Не, деушки... к такой книге я не готова. Из меня лезет слишком много документальной информации... Такую книгу надо писать, думая над каждым словом, вылизывая каждую фразу, чтобы не дай Бог не появилось двусмысленности. Мои персонажи слишком документальны и узнаваемы. Время было не шутейное, люди были... известные часто. А я когда завожусь - мне в себе сложно это все держать :mrgreen: , оно лезет! Книга - это не обрывки воспоминаний, это отработанный сюжет, а детективная книга - это цепочка событий, причин и следствий.
И потом - книга это тяжелая, затяжная болезнь... я и сейчас-то, уйдя в воспоминания, живу ими, они наружу просятся, надо скорее закончить эпос про учебу и начать жить... :mrgreen:
Я все же здесь писать про свои уголовные дела - не стану. Раньше проскакивало, бывало, в рассказах. Достаточно... Может, по рассказам это выглядит и местами - забавно, местами - интересно, а на самом деле это было не просто. Всегда. И всего хватало... И служба в милиции, в следствии - это целая жизнь, она не отрывана от уголовных дел, собственная жизнь настолько переплетается с жизнями других людей... Сначала надо научиться об этих других людях писать так, чтобы никто их не узнал.
В "Коррумпированном Петербурге" Константинова есть рассказ про моих коллег, офицеров УБЭПа. Он документальный, фамилии сохранены. Я помню, как о них писали... И они сами потом выпускали эти рассказы, подписывали их - утверждали свое согласие на публикацию.
Про уголовные дела напишу два эпизода.
Был у меня на допросе Юрий Шутов. как я его выцарапывала, чтоб он ко мне в кабинет пришел - отдельная история... Но - пришел. Без охраны пришел.
Он на Ленина был похож... маленький, лысый, стремительный. Здравствуйте, говорит. Вы, говорит, имейте в виду, меня называют "железная голова", из-за пластины вот этой. И совершенно по ленински наклоняет голову, показывая выемку в черепе. Я, говорит, сам буду протокол допроса писать, имею право. А вам вот. И протягивает мне свою "Собчакиаду", расписывается - автограф на память. Только книжку вы дома почитаете, а сейчас вот вам, почитайте свежие газеты - вот мои статьи.
Он был больной до Собчака, одержимый просто...
Я читала его статьи и смеялась - писал он, конечно, здорово. Чувство юмора было потрясающее... Я смеялась, а ему нравилось, что мне нравится... А он сам написал протокол допроса - очень толково написал, мне понадобилось уточнить всего пару моментов.
Он мне и говорит: вы знаете, я уже 4 раза сидел. В таких-то должностях сидел. И хочу дать вам совет: когда вас посадят (меня?????? :shock: ) - не давайте показаний во время следствия. Сидите спокойно. А в суде вы дадите показания, предъявите доказательства, и успешно развалите дело! И выйдете с оправдательным приговором. Я это каждый раз делаю, работает, очень надежный прием.
Не помог Шутову этот прием... Против лома - нет приема. Он пытался. Нет, это не по моему делу, у меня он свидетелем проходил... это позже уже, когда его взяли по обвинению в организации пары политических убийств... Он был уже старый, Юрий Шутов. И его вечного врага, Собчака, уже не было в живых... Шутова не выпустили из тюрьмы даже тогда, когда его в камере разбил паралич - положили в тюремную больницу, где он и умер.
Мог ли он быть организатором политических убийств?
Мог.
А еще я очень благодарна и бесконечно уважаю Елену Топильскую... Она у нас зампрокурора была, я попала в прокурорскую бригаду. Она вела наше дело. Мы потом "Танцы с ментами" читали вслух, и то и дело выскакивало: "О, смотри, а это про меня - помнишь, было...". У нее ж персонажи сборные... и именно в первой книге много документальных вещей. Потом зампрокурора Топильская несколько раз мне помогала в работе очень... Очень квалифицированный юрист. И объективный. Она тогда уже писала. Я об этом слышала... Но до публикации первой книги - прошло много лет.
Про учебу.
Прошло около года. Вызывает меня Абрамыч...
И говорит: значит так. Ты идешь учиться. (Опять????!!!!!). Что сделал Абрамыч - он меня отправил в экстернат Высшей школы милиции, с отрывом от "производства". Он просто оформил все и выдал мне направление, подписанное спецотделом ГУВД. Для шефа это был подвиг... Такую рабочую лошадь, как я, потерять на полгода. Несмотря на мое вялое сопротивление, он меня таки пнул в этот экстернат. Пришлось сдать ему дела и ехать. После его окончания у меня появились корочки о среднем специальном образовании по специальности юриспруденция. Уголовное право.
