Тут масса вариантов.)
Массажем, например. Траекторией движения. Переходами. Изменениями скорости (в просторечии "резинкой"). Посадкой. Просто не трогать лошадь.
Кстати это Морган так на семинарах учила. Не трогать лошадь, работать над посадкой к которой приложится лошадь)
А если мы работаем на слегка провисших поводьях, делая полуодержку мы просим сдать в затылке(если это не сделано) и лошадь сдаёт, оставаясь на провисших поводьях ритмичной, спокойной, расслабленной и гибкой...и конечно в контакте, это правильно? Или у меня подмена понятий?
В этом сложно разобраться Сирин. Дело в том, что есть много правильных путей, как ездить на лошади. Ковбои вот вообще без повода ездят и выполняют кучу сложных элементов.
В основном в спортивной выездке ориентируются на немецкую школу, но добавляют к ней свои наработки. Скажем голландская система много взяла и от французской и от немецкой. И в этом легко запутаться, когда мало работаешь с лошадьми, когда мало опыта.
Полуодержка это не сдача в затылке, это переуравновешивание лошади, которая идет в контакте. Допустим, если представить конструкцию лошадь-всадник как весы, у нас идеальное равновесие, когда весы стоят ровно, но на движении это невозможно - весы колеблятся и равновесие нарушается. Оно может уйти назад (когда много руки) или вперед. Полуодержка возвращает весы в равновесие.
Сдача в затылке это упражнение разработанное Боше. Если старая школа шла от гимнастики к сбору, то Боше, по большому счету, пошел от сбора к гимнастике. Это позволило ему выезжать очень сложных порочных лошадей. Смысл в том, что мы вначале, на остановке, учим лошадь отвечать на воздействие повода. За это Филлис назвал Боше гением выездки, и, по сути, был его последователем в этом. Но Филлис доработал систему Боше. Недостаток ее был в том, что лошадь много гнули на месте и в итоге, лошадь часто становилась малочувствительной к шпоре, уходила вообще за повод. С чистокровными лошадьми такая методика не прошла бы, чистокровная горячая лошадь начала бы возмущаться. Боше работал с лошадьми другого плана.
Это еще раз говорит о том, что не лошадь подгоняем к работе, а работу к лошади - лошади все разные и не бывает волшебной формулы для всех пород за исключением того, что надо работать и не лениться.
Провисший повод это не провисший повод. У всадников французской школы - провисший повод это предоставление лошади возможности работать самостоятельно в заданной рамке. Лошадь не должна из этой рамки выходить. Но это не начало выездки, это уже ее, можно сказать, финал.
Провисший повод - это грубо говоря у ковбоев. Но есть ли у них контакт? Безусловно. Другого рода, и лошадь заточена под этот контакт.
Но с другой стороны провисший повод не тот термин, который правильно было бы использовать. Скорей повод не испытывающий натяжения ни со стороны всадника и лошади. Т.е. никто не тянет. Лошадь несет себя сама. Естественно это возможно только на сокращенных аллюрах. Чем быстрей аллюр, тем более проявляется контакт, потому что меняется баланс конструкции.
Я бы говорила о "провисшем поводе" как о варианте, когда мы шагаем и полностью отдаем повод предоставляя лошади возможность шагать, как ей удобно.