Учиться - никогда не поздно. Новый лошадь и в отпуск.

Буду читать теперь твой дневник (ведь можно ж на ты,правда?) с еще большим интересом,потому что ты-НАСТОЯЩАЯ.К сожалению,очень много лицемерия среди окружающих меня православных. Иногда до абсурда. Читаю твой дневник с самого начала, так что вполне могу позволить себе сказать, что знаю тебя давно.Ты не такая, как мои знакомые с постными лицами, осуждающие под хоругвью всех и вся.Светлая, честная, справедливая, по-человечески интересная.Пиши,пожалуйста,побольше,мы так мало знаем об этой стороне жизни)
 
Вот и возникает в сознании ощущение неправильности в отношении образа монахини, занимающейся верховой ездой.
Юль, ты ж знаешь, как я отношусь к спорам ради спора;). Ну возникает, и пусть возникает. Я на то, чтобы служить эталоном, и не претендую.
И от меня - поздравления! Собственно, ты права - настолько необычно это все, что даже не знаю, что еще написать, ну - кроме - что рада за тебя.
Аркадия красивое имя :)
Это - самое главное. Спасибо!
Матушка Аркадия!
Прими и мои поздравления.
Все очень логично, но я все равно удивлена. Просто потому, что .... да ... работу люди в моем окружении меняют чаще. Так что я себе постриг вообще очень смутно представляю. Практически только из кино.
Очень надеюсь, что ты будешь здесь и дальше появляться, рассказывать, как живешь, чем занимаешься - и разрушать киношные мифы.
Спасибо! Я постараюсь.
Постриг - это вообще-то очень личное событие, и как правило они совершаются поздно вечером и при закрытых дверях - присутствуют только сестры монастыря. Там много таких моментов, которые не предназначены для праздного любопытного взора, пусть даже вполне доброжелательного. Но это касается в первую очередь монашеского, т.е. полного пострига. Иноческий и внешне гораздо менее торжественный, более краткий, меньше символических действий. И по сути. Святые отцы сравнивают иноческий постриг с обручением, а монашеский с венчанием - имеется в виду обручение и венчание души человека и Небесного Жениха Христа. Поэтому иноческий постриг увидеть попроще, чем монашеский, но не всегда даже толком поймешь со стороны, что происходит.
А сколько продлиться этот первый этап "иночество"? Или это все индивидуально?
Благодарю за поздравление! Это - очень индивидуально и очень от многих факторов зависит. У меня есть знакомая, она - уже 13 лет инокиня, но это скорее исключение, обычно бывает быстрее. В общем, я об этом и не задумываюсь пока - мне бы то, что свершилось пережить. На самом деле, очень трудно словами передать. Я много читала, теоретически все знала, но и представить себе не могла, насколько глубоко это меняет изнутри, насколько серьезно проживается.

Большое спасибо всем! Остальным попозже отвечу - надо бежать работать)
 
И тут тоже поздравляю.:) Выше написали много хороших слов, а у меня сейчас как-то со словами не складывается, так чтобы впопад и к месту. Поэтому просто поздравляю и все.
Почти совсем не удивлена.:)
Скорее удивилась предположению, что ты теперь должна как-то существенно изменить свой образ жизни. Мне кажется в твоей жизни и так не было ничего, не совместимого с новым состоянием.
 
Аркадия, примите поздравления!

Читаю ваш дневник давно и с большим интересом, но все как-то молча. Но не поздравить не могу.

Все важное и доброе уже сказано выше, поэтому я просто присоединюсь к словам тех, кто лучше и дольше вас знает. Поздравляю!
 
Матушка Аркадия! Примите мои искренние поздравления! Света и мира в душе!
Радостно читать, что нашелся свой, настоящий, путь. И даже если он будет труден, то награда за него велика.
 
