Re: Учиться - никогда не поздно. Комарово4. Они такие разные
Комарово 4. Они такие разные! История об "ужасном" веселье и сбывающихся желаниях.
На сегодня неожиданно отменилась тренировка у Громика, и я махнула в Комарово. А поскольку я туда пока ездила мало, то много чего является новым, многое хочется осмысливать, потому накаталась целая "простыня" :shock: .
Но поскольку все читатели дневника последнее время удивительно молчаливы - я уже пятую тренировку описываю фактически без комментариев - то приходится самой за всех отдуваться. В конце концов, "с умным человеком и поговорить приятно" (с), в смысле - с собой.
Все-таки, очень интересно заниматься на таких разных лошадях: одинаково (в отношении моего уровня) выезженных, в равной степени четко реагирующих на правильные команды и посылающих в сад на неправильные, но при этом полностью противоположных по темпераменту, типичным реакциям, во многом – по движениям, и даже по телосложению.
А наиболее существенно для меня, что у них прямо противоположный метод «посылания в сад», т.е. реакция на суету и непонятные телодвижения. Громище в ответ тихо мирно засыпает, постепенно усиливая игнор всадника, если суета не прекращается. Т.е. чем больше суетишься и чем сильнее пытаешься выжать из лошади неизвестно чего, тем меньше она вообще на тебя там сверху реагирует. Если быть последовательной в неправильных усилиях (болтать пятками, елозить ногами, мешать корпусом, стискивать коленки, распускать или наоборот – дергать/висеть на поводе, и т.п.), то можно даже добиться того, что начнется игнор уже и более или менее правильных команд, что закономерно. Но его игнор – это всегда именно стремление лошадки уснуть. Можно на шагу, можно на тюлюпистой рыси, вот только на галопе ему спать неудобно,
поэтому с галопа в ответ на все это безобразие он быстренько переходит в рысь. Таким образом, проблемы всадника субъективно выливаются в проблему поддержания активного движения.
А Маня «посылает в сад» принципиально наоборот: она принимает решение свалить от проблемы подальше. И побыстрее.
И чем больше сверху непонятных усилий и суеты – тем быстрее и дальше (=дольше) надо валить. Поэтому проблемы всадника субъективно выливаются в проблему «понижения передачи». Причем она, так же как и Гром, при этом слушает, и на правильные действия сразу дает правильный ответ. Вот только мне пока сильно непривычно корректировать свои действия в сторону правильности в полете – я как-то привыкла это делать в сонной колыбельке.
Ну и реакции у нее более молниеносные. На Громе я на рыси перехватила повод одной рукой, перенесла хлыст, опять разобрала поводья… Да, контакт потерялся, но ритм рыси почти не изменился, и сравнительно быстро, как только я с собой разобралась, можно спокойно продолжать, условно, «с того же места», как и работали. А с Маней не так. Чуть руки подняла вверх, ослабив осмысленный контроль поводом, – все, мы уже скачем. Справедливости ради, это «чуть», конечно, не совсем «чуть», и даже я бы сказала, совсем не "чуть", но я-то привыкла к достаточно большой степени свободы в «лишних» движениях, т.е. могу что-то там сама с собой поправлять в седле, перехватывать поудобнее: повод там, стремя, попу в седле поперекладывать то так, то этак, бедра поукладывать… А для Мани любое подобное телодвижение сверху – это команда. Либо понятная, либо нет – и тогда пора валить.
Сегодня училась набирать повод, оставляя руки на месте, чтоб они не ползли ни вверх, ни вперед, ни выпрямлялись, а до кучи еще и контакт-контроль бы в процессе сохраняли. На Громе я себе позволяла таким не заморачиваться: почувствовала, что повод длинноват, опять проскользнул между пальцев – перехватила поудобнее с помощью другой руки и возобновила работу. А тут так нипалучаица
, так что даже повод стал как-то меньше проскальзывать в пальцах.
Опять же, на Громе, если очень хочется, можно действовать только поводом. Т.е., нельзя конечно, тренер голову оторвет
, и толку не будет, но договориться с лошадью на уровне – аллюр такой-то – поворот – остановка – не вопрос. Поэтому можно выполнить команду к остановке, например, или переходу, неправильно (тупо потянуть повод), но некий результат (кривой, некрасивый, не сразу, нечеткий и т.п.) – все же будет. С Маней – даже об элементарном так не договориться. Там реально надо для эффективности приблизиться к "30% повода, остальное корпус": «Ну и что мне твой натянутый повод? Спасибо, я тогда на него вешаю часть своих 500 кг – тяни дольше и сильнее, и мы бежим быстрее!»
