Учиться - никогда не поздно. Новый лошадь и в отпуск.

С т.зр. православия - ДУШИ (как у человека, о спасении которой надо заботиться) нет. Душа в обывательском понимании, разумеется, есть, потому они и одушевленные.

Тут не соглашусь...

"...Прежде всего, отмечу, что учения Православной Церкви о животных НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Имеются лишь частные мнения по этому поводу Святых Отцов, однако самой Церковью не утверждённых в качестве догмата. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников.
В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.
Сторонники утверждения, что душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, Игнатий Брянчанинов) говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.
Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт., 2, 19-20 )). Причём, сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было НЕТЛЕННЫМ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленны, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, - абсолютно безосновательны. По той простой причине, что Адам и Ева в раю НИ В ЧЁМ НЕ НУЖДАЛИСЬ! Ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.
А теперь обратимся к доводам тех Святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников Игнатия Брянчанинова). В частности, св. архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Который для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты Священного Писания:

- Излию от Духа Моего на ВСЯКУЮ плоть (Иоиль, 2-28);
- НЕТЛЕННЫЙ Твой дух пребывает ВО ВСЁМ (Премудрость Соломона, 12-1).

Из чего архиепископ Лука заключает, что “дух животных… НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СМЕРТНЫМ, ибо и он – от Духа Святого” (НЕТЛЕННОГО – В.К.) (арх. Лука Войно-Ясенецкий: “Дух, душа и тело”, стр.135).
Далее он приводит замечательные строки из послания Римлянам св. апостола Павла:

- Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь ОСВОБОЖДЕНА БУДЕТ ОТ РАБСТВА ТЛЕНИЮ… (Рим., 19-22).

Комментируя эти строки, архиепископ Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира…и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и СТРАДАНИЯМ” (арх. Лука Войно-Ясенецкий: “Дух, душа и тело”, стр. 135). Из чего многие священники к тому же делают непреложный вывод о том, что мы перед животными – В НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ! Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты НЕ БЫЛИ!
Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, “волк и ягнёнок будут пастись ВМЕСТЕ; и лев, как вол, будет есть СОЛОМУ” (Исайя, 65-25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них (протоиерей Максим Козлов: “Детский Катехизис, стр. 34).
По слову архиепископа Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь ТИХОЙ РАДОСТЬЮ в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже НЕ БУДЕТ МУЧИТЬ И ИСТРЕБЛЯТЬ её” (арх. Лука Войно-Ясенецкий: “Дух, душа и тело”, стр. 136).
Именно: “не будет мучить и истреблять…” К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится ПАЛАЧОМ всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью РАЗВЛЕЧЕНИЯ! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе НИ КАПЛИ ХРИСТИАНИНА! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне НЕСОВМЕСТИМА.
Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания:
- Ты любишь ВСЁ существующее, и НИЧЕМ не гнушаешься, что сотворил (“Премудрость Соломона”, гл. 11, стих 25). То есть Бог любит ВСЕХ созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа - тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно ДАРОМ Всевышнего!
Несколько слов о таком явлении как вегетарианство.
“Я дал вам, - сказал Господь первым людям, - всякую траву, сеющую семя… и всякое дерево, у которого плод… - сие будет вам в пищу” (Быт. 1, 29). То есть людям было позволено питаться продуктами исключительно РАСТИТЕЛЬНОГО происхождения. Это после грехопадения Адама и Евы, когда изменилась не только духовная, но и физическая природа человека, Бог, как бы внимая человеческой слабости, разрешил людям употреблять мясо некоторых животных. Об этом повествуется во Второзаконии. Однако если человек имеет в себе силы победить страсть к поеданию плоти, он должен это сделать. “Лучше НЕ ЕСТЬ МЯСА…” – читаем мы в послании св. апостола Павла римлянам (гл. 14, ст.21). А по словам митрополита Сурожского Антония, человечество должно постепенно возвратиться к той первозданной чистоте, какая была у первых людей при их сотворении. И прежде всего необходимо подавить в себе ХИЩНИКА. Причинение невыносимых страданий Божией твари и её убийство есть деяние, НЕ ДОСТОЙНОЕ человека. Известно, что христианские святые (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Николай Чудотворец и т.д.) не употребляли в пищу плоти. А каждый из людей, хоть раз в своей жизни видевший глаза животных, которых везли на бойню, не забудет это поистине трагическое зрелище: во взгляде наших “меньших братьев”, приговорённых человеком к смерти, чувствуешь осознание ими ПРЕДАТЕЛЬСТВА со стороны людей!
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым в монастыре. А когда старец умер и монахи привели льва на могилку святого, зверь громко взревел и тут же скончался…
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.
Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им одежды и т.д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место. И Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление. А именно: к своим “меньшим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой ВЕЩИ. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу. Обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-Божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним - кормить, лечить и т.д. - ДО КОНЦА ЕГО ЖИЗНИ (в исключительных случаях – например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка - необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).
И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.
Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже – забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются ЖАЛОБНО ПИЩАТЬ, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..” И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей!).
Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать ОБЯЗАН. Не позволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого, щенка!
Милосердие – неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель. Причём, сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?
И последнее. Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, ЕДИНОЕ БРАТСТВО ВСЕГО ЖИВОГО – людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы – пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “младший”), но дети ОДНОГО Небесного Отца..."
 
