Учиться - никогда не поздно. Новый лошадь и в отпуск.

Матушка Аркадия, ваш дневник читаю очень редко, сейчас зашла и с большим душевным волнением прочитала вашу радостную новость. Дай вам Бог всего самого лучшего на вашем светлом пути.
 
Ну раз тут такая своеборазная пресс конференция, я спрошу.
Как церковь относится к прихожанам, которые выполняют... не знаю, даже, как это назвать - заповеди? обеты? не полностью. Вот я, например, в церковь хожу всего несколько раз в год - на Пасху, Вербное, Рождество и пару раз в течение года не по праздникам. Пост не соблюдаю, из молитв знаю только Отче Наш, да и во многих вековых правилах мне видится много человеческого, продиктованного скорее жизнью, нежели чем-то божественным :oops:
Я, естественно, ни с кем в споры не вступаю, что б ненароком никого не обидеть. Но вопрос интересовал всегда и тут, вроде бы, достаточно снисходительная беседа по отношению к мирянам
 
Урок православной культуры у меня был обязательным, стоял четвертым (последним) уроком в субботу. :) Но даже никогда не прогуливающая я ничегошеньки не помню - вели его ужасно бестолково и в среднем преподаватель держался 4-5 недель ))
 
А у нас, как сейчас помню, был предмет "Основы духовной культуры" в 1 или 2 классе (и это до реформы было, год 96-97). Мы учили наизусть молитвы, рисовали картинки из Библии и ходили на всякие православные экскурсии. Мне очень нравилось, и я рада, что родители этому интересу не препятствовали. Так что интерес к религии сохранился до сих пор.
 
Ну раз тут такая своеборазная пресс конференция, я спрошу.
Как церковь относится к прихожанам, которые выполняют... не знаю, даже, как это назвать - заповеди? обеты? не полностью.
Церковь ко всем прихожанам относится как к своим детям. Дети бывают усердные и ленивые, послушные и строптивые, радуют и огорчают. Конечно, любой матери хочется, чтобы ребенок делал хорошо и не делал плохо, но мудрая мать радуется тому хорошему, что в дитенке уже есть, а к плохому относится с терпением, стараясь исправить.
Господь каждого ведет своим путем. Если вера есть, и человек живет по совести, то рано или поздно она прорастает в человеке, у каждого в свое время. Конечно, залогом нормальной духовной жизни в православии является исповедь и Причастие - без этого человек фактически не является полноценны членом церкви. Но бывает, что потребность в этом осознается не сразу. Господь умеет ждать: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" - это из Апокалипсиса.
Таких людей, как вы описали, иногда в шутку называют не "прихожане", а "захожане":). А относятся с любовью, как ко всем. От них ничего особо не ждут и не требуют, радуются, что хотя бы так пришли. Вот постоянного прихожанина батюшка может и отругать, и епитимью наложить, и заставить себя ждать, если занят, и попросить в чем-то конкретном помочь - куда-то сходить, что-то тяжелое отнести... И не только батюшка - свечница, уборщица, любой. Церковь же - общее дело. А "захожан" обычно не беспокоят, не обременяют, чтоб не испугались и не убежали:D:):). Батюшки к ним гораздо более снисходительны - если они ищут общения, то разъясняют, убеждают, уговаривают, а не ругают и не строжат:).
А в древних правилах Божественное с житейским и человеческим очень тонко и премудро переплетается. Это, на самом деле, настолько красиво получается, что у меня просто дух захватывает. Будешь 100 лет думать, а так не додумаешься. Человек ведь из духа и плоти состоит в равной степени, поэтому надо все учитывать. В Православии за века этому научились отменно.

В школе сейчас надо выбирать - Основы православной культуры или Основы светской этики. Родители голосуют. С преподавателями ОПК просто беда - учителей в целом не хватает, а по этой дисциплине их толком никто не готовил никогда вообще. Поэтому редко кому везет. Да еще и на уровне администрации нередко активно идет противодействие, во всяком случае в Питере - тут всеми правдами и неправдами воздействуют на родителей, чтоб не смели выбирать ОПК, не мытьем, так катаньем. Это принципиальная позиция ГорОНО (не знаю точно, как оно там сейчас называется).
 
У нас в институте такой предмет был. Но давали все: и основы светской этики, и основы трех мировых религий (буддизм, христианство и ислам), и влияние их на мировую культуру, и основы культуры и эстетики.
Преподаватель была классная! Но предмет был "побочный", только условный зачет.

Представьте себе реакцию группы школьников 10-го класса, если им экскурсию по музею выйдет вести монахиня:D. И так-то, когда я в платке и длинной юбке выхожу, всякие комментарии за спиной развлекают регулярно:D.

А школьники совершенно правильно удивятся: монахиня должна быть в монастыре, а не экскурсоводом в литературном музее.

По мне так наоборот. Вот по одежде уже видно, что человек необычный: платок, юбка до полу. Начинается отгадывание: что за секта, куда заманивать будет? А так моныхиня - и монахиня. Все складывается в полноценную картинку. Экзотика, но более понятная.
 
