У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

  • Автор темы Автор темы hip
  • Дата начала Дата начала
Некоторые конники работают по старинке, как привыкли или беря западные схемы по принципу копи-паст. И то и другое надо подвергать сомнению. Почему?
В основе любой работы с лошадью должно лежать изучение механизмов функционирования лошади и ее конкретные особенности связанные с требованиями к ее работе, ростом, породой, предыдущими травмами и тд.

Некоторые скептически относятся к идеям водить лошадь к остеопату или делать ей массаж считая, что лошадь испокон веков служила человеку и ничего не поменялось.
Поменялось.
Спорт требует от лошади гораздо бОльших и точных действий, согласованности движений.
В качестве же компаньона мы хотим видеть действительно счастливую лошадь, а не животное с запавшими глазами и отсутствующим взглядом. Мы хотим, чтобы лошадь нас любила, с нами общалась.

Несмотря на то, что древний грек Ксенофонт тысячи лет назад написал, что не будет красиво танцевать тот танцор, которого принуждают к этому палкой и связывают руки, многие думают, что это верный путь в работе с лошадью.
"Связать руки" лошади значит с самого начала ограничить ее естественные движения головы и шеи, а принуждение из под палки - значит требование результата без закладывания фундамента и постепенного подведения лошади к сложностям.

При этом остается много всадников, которые интуитивно и благодаря большому опыту и своему чувству лошади прекрасно готовят лошадей. Однако те, кто слепо их копирует не обладая ни опытом, ни чувством - совершают большую ошибку. Чужой опыт мало что даст если он не подкреплен знаниями. Конкретно у каждого свой путь, в любой профессии.
В наше время знание стало как никогда доступно. Остается только его структурировать и прочувствовать.
 
Ну, то, что наших лошадей некто подъезжает в наше отсутствие, - вообще не открытие))) Тоже могу похвастаться, что мои оба научились галопу в вожжах со времен еще снега, по которому мы крайний раз (до сего дня) занимались. То есть, тогда я с ними начала галоп и проблема в обоих случаях была с непонимэ, с какой ноги идти, - оба (вы же не думаете, что проблема в том, что Земля в одну сторону крутится?) охотней поднимались с левой, с правой, я б сказала, случайно. Плюс летели оба, что приходилось после трех темпов переводить\хвалить заранее, чтоб не поймать за рот, когда запас длины вожжей кончится. Тогда я не стала зацикливаться, оставила на своей совести, чтоб разобраться с командами поточней. А теперь, когда мухи прекратились, а грунт и погода вдохновила, оказывается, что нормально поднимаются оба с обеих ног и галопом уверенно чешут, не прут. Один так вообще мне выдал чудесный галоп на провисших вожжах - чёрт! это такое волшебное чувство! Люблю вожжи за это)) В общем, где-то на пастбище постигли они науку эту, не иначе))
 
Да, кони медитируют после занятий) осмысляют. Надо дать им время понять нас.
 
