Старые клячи.

  • Автор темы Автор темы zara
  • Дата начала Дата начала
Мой фотоаппарат сам выбирает, на чём фокусироваться. Надо подождать пару секунд, он показывает в появляющейся на экранчике белой рамочке, на что он наводит резкость.
Я выбирала фотоаппарат с нормальной цветопередачей.
На этих снимках новым фотоаппаратом у Вас зелёный цвет очень уж зелёный, до ядовитости.
 
Света, оно само выбирает, на чем фокусироваться, когда ты навозишь на "цель" :), вопрос, когда цель в движении.
А с цветом - надо просто чуток отрегулировать, в любой мыльнице регулируется цветопередача. И чем продвинутей мыльница, тем больше возможности для регулировки. В моем старом никоне как раз был приоритет зеленого, который было не сдвинуть до определенного предела. В этом возможностей больше. И есть прикольные режимы.
Вот если делать в режиме "старый фотоаппарат" - получаются фото, очень похожие на фото моего никона! :)
Понравилась функция плаката. Как ни странно, акцентирует внимание на эмоции. ЛерПална очень хочет чипсов:
DSC00037_8.jpg


Вот прямо видно, как она хочет чипсов! В цвете бы не увидеть такого лица. Голая эмоция.

А это со старого фотоаппарата.
Конюхи успели в субботу убрать сено.
DSCN8795_1.jpg


DSCN8797_2.jpg


Про Мимику.
Пока стояли в очереди в мойку, я попросила Танюшу нас с Хохой поснимать, чтобы вместе с Мимикой.
Мимика честно паслась рядом. И я пошла (верхом) к ней. Таня навела на Мими объектив и тут... понька решила, что надо непременно идти к Тане, потому что у нее есть сахар! И начала лазать у Тани по карманам.
Я попробовала Мими от Таня отжать, потому что как Таня не пыталась от Мимики отойти, чтобы снять ее вместе с нами с Хохой, понька очень быстро ее догоняла.
Я на Хохе стала пытаться Мими от Таня отогнать.
Нифига. Как только Мими поняла, что ее отжимают от кормушки, она тут же развернулась к Хохе задом и начала махать на него ногами!
DSCN8804_3.jpg


DSCN8810_5.jpg


DSCN8806_4.jpg


А это я уже снимала Таню, которая пыталась спастись от пристающей Мимики.
DSCN8812_5.jpg


Чем занять ЛерПалну, чтобы она не капризничала, не засыпала в машине и не сосала пальцы? Игрушки - нет. Паззлы - на 10 минут. Причем самое интересное - вскрытие упаковки.
Крем. детский крем. всю дорогу от Меги до дома Лерочка мазала кремом руки и ноги. Ну, заодно и сидения машины.
DSCN8814_6.jpg


DSCN8816_7.jpg


Вот, Максу - пущай любуется!
 
Последнее редактирование:
ржу над процессом покупки. С фотоаппаратом! Но я очень рада -теперь будешь фото нам выкладывать)))
У вас уже так похолодало?:confused::(
По фото: такса надо растянуть до размера такса на коврике:D; на Хохе хорошо смотришься; приблуда для щеток вышла симпатишная. А я вот если из гов.а леплю конфету, то все равно гав.о и выходит:( Да и из хорошего если леплю, то на выходе тот же...продукт:oops: рукожоп я.
Продолжаю с огромным интересом следить за ЛерПалной!!:D
 
А я вчера обрыдалась.
Потому что получила Женькину книгу "Амарант".
Я заехала на почту, получила коробочку с книгами, раскрывать ее начала еще в машине на светофоре.
Потом нашла ту книгу, которую Женя предназначала мне. прочитала автограф. И зарыдала....

Вообще, Женина семья для меня это что-то необычайное в нашем мире, это какой-то портал между мирами - реальным миром обычных людей и реальным миром природы, в котором сказка так же реальна, как в магазин за хлебом сходить. а Женя, Серега, и теперь их дети - это такие пограничники - у них тяжелая на самом деле должность, - они проводники из обычного мира в мир более широкий, красочный, невероятный, в котором живут лесовики, полевики и вьюшки, просто люди разучились их видеть... разговаривают деревья и травы, ветер и вода, солнце и луна. Это какой-то странный, естественный мир, в котором нет зла. По крайней мере, проводники этого зла не видят и могут провести в этот мир так, что и ты не увидишь. Там есть свет, там есть тьма, но и то и другое настолько неоднозначно, что тьмы нет без света, а света нет без тьмы... Должность тяжелая, но пограничники делают свою работу радостно и легко. И учат любить иной мир так, будто это просто и естественно. мир, в котором необычное - обычно....

"Амарант" - сказка для взрослых. Потому что там очень много философии, философии жизни.
Мне, если честно, не нравилось название "Амиарант", мне казалось, что оно слишком сложное для детей. А сейчас я просто чувствую магию этого слова - а-ма-ра-нт. Эти звуки прокатываются на языке, как оглаженный волной кусочек теплого янтаря. И оставляют послевкусие, будто пожевал цветок полыни. Как слово "полнолуние"....

Я открывала книгу, где придется, и читала кусками. потому что хотела увидеть ту, в ком есть часть меня. Как написала Женя - персонаж, в котором моя энергетика. И теперь как-то надо учиться жить с тем, что часть моей души сказочница поместила в свой сказочный, необычный мир. Придется соответствовать...

Лошади не умирают. Они просто уходят. Уходят от людей. Иногда - возвращаются... или нет. Но они всегда становятся Хранителями.

Женька, для меня твоя семья - это что-то необыкновенно ценное, светлое и волшебное.
Спасибо тебе за книгу.
И за то, что я еще умею плакать - как ребенок, чисто и не от обиды и злости, а просто - плакать.
Люблю вас очень, пусть ваш мир хранит вас и ваших детей.
@Iurumi

По ТВ была какая-то передача про.... типа, археологию. какие-то наскальные рисунки. Что-то необычное, чего не может быть по определению. И дяденька-ученый вдруг говорит (по вопросу необычности изображений)
- В этом мире не существует того, что не существует. В этом мире есть все. И если кто-то говорит: этого - не существует, уже одно то, что кто-то об этом думает, говорит, и даже отрицает существование - делает это нечто уже существующим. Потому что человек это нечто - увидел, определил, назвал словом, изобразил. Поэтому оно, это нечто, уже появилось, есть. В этом мире существует все, что человек смог сформировать в своем сознании и восприятии. Просто это разный уровень существования вещей. И то, о чем когда-то сказали: этого - нет, однажды может оказаться существующим не только в сознании, но и в реальном мире.
 