Матушка Аркадия, а как относится Церковь к отданным в монахи насильно? "Сослал муж жену в монастырь..." Если жена против и не хочет, а в монахини берут только по доброй воле пришедших - как такие вопросы решались? (я больше с культурно-исторической точки зрения интересуюсь, сейчас-то так не делают вроде...)
Постриг по своему смыслу насильным быть не может - там постригаемый сам лично трижды подает ножницы иеромонаху, который их опять роняет. Это делается именно в знак полной добровольности и осознанности выбора. Поэтому в современной практике подобное абсолютно исключено, а исторически - это отдельные, исключительные случаи, всегда связанные только с большой политикой. А именно - постригали некоторых цариц в тех случаях, когда они не могли вполне исполнить свой долг, т.е. родить наследника, что для семьи монарха имеет критическое значение. И даже в этих случаях как правило речь шла не о насилии как таковом (связали и постригли), а скорее - словесном и организационном принуждении. Т.е. как правило женщина оказывалась в такой ситуации, когда постриг был для нее наилучшим выходом, и она это понимала и соглашалась, хотя, понятно, без восторга. Эти факты необходимо рассматривать в контексте совершенно иного социального статуса женщины в средневековом обществе, чем сейчас. Тогда и без всякого пострига свободы выбора в жизни у женщины было, прямо скажем, крайне немного по сравнению с сегодняшним днем. И что лучше - добровольно-принудительный постриг или такой же брак с незнакомым человеком по решению других людей без права развода - это еще надо подумать:D. А вторых примеров было на несколько порядков больше, чем первых, причем вплоть до начала ХХ века, да и в наше время встречается.
Характерно, что многие вроде бы насильственно постриженные царицы стали известными подвижницами и даже местночтимыми святыми, как например царица-инокиня Дарья (Анна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного), которая подвизалась в Тихвинском Введенском монастыре вместе с двумя племянницами (разумеется, абсолютно добровольно разделившими с ней монашескую жизнь), в эпоху войны со шведами они втроем скрывалась от них в землянке, чтобы не стать ценными заложницами, перенесли все тяготы такой зимовки. А после подписания Столбовского мира очень много сделала для восстановления родной обители, в том числе и с использованием старых родственных связей. Ее могила во Введенском соборе пользовалась почитанием еще в 19 веке, сейчас восстановлена.
Другой пример - митрополит Филарет (Романов), отец первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича, постриженный против воли вместе с женой по решению Бориса Годунова. Он очень глубоко воспринял это событие как волю Божию и сумел весьма успешно послужить России в новом качестве - монаха и архиерея. Фактически, во много благодаря ему возникла и была разработана концепция "симфонии властей", которая остается идеально гармоничной формой государственного устройства, к сожалению, редко осуществимой на практике.
А есть ли обратный путь?
Духовно и по сути - нет. Любой обратный путь будет клятвопреступлением, нарушением обета. Но в жизни всякое случается, и это еще одна причина того, что существует институт иночества. Все-таки, поскольку обеты вслух еще не произносились, то на иноке, вернувшемся в мир, не столь тяжкая печать клятвопреступника, как на монахе полного пострижения, если он вдруг вздумает вступить в брак. Опять же, уместно обратиться к законам Российской Империи. Там такие случаи предусмотрены - как раз потому, что немощные люди всегда есть, и даже то, что запрещено, может случаться, и надо было как-то разбираться с последствиями. Поскольку монашество носило официально-государственный характер, то и все, связанное с ним, прописывалось в законодательных нормах. Так вот, по законам Царской России, инок, вернувшийся в мир, получал обратно все права, положенные ему от рождения (т.е. возвращался в свое сословие), но не получал назад никакие благоприобретенные им до монашества чины, звания или награды, ничего из заработанного ранее. Кроме того, на него налагалась епитимья на 7 лет (отлучение от Причастия, весьма строгое церковное наказание) и ему запрещалось приписываться к обществу в тех местах, где он был монахом (т.е. должен был еще и уехать). Кроме того, таковым навсегда запрещалась государственная гражданская служба - один раз солгавший, уже не считался надежным.

