Ну а что касается дальнейшей работы, мы тут в процессе обсуждения выяснили, сколько разных "вперед-вниз" предлагается и выдается за истинные.
А вот способен ли всадник почувствовать правильность такой работы - вот вопрос.
(!!!)
Очень понравился кусочек перевода Декарпентри. Очень. Ну просто очень.
Итак, работа на рыси -
Как только лошадь на рыси перестает нести голову, теряет фиксированность шеи и виснет на поводу, надо перевести в шаг.
Никогда не рысите на лошади шея которой вялая, наклонена к земле. Все мышцы верха - поясницы, крупа - быстро станут такими же вялыми и лошадь потеряет привычку ими пользоваться.
Аллюры потеряют выразительность, поясница зажмется, зад будет волочиться, вместо того, чтобы толкать, ноги будут перемещаться только чтобы избежать падения тела увлекаемого весом шеи.
Все по другому происходит на шагу, который может быть хорош только если шея свободна и вытянута.
Таким образом в начале работы - шея служит нам указателем того, на каком аллюре работать с лошадью.
Вот ждала своего "интернетного" времени. Много страниц добавилось. Но остановлюсь на том, о чем подумалось тогда.
Я, как не считала вперёд-вниз каким-то методом, так и не считаю. При том, что никому своё мнение не навязываю.
Могу сказать, что не раз и не два играющие на свободе лошади - избавлялись от своих болячек в игре. Физиологических. Т.е. они не только играли, но и выправляли собственные физиологические проблемы. Как человек, которому хочется покрутить головой, погнуться, потянуться и так далее. (Играть на свободе никого не призываю)
Таким образом, как не "привязывай" повод к желанию лошади расправить - вытянуть шею - смысл будет один и тот же. И как только она шею "расправила" , продолжение вперёд-вниз обретает обратное действие. Потому что шея, если её принуждать держать вниз попросится наверх. Для компенсации в обратную сторону.
Очень да... больно читать про затянутый капсуль(. И не только как причину зажимов, которые возрастают в геометрической прогрессии. При том что лошадей с дыхательными проблемами становится всё больше. А также про всяческие шпрунты и иже с ними.
Всё чаще роль шпрунтов играют неграмотные руки. Откуда взяться нормальному дыханию? В нашем питерском климате, мокрота при движении начинает отходить, и лошади надо дать возможность отфыркаться - отдышаться, вытянув шею. Тогда, когда мокрота на подходе. А не тогда, когда позволит всадник.
Про синдром целующихся позвонков я распространяться не буду.( Пусть лошадь бегает в шлее или ещё как, пока мышцы спины намертво не замрут.((( Но не зря же позвоночник имеет такие компенсаторные изгибы?
"Нельзя НЕ позволять лошади качать шеей". Т.е. получается, что сначала надо придумать девайсы и методики, а потом думать, как лошадь лечить от такой работы.( Мдя.
И вот дальше. Не смогу найти дословно всю лекцию Александра Николаевича Шелемова, худ. рука Новосибирского хореографического училища. Но попробую воспроизвести часть конспекта. Вкратце. Речь идёт об обучении детей, коими лошади для многих нас и являются.
Итак, мышцы. Качество мышц -
скорость, ловкость, выносливость, утомляемость, сила. Сила зависит не от массы(не только от массы) но от
сократительных свойств. Т.е. в том числе от силы импульса, поступающего от головного мозга,
от силы нервной системы. От того, насколько она может руководить мышцами.
Выносливость определяется их сопротивляемостью утомлению. А также работоспособностью внутренних органов - сердце, лёгкие (продолжайте затягивать капсуль с ноги
). От того, как поставляется кислород и как вымываются из мышц продукты распада.
Физическое утомление наступает от того, что нервная система устаёт подавать сигналы мышцам. И тогда мышцы перестают "слушаться". Как бы мы этого не хотели. (В том числе молочная кислота. которая задерживается в перенапряженных мышцах перекрывает каналы проприорецепторов и тело с трудом ощущает своё положение в пространстве).
Утомляемость необходима организму. Это опыт, научение, понятия о границах. При переутомлении нервная система отключается.
Соответственно меняется и скорость прохождения сигнала от головного мозга к нервным окончаниям. Что влияет на ловкость и координацию.
При обучении часто начинают работать те мышцы, которые в жизни не особенно задействованы. Следовательно надо
заново перенастроить аппарат. Происходит перепрограммирование нервной системы. Будьте великодушны и снисходительны к ученикам!
Научиться расслаблять группы мышц, которые в данный момент не нужны - очень сложная задача. Процесс рефлекторного перераспределения тонуса мышц очень длителен. Рефлекс, не дошедший до уровня безусловности, теряется быстро. У человеческого ребёнка двигательный анализатор формируются только в среднем к 14 годам.
Двигательный анализатор состоит из огромного количества рецепторов, находящихся в мышцах, связках, суставах.
Кроме понятий напряжения и расслабления, сокращения и растяжения существует ещё одно - тонус мышц. (При статических позах, длительном выдерживании однообразного движения). В одном из новых "учебников" по классическому танцу можно найти подобную фразу "при исполнении некого движения мышцы спины полностью расслаблены". Это нонсенс!
Если взрослый человек полностью расслабится на 10-15 минут - это будет во время сна! Полностью расслаблен бывает двухлетний ребёнок, когда он спит.
Т.е. когда мы имеем в виду нужную пропорцию расслабления работы мышц, то, как правило, речь идёт не о расслаблении-напряжении, а о тонусе -(приблизительно 20 процентов от средней мышечной работы).
И ещё раз подчеркну - сила мышц зависит от нервной системы. Если нервная система сильная, она посылает точные и сильные импульсы, влияющие на сократительную способность мышц. (Вопрос - не глупо ли "убивать" нервную систему лошади?)
Не смотря на жёсткую систему преподавания классического Танца, педагог, наработав опыт, каждый раз подстраивается под нового ученика и ситуацию.
Чтобы понять методику, надо учиться у педагога. Потом иметь собственный опыт исполнения. И затем уже вернуться к педагогу, чтобы понять как именно он это делает. Это не методика, а технология. В последнее время выходит много антинаучной литературы, авторы которой претендуют на универсальность обучения. Поэтому к подбору литературы надо относиться очень строго.( Из лекции А.Н. Шелемова)
Вот то, что показалось мне актуальным в свете обучения движению.