Re: Без названия. Виват прокат!
Про Италию
Cпасибо
Я пишу... просто, чем сильнее меня "цапнул" город, тем сложнее мне писать почему-то :roll:
Сиена. Удар в самое сердце.
Про Сиену из сети:
http://euguide.ru/1356.html
Во время всего итальянского путешествия меня не покидало чувство, что два похожих города я не найду. И не нашла. Они не просто разные, они - совершенно разные. Это при том, что в каждом итальянском городе мы всегда чувствовали – это Италия. Дворики, улочки, цветочки, балкончики, соборы, … все по-итальянски. Да. Но почему-то все города разные.
Мы уже обсуждали культурный шок? Точно-точно. Синдром Стендаля (он же Флорентийский). Если исключить Венецию, которая была запланированным гвоздем моей программы, то в самом начале отчето-итальяно я говорила, что было у меня два «поражения в самое сердце», которых я не ожидала. Первое – праздник в Помпеях. Второе – праздник в Сиене. Сиена вообще меня удивила. А ведь не ждала.
Как же прав был Сашка, заявив, что Сиену и Пизу мы посмотрим сами, без ансамбля («выступление» которого было запланировано нашим оператором на пару часов каждое).
Для Пизы Вам может этого и хватит, но не для Сиены! Эээ… может я и не права, ведь каждый смотрит так, как ему нравится. Ну, так мне очень понравилось, как мы осмотрели Сиену. Как сказал Куравлев, забравшись к Этушу: «это я удачно зашел».
Уж более удачно можно было зайти только на сиенские скачки.
Итак, сначала про скачки. Дорогие мои конники, вот и до конячьего добрались :wink: .
Они (скачки) проходят в Сиене 2 раза в год (2 июля и 16 августа) и называются
Палио. Может кто-то и слышал? Вообще-то это местный (на весь мир) апофигей итальянского масштаба
![Big Grin :D :D](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f600.png)
.
Во избежание неточностей буду копировать отдельные цитаты из сети и разбавлять ими свое, окрашенное эмоциями изложение. Тащить цитаты и немного фоток буду отсюда
http://www.exler.ru/ezhe03/28-08-2007.htm
И отсюда:
http://www.exler.ru/ezhe03/28-08-2007.htm
И немного из путеводителя и рассказов гида.
Погнали про Палио:
Сначала про религиозность. Итальянцы – они современные, и очень верующие люди. Религиозны и суеверны. У них принято верить во все. В черную кошку, мышку, таракана, чего только нет. Если опасность будет представлять белая мышка – значит, будут верить в нее. Суеверия у них прекрасно уживаются с религиозностью. Они по любому поводу могут бегать в церковь за благословением или просто поговорить с богом. Именно не помолиться, а поговорить. Дома, в машине, на рабочем месте, во дворе (да где угодно) у них с иконками может соседствовать несколько амулетов-талисманов-хранителей. Причем в каждой провинции, городе, семье и иконки и талисманы разные. У каждого своя история. Рассказывать не буду, хоть и интересно, а то мы так до Палио никогда не доберемся. Как комментарий к религиозности: Сиенский собор, его фрески и «уголок спорта» в нем (фото не наши)
Собственно, Палио – это составляющая ранее и основная на сегодня часть праздников в день святых. В честь их и скачки были устроены. А еще в эти дни (каждый праздник скачек проводится несколько дней) сиенцы устраивают целую кучу мероприятий – и театрализованные представления и шествия с оркестром и без, и моления и банкеты и т.д. и т.п. И несколько раз проводятся пробные заезды, посмотреть их тоже можно, но это не соревнования, а репетиции, проба грунта, маршрута, примерка в общем.
Сами скачки проводятся на главной площади города Пьяцца Дель-Кампо. Она имеет довольно сильный уклон к центру (вся площадь похожа на чашу или раковину) и булыжная.
В связи с этим туда завозится куча песка, ставятся ограждения от зрителей, уклон же играет роль дополнительных трудностей, если принять во внимание все трудности дистанции, то не так уж этот уклон и страшен.