Последнее редактирование:
Спасибо, Тань.
Моя жизнь и сказка так перемешались, что я и сама уже не знаю, где правда, а где мои мысли. Больше всего на свете мне хотелось бы, чтобы книга стала воротами для читателя... Воротами в мир лошадей, в сказку.
И когда я подхожу к Марика, когда касаюсь его, я часто задаю один и тот же вопрос: "Скажи, Марик, я угадала? Угадала? Правда ли это?"
 
Спасибо, Тань.
Моя жизнь и сказка так перемешались, что я и сама уже не знаю, где правда, а где мои мысли. Больше всего на свете мне хотелось бы, чтобы книга стала воротами для читателя... Воротами в мир лошадей, в сказку.
И когда я подхожу к Марика, когда касаюсь его, я часто задаю один и тот же вопрос: "Скажи, Марик, я угадала? Угадала? Правда ли это?"


Так, а можно каверзный вопрос? Продолжение будет? А то уже прочитали ))
 
Думаю, да. У меня написаны первые несколько глав даже в дневнике есть, но теперь, когда форум поменялся и ссылки все исчезли, уже не найти). Я перечитывала недавно.. Мне немного страшно, я не писала очень давно и, кажется, что не справлюсь. Но я хочу написать.
Сегодня ночью ушел Кай... До него уходили многие, описанные в книге. И... Мне хочется, чтобы они остались на страницах, живыми, веселыми, скачущими...
 
Что-то меня не случайно колбасило на слезы весь вечер, видать, когда я книгу читала....
зеленых лугов Каю.
А скажи мне, Сказочница, как лошади выбирают себе поля, в которых они становятся Хранителями? Мне правда важно.... Мне кажется, что я знаю наше поле.

Пиши. Получится. Может, не сразу, но начнешь - и оно пойдет само. ты ж знаешь, что когда начинаешь писать, персонажи начинают жить сами и предлагать тебе развитие событий...

Про Ораниенбаум - текст нашей обзорной экскурсии.

История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция "первого" вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.
В переводе с немецкого языка "ораниенбаум" означает "померанцевое (апельсиновое) дерево". Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.В переводе с немецкого языка "ораниенбаум" означает "померанцевое (апельсиновое) дерево". Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.В переводе с немецкого языка "ораниенбаум" означает "померанцевое (апельсиновое) дерево". Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.В переводе с немецкого языка "ораниенбаум" означает "померанцевое (апельсиновое) дерево". Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.
После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, - и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора. Для забав будущего императора на территории Верхнего парка по всем правилам фортификационного искусства возводится "потешная" крепость "Петерштадт". В наши дни о недолгом царствовании Петра III напоминают сохранившиеся крепостные ворота и дворец свергнутого императора.

Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи, задуманный императрицей Екатериной II, еще в бытность ее великой княгиней, как загородная резиденция, с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.

В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем – летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, и внуки – Елена, Георгий и Михаил, проживающие в Ораниенбауме вплоть до своего отъезда в эмиграцию, - бережно хранят наследие своих предков.

После революции 1917 г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского "пятачка", выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.

В 1948 году городу присваивают имя Ломоносов – в честь великого русского ученого, основавшего в 1754 году недалеко от Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла.

Распахнул свои двери для посетителей Большой (Меншиковский) дворец, приводится в порядок парк, после долгой и трудной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, - и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора. Для забав будущего императора на территории Верхнего парка по всем правилам фортификационного искусства возводится "потешная" крепость "Петерштадт". В наши дни о недолгом царствовании Петра III напоминают сохранившиеся крепостные ворота и дворец свергнутого императора.
Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи, задуманный императрицей Екатериной II, еще в бытность ее великой княгиней, как загородная резиденция, с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.

Большой дворец (Ораниенбаум)
Заложенный в 1711 г. на вновь полученных землях, дворец строился поэтапно. Строительство велось под началом архитектора Д. М. Фонтаны, а в 1713 году его сменил И. Г. Шедель[3]. К 1716 г. был возведен центральный корпус здания, а тремя годами позднее завершилось строительство боковых павильонов. Современники отмечали роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:
Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец... Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях[5]

