Re: Старые клячи. Гасконь стр. 721
Вот, поди пойми эту лошадь... Вчера прихожу - дышит, как молодая, глаз блестит и веселый, ноздри щелочками лежат, хрюкает и прыгает. Не лошадь - загадка. Может, ее с Зары в Загадку переименовать. На плацу подсыпали опилок, но снегом занесло - кордовый круг я не нашла :mrgreen: , пришлось двигать верхом. Одышки нет практически :shock: - порысили (ей бы еще, да кто ж даст!), и через 10 минут уже дышала, как новая. Сегодня вот снег и потепление - хз, что мне готовит эта лошадь... Главное, я уже не понимаю, на что и как она реагирует - системы нет никакой. Раньше на похолодание ей было хорошо, теперь плохо, зато на потепление прыгает, как коза! Дурдом-2...
Вот, чуток наваяла (в связи с увеличением количеств ДТП). Писала-то для одного человека, но, может, кому пригодится...
Так, ликбез по езде по гололеду и снежной каше (на машине, начальные данные: машина без АВС и на «ручке»).
В нашей семье АВС отключается на любой машине на следующий день после покупки… Мешает же реально, управляемость понижается в разы. На «автомате» - вроде и на пользу, но на «ручке» - реально понижается.
Итак. Имеем нашу неожиданную зиму, неожиданные снегопады, неожиданные перепады температур с минуса на плюс и обратно, и ожидаемые траблы с уборкой дорог наших коммунальщиков. В общем, все как всегда.
Торможение. Канеш, лучше тормозами не пользоваться в принципе и сбрасывать скорость передачами, но так не получится. Потому – торможение всегда комплексное. Экстренное торможение – никогда не блокировать колеса тормозами, то есть педаль тормоза в пол – не эффективно абсолютно. Кроме саночек в тонну весом, по непонятной траектории катящихся под горку, со скоростью большей, чем была до «торможения» - ничего не получим. Применяется «спортивное торможение» - это когда нога на педали тормоза давит дискретно, очень быстро: нажал-приотпустил, нажал сильнее, приотпустил, нажал еще сильнее. То есть, с каждым нажатием нога уходит все глубже к полу. И это делается очень быстро. И, видим, что педаль тормоза не отпускается, а приотпускается – то есть, ровно так отпустить, что почувствовать границу «колесо свободно от колодок» и тут же следующее нажатие. Одновременно хорошо бы играть передачами на понижение, и быть готовым в любой момент перейти на газ, чтобы вытащить машину из заноса.
Машина в заносе. Запомнить: руль всегда в ту сторону, куда несет машину (обычно заносит задницу). Поворот руля ровно до того момента, как почувствовали выравнивание, дальше пойдет занос в другую сторону – опять поворот руля в сторону заноса. И так «качаемся», пока не выровняем нос машины. При этом понимаем, что машину надо тащить вперед, иначе – «ветролет». А это значит на газу. То есть, успеть перекинуться на пониженную передачу (вместо тормоза) и дальше руль-газ. В принципе, «качая» машину, можно вывести ее даже с «вертолета». Лучше потренироваться на площадке – ловить момент положения руля в заносе, чтобы не перекручивать.
Занос боком… Это обычно случается, когда с заносом задницы справились, руль вывернули, но выровнять машину в нужном направлении не смогли. И ее тащит боком. Помним: повернули руль – полетели ветролетом. То есть, руль надо выставить в положение, когда колеса параллельно корпусу – то есть занос реально боком. Руль только немного покачиваем вокруг нейтрального положения – это способствует гашению скорости. И не дает заднице пойти в раскрутку. Как только задница пошла в сторону – тут же добавляем руля в эту сторону, опять выравнивая машину. И так – либо до остановки, либо до момента, когда вы почувствуете, что можете вывести машину в нужное направление (что делается на газу, понятно). Другая ситуация, когда вас боком тащит на препятствие (машину, отбойник). Тут стоит попробовать выровнять машину в другом направлении – при достаточно резком повороте руля начать занос (задница заводится в нужную сторону) и тут же руль в сторону заноса, если получается машину подхватить - на газу выводить от столкновения.
Движение по снежной каше и льду.
Во-первых, машина всегда должна двигаться «в натяг». У водителя должно быть ощущение от работы движка, будто он едет постоянно в горку. Под этот «натяг» надо подбирать передачу. «Натяг» обеспечивает лучшую управляемость авто на скользких поверхностях.