ВКонтакте принесло интересную заметку-статью


О ПОЛЬЗЕ ПАССАЖА.
автор Г. Рогалев

Просматривая конноспортивную литературу прошлых лет, я обратил внимание на заметку Н. Чистилина в журнале «Красная конница» № 5 за 1935 год «О полезности пассажа в подготовке боевого коня». По мнению автора, «пассаж вырабатывает такую лошадь, которая при наличии сильной мускулатуры способна и может по требованию ездока сжаться в комок и способна разжаться во всю ширь, поэтому пассаж должен стать повседневным элементом при ежедневной тренировке».
Конь Барельеф, на котором с успехом выступал в гладких и барьерных скачках Н. Чистилин, одновременно ходил пассажем, испанским шагом и испанской рысью. Известный в прошлом талантливый «мэтр» выездки — генерал-майор И. Дулинец в первом номере «Кавалерийского сборника» за 1930 год утверждал:
«Все моменты езды высшей школы являются для лошади гимнастическими упражнениями и, кроме укрепления мускулатуры, развивают баланс. Лошадь поставленная на высшую школу, безусловно, может быть с успехом подготовлена к пробегам, скачкам, прыжкам». По этому вопросу мы находим в популярной «Справочной книге кавалериста, коневода, спортсмена» (издание 1922 г.) высказывание ее автора А. Д. Долматова: «один из ярых противников высшей школы как-то написал, что лошадь, выезженная высшей школой, никуда, кроме цирка, не годится, она, мол, испорчена. Это уверение равносильно тому, что сказать, что лучший гимнаст или прима-балерина будет хуже ходить по земле, чем все остальные. смертные. Всякому должно быть понятно, что наивысшим искусством в полевой езде должен обладать мастер парфорсной охоты, непосредственный руководитель стаи парфорсных собак во время их бешенного преследования зверя. Ясно, что и лошадь под ним должна обладать выдающимися качествами, чтобы быть способной ни на шаг не отстать на самой пересеченной местности от несущейся стаи собак. Так вот, между прочим, лучшей лошадью мастера парфорсной охоты бывшей офицерской кавалерийской школы был чистокровный жеребец Катон, великолепно выезженный ездой высшей школы».
Пассаж с успехом применял талантливый всадник 30-х годов Н. Костенко, готовя своего высококровного Бедуина к дальним пробегам и конкурам. Непобедимый стиплер 50-х годов — чистокровный Эпиграф (Эльбграф — Гассира) в процессе тренинга обучался элементам высшей школы. Как сообщил нам мастер спорта Н. Н. Никитин, его конкурные лошади кобылы Жу-Жу и Элада свободно ходили пассажем. Мастера спорта В. Матвеев и А. Пуртов при тренировке Крохотного, Свечи и Эпохи не чурались пассажа. Если мы обратимся к примерам более близкого времени, то отметим сына Хобота — Руха, 1976 г. р., ранее конкурной лошади Николаевской школы, переданной под седло Юрия Ковшова. Рух в 1981 году на международных соревнованиях в Москве занял первые места в Малом и Среднем призах и был призером на первенстве Европы в Вене. Надо отметить, что победа Руха делает честь его тренеру А. Ковшову. И, наконец, благотворное влияние школьных упражнений подтверждается удачными выступлениями в конкурах кобылы Авесты, принадлежащей московскому «Спартаку». Ее довольно продолжительное время -готовили к соревнованиям по выездке.
Рассматривая успешное использование конкурных лошадей в выездке и, наоборот, школьных лошадей в конкурах, необходимо отметить, что участие лошадей в обоих видах спорта требует от них максимально высоких и энергичных движений. Следовательно, организму лошади, особенно ее мышцам, приходится в процессе тренировки и на соревнованиях проявлять усилия более значительные, чем при обычной выездке. Для объяснения этого обратимся к кинематике мышц. Обращает на себя внимание, что по силе развития среди мускулов запястья и пальца преобладают сгибатели над разгибателями, что объясняется неодинаковой нагрузкой этих мышц, а именно, разгибатели активно функционируют только при выносе вперед освобожденной от массы тела конечности (при обычной езде). В то же время сгибатели содействуют в продвижении тела за вынесенной вперед и фиксированной на почве конечности и выполняют значительно большую работу.
На задних конечностях целесообразно, также как и на передних, делить все мышцы на «малой» и «большой работы», причем большой является работа по активному продвижению массы тела вперед (локомоторная функция).
Однако специфичность движений конкурных лошадей (высокое поднятие и сгибание ног при прыжке) и школьных лошадей (также высокое поднятие с задержкой поднятых ног в воздухе — на пассаже и пируэтах) состоит в том, что мышцы «малой» работы загружаются несвойственным им напряжением. Одновременно следует отметить большую нагрузку сгибателей заднего пояса у конкурных лошадей за счет локомоторных усилий (толкающих) и «несущих» функций — у школьных лошадей.
Утверждение практиков о пользе для конкурных лошадей работы с включением элементов высшей школы, а для школьной — прыжковой нагрузки — имеет свой смысл.
В практику подготовки конкурной лошади можно рекомендовать включать в работу пассажеобразную рысь через кавалетти (2—3 раза в неделю), расстояние между кавалетти — 1,30—1,10 м, высота — 35 см, для школьной лошади — гимнастические прыжки через кавалетти с препятствием по следующей схеме: на расстоянии примерно 5—6 м за кавалетти высотой 50 см устанавливают препятствие высотой 80—100 см (жердевой забор или оксер). Всадник подъезжает рысью к кавалетти, заставляет лошадь сделать прыжок, а затем, переходя в галоп, прыгает через следующее препятствие. Кроме того, несомненна польза для школьной лошади работа по пересеченной местности, а для конкурной — пассаж. В заключение необходимо сказать, что репризами пассажа для конкурных и прыжками для школьных лошадей никоим образом нельзя заменить планомерную специальную тренировку. Эти упражнения (пассаж и прыжки) следует рассматривать как спортивновспомогательную гимнастику, способную развить у лошадей силу, гибкость

Г. РОГАЛЕВ
 
Я вчера старалась, много написала, а мне интересно - какой вывод из этого можно сделать? С чем вы согласны, с чем нет?
Ну, раз так...)

