У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

  • Автор темы Автор темы hip
  • Дата начала Дата начала
нашла интересную группу в контакте, где много переводов любопытных. Вот здесь Седла Strada.
Вот про Нуно Оливейра. Кстати я посмотрев его видео была разочарована несколько работой. Но вот теперь у меня площадка аккурат в размер манежа Нуно. И теперь я оценила его подвиг. Потому что в таких размерах приходится тщательно лошадь выезжать (разминать) на шагу, гнуть, чтобы ей было удобно бы бегать рысью и галопом. Размеры площадки также накладывают отпечаток. Как Филлис работал на цирковой арене остается только удивляться. Но он сам пишет, что было тяжко. Он регулярно выезжал в поле двигать коней хоть как-то.
Вот статья. Перевод с евродрессажа.

Искусство компромисса

Я регулярно сталкиваюсь с людьми, которые считают, что Нуно Оливейра работал без контакта. Это не так. На самом деле, он был одним из истинных гениев Искусства выездки, способным на сохранение контакта со ртом лошади на провисшем поводе. Я много раз видела всадников, которые пытались это повторить, бросали повод, и лошадь сваливалась на перед. Хотя сам Нуно умел добиться эластичной связи на провисшем поводе, он никогда не требовал этого от своих учеников, говоря, что отдать или смягчить повод - не значит бросить лошадь.

“Всадник, который бросает лошадь ради легкости, не работает, а прогуливается. Тот же, кто толкает и тянет – дикарь», говорил Нуно Оливейра.
Эффективная верховая езда требует от всадника постоянного процесса набора и отдачи повода без того, чтобы полностью его бросать или тянуть лошадь за рот. Конечно, это нелегко, поэтому и лежит в основе большинства проблем, с которыми сталкивается всадник, который либо слишком много берет, либо слишком быстро отдает и берет вновь, - то, что Нуно называет «дикостью».
Так как же развить чувство меры? Нуно сравнивает набор и отдачу поводьев со сжатием пальцев, говоря, что «безымянный палец и мизинец могут отдавать, в то время как большой – никогда». Это означает, что отдача и набор повода должны быть столь незначительными, что не происходит никакого силового воздействия поводом, а лошадь приучается к малейшему изменению положения пальцев.
Безусловно, этого нельзя добиться за один день.
“В искусстве верховой езды любой повод оправдывает отдачу (перев. смягчение)," утверждал Оливейра.
Поначалу можно действовать преувеличенно, чтобы лошадь поняла, чего вы от нее хотите. Со временем вы сможете довести искусство до того уровня, при котором вообще не потребуется закрывать пальцы: «При езде на хорошо выезженной лошади пальцы редко закрываются».
Повторюсь, это требует большой работы. Иногда вам будет казаться, что вы откатились на десять шагов назад и лошадь не понимает, что вы от нее хотите. В такие моменты хорошо бы остановиться, подождать и, стоя на месте, мягко закрывать и открывать пальцы, добиваясь от лошади сдачи в ганаше.
Выездка – это искусство уже потому, что подразумевает утонченность. Это означает, что каждое действие требует в 100 раз больших умственных усилий, нежели физических!
Сара Ворн
 
А вот еще. Несколько мешанина в тексте, видно, что на эмоциях интервью, перевод несколько еще сгущает краски, но есть интересные моменты. Полностью статья в группе выложена. Интервью старое, но для полноты картины вполне интересное.
8ChwGcTDvuQ.jpg

Герд Хойшман – война в выездке, интервью (выделенным шрифтом - вопросы)

Герд Хойшман – очень противоречивый персонаж в мире выездки… С одной стороны, комиссия FEI по выездке собиралась подавать на него в суд за съемку и последующее использование видео с разминок и соревнований по выездке в обличающем фильме «Если бы лошади могли говорить» (If Horses Could Speak), но в то же время все больше всадников прислушивается к Герду в том, что касается более мягкой работы с лошадью, и значительное количество спортсменов и тренеров вступили в ассоциацию «Ксенофонт» (Xenophon).

