркнуть, что все отлично получается. Ни разу не видела, чтобы он повысил бы голос для того, чтобы кого-то поругать. Если что-то ну совсем не получается, то он возвращается на шаг назад, потом останавливает, просто объясняет словесно, дает еще раз попробовать... и у его учеников реально есть результаты, так что я глубоко убеждена, что человек учится лучше и быстрее на позитивном опыте, чем на ошибках (хотя разбор полетов и обучение на ошибках и доминирует сейчас в педагогических практиках).
 
Все почему-то увидели в работе детей на конюшне исключительно казарменные замашки и драконовские методы воспитания. :wink: А я предложила бы на это взглянуть в другом аспекте. Юный спортсмен, весь из себя такой талантливый, должен что-нибудь знать и уметь в плане ухода и содержания лошади, или он только ездить уметь должен?

Я сразу оговорюсь. Грузить на девочку-подростка мешками с овсом или полной тачкой навоза я не считаю правильным. И сено по нескольку тонн разгружать тоже не считаю нормальным. Но юный спортсмен, если он всерьез собирается заниматься лошадьми, должен иметь представление о том, как ухаживать за лошадью? пусть он не сам это будет делать, но он должен понимать, лошадь содержится в порядке или кое-как? и как он этому должен учиться, если не на практике?
 
Швед-нибенимеда написал(а):
Ха! не далее как на предпоследнем занятии моя тренер, доведенная до состояния тихого бешенства, заявила: Ты будешь меня слушать или нет?? Ещё одна такая ошибка в одном и том же месте и я ухожу из манежа. Занятие закончишь самостоятельно (я между прочим, плачу аренду + тренерские) И что вы думаете? Следующе же препятствие я прыгнула так, что она вся заулыбалась: Молодец! наконец-то!
Поверила ли я, что тренер уйдёт с манежа? прям даже не знаю, не успела просто об этом подумать. Она пригрозила мне с таким чувством, так искренне, что я сразу сделал так, как она просила, всю душу, можно сказать :mrgreen: , вложила в прыжок :mrgreen:
Ха, а я осмелела до того, что в такой же ситуации ответила - это вы не объяснить не можите нормально :mrgreen: На что тренер был ну очень рад. Рад тому, что я не бездумно выполняю команды, а стараюсь понять и пропустить это через себя.

Кстати, давно тебе хотела написать, да забывала... Совсем памяти не стало. Как научиться сосредотачивать на тренировках. Как не кажеться, ты еще не обрела нужной степени внутренней расслаблености, когда думаешь только о задачах и своих действиях. А саое главное - для тебя не существует окружающих. Это не означает, что ты поедешь сквозь всадников. Просто вот другие перестаю для тебя существовать, их мнение. Ты не боишься своих ошибок, призниаешь то, что ты ошибаешься. Надо позволить себе право на ошибку. И ты будешь ошибаться столько, сколько ТЕБЕ надо. Потому что чем больше ты будешь пытаться, тем меньше будет получаться. Надо не пытаться, а просто делать. А для этого нужно время.
Вот блин, вроде все правильно пишу, но как-то непонятно. Навеяло теой о спартанском воспитании. Я ведь пример того самого спартанского воспитания, чтоб ему пусто было :evil:
 
Hot Chocolate написал(а):
Как не кажеться, ты еще не обрела нужной степени внутренней расслаблености, когда думаешь только о задачах и своих действиях.
Лен, тебе не кажется, так оно и есть.
Кстати, второй мой тренер (ты знаешь, у меня их два, они муж и жена) часто говорит: Не нужно слишком страться, нужно просто делать
 