Ансамбль дворца дополнялся Нижним садом с тремя фонтанами; к северной границе Нижнего сада подходил морской канал, связывающий дворец с Финским заливом. Канал сохранился до настоящего времени.
Отделка комнат дворца продолжалась вплоть до опалы А. Д. Меншикова. 3 сентября 1727 г. во имя св. Пантелеимона была освящена дворцовая церковь, располагавшаяся в западном павильоне. Для неё в мастерской И. Зарудного был выполнен великолепный резной иконостас. На освящении церкви должен был присутствовать император Пётр II, однако он не приехал. В «Записках о России» генерала К. Г. Манштейна излагается версия, согласно которой одним из поводов к опале А. Д. Меншикова стали события, разыгравшиеся во время церемонии освящения церкви:
...Он поехал в Ораниенбаум, загородный дворец свой, в восьми верстах от Петергофа. У него тут строилась церковь, которую он хотел освятить. На эту церемонию приглашены были император и весь двор. Но так как врагам Меншикова недаром грозила месть его в случае примирения его с государем, то они научили последнего отказаться от приглашения под предлогом нездоровья, что он и сделал. Меншиков, однако, еще не видел в этом доказательства совершенной немилости; он снова поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель.[6]
8 сентября 1727 г., то есть 5 дней спустя, А. Д. Меншиков был арестован. После конфискации всего его имущества из дворца была вывезена вся мебель и живопись, а само здание перешло в ведение Канцелярии от строений. В правление императрицы Анны Иоанновны дворец передали Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя.
Когда Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича, был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному. Таким образом, с середины XVIII в. до настоящего времени в планировке дворец представляет собой букву «П». Служебные флигели являются границей внутреннего южного двора (курдонёра).
Большой дворец продолжал использоваться и достраиваться при Елизавете Петровне, когда Ораниенбаум стал местопребыванием «молодого двора» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы курировал Растрелли), а в начале правления Екатерины II зодчий А. Ринальди перестроил террасы перед дворцом, создав систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.
В XIX веке во дворце жили Михаил Павлович и его деятельная вдова Елена Павловна, потом их дочь Екатерина Михайловна, а перед Октябрьской революцией — внуки, Георгий и Михаил Мекленбург-Стрелицкие. Новые хозяева внесли заметные изменения в оформление интерьеров. В советское время дворец занимали различные государственные учреждения — госпиталь, техникум, военно-морское ведомство. В отличие от других дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Петербурга, Ораниенбаум не был разорён во время Великой Отечественной войны, но долгие годы находился в полузапустении. Частично уцелела первоначальная отделка парадного вестибюля, сохранились также парадная лестница и покои Елизаветы Воронцовой на нижнем этаже. Меньше всего повезло дворцовой капелле: редкостный иконостас был уничтожен, внутреннее пространство в 1934 г. исказили межэтажные перекрытия.
Дворец был передан в распоряжение музейщиков только в 1995 году. Начались ремонтно-реставрационные работы о проекту Д. А. Бутырина. Первым делом был открыт для посещения Японский павильон (верхний зал и лестница оформлены О. Паульсеном в 1902 году). В 2010 году завершилась реставрация фасадов[8]. Десять залов главного корпуса были открыты после реставрации в сентябре 2011 года, когда праздновалось 300-летие Ораниенбаума (Ломоносова). Большой кабинет, спальня, камер-юнгферская и проходная комнаты женской половины открыты для посещения с августа 2012 года.
Дворец Петра III — дворец, расположенный в юго-восточной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Был построен в 1758—1762 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди для наследника русского престола Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, и являлся главной постройкой в потешной крепости Петерштадт. Дворец сохранился до наших дней, и в настоящее время в нём располагается музей «Дворец Петра III».
1743 году Ораниенбаум (бывшее имение А. Д. Меншикова) был пожалован наследнику престола Петру Федоровичу[L 1]. Здесь для него в 1759—1762 гг. строится потешная крепость на южном берегу Нижнего пруда и речки Каросты, получившая название Петерштадт (нем. город Петра). Одновременно со строительством крепости возводится дворец для Петра III, в документах того времени именовавшийся «каменный дом»[L 2].
Дворец был единственным двухэтажным зданием в крепости и вместе с Почетными воротами крепости составлял единый ансамбль (архитектор А. Ринальди). Малые его размеры связаны прежде всего с тем, что для жилья дворец не предназначался[L 3]. Это был скорее павильон, в котором можно было отдохнуть после обеда.

Открытка 1900-х годов
Дворец является первой самостоятельной работой А. Ринальди в России и в архитектурном отношении несет в себе черты стиля рококо, развитие которого в России не получило широкого распространения — практически сразу его заменил зарождавшийся тогда классицизм[L 3]. Таким образом, помимо дворца Петра III памятниками рококо являются другие объекты дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума — Китайский дворец и павильон Катальной горки (автором которых также является Ринальди).
При жизни Петра III внутренняя отделка была не до конца завершена (в Передней не успели закрепить плафон на потолке, а шпалерная развеска Картинного зала была закончена всего за 5 дней до переворота 28 июня 1762 года)[L 3]. После его смерти крепость Петерштадт и дворец приходят в запустение: вывозятся картины из Картинного зала, постепенно начинают разрушаться строения крепости и прилегающего итальянского сада. В начале XIX века сносятся одноэтажные деревянные строения крепости. От неё остаются лишь земляные укрепления, Почетные ворота и дворец.
Лишь в конце XIX века (1885—1889 гг.) дворец ремонтируется и реставрируется[L 1]. Под началом архитектора Г. А. Прейса заменяется паркетный пол, снимается ветхий штоф и шелк со стен, а сам дворец становится охотничьим домиком. Остаткам крепости придается вид романтических руин.
После Октябрьской революции 1917 года парк Ораниенбаума переходят в ведение Лесного техникума, основанного в Ораниенбауме в 1918 году[L 4]. Дворец Петра III переходит в его распоряжение в 1929 году и техникум устраивает здесь целый зоопарк - в клетках содержались волк, медведь и пр. в 1935 году дворец арендует Отдел физкультуры и в долине реки Каросты сооружается трамплин. В 1940 году дворец удалось освободить от арендаторов[L 4].
В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, находящийся на территории так называемого Ораниенбаумского плацдарма, не был разрушен фашистами в отличие от других пригородов Ленинграда[L 2]. На территории парка располагалась 48-я Ордена Октябрьской Революции Краснознаменная Ропшинская Стрелковая дивизия им. М.И. Калинина под командованием генерала Сафонова, которая взяла на себя охрану всего дворцово-паркового ансамбля[L 5]. Во дворце Петра III хранились экспонаты из Китайского дворца, которые не успели вывезти в эвакуацию[L 5].
Единственный снаряд, попавший во дворец в военные годы, угодил в дымоход и разорвался там на уровне второго этажа[L 1]. Из-за этого в Спальне был уничтожен лепной камин, который после войны так и не был восстановлен. Также были повреждены лаковые росписи Федора Власова, расположенные на панелях стен.
После войны дворец открывается как музей уже в 1953 году, однако первоначально используется как выставочный павильон[L 6]. В нём экспонировались предметы декоративно-прикладного искусства Китая с древности до современности[L 7]. После восстановления отделки XVIII века в Картинном зале в 1961-1962 гг. дворец открывается как самостоятельный историко-бытовой музей[L 6], действующий до сих пор.
Район Петерштадта был реставрирован в 1953-1955 гг. С целью сделать дворец обозреваемым со всех сторон (на что его создатель Ринальди не рассчитывал), а также устроить площадки-накопители для экскурсионных групп, были срыты земляные валы крепости, как подлинные, так и восстановленные в XIX веке. Были устроены три цветника вокруг дворца и поставлено несколько статуй[L 4].. В таком виде все находится и в настоящее время.
В 1980-е годы на территории разрушенной крепости Петерштадт проводятся археологические раскопки. В ходе раскопок были выявлены фундаменты зданий крепости и найдены многочисленные предметы бытового обихода. Часть находок представлена в экспозиции музея в настоящее время.
Павилион Катальной горки

В Словаре географическом Российского государства (1807—1808 гг.) ученый и литератор А. Щекатов писал: «В Ораниенбауме есть напреимущественнейшая в своем роде Катальная гора». Долгое время автором павильона Катальной горки считали Б.-Ф. Растрелли, и впервые это суждение было опровергнуто лишь в начале нашего столетия.