.
То же относится и к поворотам на внутреннем поводе. Гром поворачивает. "Доской", "кракозяброй", с понижением аллюра, абы как, тренер, разумеется, ругается
, но все-таки: если вести внутренним поводом, потеряв внешний, конь общую идею улавливает все равно, и принципиально не вредничает, а если еще шенкелями подскажешь, то нужная траектория в пределах метра-двух у тебя в кармане.
А Маня на внутреннем поводе при брошенном внешнем мгновенно идет боковыми и при этом прямо :shock: . Какими именно боковыми – не спрашивайте, но на любом аллюре, включая галоп, и сколь угодно долго, без всякого намека на поворот. Не, Гром мне тоже такое делает, но это надо уже очень прилично так перекособочиться сверху одновременно с неправильной работой поводом. Даже я не каждый раз такого эффекта добиваюсь.
На Мане хватает значительно меньшего дисбаланса в средствах управления. Опять же, можно и на ней на внутреннем поводе все же ехать по вольту (я умудрялась), но это значительно сложнее и как-то еще неудобнее, чем на Громике. Проще найти наконец внешний повод.
Чего-то я расписалась. Уж больно мне нравится это различие в конях, интересно осмыслять. Хотя практически это очень непросто – слишком все другое, и сразу лезут обычные - неконные - рефлексы, поэтому многое, что казалось пройденным этапом, приходится заново укладывать в мозг и тело.
Зато я теперь поняла, почему Таня не рекомендует мне ехать на Громике в поля.
Если б мне предложили поехать на открытое пространство на Мане, то при всей моей безбашенной любви к «посидеть на лошадке», я бы даже отказалась. Гм… Ну, наверное.
До Мани я, хотя, разумеется, не спорила с тренером, но внутренне представить себе, о чем речь и почему так, не могла. Теперь – могу.
Ладно, вернемся к сегодняшнему занятию. А оно опять было эмм… бодрым.
Вначале тренер села сама – все отлично, лошадка шагает, рысит, галопит, спокойненько, коротко, никуда не несется. Все хорошо. Села я. Шагаем. Шагаем? Ну как бы да, наверное это еще не рысь, но опять двигаемся о-о-о-чень активно. И я помню про расслабиться и т.п., но помнить – одно, а расслабиться – немножко другое.
Я умею расслабляться по команде – вся, как кисель. В принципе, могу также мгновенно и сознательно сбросить отдельные мышцы, особенно конечности. Но вот с мышцами спины и плечевого пояса это уже проделать сложнее, но главное: «как кисель» - тут не надо. Тут надо расслабиться в тонусе. А вот это у меня пока нелинейный процесс. Приходит, но не прямо чтоб четко по команде, только через психологический настрой, а то сложнее смоделировать.
Короче, прошагали мы совсем немного, и попытались начать рысь. «Рысь? - сказала Маня, - Фу! Галоп лучше!».
Остановились. Прошагнули – также гиперактивно, лошадь не расслаблена (это, кстати, на ней очень четко чувствуется) – еще попытка. Немножко торопливой рыси и опять галоп. Причем начались «пугалки»: дверь открылась – страшно, дверь закрылась - страшно, конь в 10 метрах бежит – опять страшно. Кто-то фыркнул-стукнул – еще страшнее.
А самое страшное – это тренер. Это уже я бедняжку-кобылу подставила: засуетилась с командой расширить вольт и проехать не перед, а за тренером, да еще и глаза по обыкновению в гриве, и направила лошадь почти прямо на Наталью. Опять же привыкла с Громом к халяве, что он и сам смотрит, куда бежать, и вполне успешно
. А Маня, честно, бежала точно куда вели, и когда обнаружила в нескольких метрах перед собой человека – все, конец, спасайся кто может: разворот (спасибо, не 180 – всего лишь на 120, примерно) и галопом улепетывать. Ладно, так и быть, всадника берем с собой – она добрая, ей не жалко.
