Re: Учиться-не поздно.Камчатка-8.Жизнь на вулкане - Ч.2: Вст
А давайте отвлечемся от этой скучной темы и вернемся на Камчатку. Фоток опять очень много, потому что начинается самое интересное, так что, боюсь, придется опять разбивать каждый день на несколько постов и крутить странички. Ну-с, поехали.
Камчатка. День 8. Жизнь на вулкане. Часть 2: Встреча.
На следующее утро встали в 7 утра, позавтракали разными заначками, собранными с миру по нитке на общий стол, и выехали почти вовремя – в 9.30 вместо 9.00.
А пока все спали, как потом выяснилось, батюшка успел залезть на вышку о дворе и наделать потрясающих снимков.
Вот вышка:
А вот несколько кадров оттуда на рассвете – не моих:
Озеро, где мы были накануне вечером:
Дорогу к Толбачику мы нашли довольно быстро. Правда, вначале пришлось форсировать речку вброд. Эта речка бежит с вершины одного из вулканов, и каждый день после обеда сильно разливается (снег на солнце тает сильнее). Поэтому переезжать ее можно только в первой половине дня. На снимках видны границы разлива.
Это была совершенно дикая лесная дорога, очень заросшая, извилистая и весьма расквашенная.
На самом деле, как выяснилось, была другая, гораздо более культурная дорога. Но именно через нее прошла лава и проезд полностью перекрыла. А это территория национального парка, природа охраняется. Средств и разрешений на создание новой дороги никто не давал. Но понятно дело, что извержение привлекло поток туристов. И тогда сотрудники парка на свой страх и риск и каким-то хитроумным способом выцыганив у начальства небольшие деньги придумали как проложит новый путь. Причем главное требование к новой дороге было очень необычное для дорожного строительства. Ни за что не догадаетесь. Не сейсмоустойчивость, ни склон, ни технология, ни удобство подъезда, ни длина - ничего из этого было не важно. Главным условием было срубить как можно меньше деревьев. :shock: Потому что разрешений-то не было, и буквально каждое было криминалом и подсудным делом. А попробуйте проложить дорогу по лесу, не срубив ни одного дерева? Вихляется она немыслимо. Именно по ней мы ехали 60 км в течение 6 часов.
Но на этой ужасной дороге с нами произошло еще одно чудо. Посреди глухого леса, в грязи за очередным поворотом показалась встречка! Единственная машина – такая же вахтовка с какими-то иностранцами. Волей-неволей остановились: разъезд на этой дороге – отдельная песня. И как только остановились, из этой встречной вахтовки выпрыгнул … наш пропавший гид Александр Биченко.
Оказывается, он ждал нас завтра и собрался в город за покупками и заодно нас встречать. Покупки его накрылись – пришлось ему перебраться к нам и везти нас в лагерь.
Воссоединение группы со своим гидом: все несколько удивлены :mrgreen:
По пути Александр рассказывал о Толбачике, о национальных парках, о туристах, о работе местной администрации и о том, что он обо всем этом думает. Человек весьма колоритный: давно работает инструктором, увлечен вулканами – объездил все крупные вулканы мира, успешный фотограф-натуралист, очень живой, энергичный, пассионарный и с выраженными «диссидентским» отношением к жизни. При этом, его яростная критика и открытая нелюбовь к «этим дуракам, которые только палки в колеса ставят» :mrgreen: не мешают реально много делать своими руками и ногами, неделями жить в палатках и собирать вручную тонны мусора.
Через некоторое время доехали до места, которое Александр называл «единственным сложным участком» и говорил, что если его проедем, то далше уже все будет хорошо. А если не сможем, то тоже будет хорошо, потому что проедем в объезд, но это дольше.
Водитель был опытный, и штурмовать сложный участок решился. Но без приключений не обошлось. Перед нами по этой колее прошло несколько «Уралов», и наш «Газик», конечно, в высоте им уступал. Так что на очередном вираже, колесо все же съехало по скользкой глинистой чаче в колею, машина резко накренилась и… замерла. Мотор заглох. Мы попытались оценить обстановку через окна.
Машина сидела красиво. Перед единственной дверью во все стороны простиралась широченная лужа, причем уровень воды доходил почти до порога, а он очень высокий, так что глубина ее была около метра. С другой стороны зрелище было поприятнее: примерно в сантиметрах 30 от борта машины пролегала узкая относительно сухая бровка, по которой, собственно, и двигалось колесо, пока не соскользнуло в колею. Но сами колеса прочно сидели в такой же мутной воде. А рядом с топливным баком по поверхности лужи медленно растекалась радужная пленка… Связи с кабиной нет. Что делать? Выходить или нет? Если да, то как? Пока мы, женщины, обсуждали и предлагали варианты (подождать команды, водитель – профессионал, он разберется, искать сапоги, чтобы вылезти из машины и т.п.), батюшка открыл окно на противоположной стороне пошире и… разом уменьшил массу застрявшего транспортного средства на 90 кг. Это прекратило дискуссию, и мы последовали его примеру. Самым сложным было высунуть обе ноги сразу: кромка окна узкая, режется, ни сидеть, ни руками на ней висеть не получалось, но ничего, справились. Зато ноги сухие.