А если этот вопрос рассматривать в контексте вопроса о родителях, то, конечно, никто их без помощи не оставит. У меня есть знакомая - они с сестрой обе постриглись, мама одна. Так она уже несколько лет по благословению игумении живет с мамой, работает медсестрой, т.к. мама старенькая и больная, и одна не может, а других детей нет. Это, конечно, исключение, а не правило, но по необходимости такое делается. Эта инокиня не ушла в мир, просто как бы временно на таком послушании - ухаживать за мамой. Так монаху духовно намного сложнее жить, чем в монастыре, но можно.
Никогда не оценивала ВЕ с этой точки зрения.:eek: Мне нужно это обдумать. Спасибо за новую мысль!:)

Скажем так, есть мнение (не моё, а опытных в духовном плане людей), что совместимы только в рамках очень факультативного занятия.
Условно (пример я сейчас выдумываю на ходу, но думаю, что суть будет ясна): женщина, бежит после работы на конюшню, в то время как могла бы уделить внимание быту и мужу. А на выходных пропускает поход в церковь, чтобы посетить семинар по расчистке копыт. С точки зрения общества, если она сама платит за свои увлечения, а муж заказывает себе пиццу на дом и спокойно без жены весь вечер играет в танчики на компьютере, но это вполне нормальная ситуация. С точки зрения религии - не очень.
А для меня это всегда было именно так. Просто как-то не особо формулировалось...
И Вы опять как-то все описываете очень категорично. Конечно, пропускать воскресную службу нельзя ради даже самого распрекрасного семинара, и голодный муж - это форменное безобразие! Но вряд ли семинар в воскресенье начнется раньше 10 утра, а ранние Литургии есть во всех крупных соборах и монастырях, так что как правило всегда можно успеть и на службу, и на учебу - ну, уйдешь немножко пораньше со службы в виде исключения и чуток опоздаешь на семинар, не велика беда. Собственно, я в Москве когда по конюшням каталась, так и сделала в воскресенье - съездила на раннюю в Новый Иерусалим, к 9 утра уже вернулась, а потом мы с Катюшей поехали по своим конно-развлекательным планам.
И пиццу на дом православным заказывать никто не запрещает - главное, чтобы мужа это устраивало. А тут уже вопрос любви, доверия, понимания... Дело же не в лошадях, а в приоритетах. Да, мир и любовь в семье важнее личного увлечения, будь то лошади или что иное. Но мир и любовь достижимы, если есть взаимное уважение интересов и увлечений друг друга. Мне кажется, не надо быть прямо таким глубоко православным, чтобы это понимать. А если не понимаешь, то лучше бы тогда и семью не заводить, пока не поймешь;).
А тот фрагмент видео с французской монахиней за рулем ты тоже не посмотрела?Это очень разумно. Вообще общение с тобой несколько поднимает репутацию православия в моих глазах. А вот это странно. Я думала, что любви все возрасты покорны. Кстати, на сколько там у Пушкина муж Татьяны был ее старше?
Начала, через минуту соскучилась, и закрыла: длинно и скучно, вместо монахини можно подставить любую блондинку, будет все то же самое. Так просто чуть "острее".
Любви все возрасты покорны, но христианский брак имеет целью деторождение - именно ради этого соединятся муж и жена в плоть едину. Поэтому есть естественные ограничения - те, что будут препятствовать этой главной цели. Сюда относится предельный возраст одного или обоих супругов (70, кажется, лет), слишком большая разница в возрасте (я повторяю, не помню точно, может быть даже и нет этого правила, надо искать-уточнять, а мне сейчас некогда) и близкое родство между супругами. Если соединение заведомо не предполагает деторождение, то такой брак нельзя назвать христианским, и церковь его не освящает. Потому, например, никогда она не будет благословлять однополые "браки" и вообще подобные отношения.

