Тут один софорумник написал свое мнение о советской школе отвечая на мои вопросы (которые я писала выше и сама же на них отвечала).
Прокомментирую.
Ну что касается организации судейства он разбирается. Слава богу, ведь курсы заканчивал и практикой занимается. Должен знать.
Теперь по школе. Много текста, молодец, но знания скудные и обрывочные, почерпнутые из одной-двух популярных книжек да и то в пересказе. Судя по грамотности автора книги он читает редко. Хотя может слушает аудио-книги?
Ну не об этом речь.
Еще раз напишу текст о советской школе. Для тех, кто интересуется - а действительно, было ли что-то?
Еще раз скажу - при разговоре и с иностранцами - не ругайте советскую школу. Француз вас начнет презирать, потому что свою историю и культуру они уважают и ставят превыше всего.
Немец деликатно промолчит, но сложит мнение.
Голландец порадуется, что вы недалекий человек и втюхнет вам свое очередное изобретение. Лоха кинуть почетно? - выражение наших "мастеров" новой школы.
Опять про школу.
Дадим определение "школы" еще раз:
Первоначально греческое слово означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало
применяться как «занятия на досуге» (напр. Платоном, он собирал людей в свободное время и
передавал им свои опыт и знания), затем — «учебные занятия», «беседа философов» (напр. у
Плутарха).
Система образования, выучка, приобретенный опыт...3) Направление в науке, литературе,
искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью
принципов и методов.
Была ли система образования-обучения конному спорту? Направление связанное единством основных взглядов?
И какая методическая литература была в распоряжении российских-советских конников?
До революции книг по конному делу издавалось огромное количество. В том числе переводных.
Российские специалисты изучали и Гериньера и других современных им автором - был издан в
переводе Боше и другие труды. Хотя нашим конникам не составляло труда читать по
французски, немецки и, иногда, по английски.
Обширные конные библиотеки были у наших коннозаводчиков и военных-конников. Знание лошади
было важной наукой. Именно наши кавалеристы предпринимали сложные переходы (Лубны-Париж
например), которым аплодировал весь мир.
В военном деле выездка лошади является одной из составляющей ее подготовки, поэтому на
уровне офицерских лошадей ее не могли оставить без внимания. О выездке и исправлении
лошадей писались книги практиками-берейторами (Жданов ГС и другие)
Многие военные специалисты оставались работать в России и после революции. Некоторые
уехали и прославились за границей, оставив после себя прогрессивные труды.
После гражданской войны в нашей стране было организовано несколько кавалерийских школ для
подготовки инструкторов, ведущей из которых была высшая кавалерийская школа РККА в
Ленинграде. Впоследствии эту школу перевели в Новочеркасск, и она была широко известна как
КККУКС (Краснознаменные кавалерийские курсы усовершенствования командного состава).
Кто же работал в этой школе?
Например М. Баторский (с 1921 года и более 15 лет) - ему была поставлена задача разработать единую систему обучения езде всадников и выездке строевого коня. Вопрос обучения всадников езде и выездке лошадей для советской конницы имел первостепенное значение, надлежало выработать единую доктрину, четкую систему и методику, приемлемую для широкой массы кавалеристов.
До революции многие (как и сегодня) работали по разным методикам и случались бесконечные
споры сторонников разных направлений (Бошеристы, Филлисисты, Каприллисты и тд - но такая
же ситуация была и в других странах в то время и сейчас тоже).
В 1923 году военно-научное общество Высшей кавалерийской школы РККА издает пособие М.
Баторского “Мысли о методике езды и выездки”.
Что хорошего Баторский видел в старых методиках?
Основа работы — это индивидуальная система подготовки с каждым всадником и лошадью в
отдельности. Отсутствие боковых движений и сбора при работе с лошадью. Напрыгивание служит
не только для развития прыжковых способностей, но и для гимнастики и гибкости (“баскюль”).
Четкая последовательность в обучении лошади и всадника. Учение путем показа. с молодым
всадником ездил опытный на выезженной лошади и учил его показом. Большое внимание
уделялось выработке ритмичности в движениях лошади.
