Тренер или клоун? Обучение взрослых.

Мотивация - это желание ученика делать конкретные задания и вообще работать.
Так или иначе если есть цель то желание её достигнуть и есть самая лучшая мотивация. Другой вопрос что делать когда столкнулся с трудностями и тебя посещают мысли, что всё это для тебя недостижимо....
На мой взгляд первое, и это одна из главных задач тренера, не заводить ситуацию в тупик. Т.е. посильные задачи которые возможно и требуют усилий но не прыжков выше головы. Возможность достигать хотя бы небольшого прогресса. Второе; отсутствие застоя, разнообразие, человек должен чувствовать что он учится. В целом хорошая, дружественная и теплая атмосфера то же никому не мешает.
 
хочу сесть и поехать, куда заплатить?
Так или иначе непонимание тог о чём человек не имеет понятия и чему хочет научится не есть порок. Вот для того что бы познакомить его с этим миром и искусством верховой езды и существуют тренера. Если же в процессе работы к такому клиенту не придёт понимание того что заплатить это мало, надо ещё и поработать, что же возможно он уйдёт или совсем или к другому тренеру. Возможно что и тренер откажется работать дальше. Но когда такие слова говорит "чайник" это ещё ровным счётом ничего не значит.
 
Цель - это итог, ради чего мы будем соблюдать дисциплину, чувствовать себя лузером и порой падать. Что в итоге, говоря коротко? Мотивация - это желание ученика делать конкретные задания и вообще работать. <...>По-другому задам вопрос: без цели можно работать?
Формально говоря, без цели никакая деятельность человека невозможна, т.к. само понятие деятельности включает целеполагание. Другое дело, что цель может не осознаваться, осознаваться и формулироваться неточно или же находиться в самом процессе.
Мой случай: строго говоря, у меня нет и не было цели, когда я пришла к лошадям (в 38, а не в 27, гы...), и про спорт я даже не заикалась, так как по жизни никогда не соотносила себя с этой частью человеческой культуры вообще. И если честно, я до сих пор не знаю, зачем оно мне надо, по большому счету.o_O:D
При этом мотивации - хоть ложкой ешь, от 1 раза в неделю я за три года дошла до 4-5 раз на двух конюшнях:D. И никакие временные "тупики" и "тУпики" эту мотивацию в глобальном смысле не сбивали. Я могла начать думать, что и как поменять в занятиях (лошадях, тренерах и т.п.), но не ставила под сомнение занятия как таковые. И в итоге таки старты, да:D.
По первому посту - согласна с предыдущими ораторами, уже все сказали, добавить особо нечего.


AnnaVsp, на это форуме нельзя постить несколько сообщений подряд - есть кнопочка "редактировать" - дописывайте в предыдущее, если хотите что-то добавить.
 
Когда я впервые прочитала первый пост этой темы, то он был ещё "с мальчиком". Могу сказать, что подобную ситуацию для оценки можно выделить отдельно. Бывают случаи, когда всадник - ещё ребёнок, поэтому привели и соответственно оплачивают занятия ему родители. Если ребёнок - целеустремлённый и трудолюбивый, а родители готовы вкладывать в развитие чада, проблем нет.
Бывает так, что родители в какой-то момент прекращают спонсировать занятия (проблемы в семье, трудности с учёбой у ребёнка, травма ребёнка). А ребёнок реально талантливый и заниматься дальше очень хочет. Как может тренер помочь в такой ситуации? Стоит ли ему вообще ввязываться в особую поддержку юного дарования или на денег нет и суда нет? Этично ли идти против родительского запрета?
Бывает так, что ребёнку нравятся лошадки, но совсем не хочется спорта. Ему нравится кататься, нравится проводить время на конюшне, но совсем не хочется соревноваться и "наезжать" на лошадь. Родители амбициозные и считают занятия без спортивных достижений бесполезной тратой времени. Как соблюсти баланс между удовольствием ребёнка и запросами родителей?
Извиняюсь за некоторый офф-топ. Если что-то народ заинтересует, то можно будет выделить в отдельную тему.