Ну и как сказала тренер: "Ты ей дала понять, что с тобой так можно". В общем, сегодня вся тренировка у нас прошла под девизом «на подхвате»
, хотя Наталья опять удивлялась: взрослая турнирная лошадь, 10 лет, объездила пол мира, и в жизни никогда так себя не вела. Видимо, у меня талант. Особое чувство лошади, не иначе. Никто за 10 лет не мог такого достичь, а я - легко, и довольно стабильно
.
Помните, как я активно мечтала поездить на очень-очень быстрой лошадке, которую совсем-совсем не надо двигать? Ох, будьте осторожны в своих желаниях! Они сбываются!
Попробовали ездить по маленькому вольту - без особого изменения. После примерно 4 или 5-го подъема в галоп без команды тренер приняла волевое решение: раз так, поехали галопом. Только не носимся, а нормально, по команде, работаем. В итоге, забегая вперед, у нас из часового с копейками занятия было, на глазок, было в общей сложности минут 30-35 чистого галопа, кабы не больше.
Опять же – помните, как кое-кто на страницах этого дневника писал, что вот бы, мол, поездить галопом много-много-много, чтобы наконец вбить себе в тельце тот аллюр, да только кто ж мне даст – с учебными и прокатными лошадками так нельзя! Еще раз настоятельно рекомендую: будьте осторожны в своих желаниях!
В общем, вместо первой рыси был у нас первый галоп по вольту. Задача – добиться спокойного движения, работать спиной вниз, в лошадь, вести внешним поводом, не тянуть внутренним. Более или менее стало получаться. Как только я начинаю расслаблять бедра, и работать вниз, так становится легче. Просто мне это трудновато пока сделать осознанно и быстро. Ну и поводом, на фоне всех этих поигрушек, я опять грубила, т.е. тянула почти все время, а тот факт, что это тупиковый путь, и идея: «отозвала – расслабила руку» усваивается у меня очень постепенно. Точнее, факт уже усвоен, но вот пути его коррекции - пока нет. Потому что надо и отозвать, порой, так, что реальное усилие прикладываешь, конкретное такое, и расслабить надо так, чтобы не бросить. А то она, бедная, сразу пугается: «Ах, я кажется осталась одна, меня покинули, что же делать??? Ну конечно! Валить! Однозначно!»
И отозвать не значит тянуть, т.е. еще и работать поводом надо вдоль холки, т.е. вниз, а не к себе в пузо, как кричит инстинкт. А самое главное, что до меня хуже всего доходит пока, что все действия надо обязательно координировать повод-корпус (нога тоже, но на этой лошади про это можно меньше всего думать, хотя бы 2 «ингредиента» связать, только тогда уже возникает нужда подключать третий). То есть, рука берет строго на поясницу и через нее, не морду берет, а всю целую лошадь, которая подо мной, а не впереди. А я пока норовлю все отдельно делать: корпус вниз в лошадь сам по себе, а рука – отдельно что-то там пытается. Идея, образ, понимание, даже, пожалуй, умение такое – у меня уже в принципе есть, спасибо Танюше и Громику, но оно должно быть рефлекторным навыком - хотя бы потому, что на Мане успевать думать гораздо сложнее, чем на Громике. А вот навыка пока нет.
Поработали галопом в одну сторону. Прилично так по времени поработали. Пол кружочка прошли и еще поработали галопом в другую сторону. Но на Манином галопе я почти не устаю: очень удобно, даже когда несемся, все равно как-то достаточно мягко у нее получается. А уж когда в рамке - так вообще одно удовольствие. Ну и значительно влияет, что напряжения во мне гораздо меньше.
После "первого галопа" у нас наконец появился аллюр шаг. Ура. И даже шейка опустилась, и шагаем спокойно.
Кстати, тут пока нерешенная проблема. У нее шея длиннющая, она когда расслабляется, то повод просит сильно, и даже башку, как мне сверху кажется, слегка закручивает в груди. Я, разумеется, ей даю: ведь надо дать отдохнуть-потянуться-расслабиться. И вроде даже стараюсь сохранить контакт на свободном поводу, и рукой не молчать, но все равно – она так внизу шагов 5-10, ну 15, сделает, и голова с шеей довольно решительно идут вверх - в один темп. А у меня повод длинный – он сразу провисает, контакта нет вообще. Как ее обратно вниз отозвать? На Громике можно двинуть туда ногой, помогает, но тут я даже пробовать не стала потому что она при отсутствии контакта сразу напрягается, и если ее еще и ногой в этот момент тронуть... эксперимент проводить не хотелось.