Что касается тонкостей выездки:
Выезжать лошадь может только тот всадник, который уже в совершенстве овладел конем, а все
свои движения, освоив их ранее, производит механически.
Работа “в руках”, как преддверие к работе на коне;
Боковые движения, как средство достижения гибкости и поворотливости лошади.
Работа лошади на сокращенной рыси. с энергичным подводом зада, как облегчающая лошади
сохранение равновесия.
Необходимость манежа как средства подготовительного, без чего выезд в поле ничего не дает.
Надо сперва, что называется, поставить лошадь на аллюры, достигнуть определенной гибкости
и повиновения всаднику, а потом говорить о ее работе в поле.
Выработка ритмичности в движениях и аллюрах: достижение выработки контакта всадника и
лошади и сохранения равновесия при всех движениях.
Посадка всадника не должна обременять ни перед, ни зад лошади.
Обучение лошади должно в конечном итоге дать развитие мускулатуры и органов дыхания, также
гибкости и совкости.
М. Баторский предложил использовать лучшее из опыта поколений и создать новую, отвечающую
требованиям того времени и приемлемую в советской кавалерии. В его представлении эта
система должна базироваться на следующих принципах:
Лошадь имеет свое естественное равновесие (Ф. Каприлли).
Использование коня под седлом требует сохранить в нем его природную гибкость путем выездки
и гимнастических упражнений, и в частности, сбор, трот, боковые и прочие движения,
всесторонне развивающие мускулатуру лошади (Д. Филлис).
В крупнейшем кавалерийском центре нашей страны не только совершенствовали свое воинское
мастерство будущие полководцы Г. К. Жуков,, К. К. Рокоссовский, И. X. Баграмян, А. И.
Еременко и сотни других командиров, но здесь также рождались новые теории и методики
разных видов конного спорта, в чем немалая заслуга М. Баторского.
Вспоминая учебу в Высшей кавалерийской школе, Г. К. Жуков тепло отзывался о Михаиле
Александровиче Баторском, характеризовал его как известного теоретика конного дела,
стремившегося шире передать свои знания и опыт обучающимся командирам, лично руководя
многими занятиями (Г. К. Жуков “Воспоминания и размышления”. Изд. АПН, 1969, стр. 86—87).
Понимая большое значение научного обоснования в подготовке лошади к различной военной и
спортивной деятельности, по инициативе М. Баторского при КККУКСе была создана
иппофизиологическая лаборатория. Творческие и новаторские разработки этого центра получали
распространение по всей стране, являлись руководством в работе инструкторского, а
впоследствии и тренерского состава. Так, в 1926 году одним из преподавателей курсов Д.
Мясоедовым было выпущено пособие, одобренное инспекцией кавалерии РККА “Обучение коня и
всадника”, а в 1933 году руководителем упомянутой лаборатории Н. Черепановым — “Основы
эксплуатации боевого коня в физиологическом понимании”. Если первое пособие подробно
раскрывало методы преподавания и обучения инструкторского (тренерского) и курсантского
состава, то второе раскрыло неизвестные ранее закономерности функциональной деятельности
лошади при мышечной работе, намного опередив существовавшие научные представления того
времени.
Сам прекрасный спортсмен и конник, М. Баторский всячески поощрял творческую инициативу
преподавателей и курсантов, их спортивные устремления, и не случайно имена многих из них
С. Бовкуна, Г. Турика, И. Дулинца и др. встречаются в числе победителей Всеармейских
соревнований, начало которым было положено в 1925 году, в позднее и чемпионатов страны по
конному спорту. И, наконец, совершенно закономерно, что один из выпускников этих высших
курсов Григорий Терентьевич Анастасьев стал не только отличным спортсменом, но и вырос
впоследствии в выдающегося тренера, неоднократно приводя своих питомцев к Олимпийским
вершинам.