Мне кажется, самое главное качество в лошади - это желание двигаться вперед.
Мне кажется, их два - ум и доброта.)

Самым важным средством управления таким образом становится шенкель. Повод - второстепенным, лишь служащий указкой для лошади.
Не согласен: всему своё время и место, и все равны в правах.)

Мне думается, когда лошадь привыкла к поводу, знает его воздействие, обучена сгибаниям - она склонна лениться брать повод, подниматься в него, поскольку это требует от нее достаточно большой работы зада.
Я убеждён, что лошадь не может лениться в принципе. Потому, что у неё нет абстрактного мышления.
Не готова, не может, дискомфортно, неудобно, тяжело (почему?) - лично я оперирую только такими понятиями.

Собственно бОльшая часть работы являющаяся гимнастикой и нацелена на то, чтобы поддерживать суставы в рабочем состоянии, улучшить их эластичность, силу мышц и сухожилий, но при этом не перетрудив их, а также дать равномерную нагрузку.
Мне кажется, это очень спорно. Хотя бы потому, что на деле львиная доля любой работы адресована мышцам - просто потому, что проконтролировать фактическое, реальное ослабление или укрепление костей, суставов, связок и сухожилий - гораздо сложнее, если вообще возможно.
И зеркально: именно эластичность и координация мышц и бережёт все остальные элементы ОДА, на то и работа.)

В каком положении находится у лошади голова и шея - это не так важно.
Я считаю это невероятно важным, особенно - в приложении к каждому конкретному этапу тренинга.
Причём важным не только как упражнение, но и как маркер успеха или проблемы.

Таким образом, биологическая структура априори несимметрична, и умозрительное перенесение законов механики на законы биомеханические как минимум некорректно, особенно с точки зрения клинического подхода
Это, ИМХО, абракадабра: биомеханика просто не может базировать свои концепции ни на чём другом, кроме законов классической механики, и только так они обе будут "корректны".)

Известный факт, что непоседланная лошадь отдыхает в движении.
Это факт? ИМХО, это спорный вопрос, мягко говоря...

Если лошадь чуть согнута влево естественно ее левая нога будет работать больше. Хорошо ли это? Ее суставы с этой стороны получат бОльшую нагрузку и быстрей износятся. И наоборот.
Это называется вульгарным материализмом, и это не так.)

У человека все проблемы асимметрии (по утверждению остеопатов) идут от ступней.
Может, я изучал не тех остеопатов, их ноне развелось))), однако классические концепции остеопатии утверждают, что "все проблемы" (включая асимметрии) идут не от ступней, а от "невыровненной структуры" всего тела, иными словами - от неправильной осанки, оцениваемой буквально с головы до пят.

***

По поводу всего прочего нужно много думать и дискутировать, уж слишком сложные проблемы.
 
Остеопаты тоже, как я поняла, спорят между собой) одни за симметрию, другие ищут правду в более комплексном подходе.
Метод езды о двуконь применялся монгольской конницей и дал значительные преимущества, использовался позднее туркменами. Позднее был описан Асеевым в своей книге о путешествии в Париж о-двуконь. Переход был совершен достаточно быстро и как французы. так и русские официальные лица отмечали удивительный порядок лошадей проделавших сложный путь, часть из которого пришелся на сезон знаменитой малороссийской распутицы.
Позднее этой книгой вдохновился француз Жан-Луи Гуро и предпринял путешествие из Парижа в Москву. Также удачно и не подвергая своих лошадей какому-то особенному тренингу за исключением приучения их к друг другу.
Можно сказать, что исторических фактов достаточно, чтобы поверить в тот факт, что лошадь способна восстанавливаться идя свободной и для этого ей не обязательно спать. Естественно отдых лошадям давался поскольку отдых требовался и людям.