Теперь про "женщина, 27 лет".
Для более верной оценки подобного случая мало данных. Хотя бы неточна эта фраза: "в деньгах проблем нет". Это понятие, знаете ли, очень растяжимое. Особенно пока человек, как оговорено, новичок и пока, наверняка, не представляет себе количество трат на лошадь.
Плюс есть ли ещё какие-то условия, которые ставит клиент? Обычно ведь так и бывает. То тренироваться человек может только в 7 утра перед утренней йогой, то тренировок максимум в неделю две, потому что времени нет.
Так что надо ещё и остальные условия прикинуть.
Также, например, общую нынешнюю физподготовку всадника, наличие или отсутствие способностей и тараканов/страхов в голове.
Надо прикинуть свои возможности. Хорошо быть ведущим тренером хорошего крутого КСК. Тогда, например, выездковому тренеру можно лояльных судей пригласить. Хорошо иметь некоторое количество своих готовых коней, чтобы по необходимости подсаживать своего ученика на них, даже при наличии своей хорошей лошади и до её покупки, к слову.
В целом считаю, что три года - это очень маленький срок, если всадник с нуля или минуса. Хотя тут правильно замечали.
до второго включительно накатать проще в конкуре (еще проще в двоеборье;)) , а вот дальше проще уже в выездке (это при условии готовой лошади уровнем выше требуемого):)
С этим согласна.

И мне не нравится название темы. Мы здесь обсуждаем тему "Какие гарантии может дать тренер своему ученику-новичку с амбициями?".
Тема "Тренер или клоун?" тоже интересна мне, но в другом аспекте. Кому-то нравится сухой деловой стиль ведения тренировок. Кому-то важна позитивная атмосфера и море душевности. Кто-то считает, что чтобы донести мысль до всадника тренер обязан чуть ли не польку станцевать на манеже, кто-то думает, что важен личный стиль тренера.
Насколько тренер должен должен быть гибок с клиентами? Клиентоориентирован, если хотите. Изменить своей системе или сохранить выработанный стиль ведения тренировок? В какие проблемы всадника тренер должен вникать, а где просто требовать выполнения своих требований?
 
Но, если вы занимаетесь обучением, вам придется ставить ученика в состояние дискомфорта.
А почему? Мне не совсем понятно. Допустим, меня учат поднимать лошадь в галоп. Да, сначала не получается. Но если лошадь в принципе обучена подъемам, а ученик достиг уровня, возможного для подъема, лошадь в галоп поднимется и ученик закончит тренировку на бешеном подъеме. То есть преодолевание проблем и некоторые неудачи в процессе как бы включены в тренировку. Но мы к этому готовы. Если что-то не получается ну ни как, и тренер понимает, что занятие нужно заканчивать, он может дать другое упражнение и закончить на хорошем. А потом вернуться к неполучающемуся в следующий раз
 
Вредный лекарь, Ирин, buvaethuge тут совершенно права. Любой обучение - это ломка старых стереотипов и создание новых. Этот процесс всегда сопровождается дискомфортом, так уж мы устроены. И тренер нужен не только для того чтобы давать ученику информацию, но и время от времени помогать сделать волевое усилие по преодолению этого дискомфорта. Практика показывает, что у тренера, который только "информирует", но никак не стимулирует на волевое усилие, ученики годами топчутся на одном месте.
Если ученик в достаточной степени мотивирован, умеет учиться, а тренер его не слишком форсирует, то этот дискомфорт вполне может восприниматься позитивно.

Встречаются такие ученики, которые упомянутой стимуляции на волевое усилие не поддаются вообще. Таких особенно много среди возрастных любителей. И это очень серьезная преграда даже для минимальных спортивных достижений.