Так что монашество и лошади могут быть совместимы – это точно.
И рада, что дневник не планируется бросать. Очень хочется дальнейших новостей из новой жизни.
Матушка Аркадия, поздравляю вас с таким значимым и радостным событием в вашей жизни! Восхищаюсь вашим мужеством и силой веры. Светлого пути вам! И не забывайте нас, пожалуйста.;)
Благодарю! Совместимо многое может быть, конечно, а как оно там на деле будет - поживем увидим.
Поздравляю)
Действительно было заметно что к этому идет.
Ждем рассказов) очень интересно как это все происходит.
Внешне иноческий постриг состоит прежде всего в том, что у человека отстригается часть волос и он облачается в особые иноческие одежды, которые носят символическое значение.
Пострижение волос - символ того, что человек всего себя посвящает Богу. Волосы как часть плоти являются символической жертвой. У нас в музее хранятся особые постригальные ножницы XIX века - у них между ручками в серединке сделана выемка в форме креста, вот ими и постригали. Волосы эти потом хранят всю жизнь и кладут во гроб.
Вторая составляющая пострига - облачение в специальные одежды. Священник-монах их благословляет и подает, а одевать помогают старшие монахини, которые были пострижены ранее, и прежде всего - духовная мать, которая потом принимает на себя ответственность за душу новоначальной инокини, становится ее восприемницей по постригу, подобно тому, как крестные у детей при крещении.
Перед этим и после этого читаются особые молитвы, в которых приносится благодарение Богу, за то что Он призвал рабу Божию на служение Себе и испрашивается помощь в трудах и подвигах.
Это - внешняя сторона, обряд. А по сути в этот момент происходит смерть прежнего, мирского человека, и рождение нового, Божьего - не в смысле личной святости Божьего, конечно, а в смысле принадлежности. Потому и имя меняется - прежней меня, которую Катей звали, больше нет, есть инокиня - иная, с новым именем. А поскольку в Православии любая символика носит не внешне-образный характер (как в театре), а сущностный, то есть осознается верующим человеком как высшее, наиболее подлинное и полное проявление реальности, то по ощущениям все именно так и есть. Так что монах - самый счастливый человек на земле: ему повезло при жизни родиться еще раз и получить новую чистую жизнь, оставив все ветхое, ненужное и скверное.
Один старец сказал, что если бы люди заранее знали, как трудно быть монахом, то никто не решился бы уйти в монастырь. Но если бы люди знали, какая радость быть монахом, то в миру бы никого не осталось.
@Altusha , благодарю!
Буду читать теперь твой дневник (ведь можно ж на ты,правда?) с еще большим интересом,потому что ты-НАСТОЯЩАЯ.К сожалению,очень много лицемерия среди окружающих меня православных. Иногда до абсурда. Читаю твой дневник с самого начала, так что вполне могу позволить себе сказать, что знаю тебя давно.Ты не такая, как мои знакомые с постными лицами, осуждающие под хоругвью всех и вся.Светлая, честная, справедливая, по-человечески интересная.Пиши,пожалуйста,побольше,мы так мало знаем об этой стороне жизни)
Конечно, на "ты". Спасибо на добром слове, но мне кажется, что тут дело больше не во мне. Православные люди, конечно, тоже разные, но часто к тем, кто не скрывает свою религиозность, относятся с повышенной требовательностью. На примере батюшек это очень видно - как им вечно достается за то, что для других людей считается нормой или, в крайнем случае, досадной мелочью. Тут невежливо встретил, там резко ответил - все, недостойный! Потому что к ним заведомо приступают с высочайшим эталоном и любые несоответствия огорчают и раздражают. С одной стороны, это правильно и хорошо - это та непримиримая тяга русского человека к высшему идеалу, о которой еще Достоевский писал. А с другой стороны, отсюда же стереотипы о лицемерии православных. Конечно - они же христиане, как же при этом до сих пор не святые?!:D. В реальном общении это сильнее проявляется, а тут мы все начали общение совершенно в другом контексте, вот и отношение успело сформироваться без предубеждений. А если без предубеждений подходить, то в каждом человеке очень много хорошего;).
И тут тоже поздравляю.:) Выше написали много хороших слов, а у меня сейчас как-то со словами не складывается, так чтобы впопад и к месту. Поэтому просто поздравляю и все.
Почти совсем не удивлена.:)
Скорее удивилась предположению, что ты теперь должна как-то существенно изменить свой образ жизни. Мне кажется в твоей жизни и так не было ничего, не совместимого с новым состоянием.
Спасибо! Ну, по самому большому счету, наверное, да - иначе бы меня никогда и не благословили на постриг. Но в деталях и конкретностях, конечно, очень многое меняется, что-то сразу, что-то постепенно. Это личное, писать подробно обо всем публично невозможно, но очень странно и неправильно было бы, если бы изменилось имя, а все остальное осталось бы прежним.
@матаня , @alaena, спасибо!
 
Последнее редактирование:
прежней меня, которую Катей звали, больше нет, есть инокиня - иная, с новым именем.
А паспорт тоже меняется?
иначе бы меня никогда и не благословили на постриг.
Бесконечное множество историй о том, как жил себе человек, а потом вдруг решил уйти в монастырь и стал монахом. Но это истории из прошлого. Поменялось ли в "правилах приема" что-то с течением времени? Какие-то... эээ... пожелания к желающему вступить в братию есть? Могут ли отказать человеку (ну или посоветовать прийти позже)?
 