Лень это и есть все, что вы перечислили) я тоже ленюсь не потому что не хочу заниматься интересным делом, а потому что "хвост отваливается, лапы ломит"

Ум и доброта да. Конечно. Но доброта есть практически в каждой лошади, как есть и жесткость, отрицание слабости и старости.
Ум есть конечно не у всех. Но тем, кому он дается с лихвой с человеком работать сложно. Как нам с даунами - примерно так чувствуют себя умные лошади в компании недалекого человека.
Человеку сложно с умной лошадью. Она все время задает вопросы - А зачем? Зачем я должна подчиняться? - как и множество других.


Так что по поводу симметрии? Почему редкий вид спорта требует от человека симметричного развития тела. Это важно для тяжелоатлетов) остальные эксплуатируют свою "легкую" сторону. Интересно, тройные и четвертные тулупы прыгают в обе стороны или в удобную? Ведь получается только от лошадей требуют выполнения элементов зеркально. В обе стороны.

Привести голову и шею в положение близкое к идеальному - это слишком большое искушение с этого начать. Если бы это было не так не использовали бы скользяк. Меня удивляет эта тотальная любовь к его использованию. Зачем? Я не могу понять его смысл за исключением форсированной работы очень сильной лошади или разминки очень сильной лошади, когда надо сохранить силы для старта.
 
Последнее редактирование:
Метод езды о двуконь применялся...
Всё так, но езда о двуконь по сравнению, например, со свободным движением в гулятельной леваде, которое и есть настоящий отдых в движении - это всё-таки две большие разницы, нет?)

Лень это и есть все, что вы перечислили
Может быть.

Так что по поводу симметрии? Почему редкий вид спорта требует от человека симметричного развития тела.
Какие спорты, такие и требования.) Низкопробный балаган симметрии естественно не требует, зачем?

Привести голову и шею в положение близкое к идеальному - это слишком большое искушение с этого начать. Если бы это было не так не использовали бы скользяк. Меня удивляет эта тотальная любовь к его использованию. Зачем?
Да точно затем же самым, что и по тексту выше.)))
Красивые словеса о гармоничном развитии - это пустословное лицемерие, а по факту - балаган для удовлетворения соотв. инстинктов и извлечения доходов.
Кому из фанатеющей публики по кайфу разбираться в тонкостях? "Носик подобран" - о, это сбор, мы в курсе, одобрямс...
И фсио, чего ж больше, да и зачем, если публике нра, и рекламщикам, и телетрансляторам, и даже т. н. судьям? зачем заморачиваться и усложнять то, что успешно и так?
Барон Кубертэн продиагностировал эту болезнь тогда, когда её ещё не было - 100% точно, чему ж нам теперь удивляться?
 
Последнее редактирование:
А, да, ещё забыл...

Лошадь, желающая двигаться вперёд - а тем более горячая - это очень тонкая и неоднозначная материя.
Бесспорно, желание здоровой лошади двигаться активно - это добрый знак.
Но лошадь, которая постоянно рвётся вперёд, при том горячась... такое поведение у людей часто сопутствует определённым диагнозам...
ИМХО, нормальная лошадь должна хотеть двигаться вперёд, да, но - нормально.
Не избыточно и тем более не горячась, неугомонная горячка - скорее тревожный симптом, а не помощник в выездке и езде.
И правильная выездка по определению должна уравновешивать лошадь во всех смыслах этого слова.
 
Это да, согласна).
Лошади по природе скорей ленивы, особенно если они гуляют много. А продержав жеребца два дня выходных в конюшне на исходе конечно получишь "горячую лошадь".
Однако все равно есть лошади, которые в любой ситуации предпочитают идти вперед, а есть те, которые предпочитают этого не делать при том, что сил у них может быть очень много. Но они скорей потратят их на борьбу, чем на эффективное движение вперед.
 
По поводу с того, с чего я начала).
Меня удивило выражение "лошадь кривая от рождения"
Т.е. животное, которое сложно сравнить с человеком в грации, скорости реакции, резвости - является "кривым". И человек, который прямоходящий, со сколиозами, остеохондрозами, плохой реакцией, неуклюжестью - претендует "его исправлять".
В итоге получаем, что в результате подобных исправлений "кривизна" усиливается и становится иногда паталогической, а лошади гуляющие в полях чудесным образом становятся "менее кривыми". Кстати, лошадка, про которую я писала выше отдыхала в полях чуть более года.

Вопрос - Что делать и Кто виноват?))