По вопросам Эйши:
Бывает так, что родители в какой-то момент прекращают спонсировать занятия (проблемы в семье, трудности с учёбой у ребёнка, травма ребёнка). А ребёнок реально талантливый и заниматься дальше очень хочет. Как может тренер помочь в такой ситуации? Стоит ли ему вообще ввязываться в особую поддержку юного дарования или на денег нет и суда нет? Этично ли идти против родительского запрета?
Бывает так, что ребёнку нравятся лошадки, но совсем не хочется спорта. Ему нравится кататься, нравится проводить время на конюшне, но совсем не хочется соревноваться и "наезжать" на лошадь. Родители амбициозные и считают занятия без спортивных достижений бесполезной тратой времени. Как соблюсти баланс между удовольствием ребёнка и запросами родителей?


1. Поддержать юное дарование можно, поскольку результаты ученика - визитная карточка тренера, а ребенок в силу возраста может достаточно быстро засветиться на престижных стартах по детям и даже побороться за звание чемпиона страны, пока он ребенок, при достаточно скромных материальных вложениях.
Но вот если есть запрет родителей из-за травмы, я бы на месте тренера не рискнула. Если что случится, у родители могут тренеру такие неприятности устроить…

2. Со второй ситуацией я сама часто встречалась когда работала в клубе. Выход - разговор с родителями. Нужно во-первых объяснить сколько будут стоить занятия с прицелом на спортивные достижения. Например, сколько стоит хорошая спортивная лошади и ее содержание. (Полюбоваться квадратными глазами на поллица :D)))))) )А то у нас попадались удивительные родители. Они покупали ребенку самый дешевый абонемент, предполагающий занятия в смене без какой-либо специализации, и ждали когда же начнутся спортивные достижения. Если по итогам разговора они соглашались заплатить на 30% дороже за абонемент со специализацией и их ребенок начинал стартовать на междусобойчиках 80 см или детские езды, то обычно родителей такие "достижения" устраивали по самое некуда.
Во-вторых надо объяснить, что польза для здоровья и психики ребенка от занятий ВЕ существует в любом случае, так что это вовсе не выброшенные деньги.
Здесь тоже все зависит от того насколько родители готовы услышать что им говорят.
 
Последнее редактирование:
Двигательных стереотипов нет только у новорожденного младенца. Но даже у него есть какой-то набор рефлексов, например, хватательный. И начинающему всаднику приходится буквально с первых шагов с ним бороться. Это один из многих примеров.
 
Двигательных стереотипов нет только у новорожденного младенца. Но даже у него есть какой-то набор рефлексов, например, хватательный. И начинающему всаднику приходится буквально с первых шагов с ним бороться. Это один из многих примеров.
Ну рефлекс всё же не стереотип, хотя с хватательным согласна полностью вот с этого и начинаем ))
А что касаться дискомфорта то попасть в ситуацию для которой нет стереотипа поведения это практически стресс, и всё таки в начале мы не ломаем а создаём.
А вот если действительно приходится ломать сложившиеся стереотипов, если они были сформированы неправильно то без создания дискомфорта но обойтись.
Возможно люди просто неправильно понимают сам термин дискомфорт. "Дискомфорт это-условия жизни, пребывания, не обеспечивающие удобства и спокойствия, а также ощущение неудобства, тревоги, беспокойства." Удобство и спокойствие это именно то состояние в котором не хочется ничего менять. Сложившийся стереотип говорит что так удобно и приходится открывать глаза создавая ситуацию в которой данное действие реально неудобно и вызывает как минимум беспокойство и отсюда желание изменятся.
А почему? Мне не совсем понятно.
Я хотела сказать что само по себе обучение это показ пути от дискомфорта к удобному, комфортному способу, в нашем случае способу ездить верхом.
 
не переступая дискомфорта даже ложку не научишься держать...