А паспорт тоже меняется?
Бесконечное множество историй о том, как жил себе человек, а потом вдруг решил уйти в монастырь и стал монахом. Но это истории из прошлого. Поменялось ли в "правилах приема" что-то с течением времени? Какие-то... эээ... пожелания к желающему вступить в братию есть? Могут ли отказать человеку (ну или посоветовать прийти позже)?
Паспорт не меняется, т.к. в современной России по инерции советских времен все церковное отделено. Поэтому во всех официальных церковных документах, касающихся монахов, полное мирское имя указывается в скобках после монашеского, чтобы исключить любую двусмысленность. Впрочем, если я захочу, то могу и паспорт поменять - по закону любой гражданин имеет право изменить свою фамилию, имя и отчество - но обычно этого не делают, нет нужды. Также в современной России монах законодательно ничем не отличается от всех прочих граждан. А вот до революции существовал ряд чисто внешних ограничений, например - на владение недвижимым имуществом, на право завещания и наследования, на право перемены места жительства и нек.другие.
"Правила приема" в монастырь кардинально не менялись. Главное условие - это горячее и твердое сознательное желание, ну и разумеется православная вера, последнее, надеюсь, очевидно. Есть еще и чисто внешние условия - не могут поступить в монастырь лица, состоящие в браке (даже если не венчанном, но зарегистрированном государством), таким все равно надо вначале официально развестись, если их брак фактически распался. Бывает, правда, супруги идут в монастырь вместе по обоюдному желанию (естественно, каждый в свой, как правило - уже в пожилом возрасте), как в таких случаях это оформляют, я не знаю, такое все же нечасто бывает. Также не могут поступить в монастырь лица, имеющие несовершеннолетних детей (даже если это папа, который только алименты платит, все равно), и лица, обремененные долговыми обязательствами (например, ипотекой или кредитами) - им вначале надо рассчитаться.
Ну и понятие "твердое сознательное желание" предполагает как минимум совершеннолетний возраст. Вроде все.
Конечно, детали могут отличаться в зависимости от конкретного монастыря. В некоторых обителях не принимают психически нездоровых людей, в некоторых, особенно в бедных и суровых в плане быта - не принимают людей старше определенного возраста (65 лет, например). И в любом случае каждый раз все решается индивидуально. Настоятель или настоятельница беседует с желающим поступить в обитель и принимает решение, никаких "рычагов воздействия" на это решение ни у кого нет - только его/ее воля и ответственность.
Посоветовать прийти попозже или вовсе пока отказаться от этой идеи могут сплошь и рядом. Если духовное начальство увидит, что человек не имеет здравого представления о монашестве, то зачем же ему зря терять время, мучиться и разочаровываться?
И в любом случае, пришедший в монастырь достаточно долго живет в нем в статусе трудника или послушника, т.е. без принесения обетов, без пострига, сохраняя полную свободу в любой момент развернуться и уйти. Соответственно, и у настоятеля/настоятельницы сохраняется свобода в любой момент отправить человека из обители. Но последнее, конечно, делается только в случае каких-либо серьезных реальных вылезших проблем (психическое нездоровье, запойное пьянство, регулярное воровство, блуд, открытое принципиальное неповиновение и т.п.). Послушник же может никаких причин не объяснять - собраться, благословиться и уехать. Может и в другой монастырь попробовать поступить, сразу или через время. Ему гораздо проще в этом плане, чем начальствующим.
Решение о постриге, соответственно, тоже принимает настоятель, когда сочтет нужным. Может хоть 10 лет в послушниках держать, хоть 20. Минимально - год, но при необходимости могут сделать исключение.
 
с праздником и привет из кижей)))
clip_image017.jpg
 
Как интересно! Поздравляю с новой жизнью!

У меня вот есть вопрос насчёт семьи. Как я понимаю, у монахов-мужчин может быть семья, а у женщины нет? Почему такое различие? Я могу ошибаться, но природное стремление женщины иметь детей, скорее всего, сильнее, чем у мужчины, как с этим справляются монахини?
 
Как интересно! Поздравляю с новой жизнью!

У меня вот есть вопрос насчёт семьи. Как я понимаю, у монахов-мужчин может быть семья, а у женщины нет? Почему такое различие? Я могу ошибаться, но природное стремление женщины иметь детей, скорее всего, сильнее, чем у мужчины, как с этим справляются монахини?
У монаха не может быть семьи вне зависимости от пола.
 