К сожалению в 1938 году Баторский был арестован по доносу и расстрелян. Реабилитирован в
1957 году. Надо ли говорить, что политическая ситуация в стране не благоприятствовала
развитию наук и "школ" в разных отраслях деятельности.
Итак, какие же еще книги по обучению лошади и всадника издавались в СССР? Я не буду перечислять все, их немало по большому счету.
Д. Мясоедов написал две книги - об обучении коня и всадника и детальную - о использовании
мундштука.
Н. Черепанов издал "Основы эксплуатации боевого коня в физиологическом понимании"
В 30-х гг выходит книга Ф.А. Любимова по зоопсихологии, где он подробно рассказывает о
лошадях. Какие книги по зоопсихологии выходили в это время за рубежом? Книга Крааля о
мыслящих лошадях, которая тоже была издана в России. Любимов пишет, что исследование
"мыслящих" лошадей были очень ограничены. Любимов пишет о программе обучения лошади на
основе его теории о "мыслящей" лошади. Его исследования поддерживают виднейшие ученые того
времени.
Другой известный автор - Михаил Моисеев-Черкасский. Автор книг "Руководство по конному
спорту", "Конный спорт", "Справочник по конному спорту"
Будучи командиром в кавалерии, Моисеев-Черкасский с 1925 года преподавал на Кавалерийских
курсах усовершенствования командного состава (ККУКС). При нем были заложены замечательные
конноспортивные традиции этого учебного заведения, воспитавшего нескольких поколений
армейских спортсменов, успешно выступавших на многих соревнованиях до войны и после нее.
О чем же писал Моисеев-Черкасский в книге "Конный спорт"?
В отдельных главах он подробно излагал знания об аллюрах лошадей, о психологии лошади и ее
типах ВНД согласно учению Павлова (также прогрессивного автора по тем временам). В
нескольких главах подробно описана работа с молодой лошадью и вторая половина учебника -
работа со всадником. Книга содержит более 300 страниц. Это объемный труд.
В 1927 году была создана организация Осоавиахим. В задачи Осоавиахима входило
развертывание оборонно-массовой работы, распространение военных знаний среди трудящихся.
Активисты Общества содействия обороне приступили к организации конноспортивных школ,
клубов и кружков в городах и поселках. В предвоенное десятилетие в стране их существовало
более двухсот. В них обучались десятки тысяч юношей и девушек. Только выполнивших
нормативы на значок "Ворошиловский всадник" было свыше 16 тысяч человек.
Одна из первых школ Осоавиахима открылась по инициативе С. М. Буденного в 1929 году в
Москве, в бывшем частном манеже, располагавшемся на улице Воровского, 23. В центре
столицы, недалеко от Арбата, возник целый конноспортивный комплекс: обширная конюшня с
крытым манежем, тир, спортивный зал, комнаты для теоретических занятий. Вначале было всего
20 лошадей, и те выбракованные из армии. Но уже к 1935 году в школе МОАХ (Московского
осоавиахима) имени С. М. Буденного насчитывалось 100 лошадей, и поступали они прямо из
коневодческих хозяйств, то есть имели более высокие качества.
Школе на улице Воровского, 23 было суждено занять особое место в истории советского
конного спорта. В ее стенах прошла обучение целая плеяда талантливых советских конников,
так сказать, первого призыва. Школа взрастила не только замечательных спортсменов,
чемпионов I Всесоюзных соревнований, но и первых тренеров, первых организаторов
конноспортивных школ и клубов в разных добровольных спортивных обществах: "Спартаке",
"Пищевике", "Строителе", "Урожае".
Все они были очень молоды тогда: Игорь Коврига, Елиазар Левин, Михаил Иванов, Александра
Симонова (Левина), Наталья Васильева (Роге), Нина Оболенская (Коврига), Галина Гвоздева,
Нина Соколова и другие. Путь, приведший их в школу МОАХ, был примерно одинаковым: первые
уроки в манеже, страстное увлечение верховой ездой, романтикой конного спорта.
Занятия были бесплатными. В тоже время в конце 20-х в Москве существовало и большое количество платных школ.