а по сабжу я что то провалилась то ли мальчик то ли тётя...
По моему в обоих случая просто подарок для тренера, который в кратких но ёмких выражениях описывает сколько надо будет работать и сколько денег понадобится. Если клиент не убегает с криком ужаса, то начинают работать)
 
Последнее редактирование:
Да, согласна со Снегурочкой и karla. Если говорить о конном спорте, то формирование навыков здесь - это огромные изменения в крупной и мелкой моторике. Все наши движения связаны с двигательными стереотипами, которые формируются в головном мозге. Когда ребенок растет, есть возможность влиять на связи в головном мозге через моторную коррекцию, до 12 лет моторная коррекция позволяет частично изменить поведение ребенка и его способности к обучению. Но в 12 лет происходит стагнация мозга, это означает, что новые связи уже образовываться не будут, и человек может использовать только те связи, которые у него сформировались. Поэтому конный спорт (развитие, движение вперед, изменение моторики- это всегда дискомфорт).

Хуже того, как человек, менявший профессию раз 6 и построивший пару бизнесов по оказанию услуг профессионалами, которых приходится выращивать с нуля, могу гарантировать, что на способность к обучению у взрослого человека существенно влияет способность находиться в состоянии дискомфорта, в том числе и вызванного тем, что он чувствует себя лузером. Чем меньше дискомфорт, тем меньшему вы учитесь в данный момент. Ну просто потому, что если у вас сразу все получилось - это значит, что вы это уже умели.

Черт-черт, говорят, нельзя писать два поста сразу, а я, как человек, работающий профессионально с контентом, не готова мешать две темы в одну (проф деформация :)). А вообще про цель хотела. Ладно, попозже. Пока еще один тогда вопрос про нее. Как вы считаете, от чего зависит, есть цель или нет? Вот есть люди, у которых есть цель в жизни, а есть те, у кого ее нет. И качество жизни при этом может быть каким угодно - согласна с Катерина75. Я тоже на лошадь села в 34, пришли детей занимать, сели сами покататься, и так я и не слезла. 4 года просто ездила, сначала 1 потом 2 раза в неделю. А спорт начался только через 4 года, и когда я покупала свою первую лошадь, я искала лошадь, склонную к выездке ну до уровня юношеских езд. Дина Андреева при продажном осмотре лошади спросила у меня: а если малый приз поедет? Я задумалась, говорю - ну поедем малый. Через год мы оказались на чемпионате России по молодым лошадям (старты международного уровня), еще через год я его продала (ну потому что надо было двигаться дальше) и проехала на нем первые юношеские езды. А теперь есть цель - большой приз. Мне 41. Итак, от чего зависит, есть цель или нет?
 
Последнее редактирование:
От того, сознает человек свои мотивации, или нет. От знаний предметной области. Если я знаю про лошадок, но не знаю про большой приз, я могу подспудно хотеть большего, но не знать, что это. Просто хотеть праздника (карнавала), без конкретики.
 
Потураева наверное тоже карнавала хотела, когда себе в качестве цели олимпиаду поставила ;) Но в целом согласна. Еще есть версии?
 
Я считаю, что наличие или отсутствие цели зависит практически полностью от типа личности. Точнее, как я уже сказала, цель есть всегда, раз человектратит усилие на некую деятельность. Иначе сидел бы на месте. Но вот потребность в ее осознании и вербализации - у кого-то есть, а у кого-то нет. И только от этой потребности зависит ответ на Ваш вопрос. И неважно, речь о МП или о смысле жизни.
 