Как-то странно, что получать удовольствие от подчинения другого существа - это не порок, а окошко в рай)))) Мне как-то втемяшилось, что угнетение - это зло.
А потом подумала, что ведь родители тоже подчиняют своих детей ради их же пользы. Так устроен наш мир. Везеде и во всём свой порядок, своя иерархия. И нарушение иерархии ни к чему хорошему не приводит.
...
Стремление делать дело хорошо - это понятно и вызывает законное уважение. Но возникает вопрос, что порождает необходимость делать выездку? И вот тут вот ответы могут быть разными.
Так попробуй-ка подчини полтонны мышц со своим мнением! Нет, понятно, что если применить определенные орудия, то человек - сильнее и страшнее, но лично меня в ВЕ и в первую очередь в выездке привлекает именно возможность договориться с лошадью, т.е. сделать так, чтобы процесс представлял определенный интерес и для нее.
Ну и про иерархи ты абсолютно правильно написала. Животные должны служить человеку, на это они и созданы, а человек должен заботиться о них и беречь их.
Вот сегодня, к примеру, во всех храмах России служили особый молебен "О сохранении всякого творения Божия", т.е., проще говоря, о том, чтобы люди наконец перестали истреблять природу, а стали бы ее беречь и любоваться, прославляя Бога, сотворившего такую красоту и многообразие. Специальный чин разработали, по всем храмам разослали, это инициатива патриарха. Мы тоже служили.

Кстати, хотела спросить - участвовал же батюшка в шоу голос, и успешно. Как к этому относилось его руководство и как сама матушка аркадия?
Про животных Маша очень подробно все расписала, мне бы так ни в жизнь не написать.
А про иеромонаха Фотия - мне очень понравилось. И сам о.Фотий - очень приятный человек, чувствуется, что очень искренний, смиренный, настоящий инок. И то, что он участвовал и победил - отличное доказательство, что у нас народ по-прежнему тянется к чистому и духовному, несмотря на все усилия СМИ. И лишнее свидетельство, что в церковь и в монастырь, вопреки расхожему мнению, люди идут не от ущербности, горя, беды какой-то или от того, что не смогли состояться в миру, а от полноты любви к Богу. И именно с Богом и в Боге раскрывают и реализуют свои таланты максимально полно, полнее, чем их "коллеги" в миру. Такие примеры очень нужны.
 