Однако нельзя сказать, что молодые конники Осоавиахима знали только армейских наставников.
В 1937 году в школе на улице Воровского появился седой человек лет шестидесяти. Это был
Василий Алексеевич Андреев, личность в глазах молодых почти легендарная.
Андреев,талантливый берейтор, погиб в Ленинграде во время блокады.
Еще одна книга "Конный спорт" вышла в 1968 году. Это сборник. Авторы - Ласков, Анастасьев,
Шеленков, Алексеенко, Куйбышев - все известные имена. 250 страниц познавательного чтения.
В тоже время советские тренеры имели доступ к иностранной литературе, которая была и в
коллекции Музея Коневодства и в частных коллекциях (Рогалев).
Что касается более позднего времени, то сохранялась, несмотря на сложности,
преемственность поколений. О замечательных тренерах написано выше в моем дневнике.
В Ленинграде можно упомянуть династию Смысловых.
В 1957 году в Ленинград пригласили чету Смысловых (Ярославль, Иваново). Юрия Сергеевича
помнят многие, а вот то, что Нина Николаевна,- неоднократная победительница в чемпионатах
России по троеборью и конкуру,- тренировала в те годы, знают не все.Переехав в Ленинград после окончания спортивной карьеры, супружеская чета Смысловых посвятила себя тренерской работе. Талантливая во всем, за что бы ни бралась, Смыслова воспитала плеяду мастеров -мастера спорта.
Таких династий немало в СССР и России - можно вспомнить и такую фамилию, как Щерба.
Александр Александрович Щерба - мои американские ученики часто спрашивают меня: что
главное для всадника? Руки, корпус, шенкель, расчет, баланс? Я отвечаю: Сердце! Если в
сердце будет гореть заветный огонь любви к лошадям, то все приложится! Многие американцы
удивляются такому ответу. Может быть, им не понятен такой ответ? Но я бы очень хотел,
чтобы для тех, кто в России приходит в конный спорт, это было главным – любовь к лошади.
Помимо конного спорта на высочайшем уровне находилась ветеринария. Во время второй мировой
войны лошадям делали сложнейшие операции и переливания крови в полевых условиях конного
госпиталя. Что касается того, что наши лошади имели ветпроблемы на стартах. Они их имеют и
до сих пор - из-за неправильного менеджмента в отношении перевозки лошадей. И сейчас, если турнирные лошади летают самолетом, наших перевозят через несколько таможен в коневозах, благо они стали комфортабельней, но травмы случаются - пример - наш последний старт по троеборью в Шотландии на ЧЕ.
Некоторые дореволюционные всадники эмигрировали и на Западе занимались конным делом. Один
из примеров - капитан Владимир Литтауэр (1892 – 1989), который в США издал труд по
обучению лошади конкуру. Учился Владимир в Петербурге, в кавшколе. Книги этого автора до
сих пор переиздаются изучаются и цитируются, считаются классикой конной литературы.
Boots and Saddles, Ten Talks on Horsemanship (1930)
Jumping the Horse (1931)
The Defense of the Forward Seat (1934)
Forward Riding (1934)
Modern Horsemanship for Beginners (1934)
Riding Forward (1935)
More About Riding Forward (1938)
Be a Better Horseman (1941)
More About the Forward Seat (1945)
Schooling Your Horse (1956)
Do Collected Gaits have Place in Schooling Hunters and Jumpers? (1957)
Horseman's Progress (1962)
How a Horse Jumps (1972)
Commonsense Horsemanship (1974)
The Rigid Back (1980)
A Complete Guide to Horsemanship (1982)
Одной из учениц русского гусара была Джейн Маршалл Диллон, которая в дальнейшем написала
известное у нас пособие по технике прыжка.
В 80х гг у нас начали издавать переводы немецких учебников. Так вышла в свет книга,
которую называют "библией" верховой езды и выездки - Мюзеллера. Был издан учебник Эзе,
который лежит в основе официального учебника немецкой федерации.