я вообще цели не люблю)) трудюсь ради процесса)

Но процесс - это движение от одного состояния к другому. Если не представляешь чего в результате процесса хочешь добиться и у тебя нет хотя бы промежуточных целей, то никакого процесса не будет. Будет хаос.
Что касается от чего зависит есть цель или нет. Мне кажется от умения человека хотеть и правильно интерпретировать свои желания. На свете не так уж мало людей, которые не имеют никаких хобби, профессию выбрали по совету родителей или потому что эта профессия считалась престижной, когда они заканчивали школу. Остаются они в ней только потому что ничего другого не умеют, а надо же зарабатывать. Предел их мечтаний - чтобы можно было не работать, дальше фантазия не идет. Если бы у нас была пенсия, позволяющая относительно безбедно жить, они бы начали мечтать о выходе на пенсию лет с тридцати. Еще лучше выйти замуж за олигарха и ничего не делать. Вот это я называю "нет цели".
Если все не настолько запущено, то наверное можно выделить три варианта. Первый - та самая дамочка. "Хочу КМС через три года". Почему именно КМС? Зачем он ей нужен? Это не важно, главное звучит красиво.
Второй вариант обратный. Человек любит лошадей, хочет быть рядом с ними и готов трудиться. Но считает, что если что-то звучит красиво, то он этого не достоин. Сам ломает крылья своей мечте и наступает на горло собственной песне.
И третий вариант, когда любовь к цели и любовь к процессу сбалансированы.
 
Поговорим про адреналиновую зависимость? :)
обесценить можно любые достижения, особенно чужие ;)

Поговорим про цель.

Итак, работа с целью - это мощнейший инструмент управления процессом обучения, который есть в руках у тренера, я бы даже разделила всех тренеров на "просто тренеров" - это те, кто берет на себя ответственность за программу / план занятий и гигиеническую мотивацию - и "хороших тренеров" - которые помимо этого берут на себя ответственность за наличие цели и границы. Однозначно, у конников большое значение в уровне тренера имеют его берейторские навыки - мы про это помним, но сейчас говорим про работу с людьми.

Более того, клиентоориентированность - это именно способность понимать цели ученика / клиента и работать на них. Вариант, с которым многие согласились (клиентоориентированный честно скажет, что может сделать, а не клиентоориентированный будет врать и стричь бабло) - это скорее определение уважающего себя тренера. Клиентоориентированный тренер:
а) умеет работать на понимание цели ученика и ее формулирование
б) умеет искать варианты достижения этих целей.

Если вы хотите купить машину, придете в салон, попросите хороший автомобиль за 500 тыс. руб., а вам скажут, что вы фантазируете - вы не сочтете этот салон клиентоориентированным (хотя они абсолютно правы). Но если с вами повозятся, выяснят, что такое "хороший автомобиль" для вас, подберут из тех, которые соответствуют вашему бюджету, самый подходящий, и еще придумают, как использовать существующие скидки, чтобы добавить вам ту опцию, на которую не хватает денег, но вам она критична - вот это клиентоориентированный салон. Мне почему-то кажется, что у некоторых тренеров этот пример должен вызвать легкое возмущение. Если будет, скажите мне об этом :)!

Когда у тренера и ученика есть общая цель, о которой они договорились и с которой работают, это позволяет:
1) построить программу обучения так, чтобы ученик за короткое время получил именно то, что ему было нужно; работа на личные цели участников делает ЛЮБОЙ тренинг в любой области как минимум хорошим по оценке участников в финале тренинга, иногда отличным и суперским;
2) мотивировать участника в трудные моменты, когда дискомфорт слишком высок;
3) держать границы как в вопросах дисциплины, так и в вопросах отношений и принятия решений о том, делать что-то сейчас или нет (не поехать ли нам на семинар Рафаэля Сале в качестве зрителей, отказавшись от 2 дней тренировок).
4) двигаться в наработке новых навыков гораздо быстрее просто потому, что вы можете отделить то, что важно, от того, что сейчас не важно.

