Поговорим про адреналиновую зависимость?
обесценить можно любые достижения, особенно чужие
Поговорим про цель.
Итак, работа с целью - это мощнейший инструмент управления процессом обучения, который есть в руках у тренера, я бы даже разделила всех тренеров на "просто тренеров" - это те, кто берет на себя ответственность за программу / план занятий и гигиеническую мотивацию - и "хороших тренеров" - которые помимо этого берут на себя ответственность за наличие цели и границы. Однозначно, у конников большое значение в уровне тренера имеют его берейторские навыки - мы про это помним, но сейчас говорим про работу с людьми.
Более того, клиентоориентированность - это именно способность понимать цели ученика / клиента и работать на них. Вариант, с которым многие согласились (клиентоориентированный честно скажет, что может сделать, а не клиентоориентированный будет врать и стричь бабло) - это скорее определение уважающего себя тренера. Клиентоориентированный тренер:
а) умеет работать на понимание цели ученика и ее формулирование
б) умеет искать варианты достижения этих целей.
Если вы хотите купить машину, придете в салон, попросите хороший автомобиль за 500 тыс. руб., а вам скажут, что вы фантазируете - вы не сочтете этот салон клиентоориентированным (хотя они абсолютно правы). Но если с вами повозятся, выяснят, что такое "хороший автомобиль" для вас, подберут из тех, которые соответствуют вашему бюджету, самый подходящий, и еще придумают, как использовать существующие скидки, чтобы добавить вам ту опцию, на которую не хватает денег, но вам она критична - вот это клиентоориентированный салон. Мне почему-то кажется, что у некоторых тренеров этот пример должен вызвать легкое возмущение. Если будет, скажите мне об этом
!
Когда у тренера и ученика есть общая цель, о которой они договорились и с которой работают, это позволяет:
1) построить программу обучения так, чтобы ученик за короткое время получил именно то, что ему было нужно; работа на личные цели участников делает ЛЮБОЙ тренинг в любой области как минимум хорошим по оценке участников в финале тренинга, иногда отличным и суперским;
2) мотивировать участника в трудные моменты, когда дискомфорт слишком высок;
3) держать границы как в вопросах дисциплины, так и в вопросах отношений и принятия решений о том, делать что-то сейчас или нет (не поехать ли нам на семинар Рафаэля Сале в качестве зрителей, отказавшись от 2 дней тренировок).
4) двигаться в наработке новых навыков гораздо быстрее просто потому, что вы можете отделить то, что важно, от того, что сейчас не важно.
От чего зависит наличие цели. От личности зависит частично, гораздо чаще нет, чем да. В приведенном мной примере у нас одна личность сначала без цели, потом с целью. Согласна с Helia, что наличие информации о предметной области и понимание себя имеют решающую роль. Конечно, когда тренер обладает навыками помочь ученику понять себя - это очень круто! Это как раз и есть навыки работы психолога. Но вполне достаточно обладать навыками подачи информации и удержания границ.
Т.е помогая определить цель вы,
1. рассказываете, что нужно для достижения озвученной учеником цели (какие ресурсы);
2. задаете вопрос: это точно наша цель сейчас?
3. предлагаете варианты других целей, которых можно достичь в текущих условиях и за относительно небольшой (6 мес, год) промежуток времени;
4. смотрите на реакцию ученика, слушаете его, предлагаете новые варианты, исходя их услышанного;
5. не начинаете занятия, пока не договоритесь о цели, которая а) нужна ученику и б) соответствует вашим возможностям;
6. следите за актуальностью цели в процессе занятия, и как только замечаете, что вы или ученик на цель не работают, поднимаете этот вопрос снова и или подтверждаете актуальность цели и работаете на нее или меняете цель.
Менять цель нормально, в процессе работы и у вас, и у ученика появляется новая информация, которой ранее не было. Не нормально, когда:
- цель озвучена, но упражнения и ход тренировок не соответствуют цели
- цель не нужна ученику, вы надавили, уговорили, убедили
- цель не соответствует возможностям тренера (он не видит, как ее достичь)
- цель не соответствует имеющимся ресурсам
ОООООчень важно уметь отделять свои тренерские навыки от имеющихся ресурсов и уметь запрашивать ресурсы у Спонсора или Заказчика. Когда мы работаем со взрослыми, ученик часто бывает одним лицом со спонсором и заказчиком. Но даже и со взрослыми бывают исключения.
Это, кстати, была методика. Можно начинать тренировать