Экстернат был в Стрельне, учились мы там зимой, морозы были... очень была холодная зима. Там от метро надо было на трамвае ехать, минут 40. Так в трамвае задница примерзала к сидениям.
Учиться было безумно интересно. Потому что преподавали практикующие менты и юристы, с колоссальным опытом работы, там теоретиков не было. Очень нравились занятия по криминалистике - нас натаскивали как экспертов, мы все экспертизы делали и сдавали. Во всяком случае, почерковедческую экспертизу я могла потом делать влет сама - но не могла :mrgreen: - это должны были делать эксперты по закону. Но зато я всегда могла выбрать сама нужные для экспертиз документы... и знала, когда мне врали. Иногда это было важно.
В конце обучения были госэкзамены. И на них надо было обязательно быть в форме. С погонами. А у меня формы не было...
Дали мне талон на склад - форму получить. Все должны были получать форму раз в определенный период. А если не получал - давали компенсацию деньгами. Следователям не обязательно было форму носить, так мы ее и не брали на складе, а деньги дополнительно - кому помешают...
На складе на меня кладовщица глянула и говорит:
- И где ж я на тебя, пигалицу, форму-то возьму... Нету у меня такого размера!
Нашла она только рубашку с галстуком. А кителя и юбки - нет.
А до госэкзамена осталось 2 недели.
Дали мне талон в ателье ГУВД - чтоб форму пошили. Я приехала в это ателье, а мне и говорят: очередь на 2 месяца.
Упс...
Уговорила, чтоб воткнули без очереди... Спасибо им большое. Но тут с примерками началась беда. Оказалось, что форма шьется в порядке, предусмотренном опять же приказами и регламентами. И примерки должны быть в определенный срок. Вот не когда готово к примерке, а когда предписано приказом... И проверяется у них это всякими комиссиями. И за несоблюдение порядка их наказывают. В общем, вместо двух примерок обошлись одной, с двумя никак до экзамена не успевали...
Примерка юбки. Обычная юбка-"карандаш", прямая, со шлицей сзади. Но, по талии подогнали, я прошу: а вы покороче не могли бы сделать, это совсем не моя длина! А в ответ: нет, на ваш рост по разнарядке полагается длина 55 см, и никак не короче!
Ну, я поканючила, - бесполезно. Наотрез отказывались укоротить. Пришлось забирать юбку длиной 55 см - я таких не носила...
Забирала я форму - уж как вышло, за день до госов. Ну, думаю, сама укорочу...
До госов укоротить не успела. Так и пошла. Все-таки хорошо пошитая форма всем идет...
Я потом хотела укоротить юбку... а когда разглядела - смотрю, а длина-то не зря такая. Очень гармонично смотрелась с фасоном кителя. Укоротишь - и сразу баланс одежды нарушится...
Так у меня этот костюм и остался - на память. Лежит на антресоли. Я его и не надевала больше. А сейчас он на мне и не сойдется уже :mrgreen:
После госов, в последние выходные дни перед выходом на работу, наш отдел поехал в Кавголово - на лыжах кататься.
Там я упала и получила травму спины... И выпала из работы еще на месяц больничного... Зато - с дипломом. Впрочем, эти два события не взаимосвязаны никак.
Это мы отмечаем окончание экстерната.
А это уже с операми и Ольгой (черненькой), одной из моих "кураторов".
Надо сказать, с Ольками мы очень сдружились.
Ольги Белой уже нет... Она квалифицировалась на судью уголовного суда. Она все мечтала похудеть... и однажды за месяц сбросила 15 кг. радовалась очень. А оказался диабет. Причем сразу на инсулин. Как это произошло - никто точно не знает, у нее и инсулин был всегда, и она сама себя колола. Были выходные дни. В воскресение ее сын, ему лет 6 было, позвонил бабушке - мама спит второй день, а он хочет есть. Приехали - а она в диабетический коме, квартира уже ацетоном пропахла... не спасли.
Она часто пела. Голос у нее был очень сильный, чистый, глубокий...
А Ольга Черная - с 18 лет в милиции, и сейчас тоже. Дослужилась уже и до чина высокого, и должность. Дружим до сих пор, надо бы чаще встречаться... Она своим подчиненным, когда я приезжаю на ее ДР на работу, говорит: о, ко мне сестренка приехала
Мы были очень близки, и очень много знаем друг о друге... И много личного пережила вместе - просто были рядом, когда нужно.