От чего зависит наличие цели. От личности зависит частично, гораздо чаще нет, чем да. В приведенном мной примере у нас одна личность сначала без цели, потом с целью. Согласна с Helia, что наличие информации о предметной области и понимание себя имеют решающую роль. Конечно, когда тренер обладает навыками помочь ученику понять себя - это очень круто! Это как раз и есть навыки работы психолога. Но вполне достаточно обладать навыками подачи информации и удержания границ.
Т.е помогая определить цель вы,
1. рассказываете, что нужно для достижения озвученной учеником цели (какие ресурсы);
2. задаете вопрос: это точно наша цель сейчас?
3. предлагаете варианты других целей, которых можно достичь в текущих условиях и за относительно небольшой (6 мес, год) промежуток времени;
4. смотрите на реакцию ученика, слушаете его, предлагаете новые варианты, исходя их услышанного;
5. не начинаете занятия, пока не договоритесь о цели, которая а) нужна ученику и б) соответствует вашим возможностям;
6. следите за актуальностью цели в процессе занятия, и как только замечаете, что вы или ученик на цель не работают, поднимаете этот вопрос снова и или подтверждаете актуальность цели и работаете на нее или меняете цель.

Менять цель нормально, в процессе работы и у вас, и у ученика появляется новая информация, которой ранее не было. Не нормально, когда:
  • цель озвучена, но упражнения и ход тренировок не соответствуют цели
  • цель не нужна ученику, вы надавили, уговорили, убедили
  • цель не соответствует возможностям тренера (он не видит, как ее достичь)
  • цель не соответствует имеющимся ресурсам
ОООООчень важно уметь отделять свои тренерские навыки от имеющихся ресурсов и уметь запрашивать ресурсы у Спонсора или Заказчика. Когда мы работаем со взрослыми, ученик часто бывает одним лицом со спонсором и заказчиком. Но даже и со взрослыми бывают исключения.

Это, кстати, была методика. Можно начинать тренировать ;)
 
Последнее редактирование:
buvaethuge, спасибо за интересную информацию.

Хочу выделить один момент.
не начинаете занятия, пока не договоритесь о цели, которая а) нужна ученику и б) соответствует вашим возможностям
Когда я проработала инструктором где-то года два, то сложила свою систему начала работы с новичками с нуля до уровня "три аллюра".
Когда ко мне приходил очередной всадник с нуля, то у меня в голове уже были шаблоны проведения занятия. Набор этих стандартных занятий был обширен. Для того, кто ничего не боится; для того, кто не имеет никакой физической подготовки; для того, кто - ребёнок и для того, кто полный возрастной высокий мужчина и т.д. Т.е. глядя на всадника, я постоянно корректировала шаблон занятия, но в голове уже была система что за чем какому ученику я даю какое задание, какое объяснение в процессе обучения.
И считала свою систему хорошей и отработанной. Ученики были довольны.
Но потом у меня самой произошла смена тренера. Новая тренер всегда очень чётко занималась целеполаганием тренировок. Особенно в начале работы со всадником. Общая цель, частные цели.
И я подхватила эту идею. Теперь, даже у совсем чайника, я чётко просила сформулировать свою цель. Пусть даже это будет пока "галоп по ромашковому полю". Ничего, цель будет меняться с дальнейшим вводом человека в конный мир. Но уже на первой тренировке я этому человеку могу предложить что-то из того, что приблизит его к этой мечте. Например, если мы про галоп по ромашковому полю, то будем пробовать полевую посадку, которой поедем на галопе по этому самому полю. И вообще перечислю, что надо для исполнения этой мечты. Какие будут этапы, какие сложности и радости в процессе этого пути.
Т.е. занятие будет хорошим и правильным не в средних параметрах по больнице, а персофиницированным, понимаете? Или клиентоориентированным, если пользоваться терминами из этой темы. Человек почувствует, что получил не просто качественное занятие, какие-то знания и навыки от грамотного тренера, а шагнул к своей личной мечте! Разительная разница!
Это был серьёзный шаг к улучшению моих тренировок как инструктора. Результат был виден сразу.
Вот такой мой опыт.:)
 
Сверху