С Праздником Флора и Лавра!
Катя, спасибо, первая всех поздравила!
Да, обет целомудрия дают все монахи, независимо от пола. Но в православной церкви священники могут быть монашествующими, а могут быть семейными. Святые отцы в древности рассудили, что общее количество священников, которое необходимо для нормальной жизни церкви в христианском народе, намного больше количества людей, чувствующих особое влечение к сугубой подвижнической жизни. Поэтому и постановили, что подвиг должен быть добровольным, а с другой стороны, и людей без церквей и батюшек оставить нельзя. Так что большинство священников у нас именно "белые", т.е. имеют жену и по возможности детей)). Правда, тут тоже есть ограничения: желающий стать священником должен до этого найти спутницу жизни и вступить в церковный брак (венчаться). Причем строго по канонам жена его должна быть девственницей - то есть, применительно к нашему времени, как минимум не из разведенных. А после рукоположения в священники батюшка уже не может ни развестись, ни тем более жениться второй раз, даже если жена умрет. Молодые священники-вдовцы, как правило, принимают постриг (если нет малолетних детей; если есть - приходится одному поднимать). Зато в семьях духовенства не принято ограничивать рождаемость без особо уважительных причин (такой может быть проблемы со здоровьем у матушки). Имея твердую веру и надежду на Бога, они следуют принципу: "Бог даст ротОк, даст и хлеба кусок". Собственно, чтобы дети священников голодали, на Руси от века и не слыхано - прихожане точно не позволят, так что все так и происходит. Так что семьи обычно многодетные, и наша демография во многом за счет них не проваливается окончательно
.
Но высшие церковные должности могут занимать только "черное" духовенство, т.е. монашествующие. Любой архиерей, митрополит, патриарх - обязательно монах.
У католиков не так - у них все духовенство дает обет безбрачия "целибат", чтобы посвящать себя только служению Богу и духовным детям, не отвлекаясь на семью. История показала, что, к сожалению, такое вроде и правильное, но чрезмерное стремление к идеалу ведет к умножению злоупотреблений. Они везде встречаются, но в православии, к счастью, значительно реже.
Разница между священником и монахом в том, что священник может совершать Таинства, т.е. вести богослужение, а монах - нет. Это как бы параллельные линии: священник может быть монахом, может не быть; монах может быть священником, может не быть.
Ну а с монахиням проще, женского священства у нас, к счастью, нету, никакой путаницы
.
Стремление иметь детей, конечно, есть. Но, во-первых, далеко не все приходят в монастырь в юном возрасте - даже чаще в наше время там можно увидеть женщин, чьи дети благополучно выросли и живут своей жизнью, регулярно навещая маму
. Во-вторых, при монастырях, особенно женских, часто открывают приюты, обычно для девочек - опять же, по нашему времени, очень социально востребованное служение. А самое главное, что монахинь не случайно же в народе зовут матушками - монастырь это большая семья, старшие опекают младших, все вместе - мирян, которые ищут в монастырях утешения в скорбях и бедах. Как ни странно, но материнский инстинкт в нормальном монастыре реализуется в чем-то даже более широко, чем в семье: у какой мамы еще будет 10-20-40-70 дочек? А для любой настоятельницы все сестры - ее дети, причем не абстрактно: каждую накормить, одеть-обуть, узнать, как вон та спала, не надо ли эту лечить, почему у той глаза заплаканы, да еще решить проблему, как вон тех двух помирить
. Обычные мысли
. И все старшие сестры ей в этом помогают.
Монастыри, конечно, разные, как и все на этой земле. И люди в них - тоже. Но несовершенство реальности никогда не может убить в человеке стремления к идеалу, и слава Богу