И некоторые, вот так отмахиваясь от своей же истории, указывают - что какие-то книжечки
выпускались. Вот так - не изучив вопроса, не прочтя толком ни одной из этих "книжечек", не
умея даже грамотно писать на русском языке - одним махом записали нас всех в "иваны не
помнящие родства".
Те из вас, кто радостно подхватил идею о том, что у нас "не пойми что было" - а что вы
читали по истории вопроса? С кем общались? Да собственно вопросов можно задать много.
Пишу для тех, кто действительно ищет и думает. Кому интересно не только грязь собирать -
кто с кем спал, пил и кого потом бил.
В последние годы на советскую эпоху было вылито много грязи. Часто незаслуженной. Так уж
сложилась наша жизнь, что в 80е гг у людей сформировалось четкое представление о том, что
Запад - это идеал жизни. И все, что приходило с Запада автоматически стало считаться
лучшим. 90-гг только усилили это.
В итоге мы вновь развалили то, что имели, а теперь не знаем, что со всем этим делать.
Оказывается не все на Западе хорошо и не все в России плохо.
То что наша школа во главу угла ставила другие приоритеты не повод говорить, что школы не
было вовсе. К тому же успехи у нас как раз были. Франция, родина "классической выездки" не выигрывала ОИ в этой дисциплине, а наши "колхозники" как-то сумели. Не потому ли, что просто умело "обезьяничали" с "циркача" Филлиса?
Не надо ставить между понятиями "школа" и "идеал" равенство. Школа подразумевает обучение
какому-либо предмету в рамках представления об этом предмете учителя (группы людей).
Западная школа также прошла этапы развития, о которых мы можем судить по фотографиям. Они
пришли к одному результату. Советская школа к другому. Конечно советский бюрократизм и
отношение к лошадям властей портили ситуацию. В спорте существовало ограничение по
возрасту, которое распространялось на все виды спорта, включая конный. Но мы все знаем,
что в конном спорте - возраст не помеха. Было и много других вещей, которые не
способствовали прогрессу.
Если говорить о школе, как о знаниях носимых одним человеком, то тут имен множество. И все
великие тренеры обучали верховой езде в рамках классического наследия, которое
рассматривается от тех времен, когда свой труд написал греческий полководец и философ
Ксенофонт и опираясь на современные для них достижения.
Кстати, на Западе не было проблем отнести в издательство рукопись. В СССР книгопечатание
контролировалось государством. Поэтому многие из наших ведущих тренеров не связывались с
советской системой и ограничились написанием нескольких строк в методичках. Широкий обмен
мнений без страха оказаться наказанным чиновниками привел к бурному развитию конного
спорта на Западе. Ибо только когда есть плюрализм мнений, когда люди ищут и думают, находится
истина.
На Западе развитием конного спорта занимается Федерация и сотня общественных организаций
функционирующих не только на бумажке. Во всей огромной России сегодня конных организаций
кот наплакал, а Федерация подвергается постоянной критике за свою работу. За годы
прошедшие с перестройки она не смогла перенять западную модель, не смогла наладить свою
работу опираясь на выигрышные "школы", стандарты.
К сожалению жизнь в нашей стране была наполнена чередой потрясений. После революции в
конце 30-х людей арестовывали по доносам и расстреливали.Так погибли Баторский,Бутович и
наверняка еще другие талантливые люди. Доносы писали люди недалекие, которым не нравилась
активность и прогрессивность этих людей.
Затем страшная война. Не надо говорить, сколько людей и лошадей погибло.
В правление Хрущева были закрыты военные школы, уничтожено много племенных коней
Далее, с 80-х и особенно в 90е началось планомерное разваливание деревни, откуда люди
бежали в город, а людей начало затягивать пьянство от безысходности.
Ну и собственно имеем то, что заслужили. И продолжаем на развалинах, потрясая зарубежными
"приблудами", не в состоянии ни полностью перенять западную школу ни осмыслить, мы
продолжаем винить в нашем отставании "стариков" вышедших как раз из системы, из "школы".