“Со слов Клауса Балькенхола, который еженедельно посещает соревнования, в тренинге лошадей наблюдаются значительные изменения. Мы везде проводим дискуссии, поэтому люди начинают задумываться. Реагирует даже Федерация конного спорта Германии – например, меня пригласил на встречу генеральный секретарь, который хочет со мной побеседовать. Я понимаю, что им совсем не нравится мой фильм и особенно комментарии в конце. Им кажется, что я вообще не люблю соревнования, хотя это не так, ведь хорошие примеры я тоже брал с соревнований! Но они открыты к дискуссии и даже попросили меня провести цикл семинаров.

Судья, как и ветврач может быть хорошим и не очень, но нужна глобально другая система. Проблема будет оставаться до тех пор, пока люди могут выбирать, к каким судьям приезжать, а к каким нет. Я не знаю ни оного другого вида спорта, где существовала бы подобная практика.

Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
“Я считаю, что, во-первых, нужно вернуть кумиров… Джордж Моррис, люди с принципами и идеями, в центре внимания которых не деньги и слава, а лошадь. Параллельно необходимо правильное образование новичков, нормальных всадников.”
Интересно, что такой элитарный всадник, как Изабель Верт, хочет обсудить с вами эти вопросы…
“Невероятно. Ей нет нужды разговаривать с сумасшедшим ветеринаром. Зачем ей это? Она олимпийский чемпион, ее конюшня полна лошадей… Зачем ей терять полдня своего драгоценного времени на приезд сюда на беседу за чашкой чая? Конечно, это свидетельствует об ее открытости и готовности к диалогу.
С другой стороны, в последнее время в часто бываю в США, и, к сожалению, там очень много немецких тренеров, которые учат плохому. На одном из семинаров, которые я посещал, я встретил женщину, которая рассказал: «Я тренируюсь у немецкого тренера из Варендорфа, вы должны его знать, и он попросил меня встать на вольт, повернуть голову лошади, фактически притянув ее к моей ноге, и ездить вокруг него галопом 40 минут…

Мне не очень нравится, что «защитники животных» впадают в крайность из серии «о, мы так прекрасны, мы так разумны, и никогда не станем участвовать в соревнованиях», а когда начинаешь за ними наблюдать, то видишь, что их методы тренировки не менее ужасны …

“Я всегда говорю: «Не будьте догматичны!». Есть особые люди типа Филиппа Карла. Я не был столь уверен относительно него до тех пор, пока Мис Зонтаг, издатель журнала «Пиаф», не организовала знакомство с ним. И я не поверил своим глазам: это была выездка!

Почему эти лошади не могут участвовать в соревнованиях?
“Это следующая проблема. Мистер Карл все время повторяет: “Я не хочу иметь ничего общего с Федерацией, так что, если вы участвуете в соревнованиях, то не можете ездить со мной. Я ему на это ответил: «Если вам нечего скрывать, если вы честны перед собой и хотите помочь лошадям, вы обязаны раскрыть свою мысль и дать людям возможность взять что-то и ваших идей. Он очень специфичен. Но я два дня наблюдал за ним, у него есть очень интересные мысли.

“Это другая философия. Я считаю, что исторически у выездки два корня. Первый идет из военной традиции. Грубо говоря, солдату нужно быстро добраться из Берлина до Ст.-Петербурга, поэтому ему нужна здоровая лошадь и здоровая спина, для чего ему нужна каденция – лошадь, которая на рыси работает спиной. Другой корень берет начало в иберийкой традиции. Здесь в течении недели лошади используются для работы со скотом, а на выходных – на корриде. Что нужно на арене с быком? Нужна быстрая, гибкая лошадь, а каденция не нужна. Представьте себе Вельтмейера с его размашистой рысью перед быком. У него не было бы шанса. Эти лошади не могут позволить себе подвисания, это совершенно другая концепция. Для работы со скотом нужен галоп, остановка, шаг на брошенном поводу. Каденция на рыси не нужна.”