Последнее редактирование:
Любое хобби - это именно блажь. Прихоть.
Что лошадь, если она не для хозяйства. Что собаки, если они что называется "компаньоны" - это не насущая нужда. Это ради удовольствия.
Это не хобби и не прихоть, это любовь. Любовь - это основа жизни, и при этом она - главная радость и удовольствие.
Как-то странно, что получать удовольствие от подчинения другого существа - это не порок, а окошко в рай))))
В любой системе управления объект управления подчиняется субъекту. В организме человека субъект управления - головной мозг, а объект - все остальное. Это ведь не грех - получать удовольствие от того, что твое тело подчиняется мозгу. Так вот всадник с лошадью - это тоже единая система. И в этой системе место лошади - подчиненное. В системе человек+собака субъект управления - человек, а собака - объект, т.е. подчиняется. А системообразующее свойство, функция системы в обоих случаях - любовь и гармония.
и голодный муж - это форменное безобразие!
Вот никогда не смогу принять мысль, что здорового взрослого человека надо кормить. Хочет есть - пусть ест. При чем тут жена?
Если соединение заведомо не предполагает деторождение, то такой брак нельзя назвать христианским
А если оба неизлечимо бесплодны, независимо от возраста? А если вместо деторождения подразумевается усыновление? Вообще, странно, что любящим людям нельзя соединиться, если по какой-то причине они не могут завести ребенка. Этого я тоже не понимаю. Мне даже кажется, что это соблазн (если я правильно употребляю это слово). Они соединятся все равно, только не вступят в брак, т.е. будут блудить.
 
Когда муж правильный - приятно для него готовить. А если не до готовки... Ну он поймет и справится сам. Если правильный))))
 
Мать Аркадия поздравляю Вас с таким значимым событием в Вашей жизни!
Шаг требующий значительной силы воли и духа не может не вызывать уважения, пусть на Вашем пути Вам сопутствует удача, дорога легкой, а сомнения - не тревожат!

Спасибо большое, что пишите - читать очень интересно, не взирая на личное к религии отношение.

Самую капельку разочарована, потому что кмк вести церковный образ жизни в миру - это сложнее и достойнее, чем уходить в послушании, типа как катать МП дома, чтобы ничего не отвлекало и никто не мешал, проще, чем на стартах в окружении шумной публики)))
Тем не менее - желаю успехов на выбранном поприще!
 
лишнее свидетельство, что в церковь и в монастырь, вопреки расхожему мнению, люди идут не от ущербности, горя, беды какой-то или от того, что не смогли состояться в миру, а от полноты любви к Богу
Да, это тоже очень важно. Абсолютное большинство у нас прямо поражается, когда социально успешный человек принимает постриг. Сразу начинаются подозрения, что кто-то у него умер, жену / мужа найти не может, кредиторы угрожают и пр. Т.е. есть эта устоявшаяся мысль, что в монастырь уходят ОТ чего-то, а не ДЛЯ чего-то.

Насчёт помощи ближайшим родственникам - очень по-разному в разных монастырях. Игумения, разрешивгая монахине жить с больной мамой, имхо, права на 100%. У нас же в семье дальних родственников был другой, гораздо более печальный случай. Муж в 90-е принял постриг и оставил в миру жену с малолетней дочерью. Детали - как ему дали принять постриг при том, что мать девочки уже тогда страдала шизофренией, неизвестны. С женой и дочерью он общение прекратил, жил затворником. Болезнь матери прогрессировала, она начала применять к дочери насилие, водить в дом мужчин и пр. Лишить её родительских прав не получалось, насилие и асоциальный образ доказать в суде не удалось. В общем, кое-как протянули до возраста эмансипации (16 лет), признали мать недееспособной по суду, ибо к тому моменту она уже представляла опасность для окружающих, положили в психиатрическую клинику с переводом в интернат. Дочь мать навещает, но её (матери) ситуация не внушает оптимизма. Дочь выросла очень хорошей девушкой, работает, ходит в церковь, но та травма, которая ей была нанесена в детстве при полном попустительстве отца, остаётся с ней на всю жизнь. Как развивалась ситуация у отца, кто принял решение о его полном невмешательстве в ситуацию - я не знаю. Но уверена, что в этом случае он должен был вмешаться невзирая на свой монашеский статус.