Итак, по правилам скачки проходят всего две минуты, они успевают пройти 3 круга, но … без седел, с хлыстом, которым можно пользоваться не по назначению – т.е. официально разрешено мешать противнику – можно его дубасить, можно его толкать, подрезать, пугать и все такое… мило, правда? Какая к черту ТБ! Даешь финиш! Горячие итальянские парни, правда? Победитель – кто первый пересечет финишную ленту.
ВНИМАНИЕ! – если лошадь пришла без всадника – она победила! Т.е. победили все, кто за эту лошадь болеет, платит, ставит, …
И такое бывает нередко… учитывая то, что лошадь без всадника получает дополнительное преимущество в потерю веса, вполне возможно натаскать животную на обгон в любом состоянии и запускать ее. Ну, это мы домысливали уже, конечно.
«Палио» – означает флаг, переходящий к победителю. Это мероприятие не столько конное состязание, сколько горячий спор между 17 районами – «контрадами» города, который завершается триумфом контрады – победительницы. Каждая контрада имеет свой флаг и герб с рисунком животного-покровителя. Среди них орел, сова, дракон, волчица, пантера и др. Каждый жокей, участвующий в соревновании, одет в костюм с изображением флага и герба своего кантона. Во время палио в скачках принимают участие 10 контрад из 17.
Целый год контрады готовятся к Палио: шьют роскошные средневековые костюмы, проводят репетиции, шествия, тренировки наездников. В дни, предшествующие скачкам, проходят красочные костюмированные шествия и заключаются пари на победителя.
Женщины все поголовно заняты шитьем костюмов, а мужчины, цитирую, "выпивают и придумывают оскорбительные кричалки". Это же не жизнь, а сказка! Такое важное дело - выпивать и придумывать оскорбительные кричалки!
Кричалки, кстати, являются важным элементом Палио. Чем острее и веселее представители одной контрады сумеют уязвить представителей другой, тем лучше они защитят честь района. А когда все кричалки будут должным образом донесены до противника, начнется большое Чукалово - шуточное сражение между мужчинами разных контрад, участвующих в состязаниях. Все это выглядит как драка, однако сражение происходит по очень жестким правилам, не допускающим серьезных увечий. Если кто-то из членов контрады нарушает это правило, то контрада на несколько лет может быть отлучена от Палио, и нет наказания страшнее.
С жокеями - отдельная проблема. Дело в том, что для участия в бегах приглашают жокеев со стороны - профессионалов. И вот тут начинается позиционно-тактическая борьба, ведь уже нанятого жокея может перекупить другая контрада. Поэтому нередко бывают случаи, когда нанятого жокея представители контрады удерживают под домашним арестом (разумеется, его при этом развлекают со страшной силой, чтобы он не обозлился и не отказался принимать участие в скачках), чтобы до него не добрались представители других контрад.
В период подготовки контрады не чураются никаких способов, чтобы заранее вызнать, какие костюмы шьют конкуренты, какие кричалки придумывают. В ход идут подкуп и шпионаж. По этой причине смешанные семьи, где муж относится к одной контраде, а жена - к другой (такое не часто, но встречается еще со времен Монтекки и Капулетти), вступают в серьезные конфликты. Нередко жена на период подготовки просто выставляет из дома мужа из другой контрады - мол, иди куда хочешь, гуляй с кем хочешь, но шпиона в своем доме я не потерплю! И это вовсе не легенды, а чистая правда.
Напоминаю, что сами наездники - как правило, вовсе не из Сиены. Чаще всего это жокеи с Сардинии, которая славится своими традициями по выращиванию лошадей и обучению верховой езде. Лошадь-победительница также всенародно чествуется, и она даже принимает участие в праздничном застолье.
Ну а те жокеи, которые позорно проиграли, могут получить пинков от разочарованных членов нанявшей его контрады - впрочем, до серьезных увечий и тут не доходит.
Застолье по случаю победы длится несколько дней, столы накрывают на улицах и площадях квартала. На ужин Победы приглашаются до 4 тыс. человек. Почетные гости – приор, капитан контрады и наездник-победитель.
Дружественные контрады, которым достались заведомо неудачные лошади, могут сговориться между собой против контрады - общего врага, и объединить денежные сбережения для перекупа или подкупа наездника.