Матушка Аркадия, а мне вот какой вопрос хочется задать.
Сразу скажу, что не обижусь, если не ответите. Уж больно он личный.:oops:

А когда именно у вас зародилась мысль о монашестве и как долго (по времени) вы к этому шли?
 
Я ничего не понимаю во французском кино - наверное, дело именно в этом, так что с удовольствием поверю Вам на слово:)
Аркадия (главное, не перепутать и всегда называть тебя теперь только так), неужели ты правда не смотрела старых комедий с Луи де Фюнесом?
А лошади - это вроде как мирское. Светсткое развлечение. Плюс не дешёвое, а вроде как предполагается отказ от материальных благ. Вот и возникает в сознании ощущение неправильности в отношении образа монахини, занимающейся верховой ездой.
Нет, вот этого совсем не возникает. Лошади - это высокое и духовное. И совсем не роскошь, а необходимое для души.
Причем строго по канонам жена его должна быть девственницей - то есть, применительно к нашему времени, как минимум не из разведенных.
Очень удивилось. Т.е. если женщина сожительствовала с кем-то, не вступая в брак, то она потом спокойно может выйти за будущего священника? Главное - не регистрировать другие отношения, а честь потерять можно?
В облачении по канонам положено ходить постоянно - в подряснике, поясе и апостольнике.
А как же тогда ездить верхом, ну или там в бассейн ходить, или гимнастикой заниматься? Это ведь не запрещено, как я поняла?
В школе сейчас надо выбирать - Основы православной культуры или Основы светской этики. ...Да еще и на уровне администрации нередко активно идет противодействие, во всяком случае в Питере - тут всеми правдами и неправдами воздействуют на родителей, чтоб не смели выбирать ОПК, не мытьем, так катаньем. Это принципиальная позиция ГорОНО ....
А вот тут, Аркадия, моя позиция совпадает с ГорОНО. Школа должна быть отделена от церкви, если это не школа с религиозным уклоном. Мы живем в многоконфессиональной стране, в которой и атеизм никто не запрещал. Слава Б-гу. Я знаю, ты - разумный человек, и тебя не должна обидеть моя откровенность.
Но давали все: и основы светской этики, и основы трех мировых религий (буддизм, христианство и ислам), и влияние их на мировую культуру, и основы культуры и эстетики.
Вот это - правильная мысль. Такой предмет был бы полезен с точки зрения эрудиции школьников.
 
А вот тут, Аркадия, моя позиция совпадает с ГорОНО. Школа должна быть отделена от церкви, если это не школа с религиозным уклоном. Мы живем в многоконфессиональной стране, в которой и атеизм никто не запрещал. Слава Б-гу. Я знаю, ты - разумный человек, и тебя не должна обидеть моя откровенность.
Дело в том, что почти вся история России стояла и стоит на православной культуре. Невозможно понять историю России, невозможно понять ее живопись, музыку и литературу, если ты ничего не знаешь о православии. Того же Достоевского нельзя понять, метания Толстого нельзя понять, да "Станционного смотрителя", и то не поймешь, если не знаешь православной культуры. Это наши корни, это наша основа основ, можно быть атеистом, но не невеждой.
 
почти вся история России стояла и стоит на православной культуре.
Несомненно, религия играет большую роль как в мировой истории, так и в истории отдельных стран, в том числе России. И да, невежество - это плохо. Поэтому я думаю, что тот предмет, о котором написала @Корона , - идеален для ликвидации невежества в этой области.
 
Такой предмет был бы полезен с точки зрения эрудиции школьников.
Он есть. Мои старшие уже прошли. На родительском собрании из небольшого списка курсов я выбрала этот.
7ee59111-0991-11e3-983e-0050569c0d55.jpg
 
У нас что-то подобное было в школе в 8 классе. Но совсем чуть-чуть.
А мы тут с одногруппницами тоже разговаривали на эту тему, и одну из них возмутило, что ее младшему брату преподавали... основы ислама.
 
Очень удивилось. Т.е. если женщина сожительствовала с кем-то, не вступая в брак, то она потом спокойно может выйти за будущего священника? Главное - не регистрировать другие отношения, а честь потерять можно?
Вопросы потери чести регулируются иными религиозными нормами (скажем так, общими), чем вопросы о невесте будущего священника. Честь терять нельзя - но нельзя всем, а не только будущей попадье.
 
Дело в том, что почти вся история России стояла и стоит на православной культуре
Да, но не все России. Вы говорите чисто о Руси. Потому что живете на территории бывшей Руси.
А Россия гораздо больше. Я жила совсем в другом конце Российской Федерации. Мне казахи были ближе, чем москвичи. В прямом смысле. Соседи. А это ислам.

История алтайцев, история башкиров, история тувинцев, история татар, история якутов не стоит на православной культуре. Сделать вид, что их нет в стране? Что они второго сорта? Это не "понаехали тут", это коренные россияне.
Совсем не помешают школьникам знания о тех, кто живет рядом.