А есть мужья, которые сами готовят гораздо лучше жен и делают это с удовольствием.)
У меня такоооой :)
 
А если оба неизлечимо бесплодны, независимо от возраста? А если вместо деторождения подразумевается усыновление? Вообще, странно, что любящим людям нельзя соединиться, если по какой-то причине они не могут завести ребенка.
Никто не говорит, что бесплодным людям нельзя вступать в брак. Во-первых, факт бесплодия выясняется не сразу, в большинстве случаев - только после вступления в брак. Но даже если все известно заранее, надо уповать на милость Божью. В Писании очень много историй, когда Бог посылает ребенка пожилым супругам. В нашей жизни такое тоже бывает.
Вступление в брак с прицелом на усыновление - тоже богоугодное дело, почему нет?
 
есть эта устоявшаяся мысль, что в монастырь уходят ОТ чего-то, а не ДЛЯ чего-то.
Так в том-то и дело, что этому само общество и «учит». Взять хоть крылатые выражения, типа «подвести под монастырь» - поставить в тяжелое безвыходное положение. Отсюда и ассоциации.
 
И даже здесь складывается впечатление, что в монастырь уходят ОТ мирской жизни и да, в том числе от проблем мирской жизни, чтобы можно было на них не отвлекаться. В этом не вижу ничего противоречивого в "общественном мнении".

Конечно, мне очень удивительно, что многие здесь духовные мысли очень близки мне, в том числе мысли об отношении к людям вокруг, об эмоциональной составляющей жизни, об отношении к верховой езде и животным, к семье. Но при этом церковь как институт совсем не привлекает. Я поэтому одно время очень интересовалась буддизмом и читала книги про буддизм и решила, что эта религия мне ближе всего, потому что идеалы правильного пути очень схожи с привычными и идея святого духа везде и во всём мне ближе, чем идея единого Бога, плюс нет ритуальности, присущей Православной Церкви. Хотя и проводят аналогию между буддийской медитацией и молитвой. Мне вот ещё было бы очень интересно про аспект молитвы и богослужения поподробней узнать. Суть его именно в достижении какого-то особого состояния молящегося, сходного с медитацией, чтобы очищалась через молитву душа и помыслы, или же всё-таки основной смысл просить у Бога что-либо с верой, что Бог дарует это?
 
@Claire, мне тоже очень близки буддистские мотивы, поэтому я в большей степени отношу себя к агностикам, нежели к какой-то конкретной вере
 
Лет 20 назад меня от православной церкви отвращало именно это: обрядовость, "детскость" (как мне тогда казалось) концепций рая и ада, "неуважение" личности и заведомое "принижение" её роли (мы все рабы Божии). Когда начинаешь смотреть пристальнее, а особенно если есть возможность поговорить со знающим и понимающим человеком, все получается ровно наоборот. Я не мать Аркадия и не облалаю таким багажом знаний, просто хочу поделиться своим видением.

Обрядовость и жёсткая иерархичность церкви многих на первых порах пугает. Зачем мне ходить в церковь, если Бог в душе? Я могу с Ним общаться напрямую, без посредников в виде "толстых попов". Это очень напоминает уверенность только что купившего лошадь полного чайника - "зачем мне тренер и берейтор? Я хочу бежать МП, в Интернете схемы есть, вот по ним сама лошадь и подготовлю". Много ли на самом деле тех, кому это удалось? Да, наверное, где-то такие уникумы встречаются, как и встречаются старцы-отшельники, но при ближайшем рассмотрении попытка самому подготовить лошадь без опытного человека рядом чаще всего наносит непоправимый (или сложно поправимый) вред как лошади, так и всаднику. А по сравнению с воспитанием души подготовка лошади к МП - прямо-таки плевое дело.

У воцерковленного человека есть духовник - т.е. тот самый тренер. Выбор духовника - дело крайней важности, особенно для того, кто только в начале пути (как и с тренером, собственно). Это должен быть близкий по духу человек, готовый тратить время на разговоры, объяснения, где-то уступать, где-то воздействовать своим авторитетом. Очень неправильно новоначальному христианину выбирать себе крайне строгого духовника, особенно пожилого монаха, который давно принял постриг. Точнее, кому-то нужна именно эта жесточайшая дисциплина, но реально - немногим. Большинству надо задать вопросы, причем самые острые и неудобные, поделиться сомнениями, рассказать о своих мыслях. Это позволяет не только принять православие, но и понять его. Все в православии очень логично построено, если понять эту логику, а в этом поможет духовник. Поэтому хорошо выбрать того, кто изначально "работает с новичками" и понимает их сомнения. Попытка же посадить на шпагат за 1 день может кончится плохо.