“Обе философии в конце концов сходятся с том, что лошадь должна быть здорова, но это разные лошади: а одном случае повод брошен, спина на рыси прогнута, каденция отсутствует… Это другая философия. Тем не менее мистер фон Ниндорф доказал, что и эти лошади способны на движенние с подвисанием, - нужно всего лишь попросить их округлить спину. Но мне не нравится, когда спортсмены, как вы, радикально отрицают все, что делают другие. Нужно попробовать понять, что они делают, и начать диалог, потому что друг у друга можно многому научиться. Я уверен, что идеал где-то посередине. Можно получить прекрасную гибкую лошадь с каденцией без того, чтобы висеть на поводу…”

“Дело в том, что спортивная выездка могла бы стать значительно лучше, если бы мы избавились от напряжения. У нас сложилась неправильная идея контакта, который неверно трактуется на разных уровнях.

“Нельзя сравнивать плохую немецкую выездку с плохой иберийской. Из каждой философии нужно брать положительные аспекты. Для начала нужно вообще принять тот факт, что существует две философии. Проблема в том, что мы считаем, что неправы они, а они – что неправы мы. Все говорят о «выездке», но выездка бывает разной в зависимости от того, откуда она родом, какова ее изначальная идея. Многие пытаются смешивать эти два подхода, но у них ничего не получается. Неправильная смесь может быть опасной…”
Но ведь однозначно есть биомеханика, о которой вы знаете лучше, чем кто-либо. Есть скелет лошади, и вариантов, как добиться от нее перемещения из точки А в точку Б без вреда для здоровья, не так-то и много. Мне кажется, что в этом и заключается проблема: люди полагают, что способов выездки много, в то время как механика лошади допускает только определенные варианты. По сути строение лошади определяет принципы работы…

“Поэтому нужно отталкиваться от философии. В иберийской/французской философии положительное напряжение не нужно, хотя есть несколько базовых сходств: расслабить спину и укрепить задние ноги, смягчить затылок, заставить лошадь отжевывать… Отжевывание – первый признак расслабления мышц шеи и головы лошади. Если закрыть лошади рот, она не сможет жевать и не расслабится в затылке, как бы вы ее не гнули. Она не «сдаст». Лошадь должна «сдать» сама, а не всадник – взять. И у нас так много того, что можно было бы улучшить, взяв какие-то моменты из французской/иберийской системы. Вовсе не обязательно принимать их философию целиком. Можно взять только хорошее, например, боковые движения на шагу. В старой версии HD12 (основополагающий документ современных Немецких Принципов) они были – боковые движения на шагу, - но мы от них отказались, потому что сочли бесполезными, и это так показательно.”

“Одна из проблем Германии заключается в том, что у нас есть хорошие всадники, но они получаются высокие баллы благодаря тактикам, обеспечивающим шоу, и именно поэтому они так и работают. Если бы наши судьи сказали: «НЕТ, лошадь не проходит через спину, нет легкости», то, как мне кажется, самые худшие всадники начали бы меняться первыми.”
“Ко мне не так давно приезжал ковбой из Монтаны. В свои 62 Роланд впервые выехал за границу. Всю жизнь он проработал со скотом и лошадьми. Я взял его на соревнования. Он был в большой шляпе, что привлекало внимание окружающих. После двух с половиной часов просмотра того, что происходило на боевом и разминочном полях он подошел ко мне и сказал: «Эти люди не любят своих лошадей», что заставило меня о многом задуматься. Я говорю о биомеханике, но это всего лишь один элемент паззла. Эти ковбои ни черта не смыслят в биомеханике, и работают «по чуйке».

“Когда я задумываюсь над тем, ЧТО есть «классическая выездка», а правильнее сказать «классическая верховая езда», - поскольку для меня слово «классическая» не подразумевает подразделения по дисциплинам, - я считаю, что всадник-классик может подготовить лошадь ко всему без вреда для ее физического или эмоционального здоровья. Даже хороший ковбой может быть классиком, если он хороший ковбой …”
Это интервью было впервые опубликовано в журнале «The Horse Magazine» в августе 2009
 
Чего-то все лайкуют, но никто не пишет за что. Тут на самом деле не только лайк, но и вопросы должны появляться.
 
Интересная новость - президент клуба Прадар Вита Козлова написала детектив. Да-да. Многие на проконях уже читали ее диплом, а теперь это будет детективная история о конном спорте, мире выездке, как я подозреваю. Сама Вита на сайте предупреждает, что детям моложе 18 лет роман читать не рекомендуется. Да ну. Она видимо слишком молода, чтобы не помнить "кто не курит и не пьет, тот в конный спорт не попадет". Про матерок я уж и не говорю.
Книгу она назвала «ПРЕКРАСНЫЕ ЛОШАДИ, странные люди».
Молодец большая - на сайте написано, что полученные средства пойдут на помощь в борьбе с болезнью Ивану Антончику. Дай бог поправится.
Я бы почитала. Тираж небольшой, тыща экз, цена тож тыщ. Думаю разойдется быстро, в романе обещают кучу сплетен. А это все любят)
Прочитать подробней где купить и о книге можно на сайте клуба.
 
Я отметила потому что спасибо за любопытную статью :) Почитать было интересно, заставило задуматься. Своего мнения у меня на тему выездки нет, но мысли автора звучат логично :)
 
Немного японской мудрости принес фейсбук.

Я конечно же выберу то, что касается конников), но не только

4. Быстро — это медленно, но без перерывов.

6. Без обыкновенных людей не бывает великих.

7. Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу.

9. Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.

10. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.

17. Никто не спотыкается, лёжа в постели.

18. Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.

20. Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра.

21. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.

22. Сделай всё, что сможешь, а в остальном положись на судьбу.

25. Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.

28. Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово — невыносимы.

30. Подумав — решайся, а решившись — не думай.

31. Спросить — стыдно на минуту, а не знать — стыд на всю жизнь.

32. Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.

33. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься - это прям про гимнастику ;)
с сайта golbis

И замечательное видео. Для тех, кто хочет, нет преград) и даже супер экипаж не нужен.
 
Последнее редактирование:
Чего-то все лайкуют, но никто не пишет за что.
Был занят приключениями на ровном месте... :rolleyes:
Ну, начну с того, что г-н Хойшман давно выгнан из общества "Ксенофон", причём с публичным скандалом.
А отталкиваться от анатомических картинок из его книжки - как-то вообще... странновато: ведь эта книжка... как бы так... чрезмерно популярное издание. :)
Это факт не исключает правоты г-на Хойшмана по очень многим вопросам, но всё-таки такую литературу (тем более бумажную книгу) так писать не стоит, ИМХО.

Что касается статьи при шею... честно говоря, мне она показалась очень мутной.
Что нового нам сообщили и зачем?
Про то, что выйная связка не поддерживает позвонки основания шеи? но это уже давно известно, и давно известно, что основание шеи поддерживают определённые мышцы, без поддержки которых шея сокращается в длину (все её S-образные изгибы уменьшаются в радиусах), а её основание проваливается вниз, что часто приводит к "позе козла для пилки дров", отведению зада, прогибанию спины и т. п.
Как правильно активизировать нужные мышцы - причём не одну, а несколько - тоже известно давно и очень подробно и теоретически, и практически: у того же Филиппа Карла есть прекрасные цветные схемы, опирающиеся на вековую практику французской школы.

