Да, замечательно помню тоже.
Сюда скопирую частично.
Г-н Рольф Бойтлер-Бат отметил всем хорошо известную истину, что подготовка элементов высшей школы у белорусских и российских спортсменов и тренеров всегда была и остается на высоте. В то же время в Германии и других западных странах основным достижением является правильное "атлетическое" развитие лошади - сохранение и развитие двигательных качеств при эластично работающей спине.
Наша проблема: из-за отсутствия традиций такой правильной работы с молодыми лошадьми - закрепощение, недоразвитие спины и поясницы лошади и, соответственно,
утрата качества аллюров, зарубежная проблема - их лошади в основном поздние, после
базовой подготовки они уже слишком "стары" для эффективного усвоения сложных элементов Большого Приза.
Под эластичностью движений в Германии подразумевают не "легконогость", а именно эластичную работу всего верхнего мышечного моста, начиная от затылка до хвоста лошади. Такая эластичность в сочетании с необходимой энергией в движении дает "швунг".
Закрепощение мышечного пучка, начинающегося в области затылка лошади (при излишнем сгибании в шее, обратном постановлении, сваливании затылка, уходе носа за вертикаль. движении "за поводом" и пр.) отключает весь мышечный мост от совместной взаимосвязанной работы и зад лошади начинает работать просто "в приставку".
Спинные позвонки у лошади ограничены в возможностях смещения вверх-вниз, поэтому пружинисто работающая вверх-вниз спина и поясница - это работа мощного развитого мышечного моста состоящего из мышц, проходящих над позвоночником и под позвоночником. Активизация зада от шенкеля всадника происходит благодаря передаче импульса от реберной мускулатуры через мускулатуру спины и поясницы, находящуюся под позвоночником.
Закрепощение любой мышцы прекращает нормальную работу всей системы, прерывает проводимость импульса.
Закрепощение всадника, грубая работа шенкелей несет еще одну опасность, на которой акцентировал наше внимание г-н Рольф Бойтлер-Бат,- это нарушение естественного дыхания у лошади. (Г-жа Домини Морган для наглядности просила одного всадника пробежаться, а другого ритмично стучать ему по ребрам с двух сторон - у человека от этого тоже нарушается дыхание). Лошадь начинает дышать часто, шумно, поверхностно. И это не врожденный порок, а приобретенный из-за неправильной работы, чреватый впоследствии
заболеваниями легких.
В отличие от других систем тренинга и дрессуры, бытующих как у нас, так и за рубежом,
классическая выездка категорически отрицает насилие над лошадью и принуждение к выполнению элементов.
Обучение, подведение, исправление, развитие осуществляются в сотрудничестве. Лошадь должна быть довольна, счастлива и выполнять предлагаемое ей охотно.
Поэтому в самом начале работы с молодой лошадью отмечается два этапа: к первому относится налаживание контакта и готовности лошади к сотрудничеству, ко второму - дальнейшая совместная работа по обучению основам выездки.
Нужно избегать вступать с лошадью в прямую борьбу, а возникшую проблему решать, подойдя с совсем другой стороны, с умом, а не силой. Рольф рассказал нам, что в молодости он думал, что выездка лошади - дело техники, суть в том, как найти и применить наилучшие методы, приемы обучения. Со временем он понял, что это не совсем так. Кроме физических данных для выполнения требуемого лошадь должна быть готова понять, осознать, запомнить то новое и в том количестве, какое предлагает всадник.
Если всадник переоценил ее "умственные" возможности, возникает сопротивление, негативный срыв в подготовке, который никогда не проходит бесследно.
Важно дать понять лошади, что именно она сделала хорошо. Лучше закрепить и поощрить 2-3 правильных темпа пиаффе и не требовать большего до тех пор, пока лошадь не развита физически для того, чтобы выполнить 5 или 7, чем принуждать ее долго пиаффировать с разным качеством пиаффе и наказывать за неизбежно возникающее при этом сопротивление. Такой подход вызывает у лошади отвращение к работе на пиаффе, провоцирует закрепление негативных моментов, закрепощения, плохого качества исполнения элемента, в голове у нее не остается правильной, приятной "картинки" элегантного пиаффе. Для того, чтобы первые темпы пиаффе сразу же были правильными и лошадь "подсаживалась", немецкие тренеры побуждают ее начать пиаффе после нескольких спокойных правильных шагов осаживания с перенесением центра тяжести назад. При хорошем выходе из осаживания в пиаффе (2-3 темпа) лошадь активно поощряют голосом и оглаживанием, давая ей понять, что именно это от нее и требовалось. К сожалению, и в Германии бывают случаи, когда обученная в раннем возрасте хорошему исполнению пиаффе лошадь впоследствии теряет навык и сопротивляется оттого, что всадник в какой-то момент переусердствовал, не рассчитав соответствие нагрузки уровню ее психического развития.
Тренировки, проведенные г-ном Рольфом Бойтлером-Батом в манеже, были посвящены, в основном, решению одной проблемы - как улучшить проводимость и эластичность движений, добиться пружинистой работы спины и поясницы лошади, усилить активность задних ног. С этой целью всадники выполняли различные упражнения, многие из которых были им хорошо известны по семинарам г-жи Домини Морган. При этом в течение одной тренировки положительные результаты показали все всадники, раскрепостились и заработали спиной даже возрастные готовые лошади. Основной рецепт - в главном принципе классической выездки: вся работа осуществляется от внутреннего шенкеля в наружный повод, контакт с которым должен быть постоянным. Для того, чтобы всадник по привычке не воздействовал внутренним поводом, ему рекомендовалось даже подать внутреннюю руку вперед на переходах, в углах, при выполнении различных элементов. (Домини Морган советовала оглаживать лошадь внутренней рукой вместе с поводом, мягко возвращая руку в прежнее положение - это заодно и проверка того, движется ли лошадь от внутреннего шенкеля в наружный повод или ищет опоры в руках всадника).
Перед лошади не должен быть укорочен, а шея закрепощена, от воздействия внутреннего высылающего шенкеля лошадь должна активно двигаться вперед. Руки всадника мягкие, незакрепощенные (как у женщины, вяжущей на спицах) дают лошади дышать и совершать при этом необходимые легкие движения головой, сопровождая их. Основное одерживающее воздействие - весом корпуса всадника через эластично прилегающие к седлу седалище и бедра. Учащение шагов или замедление ритма достигается воздействием посадки - сопровождением движений лошади при активизации шенкеля, либо отставанием от движений лошади.
Упражнение для освоения правильного воздействия весом: на 20-метровом вольту пойти прибавленным шагом, затем без воздействия поводом, сохраняя постоянный контакт, только за счет эластичного сопровождения движений лошади своей посадкой пойти чаще и короче, сохранив активность задних ног, и снова максимально широко. Чередовать шаги "шире-короче" каждые 3-4 темпа. Чаще менять направление движения по вольту. То же самое выполнять на рыси и галопе. Сокращать рысь почти до перехода в шаг и активно высылать вперед внутренним шенкелем в наружный повод. Если есть проблема сокращения рыси без воздействия поводом - отставать от движений лошади на облегченной рыси, облегчаться медленнее до тех пор, пока лошадь не замедлит ритм.
Упражнение для совершенствования равновесия всадника: на 20-метровом вольту облегчаться на рыси то под внутреннюю, то под наружную заднюю ногу по 3 темпа.
Отсюда