Paranoja написал(а):
А еще я искренне не понимаю участников темы, которые зациклились на пахабном, неуважительном и жестоком отношении тренеров (почему-то именно "старых") к ученикам. А что, сейчас таких нет
Я тоже не понимаю этих участников темы. Только где они? 8) Кто конкретно? :)
Уважение к окружающим людям - это черта характера, подобрать соответствующие меры воздействия для ученика - проявление тренерского профессионализма. И это никак не зависит, в какие времена человеку случилось работать тренером.
А вот тут немножечко возражу. Давайте вспомним советский магазин и позицию продавщицы в нем: "Вас много, я одна!" А это значит, что можно хамить, "уходить на базу", покупатель все равно никуда не денется. Нет, были и тогда очень милые и культурные продавщицы. Но чтобы в те времена обслужить километровую очередь за колбасой и остаться при этом милой и культурной, надо было иметь крылышки и сияние вокруг головы, не меньше.
Сейчас продавцвы в магазинах хамят в намного меньше, улыбаться научились, спасибо, пожалуйста, приходите еще не потому что вдруг стали все сплошь ангелы с крыльями, а потому что их этому учат, от них этого требуют. Хозяин магазина знает, что у покупателя появился выбор и если ему в этом магазине нахамят, он больше сюда не придет. Это я к тому, что не все зависит от человека, кое-что и от условий, в которых он находится. Помню, как я сама зверела от поточного проката и начинала командовать в стиле самых "громких" тренеров ШВЕ. :lol: Потому что иначе эти толпы было не построить. А когда у меня народу немного, я вполне милая. Могу даже голос ни разу не повысить.
Что касается "работать с лошадью дано не всем". Конечно не всем. А вот кататься на подготовленной лошади так чтобы не причинять ей особых неудобств - значительно более широким слоям населения. "Дяденьки и тетеньки", под которыми любая лошадь испытывает нечеловеческие страдания и которые в принципе необучаемы - это уж совсем крайний вариант. Да и то - если их кто-то все-таки сажает на лошадь - значит они кому-то нужны. Они и их деньги. Если тренер зачем-то возится с таким клиентом - это по моему их личное дело. И особенно смешно читать, что эти дяденьки с тетеньками каким-то образом пагубно влияют на российский КС. Они на него никак не влияют потому что к нему не относятся.

Слышала про Германию цифры: у них каждый третий хоть раз сидел в седле и поголовье лошадей составляет примерно треть от количества населения. У нас, значит, не каждому дано работать с лошадьми, а у них - каждому?
В нашей стране эти соотношения меньше в сотни раз, некоторые отечественные породы на грани вымирания, а мы еще тут о каком-то отборе и отсеве говорим.
 
Лазурный написал(а):
Все почему-то увидели в работе детей на конюшне исключительно казарменные замашки и драконовские методы воспитания. :wink: А я предложила бы на это взглянуть в другом аспекте. Юный спортсмен, весь из себя такой талантливый, должен что-нибудь знать и уметь в плане ухода и содержания лошади, или он только ездить уметь должен?

Я сразу оговорюсь. Грузить на девочку-подростка мешками с овсом или полной тачкой навоза я не считаю правильным. И сено по нескольку тонн разгружать тоже не считаю нормальным. Но юный спортсмен, если он всерьез собирается заниматься лошадьми, должен иметь представление о том, как ухаживать за лошадью? пусть он не сам это будет делать, но он должен понимать, лошадь содержится в порядке или кое-как? и как он этому должен учиться, если не на практике?

Лазурный , спасибо . Вы правильно подметили именно добровольность и соразмерность . В нашей школе учеников учили чистить , седлать , раскрючковывать копыта, бинтовать ноги и если нужно втирать гели , обрабатывать мелкие раны . Это обязан был уметь и знать каждый , в учебный план по теории входило содержание и основные принципы кормления лошадей, анатомия, болезни и оказание первой помощи и многое другое. В большинство работ мы впрягались сами , помочь ковалю , ветеринару , конюху . Мы могли бы этого не делать , были такие кто и не делал , только тот жизненный опыт и практические навыки , которые можно было получить ,глупо упускать.

Во многих постах очень много личных переживаний и обид на тренеров , вопрос подготовки кадров для конного спорта в России висит в воздухе слишком давно , когда то планировалось открыть специализацию при академии им. Лесгафта ,но так оно и не свершилось.
В Лесгафта было отделение, не то общей физической культуры ,название точно не помню , его заканчивали многие тренеры по КС , что бы получить допуск к работе в спортивной школе.
 
Интересно у нас в старом клубе всё делали конюха. То бишь приходишь, а лошадку уже собрана. Так же можно её в домик поставить и забыть. Конюха всё сделают. Тем не менее большинство сами чистили, собирали, бинтовали. крючковали.. Да ещё и носились за всеми кто мог этому научить, умоляя научить)))

Ни кто ни кого не заставлял, ни кричал, ни требовал. И вообще по этому качеству людей не судили
 
Снегурочка написал(а):
Помню, как я сама зверела от поточного проката и начинала командовать в стиле самых "громких" тренеров ШВЕ. :lol: Потому что иначе эти толпы было не построить. А когда у меня народу немного, я вполне милая. Могу даже голос ни разу не повысить.