В конце XVIII в. о Катальной горке в Ораниенбауме И. Г. Георги писал: «Гора есть свод около 10 саж. вышины, имеющий в верху с галереею и увеселительным домиком, в коем находится шесть резною работою и позолотою украшенных одноколок, на подобие триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей,— скат и вообще все так же, как было в Царском Селе. На каждой стороне ската есть покрытая колоннада, по коей вверху и внизу прогуливаться можно, и особливо вверху,— не токмо вольный воздух, но и весьма приятный вид имеет».
Катальная горка в Царском Селе, воздвигнутая в 1753—1757 гг. по проекту Растрелли и техническим расчетам механика А. К. Нартова, и в Ораниенбауме, построенная Ринальди в 1762—1774 гг., поражали архитектурным замыслом и размахом.
Идея сооружения этих горок восходит к традиционному народному развлечению — катанью с ледяных гор. При создании архитектурно-пространственных композиций монументальных гор зодчие решали проблему впервые, ибо у катальных гор не было архитектурного прообраза. Ораниенбаумская Катальная горка — крупное и сложное сооружение, созданное Ринальди в Ораниенбауме. Она была и одним из самых своеобразных творений зодчего. К южному выступу павильона Катальной горки примыкал волнистый скат, состоявший из четырех горок. Он имел три колеи шириной более 6 метров, средняя из которых служила для катания. Коляски двигались по вырезанным колеям деревянных скатов. Боковые колеи предназначались для подъема колясок с помощью специальных приспособлений с блоками.

Семнадцать башенок-входов с внутренними лестницами соединяли нижнюю и верхнюю галереи. Средние части были акцентированы двухъярусными башнями, которые завершались куполом со звездой. Колоннады закруглялись, образуя площадь.
В центре площади проектировался каменный обелиск. Его должен был завершить металлический вензель Екатерины II с короной. Пьедестал собирались украсить барельефом, изображающим коленопреклоненного Ринальди, преподносящего императрице проект Собственной дачи.
Ринальди придавал Катальной горке огромное архитектурно-планировочное значение. Он связывал ее дорогой с Большим меншиковским дворцом и парадно оформлял подъем на территорию Собственной дачи. Туда должны были вести два всхода полукруглой лестницы, окаймленной балюстрадой со статуями. Подпорную стенку предполагалось декорировать нишами и статуями, а нижнюю площадку — фигурным фонтаном. Балюстраду верхнего уступа должны были украсить вазы. Такой подход к Собственной даче со стороны Катальной горки не только подчеркнул бы значение горки в композиционном строе всего ансамбля, но и перекликался бы с решением лестницы Большого дворца.
Участь Катальной горки была подобна судьбе ряда других построек Собственной дачи, которые из-за незначительности сумм, отпускаемых на их содержание, приходили в упадок.
Уже в 1785 г. архитектор Иван Ситников производил реставрацию горки, а в конце XVIII в. ремонтные работы проводил архитектор Иван Фок. Все это, однако, не приводило к желательным результатам. Сырость продолжала разрушать деревянные скаты, а также перекрытия и фундаменты колоннад, которые в 1813 г. и вовсе рухнули (разобраны они были в 1858— 1861 гг.). Еще задолго до этого, в 1801 г., катание на горке прекратилось.

В 1818 г. император Александр I отпустил 50 тысяч рублей на перестройку павильона Катальной горки. Реконструкция должна была проводиться по проекту архитектора В. П. Стасова (1825 г.). Однако к работам не приступили, а в 1827 г. предполагаемая перестройка была отменена вовсе. Указ, изданный по этому поводу Николаем I, гласил: «Отменяя предположенную перестройку павильона при каменной катальной горе в Ораниенбауме, повелеваю: отпущенные на то в 1818 году пятьдесят тысяч рублей и приобретенные на них проценты, обратить на построение дома для псовой и егерской охоты, по избрании удобного сему места в окрестностях Петергофа».
К середине XIX в. колоннады Катальной горки представляли собой живописные развалины. В архитектурное оформление колоннад входило 160 пилонов и 772 колонны, поэтому легко себе представить это поистине гигантское сооружение, сравнимое по масштабам с памятниками античности. В статье, подписанной псевдонимом «Ораниенбаумский старожил», в журнале «Иллюстрация» 1847 года говорится, что пространство между колоннадами, «по которому проходил скат, поросло мелким кустарником и... робкие зайцы избрали это место своим прибежищем». До наших дней не дошли ни колоннады, ни волнистые скаты, ни их руины. Сохранился лишь один павильон Катальной горки, но и он является замечательным памятником творчества Ринальди.
Пётр III Фёдорович (урождённый Карл Пе́тер У́льрих, нем. Karl Peter Ulrich,
Детство, образование и воспитание в Голштинском герцогстве
Будущий император Пётр III родился в северонемецком портовом городе Киле, в Голштинии, в семье герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и его жены Анны Петровны, дочери Петра I. Судьба новорождённого была предопределена за несколько лет до его появления на свет: в брачном договоре, заключённом ещё при Петре I в 1724 году, оба супруга (Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский и Анна Петровна Романова) отказывались от каких-либо притязаний на российский престол, но царь оставлял за собой право назначить своим преемником «одного из урожденных Божеским благословением из сего супружества принцев». Кроме того, Карл Фридрих, будучи племянником шведского короля Карла XII, имел права и на престол Швеции. Сама жизнь будущего Петра III делится на два периода: кильский (1728—1741) и петербургский (1742—1762). Последний, в свою очередь, на два ещё более неравных отрезка: великокняжеский и императорский.
Уже в кильский период судьба не баловала маленького герцога. Вскоре после его рождения умерла мать, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына.. Отец по-своему любил сына, но все его помыслы были направлены на возвращение Шлезвига (Дания оккупировала Шлезвиг в начале XVIII века). Не располагая ни военной силой, ни финансовыми возможностями, Карл Фридрих возлагал надежды либо на Швецию, либо на Россию. Брак с Анной Петровной был юридическим закреплением русской ориентации Карла Фридриха. Но после вступления на престол Российской империи (1730) Анны I Иоанновны этот курс сделался невозможным. Новая императрица стремилась не только лишить прав на наследие свою двоюродную сестру Елизавету Петровну, но и закрепить его за линией Милославских. Росший в Киле внук Петра Великого был постоянной угрозой для династических планов бездетной императрицы Анны I, с ненавистью повторявшей: «Чёртушка ещё живёт».
В 1732 году демаршем русского и австрийского правительств при согласии Дании герцогу Карлу Фридриху было предложено отказаться за огромный выкуп от прав на Шлезвиг. Карл Фридрих категорически отверг это предложение. Все надежды на восстановление территориальной целостности своего герцогства отец возложил на сына. Внушая ему идею реванша, Карл Фридрих сызмальства стал воспитывать сына по-военному, на прусский лад. Когда Карлу Петеру исполнилось 10 лет, ему был присвоен чин секунд-лейтенанта, что произвело на мальчика огромное впечатление, он любил военные парады.
Родители Петра III: Анна Петровна и герцог Карл Фридрих Голштинские.