Во-вторых, следует постоянно чувствовать сцепление колес с грунтом. Если возникает ощущение, что машина на грани потери управляемости (колеса «едут»), надо начать покачивать руль, очень мелкие движения, очень маленький угол поворота руля туда-сюда. Как только ощутил сцепление с грунтом хоть одного колеса – тут же прекращаем покачивание и чуток накидываем газом – вытаскиваем машину на грунт в управляемое состояние. Если это перестроение в другую полосу через снежную полосу – делаем то же покачивание рулем, но угол поворота руля при каждом качке в сторону перестроения чуть больше, чем в другую сторону. При этом траектория перестроения должна быть максимально плавной. То есть, эффект в том, что мы колесами «ищем» грунт» при этом при каждом движении в сторону перестроения как бы выравниваем машину в состояние «прямо». И сразу сдвигать в нужную сторону. Получается, что вы не разворачиваете нос машины в сторону перестроения, потому избегаете заноса, движение остается контролируемым.
В-третьих, руль держать надо не пальцами. Основное – упор в рулевое колесо основанием ладони. При этом спина в упор в спинку сидения, рука как бы на распор. При таком положении вы будете чувствовать «ответ» машины на любое ваше движение. Управление переходит в состояние «силой мысли», поворот рулевого колеса ловится на миллиметры. К тому же, если надо правую руку оторвать от руля, чтобы скорректировать передачами скорость, одной левой руки в упор будет достаточно для того, чтобы удержать машину в состоянии управляемости. Пальцы при этом должны быть практически свободны.
В- четвертых, перед любым маневром, связанным с перестроением в ряд с меньшей скоростью или поворотом, следует обеспечить это «движение в натяг». Для этого перед маневром следует сбросить скорость, получить «натяг» и добавить на маневр газ – вытягивая машину на газу. Сбросить скорость можно любым способом: притормаживанием, передачами. Только не тормоз в пол – тут же поехали на саночках. Значит, перед маневром мы оттормаживаем машину (я люблю перекинуться на пониженную передачу), после чего прибавляем газ и начинаем заводить машину в поворот. Газу надо ровно столько, чтобы машина тянулась в поворот, не разгоняясь. Разгон – на выходе из поворота. Руль поворачиваем ровно на тот угол, который обеспечивает заход в поворот – не больше, чтобы не занесло. Если машину все-таки заносит – руль в сторону заноса и прибавляем газу, чтобы вытащить нос в положение прямо. Вытащили – тут же газ столько, чтобы шла «в натяг».
В-пятых - избегать ситуаций, когда на скользкой поверхности, а так же при движении веерх-вниз по горкам, остаетесь на сцеплении без включенной передачи. То есть, машина всегда на скорости. А вот при движении вниз под горку - можно перейти на пониженную передачу (например, на 3), потому что и там нужно обеспечить "натяг", тогда машину не разгонит и она останется управляемой.
Ну, а ежели кому-то не нравится то, что вы ползете под горку - это их половые проблемы! Потерпят.
И еще. Ослепление фарами. К сожалению, у нас полно "крутых" парней и тетенек, которые понаставили себе ксенон, настроеныый так, что встречные слепят в глаза, а задние, пристроившись вплотную, слепят в "уши". С задними просто: начинаем ползти со скоростью 40 км-час - пусть как хочет, так и обгоняет. Не надо от него "убегать" - его цель вас как раз разогнать, а это не надо, у него наверняка машина мощнее, ему удобно ехать за вашими габаритами задними. Не надо облегчать ему жизнь ценой своей. Со встречными хуже. Для меня тут прием один: смотришь вперед так, что краем левого глаза видишь фару встречной машины, но основной угол зрения - предполагаемое полотно дороги. Не шарахаемся вправо - цапанете обочину. В этом случае, как правило, получается что вы едете максимально близко к разделительной полосе слева - то есть ставите встречного в положение, когда он, видя дорогу, вынужден сам прижаться к своей правой обочине. Но он-то дорогу видит. И не надо стесняться в случае, если встречный явно намеренно не выключает дальний свет, включите в ответ дальний. Вам будет легче. Есть иллюзия, что впереди виднее дорога и направление, да и от собственной вредности - приятнее. Что тоже положительно влияет на общий настрой.