процитирую полностью. Не с целью критиковать или еще что. Просто это распространенное мнение, которое повторяется и переписывается в учебниках. Но есть в этом что-то, что заставляет копать и задавать допвопросы)

Итак, темой нашего занятия было прочувствовать несимметричность лошади, себя самой и научиться эту несимметричность компенсировать.

Учебные лошади часто бывают изрядно кривы. Кривы все лошади от рождения. И все всадники тоже. Но продвинутые всадники на хорошо тренированных лошадях умеют эту кривизну выправлять.
А всадники не очень продвинутые предпочитают сидеть так, как удобнее и ездить в ту сторону, в которую лошадка охотнее бежит. И радостно кривятся еще больше.

Радикальней было бы изобретение седла с датчиками, которые бы выводили на экран неравномерное давление на седло. Но с другой стороны седло может скручиваться на одну из сторон и данные будут не совсем точны, хотя довольно объективны.
По этому принципу сделан Буцефал - там можно увидеть ровная ли посадка или нет. Это классное подспорье тренеру. Но Буцефал в кабинете, а с живыми лошадьми - сложней.

По поводу "кривизны" - села как-то на лошадь берейтора увлекающегося с ней боковыми. Увы, лошадь прекрасно шла боком, но не шла вовсе прямо. Всадник этого не ощущал.
Чтобы двинуть лошадь прямо пришлось побороться, т.к. она привыкла, что от нее требуют постоянно движение вбок.
Наше ощущение слишком субъективно, тут Кэп прав. Но поверять его механически еще пока не научились в массовом порядке.
Можно конечно попробовать поездить на шерстяной нитке) это даст представление о работе руки. Монетки под колено из той же серии. Думаю выпадали они все время из под определенного колена. Возможно это был способ проверить не КАК СИЛЬНО сжимаются колени, а КАК РАВНОМЕРНО прижимаются колени к седлу.
 
Последнее редактирование:
Нужно понять, что в природе ничего ровного нет. И человек не исключение. Если пытаться выравнивать лошадь, не занимаясь собой, будут проблемы. Впоследствии, отдавая лошадь на максимальный выгул, мы заметим, что двигаться она стала лучше, свободнее и т.д. Но на самом деле она физически возвращается к "тому что было" до того, как из неё начали что-то лепить.
Но если работа идёт правильно, думаю, что лошадь и на свободе будет двигаться более свободно, потому что она так уже умеет. Если бы ей было лень, все лошади бы тюлюпались(ну большинство) по аналогии с тем, что большинству людям нравится лениться и валяться. Думаю, у лошади многое идёт рефлекторно, ведь они один раз научившись, очень сложно поддаются исправлению. У меня радость - вчера увидела как ушастый бежит с правой ноги галопом довольно-таки свободно. Раньше его перебалтывало, да и сам галоп с правой ноги длился не долго. Видимо, что-то поменялось, но пока не знаю, что.
 
Вопрос - Что делать и Кто виноват?))
Виноваты те, кто и обычно: люди.)
Прямую природную лошадь))) делает, очевидно, табун - что ж ещё?
Соответственно, когда табуна нет, его работу надо делать человеку: учить лошадь двигаться.
И понятно, что работа эта непростая, поэтому сделать её правильно может далеко не каждый.
 
Вчера начала перечитывать полезную книжку про лучших тренеров. Заинтересовало, что они говорили о кривизне лошади.
Потом напишу, что нашла.
Вот пока одна из цитат. Но конечно советы от известных тренеров могут быть полезными только в комплексе мер, включая содержание. А, увы, это не всегда возможно, даже при наличии денег.

"Очень важно для ума и тела лошади, позволять ей двигаться быстрым галопом. Собранный и быстрый галоп развивает задние ноги и мышцы, которые нужны на пиаффе и пассаже. Это также полезно для ментального расслабления лошади и чтобы она чувствовала себя счастливой". Клаус Балкенхол.

Понятно, что быстрым галопом полезней двигаться по прямой или по ипподромной дорожке. Эх, какие дорожки в Шантильи))
Ни о каком искусственном выпрямлении лошади на резвом галопе приходить не приходится. Не правда ли? Лошадь летит, как стрела, она выпрямляет себя сама благодаря мощному толчку задних ног)
 
Это также полезно для ментального расслабления лошади и чтобы она чувствовала себя счастливой". Клаус Балкенхол.
Что-то в этом есть. Потому что после галопа Леся другая. Двигается иначе (более ловко что ли) и похоже осознает себя иначе. Возможно она и счастливее после движения.
 