В одиннадцать лет он потерял отца. После его смерти воспитывался в доме своего двоюродного дяди по отцовской линии, епископа Адольфа Эйтинского (впоследствии — короля Швеции Адольфа Фредрика). Его воспитатели О. Ф. Брюммер и Ф. В. Берхгольц не отличались высокими нравственными качествами и не раз жестоко наказывали ребёнка. Наследного принца шведской короны неоднократно секли[L 1]; подвергали другим изощрённым и унизительным наказаниям[L 2]. Воспитатели мало заботились о его образовании: к тринадцати годам он лишь немного владел французским языком.
Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное (однако боялся пушечной пальбы; эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь). Именно с воинскими утехами были связаны все его честолюбивые мечты. Крепким здоровьем не отличался, скорее наоборот: был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым[L 6], часто вёл себя простодушно[L 7]. Ключевский отмечал также склонность Петра ко лжи и нелепым фантазиям[L 1]. По некоторым сведениям, уже в детстве он пристрастился к вину[L 7].
Ставшая в 1741 году императрицей Елизавета Петровна хотела закрепить трон по линии своего отца и распорядилась привезти племянника в Россию.

Прибытие в Петербург[править | править код]
5 (16) февраля 1742 года Карл Петер Ульрих благополучно прибыл в столицу, в Зимний дворец, как писал Якоб Штелин — к неописанной радости императрицы Елизаветы[L 11][L 12][L 13]. Было большое стечение народа, любопытствующего видеть внука Петра Великого[L 14][L 15][L 16]. Штелин отмечал, что принц прибыл в Петербург ко двору очень бледный, слабый и нежного сложения. Его белокурые волосы были причесаны на итальянский манер[L 17][L 18][L 19]. Императрица в придворной церкви отслужила благодарственный молебен по случаю его благополучного прибытия[L 20][L 21][L 22].
В ноябре 1742 года Карл Петер Ульрих перешёл в православие под именем Петра Фёдоровича. "Это совершилось с большим торжеством 17 ноября, в придворной церкви Летнего дворца; при этом наименовали его великим князем и наследником престола её императорского величества. Герцог держал себя при этом довольно хорошо. Императрица была очень озабочена, показывала принцу, как и когда должно креститься, и управляла всем торжеством с величайшей набожностью. Она несколько раз целовала принца, проливала слезы, и с нею вместе все придворные кавалеры и дамы, присутствовавшие при торжестве.
Жизнь в Петербурге[править | править код]
В 1745 году его женили на принцессе Екатерине Алексеевне (урождённой Софии Фредерике Августе) Ангальт (Анхальт) -Цербстской, будущей императрице Екатерине II.
Свадьба наследника была сыграна с особым размахом — так, что перед десятидневными торжествами «меркли все сказки Востока».[L 1] Петру и Екатерине были пожалованы во владение дворцы А. Д. МеншиковаОраниенбаум под Петербургом и Люберцы под Москвой. После удаления от престолонаследника голштинцев Брюммера и Берхгольца его воспитание было поручено боевому генералу Василию Репнину, который смотрел на свои обязанности сквозь пальцы и не препятствовал молодому человеку посвящать всё время игре в солдатики.

Большой дворец в Ораниенбауме — местопребывание «малого двора»
Отношения Петра с женой не сложились с самого начала. Екатерина в своих мемуарах отмечала, что муж «накупил себе немецких книг, но каких книг? Часть их состояла из лютеранских молитвенников, а другая — из историй и процессов каких-то разбойников с большой дороги, которых вешали и колесовали»[14][L 7]. Он нашёл способ обмануть бдительность Чоглоковых при содействии камерфрау Крузе, которая, по словам Екатерины,
доставляла великому князю игрушки, куклы и другие детские забавы, которые он любил до страсти: днём их прятали в мою кровать и под неё. Великий князь ложился первый после ужина и, как только мы были в постели, Крузе запирала дверь на ключ, и тогда великий князь играл до часу или двух ночи.
в 1754 году Екатерина родила ему сына Павла (будущий император Павел I).