Возвращаясь к обрядовости: обрядовость - это по сути рутина, которая призвана упорядочить церковную жизнь человека, помноженная на традиции. Любому важно иметь предсказуемость в том деле, которым он занимается. Тренировки по расписанию и в последовательности гораздо лучше "сегодня прыгаем, завтра стоим, послезавтра пробеги бежим". Также и в духовной жизни - определённые обряды помогают внести порядок и чувствовать ритм. Да, со стороны кажется странным, что священник на службе ходит, кадилом машет, книгу какую-то выносит и т.д. Как только понимаешь, что, зачем и почему происходит, сразу все становится понятно.

Часто людям претит нарочитое богатство убранства церквей и одежды священников. Здесь нужно понимать, что в своё время это убранство было единственной возможностью для бедных людей увидеть красоту зданий, интерьеров и одежд. Это сейчас золотые завитушки не особо ценятся, а модные шмотки похожи на половые тряпки, а в то время поход в церковь был праздником в тч и потому, что люди искренне наслаждались красотой и на подсознательном уровне старались соответствовать месту.

Насчёт молитвы и медитации - совершенно разные вещи с разной целью. Если очень просто (мать Аркадия, я думаю, ответит более подробно и грамотно), то медитация направлена внутрь себя, а молитва - к Богу.
 
Нда, не ожидала нового поворота дискуссии…:)

Я изучала постулаты всех мировых религий и вынуждена признать, что и мне тоже во многом близки именно буддистские мотивы.

Что меня не устраивает в родной религии, православии?

1. Ритуальность, которая порой начинает превалировать над любовью к ближнему своему и окружающему миру.

Это и о повседневных ритуалах, и о том, что, на мой взгляд, мирянину сложнее, чем монаху. Не могу поверить, что Бог больше ждёт от нас затворничества и постоянного покаяния, а не постоянных реальных проявлений заботы и любви к ближним своим и гармоничной жизни в созданном Им же прекрасном окружающем мире.

Да, я в курсе, что принято говорить о равенстве житейского подвига хорошего мирянина, и монаха. Но так даются ответы на вопросы в лоб, а косвенно этому ответу находится много опровержений.

2. Оторванность от современного мира.

В православии очень жёстко запротоколированы какие-то основные вехи религиозной и социальной жизни, но мало других пояснений, которые давали бы уверенно ориентироваться в других многочисленных аспектах современной жизни. Да, я согласна, что следует поступать, как говорил ещё Иоанн Крестьянкин, что, мол, советуйся со своими умом, душой и совестью и сделаешь правильный выбор. Но есть неоднозначные темы, которые даже очень опытными духовниками трактуются совершенно по-разному, что порой приводит в расстерянность.

И чем дальше развитие человечества отходит от жизненного уклада евангельских текстов, даже не столько в духовном смысле, а техническом, тем больше вопросов. Поэтому, да, чтобы получить возможность меньше попадать в непонятные ситуации, удобно вернуться в прошлое: жить своим хозяйством, на природе и т.п. Поэтому в деревне всегда будет больше активно верующих, а не просто числящихся, чем в городе. Поэтому уходят в монастырь (не только поэтому, но и поэтому тоже:)). А если нравится человеку по душе современная жизнь, а именно новые технологии и возможности, современная техника и прочее? Вроде бы это всё не грех, но в реальности находится много трудностей.

Тот же буддизм больше направляет мысли человека в определённом русле, чем утверждает расписание жизни человека. Поэтому мне грустно это сознавать, но человеку, который хочет жить в мегаполисе и иметь современную профессию, семью, детей, выполнимее быть буддистом, чем православным.o_O

Почему я всё ещё в православии?

1. Это мои корни.