Так все дело в количестве ?

Снегурочка написал(а):
Что касается "работать с лошадью дано не всем". Конечно не всем. А вот кататься на подготовленной лошади так чтобы не причинять ей особых неудобств - значительно более широким слоям населения. "Дяденьки и тетеньки", под которыми любая лошадь испытывает нечеловеческие страдания и которые в принципе необучаемы - это уж совсем крайний вариант. Да и то - если их кто-то все-таки сажает на лошадь - значит они кому-то нужны. Они и их деньги. Если тренер зачем-то возится с таким клиентом - это по моему их личное дело. И особенно смешно читать, что эти дяденьки с тетеньками каким-то образом пагубно влияют на российский КС. Они на него никак не влияют потому что к нему не относятся.

Конный спорт для всех или не для всех. Поймите , в СССР конный спорт был НЕ ДЛЯ ВСЕХ (причины уже назывались ) ,для всех был прокат.
Были определенные цели и система жесткого отбора была инструментом, что ни коей мере не умалят профессионализма тренеров и наличия у них человеческих качеств.
Сейчас сказать что конный спорт для всех , то же не правильно , да ,покатать свою попу пару раз может каждый или почти каждый . Однако конный спорт высокого уровня был ,есть и останется делом не многих.
Отношения между тренером и учеником приняли несколько другой вид , ученик это клиент , а клиент как известно капризен , это предъявляет к обоим уже новые требования.
Не надо зацикливаться на обидах на старую школу , когда и где кого то недооценили,обидели (обиженные как водится кричат громче) , возьмите из той школы лучшее и попытайтесь продвинутся вперед , если получится.
 
Клюква написал(а):
Так все дело в количестве ?
Еще как в количестве! Начиная с определенной "критической массы" народу становится невозможно контролировать ситуацию, предварительно всех не построив. И я никогда не возражала против сменной формы занятий, если в этом есть необходимость. Только у нас в клубе, если кто-то в такой смене не справлялся с лошадью не выгоняли за это и не оставляли печально ходить шагом в середине, а то и стоять памятником, а старались по возможности взять на корду хотя бы на пять-десять минут. Всадник 10 минут порысил на корде, присиделся, а потом глядишь - встал в смену и поехал не хуже других.
Не надо зацикливаться на обидах на старую школу , когда и где кого то недооценили,обидели (обиженные как водится кричат громче) , возьмите из той школы лучшее и попытайтесь продвинутся вперед , если получится.
В конной среде только одна категория людей напрочь открещивается от традиций и опыта прдшественников, та, о которой здесь запрещено говорить. :wink: Ну и еще некоторые, которые кричат: подковы - зло! железо - зло! А профессиональные спортсмены - прямолинейные идиоты, у которых совершенно нечему учиться, потому что они понятия не имеют, что у лошади есть психология. Для остальных, по моему, очевидно, что не опираясь на опыт тех, кто был до нас, ничего путного построить невозможно.
 
Зачем превращать прекрасное занятие конным делом в какую-то пытку? Какой в этом смысле? Кому от этого хорошо?

Возможно, есть маленький % людей, которым такое отношение понравиться, но думаю большинство не страдает излишним мазохизмом.
 
Paranoja написал(а):
Например, человек, прошедший "старую" школу - это всегда профессионал, самоотверженный своему делу, с богатейшим опытом.
Правда :mrgreen: ?.
Замечу, что все нынешние тренера-спортсмены-берейтеры старше лет 35 - пошедшие ту самую старую школу (по той простой причине, что в во времена боевой юности другой школы не было). Однако, среди них хватает и посредственных всадников и посредственных тренеров. Так что прямой связи между мешками, навозом и спортивным мастерством, боюсь, все-таки нету.

А представители совсем старой школы :wink: (те, кто вышли из СДЮШОРов не в 80е годы, а гораздо раньше) и вовсе отличаются жесткостью (если не сказать жестокостью) не только к ученикам, но и к лошадям :? . Потому что в союзе лошадок много было ("10 привезли, 5 сдохло, 4 встало, зато из одной получилась звезда") и церемониться с поисками подходов некогда было (равно как и с детьми) - ибо "пятилетку" надо выполнять.
Так что не надо уж про "дяденек и тетенек", которые мучают лошадок! Потому что в нашей "старой школе" лошадки были такой же расходный материал, как ученики :roll:

По-моему некоторых участников темы просто очень печалит тот факт, что
- конник - это больше не закрытая каста, принадлежность к которой надо выстрадать холодом. голодом, унижением и погрузкой навоза.
- теперь можно достигнуть результатов в конном спорте в очень комфортных условиях и даже (о ужас!) не только не убирая денник, но и даже не отшагивая лошадь :D.
- человек, который просто катается на лошадке не стремясь ни к какому спортивному совершенству (или вовсе с лошадкой в мячик играет) - это не лох убогий, а вполне себе уважаемый любитель.