Наследник-младенец, будущий российский император Павел I, был сразу же после рождения отнят от родителей, его воспитанием занялась сама императрица Елизавета Петровна. Впрочем, Пётр Фёдорович никогда не интересовался сыном и был вполне удовлетворён разрешением императрицы видеться с Павлом один раз в неделю.[L 31] Пётр всё больше отдалялся от жены; его фавориткой стала Елизавета Воронцова (сестра Е. Р. Дашковой). Тем не менее Екатерина отмечала, что Великий князь почему-то всегда питал к ней невольное доверие,[L 7] тем более странное, что она не стремилась к душевной близости с мужем. В затруднительных ситуациях, финансовых или хозяйственных, он нередко обращался за помощью к супруге, называя её иронически «Madame la Ressource» («Госпожа Подмога»).[L 31]
Пётр никогда не скрывал от жены своих увлечений другими женщинами; но Екатерина отнюдь не чувствовала себя униженной таким положением дел, имея к тому времени громадное число возлюбленных.
После смерти Чоглокова в 1754 году распорядителем «малого двора» де-факто становится прибывший инкогнито из Голштинии генерал Брокдорф, поощрявший милитаристские замашки наследника и его общение с «солдатнёй». В начале 1750-х годов ему было разрешено выписать небольшой отряд голштинских солдат (к 1758 году их число — около полутора тысяч). Всё свободное время Пётр и Брокдорф проводили, занимаясь с ними военными упражнениями и манёврами. Эти голштинские солдаты некоторое время спустя (к 1759—1760 гг.) составили гарнизон потешной крепости Петерштадт, построенной в резиденции великого князя Ораниенбауме. Другим увлечением Петра была игра на скрипке.
За годы, проведённые в России, Пётр никогда не делал попыток лучше узнать страну, её народ и историю, он пренебрегал русскими обычаями, вёл себя неподобающим образом во время церковной службы, не соблюдал посты и другие обряды.
Когда в 1751 году великий князь узнал, что его дядя стал шведским королём, он обмолвился:
Затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным арестантом, тогда как если бы оставили меня на воле, то теперь я сидел бы на престоле цивилизованного народа.[L 35]
Елизавета Петровна не допускала Петра к участию в решении политических вопросов и единственная должность, на которой он хоть как-то мог себя проявить, была должность директора Шляхетского корпуса. Между тем Великий князь открыто критиковал деятельность правительства, а во время Семилетней войны публично высказывал симпатии к прусскому королю Фридриху II.
Канцлер А. П. Бестужев-Рюмин объяснял маниакальную увлечённость наследника престола так:
Великого князя убедили, что Фридрих II его любит и отзывается с большим уважением; поэтому он думает, что как скоро он взойдёт на престол, то прусский король будет искать его дружбы и будет во всём помогать ему.[L 35]
О вызывающем поведении Петра Фёдоровича было хорошо известно не только при дворе, но и в более широких слоях русского общества, где Великий князь не пользовался ни авторитетом, ни популярностью. Вообще, осуждение антипрусской и проавстрийской политики Пётр разделял с супругой, но выражал его гораздо более открыто и дерзко. Однако императрица, несмотря на всё возрастающую неприязнь к племяннику,[L 7] многое ему прощала как сыну рано умершей любимой сестры.
На Рождество 25 декабря 1761 (5 января 1762) г., в три часа пополудни скончалась императрица Елизавета Петровна. Петр вступил на престол Российской империи. Подражая Фридриху II Петр не короновался, но планировал короноваться после похода на Данию. В итоге Петр III был коронован посмертно Павлом I в 1796 году.
У Петра III не было четкой политической программы действий, но у него сложилось свое видение политики, и он, подражая своему деду Петру I, планировал провести ряд реформ. 17 января 1762 г. Петр III на заседании Сената объявил о своих планах на будущее: «Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают, и когда военное время будет, то они все явиться должны на таком основании, как и в Лифляндии с дворянами поступается»[16]
В оценках деятельности императора обычно сталкиваются два различных подхода. Традиционный подход, который использовался на протяжении 250 лет, базируется на абсолютизации его пороков и слепом доверии к образу, которые создают мемуаристы — устроители переворота (Екатерина II, Е. Р. Дашкова и другие). Его характеризуют как невежественного, слабоумного, акцентируют его нелюбовь к России.[L 1] Впрочем, свидетельства других лиц, не имевших отношения к перевороту (иностранных посланников в Петербурге, чьи донесения опубликованы в сборниках Русского исторического общества), мало чем отличаются от взглядов Дашковой и Екатерины II. В последнее время сделаны попытки пересмотреть его личность и деятельность[L 36].
Несколько месяцев пребывания у власти выявили противоречивый характер Петра III. Почти все современники отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость. Я. Я. Штелин писал: «Государь довольно остроумен, особенно в спорах». Император энергично занимался государственными делами. Штелин отмечал: «Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады <…>, потом спешил в Сенат или коллегии. <…> В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо»[L 33].
К числу важнейших дел Петра III относятся упразднение Тайной канцелярии (Канцелярия тайных розыскных дел; Манифест от 16 февраля 1762 года), начало процесса секуляризации церковных земель, поощрение торгово-промышленной деятельности путём создания Государственного банка и выпуска ассигнаций (Именной указ от 25 мая), принятие указа о свободе внешней торговли (Указ от 28 марта); в нём же содержится требование бережного отношения к лесам как одному из важнейших богатств России. Среди других мер исследователи отмечают указ, разрешавший заводить фабрики по производству парусного полотна в Сибири, а также указ, квалифицировавший убийство помещиками крестьян как «тиранское мучение» и предусматривавший за это пожизненную ссылку. Он также прекратил преследование старообрядцев. Петру III также приписывают намерение осуществить реформу Русской православной церкви по протестантскому образцу (В Манифесте Екатерины II по случаю восшествия на престол от 28 июня (9 июля) 1762 года Петру это ставилось в вину: «Церковь наша греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности переменою древнего в России православия и принятием иноверного закона»).
Законодательные акты, принятые за время короткого правления Петра III, во многом стали фундаментом для последующего царствования Екатерины II.


Законодательная активность правительства Петра III была необычайной. За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа: манифесты, именные и сенатские указы, резолюции и т. п. (В их число не включены указы о награждениях и чинопроизводстве, денежных выплатах и по поводу конкретных частных вопросов)[L 36].
Однако некоторые исследователи[L 31] оговаривают, что полезные для страны меры принимались как бы «между прочим»; для самого императора они не были срочными или важными. К тому же многие из этих указов и манифестов появились не вдруг: они готовились ещё при Елизавете «Комиссией по составлению нового Уложения», а принимались с подачи Романа Воронцова, Ивана Шувалова, Дмитрия Волкова и других елизаветинских сановников, оставшихся у трона Петра Фёдоровича.
Петра III гораздо более внутренних дел интересовала война с Данией: император задумал в союзе с Пруссией выступить против Дании с целью вернуть отнятый ею у родного Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии.

Тотчас по восшествии на престол Пётр Фёдорович вернул ко двору большинство опальных вельмож предыдущего царствования, томившихся в ссылках (кроме ненавистного Бестужева-Рюмина). Среди них был граф Бурхард Христофор Миних, ветеран дворцовых переворотов и мастер инженерии своего времени. В Россию были вызваны голштинские родственники императора: принцы Георг Людвиг Гольштейн-Готторпский и Пётр Август Фридрих Гольштейн-Бекский. Обоих произвели в генерал-фельдмаршалы в перспективе войны с Данией; Пётр Август Фридрих был также назначен столичным генерал-губернатором. Генерал-фельдцейхмейстером был назначен Александр Вильбоа. Эти люди, а также бывший воспитатель Якоб Штелин, назначенный личным библиотекарем, составляли ближний круг императора.