Меня крестили фактически подпольно в деревенской церкви, которой уже более 500 (!) лет. Я с детства ходила в церковь. Там мои родственники. Мне там понятно и привычно.

2. Есть вещи, которые говорят, что православие – это действительно ПРАВО СЛАВИЕ.

Есть вещи, от которых я не могу отмахнуться и забыть.
И если существование мощей или бесноватых, наука сяк так, но может попытаться хоть как то интерпретировать, то есть вещи, которые, пожалуй, есть в памяти любого верующего, на объяснение которых нет шанса. Но вещи-то эти, ситуации были!

Значит, забыть их не получается. И выбрать ту веру, которая чуть может логичнее/удобнее, тоже не получается.
 
В православии очень жёстко запротоколированы какие-то основные вехи религиозной и социальной жизни, но мало других пояснений, которые давали бы уверенно ориентироваться в других многочисленных аспектах современной жизни.
Есть пример протестантов. Они, собственно, изначально были "за все хорошее, против всего плохого". Т.е. во время формирования протестантизма католическая церковь была таким мега-олигархом - богатым и глубоко политизированным институтом, обладавшим огромной властью. Именно против этого и восстали люди, которые считали, что церковь, как институт, устарела, забронзовела и нуждается в реформах, чтобы быть ближе к современному (на то время) обществу. В целом, очень близкая и понятная точка зрения. Что же происходит у протестантов сейчас? Церковь, отказавшись от обрядовости и устаревших традиций, постепенно стала обычным социальным институтом. Этакая волонтерская организация по помощи сирым и убогим. Она не пытается вести общество и служить морально-ценностным ориентиром, она тупо следует за ним. Есть социальный запрос на однополые браки? Ну ок, это современная реалия, давайте венчать. Есть запрос на равноправие женщин? Ну ок, общество изменилось за последние годы, давайте рукоположим женщину в священники. Современные протестантские церкви - это по сути офисные здания. Сакральность церкви ими, на мой взгляд, безвозвратно потеряна. Католики еще держатся, но на них в европейских странах идет мощнейшее давление. Задача церкви - не только (и не столько) социальное служение, хотя это неотъемлемая часть церковной действительности. Поэтому отказ от устаревших "протоколов" и попытка адаптироваться к современному общественному запросу приведет, на мой взгляд, именно к утрате церковь своей роли, как проводника Веры.
 
@Major Kusanagi
Насчёт ситуации в протестантизме я с вами полностью согласна. И с причинами, и с итогами.
Да и вообще у отвалившихся от католицизма и православия многочисленных прохристианских конфессий постоянно какой-то треш получается. Перегибы наблюдаются как в сторону ужесточения, так и в сторону послабления.

А что вы скажете о буддизме, о котором тут речь зашла?
Мои познания о буддизме в основном из книг и фильмов. В буддийских странах не была. Те буддисты, с которыми реально встречалась в жизни, были теми самыми "захожанами", а не "прихожанами" (впервые услышала от Аркадии эту шутку и она мне показалась очень меткой:)). Поэтому выводы какие-то делать сложно. Может оно там всё так красиво на словах, а на деле...:rolleyes:
 
А что вы скажете о буддизме, о котором тут речь зашла?
Честно - я вот вообще не специалист в буддизме. Имхо, буддизм - больше философия, чем религия (хотя я знаю, что это религия ;)). Запросам современного общества буддизм отвечает, но вопрос - хорошо ли это? Если продолжать аналогию с тренером, я лично предпочту тренера, который будет меня заставлять и гонять, чтобы постоянно улучшаться, чем того, кто будет соответствовать моим запросам (боимся? ну ладно, не будем прыгать. устали? ну ладно, закончим тренировку. неохота приезжать три раза в неделю? ну ладно, давайте раз в месяц заниматься).
 
Ок, если продолжать аналогию с КС, то мы имеем тренера советской закалки, который кладёт листики бумаги под коленки, чтобы всадник научился держаться, и тренера новых европейских методик, который даёт упражнения на равновесие и говорит о том, что главное - это научиться ловить баланс.:)
 
Сверху