И что касается взглядов г-на Оливейры... он, конечно, был великим Мастером, но всё-таки - не будем путать выездку с ездой: берейторская работа возможно и требует постоянного шквала сигналов руками, но ездить верхом таким образом каждый раз я читаю лишним и вредным: смысл?
Мне кажутся правильными другие смыслы: мы должны стремиться к тому, чтобы лошадь выполняла любую однократную команду всадника - самостоятельно и до отмены, а не в результате постоянного, эээ, сучения ручками. :)
 
Был занят приключениями на ровном месте... :rolleyes:
Ну, начну с того, что г-н Хойшман давно выгнан из общества "Ксенофон", причём с публичным скандалом.
А отталкиваться от анатомических картинок из его книжки - как-то вообще... странновато: ведь эта книжка... как бы так... чрезмерно популярное издание. :)

Что касается статьи при шею... честно говоря, мне она показалась очень мутной.
Что нового нам сообщили и зачем?
И что касается взглядов г-на Оливейры... он, конечно, был великим Мастером, но всё-таки - не будем путать выездку с ездой: берейторская работа возможно и требует постоянного шквала сигналов руками, но ездить верхом таким образом каждый раз я читаю лишним и вредным: смысл?
Мне кажутся правильными другие смыслы: мы должны стремиться к тому, чтобы лошадь выполняла любую однократную команду всадника - самостоятельно и до отмены, а не в результате постоянного, эээ, сучения ручками.
А за что его выгнали? Книгу его я не читала. Весьма вообще странная личность, хотя его радение во благо лошадей нельзя не оценить.

Статью про шею я здесь и привела, чтобы вместе оценить. В начале пишут, что это новые исследования ветеринаров и человеческого врача-остеопата в области анатомии лошади. Мне и стало интересно, что нового они расскажут.
Хорошие ясные схемы в статье. Несколько поставленных вопросов, на которые пока они не могут точно ответить, как я поняла. Ну и освежить в памяти информацию.

Про самостоятельность - это то о чем на семинарах говорит и Гал и Хестер - дал команду и сиди не мешай.
Оливейра все таки писал с точки зрения берейтора. И берейтора работавшего со сложными лошадьми (характер и экстерьер). Его манеру можно ценить или пренебрегать, но его труды являются ценным материалом, как и наследие в виде философии работы с лошадью.

А где Оливейра предлагает шквал работы руками? Я не увидела)
 
Вернемся к музыкальной части дневничка - объединяющая сила музыки. Вальс Шостаковича. Надо еще смотреть на музыкантов)

 
Чой-то, Карл обиделся, что у его лошадей швунга нет?)
А сам херр ездит неважно на своих лошадках? Я бегло прочитала. Все видео по ссылке удалены.
А вот, вроде сделали видео, как он своего фриза мучал ролкюром. Да, вот так - накрыло взрывной волной, от взрыва, который он и устроил)
 
В двух словах не рассказать.
Ну все собственно и понятно. Насчет Карла забавно. Отчасти он написал правду, то что увидел и то, что думал. Но, как я сегодня прочитала среди японских высказываний - излишняя честность сродни глупости) Кажется это этот вариант.
Но в любом случае он обратил внимание на ролкюр и пошло поехало. Счас все идет к тому, что на ОИ и капсюли будут проверять. А там глядишь финны добьются права ехать без шпор и железа - вот посмотрим тогда какой станет выездка. Думаю будет любопытно.
 
Вот тут резко расходятся практика с теорией. У Хойшмана уж очень резко. В теории все зашибись как круто. А реальности...
x_b0b80bc6.jpg

x_4919fb10.jpg


x_3ea82eeb.jpg

x_6d36ac67.jpg


x_dccfae0d.jpg

x_0a13b527.jpg


С Нуно Оливейра тоже самое, только наоборот. Вот кто-то читает его как "шквал работы руками", в то время как в реальности то, что он пишет, это совсем о другом! Просто это нужно почувствовать самому, своими руками, и тогда все понятно, и остается только принять это и научиться так работать, или не принимать. На его старых видео несмотря на плохое качество съемки очень хорошо видно все. В частности видно то, что работа руками вторична по отношению к корпусу. И только благодаря этому можно так работать руками, как он пишет. У него потрясающая работа корпусом, это наверное талант, с которым надо родиться.
 