Семья вроде у священнослужителя может быть. А монахи и монахини дают обет безбрачия, насколько я знаю.
 
Да, я уже подумала о том, что перепутала, когда написала. Не очень чувствую разницу, очень далека от церкви. Спасибо за поправку.
 
Дети же не обязательно, чтобы собственного производства. Масса детей остается без попечения, а при монастырях у них настоящая человеческая забота, я сама это видела.
 
Монастыри, к сожалению, тоже разные бывают. Я сталкивалась с разными проявлениями. Но Катя, я верю, найдет в жизни самое лучшее. Она заслужила и работает над этим.
 
С Праздником Флора и Лавра!
Катя, спасибо, первая всех поздравила!

Да, обет целомудрия дают все монахи, независимо от пола. Но в православной церкви священники могут быть монашествующими, а могут быть семейными. Святые отцы в древности рассудили, что общее количество священников, которое необходимо для нормальной жизни церкви в христианском народе, намного больше количества людей, чувствующих особое влечение к сугубой подвижнической жизни. Поэтому и постановили, что подвиг должен быть добровольным, а с другой стороны, и людей без церквей и батюшек оставить нельзя. Так что большинство священников у нас именно "белые", т.е. имеют жену и по возможности детей)). Правда, тут тоже есть ограничения: желающий стать священником должен до этого найти спутницу жизни и вступить в церковный брак (венчаться). Причем строго по канонам жена его должна быть девственницей - то есть, применительно к нашему времени, как минимум не из разведенных. А после рукоположения в священники батюшка уже не может ни развестись, ни тем более жениться второй раз, даже если жена умрет. Молодые священники-вдовцы, как правило, принимают постриг (если нет малолетних детей; если есть - приходится одному поднимать). Зато в семьях духовенства не принято ограничивать рождаемость без особо уважительных причин (такой может быть проблемы со здоровьем у матушки). Имея твердую веру и надежду на Бога, они следуют принципу: "Бог даст ротОк, даст и хлеба кусок". Собственно, чтобы дети священников голодали, на Руси от века и не слыхано - прихожане точно не позволят, так что все так и происходит. Так что семьи обычно многодетные, и наша демография во многом за счет них не проваливается окончательно:D.
Но высшие церковные должности могут занимать только "черное" духовенство, т.е. монашествующие. Любой архиерей, митрополит, патриарх - обязательно монах.
У католиков не так - у них все духовенство дает обет безбрачия "целибат", чтобы посвящать себя только служению Богу и духовным детям, не отвлекаясь на семью. История показала, что, к сожалению, такое вроде и правильное, но чрезмерное стремление к идеалу ведет к умножению злоупотреблений. Они везде встречаются, но в православии, к счастью, значительно реже.

Разница между священником и монахом в том, что священник может совершать Таинства, т.е. вести богослужение, а монах - нет. Это как бы параллельные линии: священник может быть монахом, может не быть; монах может быть священником, может не быть.
Ну а с монахиням проще, женского священства у нас, к счастью, нету, никакой путаницы:D.

Стремление иметь детей, конечно, есть. Но, во-первых, далеко не все приходят в монастырь в юном возрасте - даже чаще в наше время там можно увидеть женщин, чьи дети благополучно выросли и живут своей жизнью, регулярно навещая маму:). Во-вторых, при монастырях, особенно женских, часто открывают приюты, обычно для девочек - опять же, по нашему времени, очень социально востребованное служение. А самое главное, что монахинь не случайно же в народе зовут матушками - монастырь это большая семья, старшие опекают младших, все вместе - мирян, которые ищут в монастырях утешения в скорбях и бедах. Как ни странно, но материнский инстинкт в нормальном монастыре реализуется в чем-то даже более широко, чем в семье: у какой мамы еще будет 10-20-40-70 дочек? А для любой настоятельницы все сестры - ее дети, причем не абстрактно: каждую накормить, одеть-обуть, узнать, как вон та спала, не надо ли эту лечить, почему у той глаза заплаканы, да еще решить проблему, как вон тех двух помирить:D. Обычные мысли:D. И все старшие сестры ей в этом помогают.

Монастыри, конечно, разные, как и все на этой земле. И люди в них - тоже. Но несовершенство реальности никогда не может убить в человеке стремления к идеалу, и слава Богу:)
 
То, что я видела, напомнило фильм про пансион Небесные Ласточки :) Девочек учат всем работам по хозяйству: шитье, наведение порядка, работа на кухне. Умеют все, от кружев, до пончиков с вареньем. Учат принимать обычных гостей, общаться с обычными людьми - девочкам жить в мире.
 
Сверху