Ну так жизнь меняется :D
 
+1000
Топик, ППКС, спасибо! Я сама постеснялась сказать об том же. Я та самая "тетенька", которая в старости на лошадку залезла и попу катаю. Да еще и с конниками старой школы, бывает, спорю :D Есть такие замшелые :D
 
Помню свое первое занятие в Битце. Мне было 10 лет. Я была тихим зажатым ребенком, очень пугалась, когда на меня орут.
В первую очередь меня одарили презрительным взглядом, узнав, что я не умею седлать. (Интересно, откуда 10летний ребенок, впервые пришедший на занятия, может знать, как седлать лошадь? И еще интереснее, как ему это могут доверить, даже если он говорит, что умеет?) Само занятие тоже прошло очень весело - тренер все время орала, то на меня, то на других, и я с перепугу ничего не могла толком сделать...
Больше двух занятий я туда проходить не смогла. Хотя, через 10 лет я вспомнила все, чему меня за эти два занятия научили. Сомневаюсь, что если бы на меня не орали, я усвоила бы все хуже. Не знаю, как другие подростки, но я в целом понимала, что он меня хотят, когда на меня не орали.
 
Снегурочка написал(а):
Еще как в количестве! Начиная с определенной "критической массы" народу становится невозможно контролировать ситуацию, предварительно всех не построив. И я никогда не возражала против сменной формы занятий, если в этом есть необходимость.

Какое количество учеников в смене можно назвать "критической массой "?

Снегурочка написал(а):
Только у нас в клубе, если кто-то в такой смене не справлялся с лошадью не выгоняли за это и не оставляли печально ходить шагом в середине, а то и стоять памятником, а старались по возможности взять на корду хотя бы на пять-десять минут. Всадник 10 минут порысил на корде, присиделся, а потом глядишь - встал в смену и поехал не хуже других.

Это смотря какие задачи стоят перед тренером , если ему нужно к концу года оставить из 30 человек 10 , не хуже других уже не прокатит ,это не было прокатом для удовольствия, перед учеником ставилась достаточно трудная задача за один учебный год быть не хуже , а лучше. Те кто стояли памятником, не справляясь с учебной лошадью (ну совсем и ни как) и не могли выполнить указания тренера , они просто уходили сами в первые месяцы занятий , все кто отучился первый год и держал экзамен на право учится еще год уже достаточно хорошо сидели в седле и справлялись с любой лошадью учебной группы. Сама школа была ограничена в своих возможностях , но тем кто там учился тренеры давали очень много и получали при этом смешную зарплату, . Я не могу сказать за все школы ,но конкретно в нашей школе было именно так.
Ранее писали , то жесткая конкуренция порождает среди учеников злобу и "дедовщина" является нормой .
Не могу сказать что в нашей среде были особо враждебные настроения ,отчислением ни кого не пугали , знали что это м.б. за пропуск тренировок без уважительной причины и что в конце года неизбежно будет отбор , но так между собой не ссорились, старшие группы могли смотреть слегка с высока на новичков , но тут же готовы были помочь поседлать лошадь . Между группами разных тренеров была небольшая и немного наивная по детски ревность на тему чей тренер "круче" т.к. ученики очень любили и уважали своих учителей.Единственное за что могли устроить "темную" это воровство и доносительство.
Повторить эту систему подготовки вряд ли представляется возможным , условия совсем другие . Это касается конного спорта т.к. в других видах , от которых не отвернулось государство система подготовки, отбора спортсменов для большого спорта с целом развивается на основе советской школы.
 
Клюква написал(а):
Какое количество учеников в смене можно назвать "критической массой "?
Клюква, дык ладно еще если оно "в смене"! Проблема, когда у вас на плацу одновременно три-четыре маленьких смены из всадников разного уровня и возраста и корда на десерт. Вот тут действительно без железной дисциплины хоть волосы на себе рви.
 
Сверху