Процесс "эвакуации":
Тем временем, водитель покинул кабину более традиционным способом – благо у него две двери, осмотрелся, и принял решение цеплять лебедку. Мужчины взялись помогать – тянуть. Отмотали, выбрали двойное деревце у дороги, закрепили, завелись, плавный газ, рев мотора, свист буксующей резины и… оба дерева плавно ложатся поперек дороги, жалобно воздевая к небу черные корневища. Тишина. Полная. Лебедка внизу.
Но к счастью, мы в лесу. Деревья эти были – не последние. А в машине оказался топорик. Через некоторое время лебедка была высвобождена, из под ветвей, стволики дружным усилием сдвинули, чтобы они оказались на обочине и не перекрывали путь, выбрали новую цель – с учетом опыта постарше и потолще, и наш "комфортабельный автобус", рыча и расплескивая во все стороны грязь и глину выполз из колеи на более высокое место. Отцепили и смотали рулетку,
дали машине преодолеть самый трудный участок налегке, и прогулявшись по лесу, загрузились назад – на этот раз уже через специально предназначенный для этих целей дверной проем.
А вскоре дорога стала совсем сухой, еще немного повиляла между деревьями и неожиданно выскочила на нормальный укатанный проселок. Мы выехали к старой дороге, которой пользовались до извержения.
Здесь мы сделали остановку и первый раз «поздоровались за руку с вулканом»: мы увидели лавовый поток последнего извержения вблизи, уже остывший, разумеется.
И даже залезли на него.
Зрелище на самом деле жутковатое: идет обычная проселочная дорога, по сторонам – луга, кустарник, лесок неподалеку тянется… И вдруг пейзаж рассекает черная стена высотой метров 7 и бесконечно тянущаяся в обе стороны. Стена из безжизненного сыпучего острого шлака с «крупинками» разного размера – от горошин до глыб с человека размером. И толщиной тоже около 10 метров. Дорога втыкается в эту стену, как будто бегущую ленту отрезали черным тесаком. Что-то из Толкиенского Мордора в этом, казалось бы, мирном пасторальном пейзаже.
Вид на дорогу сверху:
Мы прошли по этому обрубку дороги, вскарабкались на шлаковую кручу и посмотрели сверху на лавовый «язык», и поснимали окрестности.
Александр объяснил, что лава обычно бывает двух типов: жидкая, более горячая (расплавленный камень), и вот такая, сыпучая, «как картошка катится», не такая горячая, но так же успешно выжигающая на своем пути все живое.
Поснимали и продолжили путь.
Около 4 вечера приехали в лагерь. Он представлял собой более или менее защищенное от ветра место в распадке между двух старых шлаковых конусов, где все ставят палатки.
Предыдущий оборудованный лагерь также уничтожен извержением. Высота здесь уже приличная, растительности почти нет. Дрова надо было брать с собой – мы по пути в лесу взяли сушняк, а частично Александр сказал, что нам заготовил. Источник питьевой воды находится в другом лагере за несколько километров – воду привозят на машине в баках. По пути мы туда заехали и забрали бак, который Александр для нас приготовил. Впрочем, непитьевой воды в нашем лагере тоже не было. И вообще ничего не было: голый старый шлак-сыпучка, уже стоящие чуть в стороне чьи-то палатки, кострище, и едва начатый дощатый туалет-кабинка без двух стен и без крыши… И сильнейший ветер, хотя солнце сверкало и было тепло.
Поставили палатки. На таком ветру это превратилось в настоящую стратегическую игру. Во-первых, это реально было делать только вдвоем, во-вторых, надо было разбить процесс на мелкие этапы и ловить моменты между порывами ветра для каждого из них, фиксируя полотнище в пространстве, а в-третьих, каждый металлический колышек нужно было привалить сверху крупным куском шлака, иначе он выскальзывал из сыпучки на раз. Втыкался плохо, а вот вылетал – отменно. А эти крупные куски нужно было найти, отковырять и притащить. Однако с задачей справились успешно.
Слева мы с батюшкой ставим одну из наших палаток, вторая уже стоит:
Готово:
Все вместе поставили большую трапезную палатку. Потом сварили борщ и поели.
Варка борща:
Сразу стало веселей.
Однако возникла очень смешная, но при этом крайне серьезная проблема: Одиноко возвышавшиеся две дощатые стены никак не могли исполнять свое предназначение по созданию уединенной интимной атмосферы. Более того, даже появление третьей и четвертой нас следующий день проблему не решило, ибо специфика эксплуатация сего крайне важного архитектурного сооружения очень плохо совместима с его дальнейшим техническим усовершенствованием. Проще говоря, пока все не закончили, яму там не рыли. А больше укрытий не было. Вдобавок, какие-то любопытные туристы как раз в это время вздумали гулять по вершине конусов над лагерем, заняв стратегическую позицию. И это придало нашему быту совершенно неповторимую интригу. Проявив недюжинные геодезические навыки, мы тщательно изучили все мельчайшие особенности рельефа местности и путем долгих поисков обнаружили ложбинку, которое при определенном положении звезд *зачеркнуто* людей в долине скрывала находящиеся там фигуры чуть выше пояса.
А потом мы пошли на лавы...
Продолжение следует.
Крутите страничку :wink: