Матушка Аркадия, а как относится Церковь к отданным в монахи насильно? "Сослал муж жену в монастырь..." Если жена против и не хочет, а в монахини берут только по доброй воле пришедших - как такие вопросы решались? (я больше с культурно-исторической точки зрения интересуюсь, сейчас-то так не делают вроде...)
Постриг по своему смыслу насильным быть не может - там постригаемый сам лично трижды подает ножницы иеромонаху, который их опять роняет. Это делается именно в знак полной добровольности и осознанности выбора. Поэтому в современной практике подобное абсолютно исключено, а исторически - это отдельные, исключительные случаи, всегда связанные только с большой политикой. А именно - постригали некоторых цариц в тех случаях, когда они не могли вполне исполнить свой долг, т.е. родить наследника, что для семьи монарха имеет критическое значение. И даже в этих случаях как правило речь шла не о насилии как таковом (связали и постригли), а скорее - словесном и организационном принуждении. Т.е. как правило женщина оказывалась в такой ситуации, когда постриг был для нее наилучшим выходом, и она это понимала и соглашалась, хотя, понятно, без восторга. Эти факты необходимо рассматривать в контексте совершенно иного социального статуса женщины в средневековом обществе, чем сейчас. Тогда и без всякого пострига свободы выбора в жизни у женщины было, прямо скажем, крайне немного по сравнению с сегодняшним днем. И что лучше - добровольно-принудительный постриг или такой же брак с незнакомым человеком по решению других людей без права развода - это еще надо подумать
. А вторых примеров было на несколько порядков больше, чем первых, причем вплоть до начала ХХ века, да и в наше время встречается.
Характерно, что многие вроде бы насильственно постриженные царицы стали известными подвижницами и даже местночтимыми святыми, как например царица-инокиня Дарья (Анна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного), которая подвизалась в Тихвинском Введенском монастыре вместе с двумя племянницами (разумеется, абсолютно добровольно разделившими с ней монашескую жизнь), в эпоху войны со шведами они втроем скрывалась от них в землянке, чтобы не стать ценными заложницами, перенесли все тяготы такой зимовки. А после подписания Столбовского мира очень много сделала для восстановления родной обители, в том числе и с использованием старых родственных связей. Ее могила во Введенском соборе пользовалась почитанием еще в 19 веке, сейчас восстановлена.
Другой пример - митрополит Филарет (Романов), отец первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича, постриженный против воли вместе с женой по решению Бориса Годунова. Он очень глубоко воспринял это событие как волю Божию и сумел весьма успешно послужить России в новом качестве - монаха и архиерея. Фактически, во много благодаря ему возникла и была разработана концепция "симфонии властей", которая остается идеально гармоничной формой государственного устройства, к сожалению, редко осуществимой на практике.
Духовно и по сути - нет. Любой обратный путь будет клятвопреступлением, нарушением обета. Но в жизни всякое случается, и это еще одна причина того, что существует институт иночества. Все-таки, поскольку обеты вслух еще не произносились, то на иноке, вернувшемся в мир, не столь тяжкая печать клятвопреступника, как на монахе полного пострижения, если он вдруг вздумает вступить в брак. Опять же, уместно обратиться к законам Российской Империи. Там такие случаи предусмотрены - как раз потому, что немощные люди всегда есть, и даже то, что запрещено, может случаться, и надо было как-то разбираться с последствиями. Поскольку монашество носило официально-государственный характер, то и все, связанное с ним, прописывалось в законодательных нормах. Так вот, по законам Царской России, инок, вернувшийся в мир, получал обратно все права, положенные ему от рождения (т.е. возвращался в свое сословие), но не получал назад никакие благоприобретенные им до монашества чины, звания или награды, ничего из заработанного ранее. Кроме того, на него налагалась епитимья на 7 лет (отлучение от Причастия, весьма строгое церковное наказание) и ему запрещалось приписываться к обществу в тех местах, где он был монахом (т.е. должен был еще и уехать). Кроме того, таковым навсегда запрещалась государственная гражданская служба - один раз солгавший, уже не считался надежным.
А если этот вопрос рассматривать в контексте вопроса о родителях, то, конечно, никто их без помощи не оставит. У меня есть знакомая - они с сестрой обе постриглись, мама одна. Так она уже несколько лет по благословению игумении живет с мамой, работает медсестрой, т.к. мама старенькая и больная, и одна не может, а других детей нет. Это, конечно, исключение, а не правило, но по необходимости такое делается. Эта инокиня не ушла в мир, просто как бы временно на таком послушании - ухаживать за мамой. Так монаху духовно намного сложнее жить, чем в монастыре, но можно.
Никогда не оценивала ВЕ с этой точки зрения.
Мне нужно это обдумать. Спасибо за новую мысль!
Скажем так, есть мнение (не моё, а опытных в духовном плане людей), что совместимы только в рамках очень факультативного занятия.
Условно (пример я сейчас выдумываю на ходу, но думаю, что суть будет ясна): женщина, бежит после работы на конюшню, в то время как могла бы уделить внимание быту и мужу. А на выходных пропускает поход в церковь, чтобы посетить семинар по расчистке копыт. С точки зрения общества, если она сама платит за свои увлечения, а муж заказывает себе пиццу на дом и спокойно без жены весь вечер играет в танчики на компьютере, но это вполне нормальная ситуация. С точки зрения религии - не очень.
А для меня это всегда было именно так. Просто как-то не особо формулировалось...
И Вы опять как-то все описываете очень категорично. Конечно, пропускать воскресную службу нельзя ради даже самого распрекрасного семинара, и голодный муж - это форменное безобразие! Но вряд ли семинар в воскресенье начнется раньше 10 утра, а ранние Литургии есть во всех крупных соборах и монастырях, так что как правило всегда можно успеть и на службу, и на учебу - ну, уйдешь немножко пораньше со службы в виде исключения и чуток опоздаешь на семинар, не велика беда. Собственно, я в Москве когда по конюшням каталась, так и сделала в воскресенье - съездила на раннюю в Новый Иерусалим, к 9 утра уже вернулась, а потом мы с Катюшей поехали по своим конно-развлекательным планам.
И пиццу на дом православным заказывать никто не запрещает - главное, чтобы мужа это устраивало. А тут уже вопрос любви, доверия, понимания... Дело же не в лошадях, а в приоритетах. Да, мир и любовь в семье важнее личного увлечения, будь то лошади или что иное. Но мир и любовь достижимы, если есть взаимное уважение интересов и увлечений друг друга. Мне кажется, не надо быть прямо таким глубоко православным, чтобы это понимать. А если не понимаешь, то лучше бы тогда и семью не заводить, пока не поймешь
.
А тот фрагмент видео с французской монахиней за рулем ты тоже не посмотрела?Это очень разумно. Вообще общение с тобой несколько поднимает репутацию православия в моих глазах. А вот это странно. Я думала, что любви все возрасты покорны. Кстати, на сколько там у Пушкина муж Татьяны был ее старше?
Начала, через минуту соскучилась, и закрыла: длинно и скучно, вместо монахини можно подставить любую блондинку, будет все то же самое. Так просто чуть "острее".
Любви все возрасты покорны, но христианский брак имеет целью деторождение - именно ради этого соединятся муж и жена в плоть едину. Поэтому есть естественные ограничения - те, что будут препятствовать этой главной цели. Сюда относится предельный возраст одного или обоих супругов (70, кажется, лет), слишком большая разница в возрасте (я повторяю, не помню точно, может быть даже и нет этого правила, надо искать-уточнять, а мне сейчас некогда) и близкое родство между супругами. Если соединение заведомо не предполагает деторождение, то такой брак нельзя назвать христианским, и церковь его не освящает. Потому, например, никогда она не будет благословлять однополые "браки" и вообще подобные отношения.
Как-то странно, что получать удовольствие от подчинения другого существа - это не порок, а окошко в рай)))) Мне как-то втемяшилось, что угнетение - это зло.
А потом подумала, что ведь родители тоже подчиняют своих детей ради их же пользы. Так устроен наш мир. Везеде и во всём свой порядок, своя иерархия. И нарушение иерархии ни к чему хорошему не приводит.
...
Стремление делать дело хорошо - это понятно и вызывает законное уважение. Но возникает вопрос, что порождает необходимость делать выездку? И вот тут вот ответы могут быть разными.
Так попробуй-ка подчини полтонны мышц со своим мнением! Нет, понятно, что если применить определенные орудия, то человек - сильнее и страшнее, но лично меня в ВЕ и в первую очередь в выездке привлекает именно возможность договориться с лошадью, т.е. сделать так, чтобы процесс представлял определенный интерес и для нее.
Ну и про иерархи ты абсолютно правильно написала. Животные должны служить человеку, на это они и созданы, а человек должен заботиться о них и беречь их.
Вот сегодня, к примеру, во всех храмах России служили особый молебен "О сохранении всякого творения Божия", т.е., проще говоря, о том, чтобы люди наконец перестали истреблять природу, а стали бы ее беречь и любоваться, прославляя Бога, сотворившего такую красоту и многообразие. Специальный чин разработали, по всем храмам разослали, это инициатива патриарха. Мы тоже служили.
Кстати, хотела спросить - участвовал же батюшка в шоу голос, и успешно. Как к этому относилось его руководство и как сама матушка аркадия?
Про животных Маша очень подробно все расписала, мне бы так ни в жизнь не написать.
А про иеромонаха Фотия - мне очень понравилось. И сам о.Фотий - очень приятный человек, чувствуется, что очень искренний, смиренный, настоящий инок. И то, что он участвовал и победил - отличное доказательство, что у нас народ по-прежнему тянется к чистому и духовному, несмотря на все усилия СМИ. И лишнее свидетельство, что в церковь и в монастырь, вопреки расхожему мнению, люди идут не от ущербности, горя, беды какой-то или от того, что не смогли состояться в миру, а от полноты любви к Богу. И именно с Богом и в Боге раскрывают и реализуют свои таланты максимально полно, полнее, чем их "коллеги" в миру. Такие примеры очень нужны.