А пока я наберу повод, чтобы он опять стал рабочим, и можно было бы опять ее опустить, она успевает начать ощутимо суетиться и жаться. Как с этим быть, пока не разобралась.
Шагали мы совсем немного, зато хорошо, и тренер предложила попробовать также спокойно поехать все-таки рысью. Ну а мне-то – только дай на лошадке покататься.
Поехали рысью. Не без суеты, но гораздо лучше, чем вначале. Начали строевой. Я старалась помнить про пятки, но, конечно, не очень получалось. Опять же, задача была проста до невозможности: спокойная рысь с шеей вниз, никуда не несемся, и тем более, не скачем. Вольт не сужаем, в гриву не смотрим, ищем внешний повод и им ведем, внутренним даем двигаться. Тут я даже пересокращала – попросили, все-таки, дать лошадке бежать рысью, а не тюлюпаться. Ездой направо, когда левая рука должна вести, мне сложнее, и получается хуже. И такое чувство, что именно из-за отсутствия привычки делать что-то сложно-координированное левой рукой. Хотя, печатаю, я, к примеру, двумя, но все же асимметричность есть, и видимо, она еще накладывается на кривую посадку (плечи).
Вскоре поехали учебной рысью с переменами направления. Совсем потерялась прямолинейность – стали двигаться все время какой-то кракозяброй. Тогда получила задание: выровнять себя в седле и поехать восьмерки на рыси (вольт направо – вольт налево). Долго тупила с началом (потому что позволяла себе ездить очень примерно, абы где)
, потом долго тупила само переложение, но все же в итоге сделала прилично. Ключевое слово было: «пузом едем строго вперед», управляем перед собой. Потом еще немножко пошагали, и сделали второй галоп.
Но теперь уже точно надо было делать сразу четкий аккуратный подъем – с полуодержкой, без скачек башкой вверх. Самый первый раз я сделала прилично, причем сама не поняла, как. То есть, просто чуть сработала внешним поводом на себя и буквально чуть-чуть притронулась внешней ногой. Бах – и вполне неплохой подъем. Видимо, как-то удачно попала в темп шага и корпус правильно был. Повторить не получилось – рысь или шаг, и мне предложили другое задание, спросив, умею ли я делать осаживание: осаживание ровно на три шага и сразу, без движения вперед, подъем. Я гордо сказала, что умею (хотя внутри был червячок: в рысь поднимать я тоже умею, а вот не получалось у нас с Маней это на двух занятиях), но неожиданно это удалось легко. Само осаживание вообще моментом - с первого раза, ровно, четко, ровно на три шага. Все же Танюшины труды не совсем в песок уходят - что-то во мне застревает.
(Правда, потом пару раз уже получалось криво или не получалось - поворот на заду начинался - но буквально пару раз, а в основном делали нормально). Мне объяснили, что на осаживании ты делаешь ту же самую одержку, поэтому так проще мне понять и запомнить, что от меня надо.
Уже сейчас у меня возникло еще одно подозрение - что это какая-то хорошо известная кобыле связка, и это тоже сильно облегчало жизнь: она уже сама предлагала, и сама стала все делать: и осаживать буквально от мысли, даже иногда до команды, и подниматься сразу с него сама. Не все разы, но время от времени.
А дальше была задача сократить («сделать три темпа спиной на месте» и "подумать про переход в шаг"), потом опять разрешить двинуться. Сократить получалось примерно 1 раз из 6-7 попыток, но все же получалось. Очередной раз почувствовала, как отвечает лошадь на расслабление бедер и руки. Вот научиться этому, и пол дела будет сделано, однозначно. У меня, увы, это получается сильно не сразу, и весьма нестабильно пока.
