Инструктаж у нас тоже обязательный: подгонка стремян, посадка, спешивание, применение средств управления, еще раз про действия в экстремальной ситуации. Наглядно. В общей сложности тб+журнал+инструктаж занимает 10-15 минут, которые не входят во время проката.
Для новичков кони спокойные, инструктор идет рядом и при необходимости дополнительно все поясняет.
Вот только вопрос, если нет росписи в журнале, как мне потом доказать, что я действительно инструктировала, показывала и люди были в курсе, что "аттракцион" сопряжен с определенным риском.
Не знаю, как за границей, но у нас почему-то многие даже на пустом месте любят приврать, банальные примеры:
- приезжают в обед. "А нам сказали по телефону, что можно подъехать в два" "Кто вам это сказал?" Молчание.
- по телефону: "Да-да, всадники опытные". По приезду: "Вы нам только лошадок поспокойнее дайте, а то мы первый раз".
- возле лошади: "Да вы не волнуйтесь, я ж в деревне вырос, мы там на конях, по полю, без седел..." На лошади: "Ой, девушка, а за что тут держаться! Вы только ее (лошадь) не отпускайте, я ж позабыл уже, как ездить-то, столько лет прошло..."
Во время чтения посетителями ТБ инструктор всегда стоит рядом и уточняет: "Если что-то не понятно, спрашивайте".
Но в моем последнем случае,
- клиент не хочет читать;
- клиент не хочет спрашивать, что к чему и почему (хотя многие спрашивают и про лошадей, и про то, как будет проходить прокат, и про то, что делать если...)
- клиент не хочет ничего подписывать;
- клиент не хочет уходить, он желает катать дите + пристыдить меня, обвиняя в непрофессиональном подходе к делу.
Может, за границей люди честнее и поэтому никто ничего подписывать не просит. Или это для любого клуба само собой разумеющееся, что людей не сажают на лошадь без инструктора и инструктажа, поэтому в суде довод "а нам никто ничего не сказал" весит ровно ноль.
Вон, в Англии, по дорогам ездят в шлемах и светоотражающих жилетах и, наверняка, ни у кого даже мысли не возникнет, что можно в клубе заявить "а я в шлеме и жилете не поеду, я ж в деревне вырос и мега-крутой ездюк!" А в России - запросто.
Вот и получается вроде как "любой каприз за ваши деньги". Позиция клиента в общих чертах: "Я плачу бабло не за инструкции, я плачу бабло за катание. Сажайте меня на лошадь и не напрягайте мне мозг".
А если вполне вежливо говоришь, что никого на лошадь не посадишь без прохождения инструктажа, ты - хамка, кто сюда вообще ездит и городской прокат - эталон грамотного подхода к клиентам.
Вывод: начинаю хотеть за границу. )) Только кому я там нужна. ))