Да и от мировой культуры не стоит прятаться. Не нужен железный занавес. Стоит иметь хотя бы общее представление о других народах, культурах и религиях. Ведь на уроках физики тоже дети знакомятся с достижениями человечества, а не ограничиваются Ломоносовым.

У нас это было не в школе, а в институте. Ректор посчитал, что инженеры должны быть культурными и всесторонне развитыми людьми, а не только глухими технарями.

Интересно, что когда мы в прошлом году знакомились с иранцем, который сказал, что он не мусульманин, зоростриец, то оказалось, что никто (!), кроме меня, даже слова такого не слышал. Из десяти человек, неглупых, образованных и весьма эрудированных - никто! А ведь это традиционная религия в Иране. Это тоже основа культуры человечества. Более того, это самая древняя монотеическая религия, основа, так сказать.
 
Последнее редактирование:
Спросить все стеснялась, не выдержала.:oops:
Меня очень волнует как родители отнеслись к выбору матушки Аркадии.
 
У нас это было не в школе, а в институте. Ректор посчитал, что инженеры должны быть культурными и всесторонне развитыми людьми, а не только глухими технорями.
Нам про религию рассказывали на первом курсе на философии. Собственно, у нас на первом курсе было много дисциплин, не имеющих отношение ни к ветеринарии, ни к биологии: нам преподавали историю, физику и математику. А в колледже еще была культура речи (странно, что в институте ее не было, хотя по программе должна была быть - это такой предмет, который учит правильной и грамотной речи).
 
Мать Аркадия, разрешите от всей души поздравить Вас с выбором! И муж мой поздравляет, хотя и не знаком с дневником. Мирскому человеку очень сложно понять всю глубину и важность такой смены жизни. Это не просто изменение стиля жизни, это переход к совсем другой её (не могу подобрать правильного слова) ориентации, что ли. Как говорит наш священник, принимаешь постриг тогда, когда не можешь его не принять.

Монашество сейчас возрождается семимильными шагами. При этом немного сдвигаются акценты: у монахов появляется больше социального служения. Раньше после ухода в монастырь человек вообще рвал связи с миром, полностью (отсюда и смена имени), старался отгородиться от мирян, чтобы не мешали сосредоточиться на главном. Сейчас монахи часто берут на себя функцию социально-просветительскую, например, недавно у нас при Давидовой Пустыни проходил чемпионат по футболу для детей. Секции бесплатные, тренер - доброволец из прихожан, турнир организовывали на спонсорские деньги. Дети в основном неблагополучные, для них этот футбол плюс добровольно-принудительный поход на службу по праздникам очень важен. Организует секции и соревнования монастырь.

Насчет восприятия монашества - даже мне было удивительно смотреть на монахов, ездящих по футбольному полю на сигвеях :). Все равно у человека в голове образ монаха - это такой суровый старец-отшельник. О лошадях - имхо, если есть благословение, то лошади - это прекрасно. Да, монашка, хорошо едущая МП, будет вызывать когнитивный диссонанс, но пусть привыкают :).

Да еще и на уровне администрации нередко активно идет противодействие, во всяком случае в Питере - тут всеми правдами и неправдами воздействуют на родителей, чтоб не смели выбирать ОПК, не мытьем, так катаньем. Это принципиальная позиция ГорОНО (не знаю точно, как оно там сейчас называется)
У нас в школе очень давили, чтобы была светская этика. Я говорила с директором, благо мы хорошо общаемся, он сказал, что потому как нет педагога. Из воскресной школы пригласить без оформления на ставку он не может, ему административно проще дать ставку по светской этике географичке. К слову, у старшей дочери мы пробили Основы православия. Она уже тогда многое знала и приходила с занятий с воооот такими глазами. Учительница путала Ветхий и Новый Заветы, считала, что 10 заповедей были дадены Христу и пр. Через год мы попросили поставить нам светскую этику :). Пусть в воскресной школе нормально Закон Божий изучают, чем так.

А вот основы религий, как @Корона описывает, я бы в школе ввела. Можно как раздел обществознания. Тут глубокие знания учителя не так нужны, хороший учебник = базовые знания. И вреда меньше, если учитель идиот.
 
Интересно, что когда мы в прошлом году знакомились с иранцем, который сказал, что он не мусульманин, зоростриец, то оказалось, что никто (!), кроме меня, даже слова такого не слышал. Из десяти человек, неглупых, образованных и весьма эрудированных - никто! А ведь это традиционная религия в Иране. Это тоже основа культуры человечества. Более того, это самая древняя монотеическая религия, основа, так сказать.
Угу, вопросы экскурсоводу "Скажите, а почему Богородицу всегда изображают с мальчиком на руках, и никогда с девочкой?" из той же оперы.
Я писала, что о православии знать нужно, но я нигде не писала, что знать надо ТОЛЬКО о православии, и более ни о чем.
 
Сверху