Известен случай, когда «дельфины», узнав, что их главным врагам «слонам» досталась лучшая лошадь, объединились с «гусеницами» и объявили награду тому наезднику, который помешает «слонам» победить.
В результате наездник «гусей» на повороте сбил наездника «слонов», тут же попадало множество других наездников и первым к финишу пришла лошадь злейших врагов «гусей». И, получив вознаграждение от «дельфинов» и «гусениц», наездник «гусей» был ими проклят и побит за то, что дал выиграть врагам.
Победителю также дается право безнаказанно оскорблять вражеские контрады. Рассказывают, что особенно изобретательны в этом деле "слоны". После одной из побед они додумались до того, что начали каждый день приводить в район "дельфинов" живого слона, который накладывал на улице района здоровенную кучу. А, дескать, чтобы "дельфины" не обижались, "слоны" при этом обматывали дома "дельфинов" рулонами туалетной бумаги. Глумились, короче говоря, по полной программе.
Прикольные скачки, правда? :lol:
С одной стороны – очень хотелось бы на них посмотреть, с другой – хорошие места стоят довольно дорого, толпу же я не люблю ни разу.
Избежав коллективного посещения Сиены, я ничего не знала про ее клановое деление. И вначале не придала значения настенным флагам на улицах. Идешь по городу, а на каждом доме эдакие прикольные яркие штандарты. Мы наслаждались средневековьем и на время оставили флаги без внимания, - «местная замута» ушла на второй план, опускались сумерки. А город, как и множество городов Италии – средневековый. Но с одной поправкой – настоящий средневековый. Дело все в том, что, говоря современным языком, веке в XVI Сиене обрубили финансирование. А сами сиенцы средств к развитию и процветанию не имели. Они решили, что в принципе у них и так все хорошо. И перестали строиться. Подстраивались под время путем мелкого ремонта, а на все остальное, глобальное – забили. В результате на настоящий момент мы имеем Сиену – город полностью средневекового строя (в строительном смысле) но в современной обработке. Кстати, итальянцы так делают многие отели, мы жили на одной такой вилле под Флоренцией.
Забавно было видеть на первых этажах, в арках магазины Прадо, а рядом - керамику мадонн на стенах, а выше – каменные кладки средневековых домов и булыжной мостовой и железные крюки в стенах и фонари старой ковки и окна-бойницы и множество других старинных основ и девайсов. А в сумерках все это в свете фонарей было, как в книжках «окутано тайной». Хорошо еще, что везде было полно народу. Щебечут итальянцы во все горло, могут «разговаривать» не только через всю улицу (улицы там – переплюнуть в буквальном смысле можно), а через всю площадь. Поэтому жутковато не было, а было весело. Вся толпа, не густая, а такая, как надо – где тебе не тесно и не одиноко – была в центральной части города, у площади. Там что-то намечалось – ставили ферму, экран, свет, звук… явно что-то концертное.
Никаких седалищных мест кроме нескольких кафе не предусматривалось. Все дело было в уникальном «ландшафтном дизайне площади» - за счет ее ракушестости зрители могли спокойно садиться на мостовую, расположенный в центральной и самой низкой части площади экран был виден отовсюду. Разогретые солнцем камни давали пару часов времени сидения без ничего. Потом можно подложить путеводитель или футляр от камеры :twisted: .
До неизвестного представления мы отправились играть в бродилку по городу.
У бело-розового собора споткнулись о непонятную тишину. Мощные крепостные стены домов и резкие перепады высот (город стоит на холмах) давали отличную звукоизоляцию. Внутрь попасть уже не смогли, было довольно поздно. Из фотографирования тоже ничего не вышло, и мы пошли обратно. За углом меня подстерегал второй за весь итальянский поход культурный шок. Началось все с ерунды – мы услышали музыку. Явно живую.