Среди отрицательных моментов царствования Петра III, вне всякого сомнения, главным является фактическое аннулирование им итогов Семилетней войны. Оказавшись у власти, Пётр III, не скрывавший своего преклонения перед Фридрихом II, немедленно прекратил военные действия против Пруссии и заключил с прусским королём Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях, вернув завоёванную Восточную Пруссию (которая к тому моменту уже четыре года как являлась составной частью Российской империи) и отказавшись от всех приобретений в ходе Семилетней войны, практически выигранной Россией. Все жертвы, весь героизм русских солдат были перечеркнуты единым махом, что выглядело настоящим предательством интересов отечества и государственной изменой. Выход России из войны повторно спас Пруссию от полного поражения (см. также «Чудо Бранденбургского дома»). Заключённый 24 апреля мир недоброжелатели Петра III трактовали как истинное национальное унижение, поскольку продолжительная и затратная война по милости этого поклонника Пруссии закончилась буквально ничем: Россия не извлекала никаких выгод из своих побед. Впрочем, это не помешало Екатерине II продолжить начатое Петром III и окончательно прусские земли были освобождены от контроля русских войск и отданы Пруссии именно ею. Екатерина II же заключила в 1764 г. с Фридрихом II новый союзный договор. Однако роль Екатерины в таком завершении Семилетней войны обычно не афишируется.
Несмотря на прогрессивный характер многих законодательных мер и небывалые привилегии дворянству, плохо продуманные внешнеполитические деяния Петра, а также его резкие действия в отношении церкви, введение прусских порядков в армии не только не прибавили ему авторитета, но лишили всякой социальной поддержки; в придворных кругах его политика порождала лишь неуверенность в завтрашнем дне.
Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя.[L 1]
Наконец, намерение вывести гвардию из Петербурга и направить её в непонятный и непопулярный датский поход послужило «последней каплей», мощнейшим катализатором для заговора, возникшего в гвардии против Петра III в пользу Екатерины Алексеевны.
Основная статья: Дворцовый переворот 1762 года
Петр III с Екатериной II
Первые зачатки заговора относятся к 1756 году, то есть ко времени начала Семилетней войны и ухудшения здоровья Елизаветы Петровны. Всесильный канцлер Бестужев-Рюмин, прекрасно зная о пропрусских настроениях наследника и понимая, что при новом государе ему грозит как минимум Сибирь, вынашивал планы нейтрализовать Петра Фёдоровича при его восшествии на престол, объявив Екатерину равноправной соправительницей.[L 7] Однако Алексей Петрович в 1758 году попал в опалу, поспешив с осуществлением своего замысла (намерения канцлера остались нераскрытыми, он успел уничтожить опасные бумаги).[L 35] Императрица и сама не питала иллюзий в отношении своего преемника на престоле и позднее подумывала о замене племянника на внучатого племянника Павла:
За последующие три года Екатерина, также попавшая в 1758 году под подозрение и чуть было не угодившая в монастырь, не предпринимала никаких заметных политических действий, разве что упорно умножала и упрочивала личные связи в высшем свете.
Елизавета Петровна скончалась, так и не решившись что-либо изменить в судьбе престола. Осуществить переворот сразу же после кончины императрицы Екатерина не считала возможным: она была на истечении пятого месяца беременности (от Григория Орлова; в апреле 1762 году родила сына Алексея). К тому же Екатерина имела политические резоны не торопить события, она желала привлечь на свою сторону как можно больше сторонников для полного триумфа. Хорошо зная характер супруга, она справедливо полагала, что Пётр достаточно скоро настроит против себя всё столичное общество.[L 31] Для осуществления переворота Екатерина предпочла ожидать удобного момента.
Положение Петра III в обществе было шатким, но также непрочным было положение Екатерины при дворе. Пётр III открыто говорил, что собирается развестись с супругой, чтобы жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой. Он грубо обращался с женой, а 9 июня, во время торжественного обеда по случаю заключения мира с Пруссией случился прилюдный скандал. Император в присутствии двора, дипломатов и иностранных принцев крикнул жене через весь стол «folle» (дура); Екатерина заплакала. Поводом к оскорблению стало нежелание Екатерины пить стоя провозглашённый Петром III тост. Неприязнь между супругами достигла апогея. Вечером того же дня он отдал приказ её арестовать, и только вмешательство фельдмаршала Георга Гольштейн-Готторпского, дяди императора, спасло Екатерину.

Ораниенбаум, дворец Петра III. Возведён для будущего императора по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1758—1760
К маю 1762 года перемена настроений в столице стала настолько очевидной, что императору со всех сторон советовали принять меры по предотвращению катастрофы, шли доносы о возможном заговоре, но Пётр Фёдорович не понимал серьёзности своего положения. В мае двор во главе с императором по обыкновению выехал за город, в Ораниенбаум. В столице было затишье, что весьма способствовало окончательным приготовлениям заговорщиков.
Датский поход планировался на июнь. Император решил повременить с выступлением войск, чтобы отпраздновать свои именины. Утром 28 июня (9 июля) 1762 года, накануне Петрова дня, император Пётр III со свитой отправился из Ораниенбаума, своей загородной резиденции, в Петергоф, где должен был состояться торжественный обед в честь тезоименитства императора. Накануне по Петербургу прошёл слух, что Екатерина содержится под арестом. В гвардии началась сильнейшая смута; один из участников заговора, капитан Пассек, был арестован; братья Орловы опасались, что возникла угроза раскрытия заговора.
В Петергофе Петра III должна была встречать его супруга, по долгу императрицы бывшая устроительницей торжеств, но к моменту прибытия двора она исчезла. Через короткое время стало известно, что Екатерина рано утром бежала в Петербург в карете с Алексеем Орловым (он прибыл в Петергоф к Екатерине с известием, что события приняли критический оборот и медлить более нельзя).[L 31] В столице «Императрице и Самодержице Всероссийской» в короткое время присягнули гвардия, Сенат и Синод, население. Гвардия выступила в сторону Петергофа.
Дальнейшие действия Петра показывают крайнюю степень растерянности. Отвергнув совет Миниха немедленно направиться в Кронштадт и повести борьбу, опираясь на флот и верную ему армию, размещённую в Восточной Пруссии, он собирался было защищаться в Петергофе в игрушечной крепости, выстроенной для манёвров, с помощью отряда голштинцев. Однако, узнав о приближении гвардии во главе с Екатериной, Пётр бросил эту мысль и отплыл в Кронштадт со всем двором, дамами и т. д. Но Кронштадт к тому времени уже присягнул Екатерине. После этого Пётр совершенно пал духом и, вновь отвергнув совет Миниха направиться к восточнопрусской армии, вернулся в Ораниенбаум, где и подписал отречение от престола.