Ну и на втором галопе мы продолжали веселую игру под названием «павильон ужасов или скаковая лошадь» - хотя уже не с таким энтузиазмом, но упорно. И смех и грех: мимо открытой двери на улицу (метрах в 4!) спокойно пройти по вольту галопом никак нельзя – надо обязательно ускориться и хоть немного задраться, каждый круг. Прямо впервые в жизни эту дверь видит, причем на каждом вольту - опять впервые. По этому поводу (или просто совпало, не знаю), получила необычное задание: при езде галопом направо, повернуть нос лошади налево, продолжая движение по вольту с контрпостановлением. В самый первый раз чуть не ушла с вольта налево контргалопом, потому что кобыле передалось мое недоумение: «А как так вообще бывает и что из этого получится?». Но к счастью у меня есть привычка верить тренеру: раз сказали, значит - бывает и все получится, так что я вовремя сориентировалась (едва лишь лошадка выпрямилась относительно дуги вольта): руки держат нос налево, а вот глаза-корпус-коленки рулят по вольту, и все окей. Делали в обе стороны, более или менее успешно (вроде бы).
С "пугалками" она один раз даже чутка вбок шарахнулась на галопе, но выбрала, к счастью, очень удачный для этого момент: я как раз сидела неплохо - расслабленно и внизу, поэтому не потерялась, хотя очень живо ощутила, что если висеть над лошадью, зажимать бедра и стоять на стременах – точно оказалась бы на песочке. Собственно, мне это и Гром совсем недавно пару раз объяснил доходчиво (только не совсем вбок, но не суть), но все равно доходит до меня очень медленно.
Тут мне здорово помогло то, что мы с Таней несколько раз тренировали в бочке, когда она мне твердила: следуй за лошадью; все движение внизу; попа за лошадью, а плечи – за попой, а никак не плечами себя наверху лови. Ну и тренировала все это, играя с Громиком в развороты, а меня надо было сидеть. Только что на галопе мы так почти не делали, но принцип-то тот же. Вот тут он и сработал, к счастью, хотя вперед я все же вывалилась, но в седле осталась, и довольно быстро остановилась. Ну, правда, и шарахнулась она слегка совсем, аккуратненько.
Да и могу еще чуть-чуть похвастаться. После очередной «страшной штуки», мы, махнув куда-то в сторону, незаметно поменяли ногу, и когда возвращались на стенку, куда и ехали, тренер сказала: «Только ногу надо бы обратно поменять». Я быстренько вспомнила, как Таня мне говорила: «Просто подними коня в галоп с галопа» и попробовала это сделать. Получилось! :shock: «Уже сменили», - сказала тренер. Сама я этого так четко, как на Громе, не почувствовала, потому что у нее галоп другой немножко, и я задние ноги так четко как на Громе не слышу. Вроде как поняла, что - да, но уверенности не было.
В конце попробовали сделать еще пару подъемов уже без осаживания, просто с шага – более или менее.
Правда, сильно болтался шенкель на галопе, особенно внутренний. Я и сама чувствовала, и тренер говорила, но никак не понимала, что сделать, чтобы он, не зажавшись и не прижавшись, перестал болтаться. Потом мне сказали, что стало лучше, но я опять не уловила, как, и засчет чего. Видимо, все тот же секрет: бедро с коленом и пяткой вниз.
А перед самым окончанием тренировки мне велели сделать рысь на расслабление – вперед вниз. Ага. Когда я в рамке-то с большим трудом могу удерживать кобылу без того, чтоб она зажалась и неслась. :shock: Но в итоге чутка получилось. На длинном поводу поехала строевой рысью, стараясь максимально сохранит расслабление. Подсказали: не вставай вверх – вставай как можно ниже, только в пятку, - и получилось! И лошадь шейку опустила, пошла реже, спокойнее - почти как большие. :lol: И в самом конце опять задача, на первый взгляд нереальная: переведи в шаг, не трогая поводом. Угу. Ага. Я ее в шаг-то и с поводом далеко не всегда перевести могу, хотя не стесняюсь рукой брать. Но сказали надо, значит надо. «На полном расслаблении, совсем расслабь шенкель (по-моему даже сказали «отведи» или «убери») и вставай все ниже и как можно реже». И да! Заррр-рработало! (с)
В общем, сложно, но интересно. Похвалили меня сегодня забавно: хорошо, сказали, что после прыгов секунд через 20 продолжаю работать, не зажимаюсь, как на позапрошлой тренировке, а - ну прыгнули, и прыгнули, ну и ладно. Привыкаю помаленьку
Теперь вот думаю: наступить на жабу и попробовать туда еще и в субботу выбраться, как планировала, или все-таки ограничиться пока...