С самого начала у всей нашей команды негласно распределились роли по пользованию техникой – фотоаппаратами заведовали Саймон (нашим) и Хэтти (соответственно своим, кстати, почти все фотографии – ее рук дело), а камеры были у меня (естественно наша) и у Сашки (понятное дело – его). И иногда нас охватывал «журналистский» азарт, и мы буквально из себя лезли, чтоб что-то такое «эдакое» заснять. В темном переулке, за собором, едва услышав живую музыку, наша команда, не издав ни единого предупреждающего сигнала, развалилась на части: Саймон и Хэтти (два фотика) спокойно шлепали дальше, а мы с Сашкой (две камеры) с места рванули на звуки труб и барабанов, на ходу включая камеры и прикидывая сколько еще до площади.
Оказалось, что это не площадь голосила
Вынырнув из переулка, мы уперлись в улицу и тут же вкопались – «по главной улице с оркестром» шли сиенцы и под этот самый оркестр орали что-то задорное. Демонстранты были все, как один, в желтых с узором банданах, нацепленных в основном на шею. Оркестр весь в белом. Вокруг клубились зрители-прохожие, щелкали вспышки, все орало-смеялось-клубилось, мелькание цветов, звуков, мыслей – все закружилось каким-то калейдоскопом. Энергетика места и времени била в объектив камеры и сделала свое дело – при просмотре записи все оказалось не в фокусе, размыто и скачками записано.
Разница с помпейским праздником была и ощутимая. Здесь явно прослеживался какой-то клановый, местечковый разгуляй. Орущее-поющая толпа успокоилась у небольшой площадки перед домами (площадью это назвать никак не могу, хотя видела в Италии площади размером с нашу квартиру), где были уже выставлены столы и лавки, а на 5-7 длинных мангалах полыхал огонь. Все «демонстранты» стали рассаживаться. Стоять у них за спинами было неудобно, да и действо «на публику» явно закончилось и мы вспомнили про площадь.
- девочки, я беру один кофе, а вы быстро писаете, - диктовал программу вечера Сашка, заходя в кафе. Туалет в кафе на главной площади в Сиене – метров 30 вниз по подземелью. Вэлкам в средневековье.
Потом мы сидели на мостовой и смотрели представление. На экране мелькали слайды фресок, что-то еще, люди что-то пели, о чем-то говорили, мы ничего не понимали, но все это мне ужасно нравилось.
Вот так, не зная, куда попадешь, и что это такое вообще мы опять дуриком попали на одно из самых запомнившихся мне моментов итальянских каникул.
Все это клановое гулянье и концерт на площади, и сам город с немного мрачными стенами домов и весь этот вечер – ВСЕ необыкновенно понравилось. И эти их традиции и сами они в соке этих традиций и все, что было вокруг,… ближе к ночи стало ощутимо прохладнее, и мы уехали.
Всю Сиену я ходила немного ошарашенная. От восторгов. А ведь ничего особенного кроме средневековья я и не ожидала. Оказывается, больше всяких красот меня поражают люди – их поведение, отношение, традиции, все-все-все.
И я там купила самую красивую и самую мощную по энергетике кружку. Мне ее продала пожилая пара итальянцев – хозяев магазина и фабрики, выпускающей посуду. Своя роспись, свое клеймо, свой стиль и потрясающее жизнелюбие и коммуникабельность – они уже закрывали магазин, когда я свалилась на них с просьбой продать «вис кап, плиз». И ангел меня дернул спросить (уж больно красива оказалась кап) «хэнд мэйд»?
О! Как мы чудно пообщались! Они, забыв про закрытие магазина, рассказали мне и про фабрику и про то, что сами эту посуду расписывают, продают, и еще про что-то, сейчас уже не помню. Я даже не помню как они выглядят эти старик со старушкой (впрочем, весьма бодренькие не говоря уже про типичную итальянскую разговорчивость). Но зато я очень хорошо помню свое изумление от этой встречи: меня держали за руки, гладили по плечику, восторгались, что я фром Москоу, и, кажется, приглашали в гости, причем со всеми моими друзьями, попутно рассказывая всю историю своей фамилии и их роль в городском самоуправлении в частности и в Республике Италии в целом. Уходила я от них, чудом вырвавшись и с настоящими слезами на глазах.
Сиена – мое второе незапланированное чудо в Италии.
![Big Grin :D :D](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f600.png)