«У вас в Питере даже лошади расчленёнкой занимаются». Кто ответит за откушенный нос
Петербуржец Василий лишился носа, решив покормить морковью лошадь. Вечером 9 декабря, гуляя с друзьями, он вряд ли мог предположить, что встреча с животным на тротуаре на углу Литейного проспекта и улицы Белинского запомнится ему на всю жизнь. Отделаться легким испугом не удалось, так как непарнокопытное на роковой миг позабыло о своей травоядности.
Вечер среды 25-летний Василий проводил в компании друзей. В центре им повстречались всадницы — обычное дело для Северной столицы. Василий — не охранник Законодательного собрания, так что никакой идиосинкразии у него эта ситуация не вызвала, а вот погладить лошадку захотелось.
Наездница, с его слов, предложила морковку, чтобы молодой человек покормил животное с руки. Версию полиции о том, что он, мол, был пьян и поэтому полез целовать лошадь в ее то ли гнедую, то ли бурую морду, Василий отрицает.
«Я вчера выпил, но целоваться к лошади я никогда бы не полез, потому что это опасно. Я хотел её погладить. Покормил морковкой, а потом лошадь ко мне резко поворачивается и кусает!» — рассказал пострадавший.
Алая кровь хлынула на тротуар, Василий схватился за лицо, а леди Годива спешилась, чтобы помочь. По словам молодого человека, лошадь откусила целый кусок носа и выплюнула его. Отчуждённую ткань впоследствии забрали с собой сотрудники скорой помощи и привезли вместе с Василием в больницу на Костюшко. Там хирурги, не рефлексируя по поводу Гоголя, благополучно пришили фрагмент на место и наложили пострадавшему плотную повязку. Гипс не понадобился, так как лошадиные зубы не тронули хрящ. Но швов много, без шрама не обойдётся.
Сейчас Василий чувствует себя нормально, но только физически. «Не болит, я просто морально уничтожен что ли, полностью обессилен», — пожаловался он.
Пострадавший не помнит кличку лошади, но называет имя одной из девушек — Вера. Издание «Фонтанка» нашла девушку в соцсетях и даже поглядела на подходящую под фоторобот лошадку, но дозвониться не удалось.
Зато Евгения — вторая амазонка, которая, по словам источника в правоохранительных органах, и сидела на кусачей лошади, с корреспондентом перемолвилась, хотя и без настроения: «Никто не виноват. Молодые люди просто стояли вокруг лошади. Всё, что нужно, я рассказала полиции, комментировать ситуацию не буду. Почему она укусила, я не знаю».
Профессиональные заводчики считают, что животное и человек в очередной раз не поняли друг друга. «Лошади не любят пьяных, но не потому, что они пьяные и пахнут. А именно потому, что пьяные ведут себя агрессивно, машут руками, начинают лезть и хватать лошадь, обниматься, целоваться. То, что им кажется проявлением любви и ласки, животным воспринимается как нападение», — считает зоопсихолог и владелица лошадей Анна Гончарова.
Несмотря на уверения Василия, Гончарова предполагает, что пострадавший вёл себя неадекватно, поэтому животное ответило зеркально. По мнению Анны, если человек протянул морковку, лошадь однозначно выберет корнеплод, а не нос.
«Лошадь не хищник и не будет нападать на человека из агрессии. Лошадь — травоядное, животное-жертва. А ошибка коневладельцев в том, что они выпускают в город лошадей с неустойчивой психикой. Нельзя работать с людьми с лошадью, которая может лягнуть или укусить», — объясняет Гончарова.
Василий хотел бы получить хоть какую-то компенсацию за восстановление носа и косметическую операцию, которая в дальнейшем может потребоваться. Вот только, как найти кусачую лошадь, он не знает. В администрации Центрального района «Фонтанке» с сожалением ответили, что тоже не имеют понятия, какому конному клубу принадлежит животное.
Адвокат Денис Лактионов говорит, что квалификация деяния владельца лошади будет зависеть в конечном итоге от степени тяжести увечий.
«Возможно, эксперты установят неизгладимое обезображивание лица. Это считается тяжким вредом. В этом случае возможно возбуждение уголовного дела по 118-й статье УК РФ за причинение тяжкого вреда по неосторожности. Если тяжкого не будет, то выходка лошади не образует состава преступления», — отметил он.
Адвокат также добавляет, что КоАП ответственности за подобное не предусматривает, регионы должны сами прописывать такие случаи.
«В Москве, например, есть административная ответственность за натравливание животного. В Петербурге местный закон об административных нарушениях предусматривает только натравливание собаки на людей и других животных. Лошадь — не собака, к делу не пришьешь. На мой взгляд, перспективнее всего кажется обращение в суд с гражданским иском о возмещении причиненного ущерба — затрат на лечение, и компенсации морального вреда», — порекомендовал Денис Лактионов.
По словам адвоката Невской коллегии Алексея Ковалева, «животное» в российском законодательстве не тождественно «вещи», но в правовом смысле разница между ними невелика: претензии пострадавший должен предъявлять к владельцу. Однако судебные перспективы неоднозначны, единого подхода суды не выработали. «В перечень объектов повышенной опасности животные не входят, — говорит Ковалеву. — Но практика по возмещению подобного ущерба на данный момент такова: раз это крупногабаритное домашнее животное, которое владелец не может контролировать полностью, то нужно доказать виновность действий владельца при обращении с животным».
Соответственно, если будет доказано, что хозяин правильно эксплуатировал лошадь, осуществлял нормальный «гражданский оборот», а мужчина сам спровоцировал животное, то вины владельцы в произошедшем нет. «Вот если бы всадник пытался, например, затоптать прохожего — тогда все было бы очевидно», — добавляет адвокат.
Происшествия с лошадьми не редкость в Петербурге. иногда все заканчивается трагически. Из самого громкого можно вспомнить гибель дочери мэра Сочи в ДТП с каретой. После этого повозки на некоторое время пропали из центра города, а Смольный хотел повесить регистрационные номера на каждую карету.
vk.com
-----------
" «В перечень объектов повышенной опасности животные не входят, — говорит Ковалеву."
О, как! Правда что ли?