@hip, а Вы не смотрели лекцию Марины Красильщиковой о кривизне лошади и всадника? Вчера смотрела, так интересно, хотя думаешь, что многое знаешь и понимаешь, лекция показалась мне довольно интересной.
https://www.youtube.com/channel/UClPIHf6kVl41zDKneAWf3mA
Эта девушка даже поменяла моё мнение об НХ-шных упражнениях с пакетиком. Я их раньше отрицала, ненавидела и считала очень глупым. Сейчас собралась пробовать, но не как НХ-шники на корде гоняют, а упражнение - игра, в ходе которой лошадь должна наступить на пакет и получит вкусняшку.
 
а Вы не смотрели лекцию Марины Красильщиковой о кривизне лошади и всадника? Вчера смотрела, так интересно, хотя думаешь, что многое знаешь и понимаешь, лекция показалась мне довольно интересной.

У меня почему-то открывается не видео, а весь канал Марины. :(
 
@hip, а Вы не смотрели лекцию Марины Красильщиковой о кривизне лошади и всадника? Вчера смотрела, так интересно, хотя думаешь, что многое знаешь и понимаешь, лекция показалась мне довольно интересной.
https://www.youtube.com/channel/UClPIHf6kVl41zDKneAWf3mA
Эта девушка даже поменяла моё мнение об НХ-шных упражнениях с пакетиком. Я их раньше отрицала, ненавидела и считала очень глупым. Сейчас собралась пробовать, но не как НХ-шники на корде гоняют, а упражнение - игра, в ходе которой лошадь должна наступить на пакет и получит вкусняшку.
Да, смотрела. Почему бы не перенять, если это окажется полезным?
Нашла я в книжке немного о "кривизне". Интересно, что с трудом, очень часто встречается совет не мешать лошади в ее естественных аллюрах).
По поводу кривизны в бОльшей части книги об этом ни слова. Вот в приведенном абзаце упоминается - доминирующая сторона, а не кривая лошадь.
Георг Теодореску:
Разница между тем, что я применяю к разным лошадям зависит от строения лошади. Вы же пишете левой или правой рукой? Когда вы ездите верхом на лошади, вы должны понять, какая сторона лошади доминирует, где лошадь напряжена, а где гибка. Вы варьируете упражнения, чтобы помочь лошади развивать ее тело равномерно, более билатерально. Но ни одна лошадь не имеет одинаково развитые обе стороны. Даже после многих лет тренировки всегда есть небольшая разница между двумя сторонами. Цель - сделать так, чтобы они выглядели одинаково.

И далее еще интересно

Мне бы хотел видеть больше лошадей, которые были бы одинаковы с обоих сторон. Многие лошади не поднимают диагональные пары одинаково; одну пару они поднимают выше, чем другую, что вызывает неравномерность. Это идет от ошибок базового тренинга. Лошадь не выпрямляли, либо лошадь чрезмерно принуждали к работе. Лошадь нужно вести вперед, спокойно, прямо. Когда Штейнбрехт сказал в свое время, что люди должны вести лошадь вперед, люди понимали, что он имеет ввиду. Возможно, в наше время нужно добавить: ВСЕГДА, ВСЕГДА, ВСЕГДА вперед. Большей частью искривленность лошади из-за людей, которые едут назад или злоупотребляют руками.
.............................................................................................
Как раз то, о чем я пытаюсь написать - нам не надо бороться с "кривизной" лошади. Нам надо следить за своим телом, развивать его.
Думаю, если лошадь "скривлена" как банан влево то мы можем помочь ей двигая ровно прямо, при избыточных сгибаниях направо возможно мы ухудшим ситуацию.
 
У меня почему-то открывается не видео, а весь канал Марины. :(
Там нужно на её сайте оставить почту и тогда придёт ссылка на видео. Специально скинула канал, хотя думала, что видео тоже доступно. Не сочтите за рекламу, мне правда понравилась лекция, так же есть перевод книги по пищеварении(и кормлении) лошадей, будут еще переводы. За литературой я охочусь+ Марина мне очень симпатизирует, так как имеет образование ветеринарного врача и является кандидатом биологических наук.
http://artofhorsemanship.ru/2492-2/
Под красным словом "ЗАКАЗАТЬ".
 
Сверху