Вот, как описывает события 1762 года А. С. Мыльников: «Днем 28 июня 1762 г. в столичном Казанском соборе при стечении публики и высшего духовенства в присутствие Екатерины был оглашен манифест о её вступлении на самодержавный престол. Между тем Петр III развлекался с придворными в Ораниенбауме, а утром этого дня направился в Петергоф, надеясь найти там свою супругу — на следующий день было намечено торжественное празднование дня Петра и Павла. Лишь с опозданием в несколько часов, случайно и из вторых рук узнал он, что, так сказать, заочно лишился российского трона. Бывшего самодержца арестовали и препроводили конвоем в Ропшу».

Обстоятельства смерти Петра III до сих пор окончательно не выяснены. Низложенный император 29 июня (10 июля) 1762 года, практически сразу после переворота, в сопровождении караула гвардейцев во главе с А.Г. Орловым был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Санкт-Петербурга, где через неделю, 6 (17) июля 1762, года скончался. По официальной версии причиной смерти был приступ геморроидальных коликов, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя и поноса. При вскрытии, которое проводилось по приказу Екатерины, обнаружилось, что у Петра III была выраженная дисфункция сердца, воспаление кишечника и признаки апоплексии.
Однако по другой версии считается смерть Петра насильственной и называется убийцей Алексей Орлов. Эта версия опирается на письмо Орлова Екатерине из Ропши, не сохранившееся в подлиннике. До нас это письмо дошло в копии, снятой Ф.В. Ростопчиным. Оригинал письма был якобы уничтожен императором Павлом I в первые дни его царствования. Недавние историко-лингвистические исследования[L 38] опровергают подлинность документа и называют автором фальшивки самого Ростопчина.
Ряд современных медицинских экспертиз на основании сохранившихся документов и свидетельств выявили, что Пётр III страдал биполярным расстройством с неярко выраженной депрессивной фазой, страдал от геморроя, отчего не мог долго сидеть на одном месте. Микрокардия, обнаруженная при вскрытии, обычно предполагает комплекс врождённых нарушений развития[18].
 
Последнее редактирование:
"Амарант" Евгении Марочкиной (Iurumi)
Дневник Жени:
https://www.prokoni.ru/forum/threads/detskaja-skazka-kniga-vyshla.27026/page-621
Женя писала эту книгу в дневнике, мы ее читали по мере написания.
Мир глазами жеребенка. Амарант, он же Марик - это Женин жеребенок, теперь уже взрослый конь, живущий при частном доме, где живет и Женина семья. Герои - лошади, с которыми происходят совершенно реальные события, казалось бы, но через призму восприятия Марика эти события выглядят сказочными. потому что лошадь видит мир иначе, там где человек видит шуршащий пакетик на ветке, лошадь видит настоящего конееда, который с лошадью общается и в конце концов оказывается добрым, помогает лошади в ее "путешествиях". А еще там, в лошадином мире, все события объясняются влиянием существ, которых мы, люди, разучились видеть, но они есть. Вьюшки, Хранители, Лешии, Целители, - просто невероятное количество сказочных для нас персонажей, которые существуют в другой реальности.
На самом деле, Женя писала книгу для своих детей. Дети - это Женин проводник в сказку, для них Женя создавала волшебный мир. А оказалось, что этой книгой Женя стала проводником в сказку для всех нас.
И в книге есть совершенно реальные люди и лошади, которых мы знаем в жизни (или, к сожалению - знали...), люди там или приобщились к сказочному миру и приняли его, как смогли, или вообще в нем живут... Звери-то живут. И дети живут. А взрослые - где-то в пересечении миров, часто не осознавая, где они находятся и почему, поэтому они просто считают, что это у них такая реальность. Реальность-то на самом деле не такая, просто взрослые себе объясняют события как могут. Но реальный мир, который видит зверь, в разы богаче и ярче.
Стырю из Жениного дневника фотографию:
Амарант.jpg


Тот самый Марик (Амарант), старший - Никита (Кулек), младший - Ванечка.
А еще там есть немного меня (как оказалось - в Целительнице, и это ужасно приятно, но очень ответственно по жизни, быть именно сказочным персонажем :)), немного моей Зары (по ночам на холм приходит в темноте большая черная лошадь, разговаривает с Луной и исчезает в ночи - моя Ночная Кобыла...)
 
Увы! Ссылки не откроются. Они были сделаны до того, как изменился формат сайта. Раньше на странице было 14 сообщений, потом стало 20. И те ссылки на страницы дневников, которые были сделаны в старом формате, теперь в новом виде не находят нужную страницу. Так что - только если искать руками, листая дневник.
но, поверь, если ты будешь листать дневник Iurumi, не поджалеешь! Потому что там не только эта книга, но и начала следующей есть, и начало еще сказки в стиле фэнтези. И еще там до очумения и взрыва мозга красивые фотографии, потому что Женя - Художник во всем. Тот мир, который она видит, она умеет сфотографировать и показать. Она еще и пряники делает художественные - мы у нее их заказываем на НГ. И вообще, это самый добрый дневник на проконях :))))))))))))))))))

А еще (спасибо, Ксения!) по ссылке иллюстрации к книге в первоначальном варианте - вот в таком стиле. В книгу вошли другие картинки, более детские. но вот тот вариант, состаренный - это вообще улет!
 
Я это уже поняла,проглотив 20 страничек с конца дневника)и фото и кони и записи просто волшебные!
Обязательно прочту!
 
На самом деле, книгу-то у Жени можно заказать, думаю, у нее есть свободные экземпляры. Хоть тираж и был под заказ, и мы заранее оплачивали свои экземпляры, но какой автор не сделает себе лишние! :) Вот реально, книга того стоит...
 
Спасибо вам всем!))))

Тань, почему-то почти все, кто читают книгу, плачут. "Открыла и рыдаю над страницами" - самый частый отзыв. И знаешь, самое странное то, что и я рыдаю. Вроде бы, и мною написана, а совершенно самостоятельная))) В книге почти нет случайных персонажей, каждый был создан образом или энергетикой близких (или далеких) мне людей. И почти все они - здесь, на проконях. Люди, лошади, волшебные существа...
Тань, мы с Наташей-Бестькой (первым иллюстратором) планируем переиздание с ее иллюстрациями (щас ток за это кредит отдам))))))

Прочитать все главы, не зарываясь в дневник (в котором все равно все ссылки поехали) можно тут: https://www.facebook.com/iurumi/notes?lst=100002166210660:100002166210660:1534348996 Самые первые - в самом низу. Они даже с картинками (с новыми). Картинки частично, в книге живой их гораздо больше :)

И да, экземпляры еще есть! И я буду очень рада новым читателям :)
 
Сверху