Ну да, об этом многие говорят. При этом очень интересно, как многие понимают эту фразу.
Про Боше говорили - что это всадник, который едет на лошади с руками как у пианиста (в движении) - ну это было ему в упрек, если что)

Вечерком напишу. Если чего, я тоже езжу не "молча".
 
Ну так проблема как раз в том, что многие саму суть "набора-отдачи" понимают в корне неверно. И тут только ощущения и работа с тренером могут помочь. Как объяснить слепому, что такое "красный"? Только дать зрение и показать...
 
По верху шеи идет связка известная как funicular cord, подобная очень жесткой веревке, она идет от холки до затылка. У холки она объединяется с supraspinous ligament идущей уже вдоль спины до хвоста.
Вторая часть nuchal ligament идет к шейным позвонкам.
Согласно анатомии они крепятся к C2 до C6 или к C2 до C7.
Однако исследование показало, что связь с с6 и 7 полностью отсутствует, а с С5 соединяется очень слабо.
Не дословный перевод, но пояснение к терминам. Выйная связка - ligamentum nuchae - делиться на канатиковую часть - pars funiculus (в статье она указана как канатиковый тяж, так как имеет вид тяжа, являющегося продолжение надостистой связки - ligamentun supraspinale0) - и пластинчатую часть - pars laminale). Интересное в статье сравнение с мостом.
 
Ну вот допустим бежит лошадка в одной рамке - надо ли ее менять? Надо. А как это сделать не изменяя длину повода? Что рука будет делать? Сама двигаться или повод отдаст?
Или бежит молодая лошадь, да даже не очень молодая вперед, ее отношение к руке будет меняться. Что мы будем делать?
Или вот пошло напряжение, лошадь зажала шею с затылком - что мы будем делать?
И одна ситуация сменяет другую постоянно, даже не ежесекундно, а иногда мгновенно и надо как-то реагировать.
В полях мы ездим не так, как на площадке, на резвых аллюрах не так, как на сокращенных, конкуристы не ездят, как выездка, а троеборцы - как конкуристы), ковбои не ездят, как спортсмены.
Я размышляла, читала и спрашивала про работу руки. Даже книжка у меня такая есть) про руки.
И я не знаю, до сих пор, совершенно точно кто прав, кто нет. Знал бы прикуп) жил бы в Сочи))
В одной ситуации одно, в другой другое. Если меня просят научить ездить верхом я прошу ездить с отданным поводом, потому что мне важней, чтобы всадник был бы отдельно от повода, не приучался бы хвататься за него и держаться. Потом когда всадник держит равновесие и не зажимается, дальше прошу уже контакта. Но в этой методике есть свои минусы и существенные.
Каждый тренер будет по своему объяснять работу с лошадью. Филипп Карл там например сделает это по одному (у него свой подход), кто-то по другому. Я уже рассказывала, как я ездила с Михаилом и он требовал руки держать над седлом, на что я ему говорю - у тебя в книге написано, что на тренировке держите руки, где хотите исходя из обстоятельств, а вот на соревнованиях надо сидеть так, чтобы никто со стороны ничего не видел) И да, и он был прав и я, мне кажется)

Тут еще надо учитывать, что методика обучения и езды на лошади пришла из армии, где все построено на приказах, нормах, правилах - все должны были ездить одинаково, держать строй и тд. Соответственно этим правилам писались и учебники, до сих пор обучение ведется исходя из этого - держать посадку, руки, ноги - в итоге из всадника часто пытаются сделать красивого болванчика. И пошло поехало - тут зажим, там зажим, здесь проблема, годы идут, а всадник все "учится ездить". Но, как говорил один из моих учителей, если не будешь пробовать, не узнаешь, как и работать. В смысле - надо пробовать и так и этак, смотреть на результат, спрашивать, смотреть на хороших всадников, как они едут. Ни один тренер не научит "чутью", либо ты его приобретешь через опыт, либо нет.
 
Последнее редактирование:
Сверху