Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. СМОТРИТЕ!!!
Михалина, да ладно - не парься. Спасибо!
Вот, лублу я тя! Вчера, несмотря на тяжелую и продолжительную (второй день ужо!) простуду, хотела написать про чести и дуэли нечно подобное... Но не шмогла. Меня, правда, в приближении к земному еще и на теорию относительности глючило. Почему-то в проекции относительности понятий вспомнился Павлик Морозов. Кторый во времена моего детства рассматривался еще как герой исключительно положительный, идеологически верный идеалам революции. А во времена моей
юности рассматривался ужо как уродец, который ради каких-то эфемерных идеалов угробил собственного папашу.
К дуэли Пушкина и Дантеса у меня тож далеко не однозначное отношение, и слово "честь" там как-то очень мимо проходило со всеми его смыслами. Да, возможно пра-Дантес и любил Гончарову - тогда влюбляться в чужих жен (и часто пользоваться взаимностью) было таким же делом чести, как и пострелять друг в друга в связи с этим и с удовольствием. Это - как в карты поиграть. Но версия с провокацией этой дуэли со стороны тогдашней контрразведки по заданию властей - тоже существует. Любофф - любоффью, "честь" - честью, а использовать человеческие слабости в своих играх всегда умели. Так что, и влюбленный дурачек Дантес тут тоже жертва в игришшах.
В общем, понятие "чести" претерпело весьма существенные изменения за века, и "собственный опыт" детей 21 века в приложении к понятиям времен Пушкина... действительно, забавно. Но безусловная польза в таких темах сочинений есть, тут Эгоистка права. Хотя бы детям повод задуматься: а что это такое, какого хрена Александр Сергеевич поперся подставляться под пули (впрочем, он наверняка был уверен, с его-то опытом! Но, похоже, что-то приболел...), когда можно было уладить все иными способами. И, может быть, приложить ситуацию на свое мировозрение, свою оценку - глядишь, в будущем пригодится. Да и размышлизмы на тему "почему себя так вели предки" тоже весьма полезны для общего развития. Как и фантазии на тему: если бы я был Дантесом и жил в то время, то.....
На самом деле, сочинения - это своего рода психологический семинар. Особо когда дается оценка ситуации. Человек внутри себя разрабатывает некие модели ситуаций, поведения, способов решения. Наверное, иногда полезно давать темы вообще из области сюр.
Кстати, сегодня утром ехала на работу, а авторадио обсуждало аналогичную ситуевину
- гораздо больше приближенную к реальности, чем размышлизмы на тему дуэли Пушкина.
Некий боксер с мексиканским именем на взвешивании дал пощечину нашему Клячко. Вопрос:
Клячко не дал мексиканцу в рожу, а просто утерся, но потом в схватке победил. Правильно ли поступил Клячко, или он поступил, как баба - надо было ввязаться в драку немедленно за эту пощечину. Женщины почти все считают, что Клячко должен был сразу дать мексиканцу в табло, а судьи должны были мексиканца снять с ринга и диквалифицировать за такое поведение.
А мужики почти все считают, что не фиг ввязываться в драку в принципе в такой ситуации (даже в аналогичной на улице), потому что настоящее мужское поведение - это в первую очередь выдержка. И Клячко совершенно прав. Он смог после попытки деморализовать его пощечиной собраться и победить в схватке. Хотя, очевидцы и знатоки утверждают, что пощечина сыграла свою роль, и Клячко дрался хуже, чем обычно. То есть, он таки был деморализован.
Вот думаю, сочинения на такую тему нашим детям было бы понятнее. И понятие чести, современное понятие, здесь можно было бы обсуждатьь гораздо живее. Потому что и сама ситуация, и модели поведения героев здесь - абсолютно определенны, надо только дать оценку мотивации, поведению, разработать выходы из ситуации с оценкой последствий. Для разработаки модели - очень удобная тема.
Но - от классики далека...