Нить разговора в чем? Что КПСС были молодцы, что в СССР было хорошо, и сейчас тоже хорошо?
Нить разговора в том, что нельзя брать факт отдельно от его истории и приписывать все грехи СССР. Надо брать факт и исследовать его не в разрезе СССР/современная Россия, а исследовать его хотя бы до революции/в период Временного правительства/революция-становление социализм/война/зрелый социализм СССР/сейчас, и неплохо бы ещё сравнить каждый период с тем, что в других странах. Иначе это просто размахивание флагами и совершенно непонятные базы для выводов.
Например, равенство граждан. До революции было жёсткое, уголовно наказуемое прикрепление евреев к месту проживания, и вообще жесткие антиассимиляционные законы относительно конфессий и национальностей. Евреи, например, жили в строго отведенных территориях, ещё со времен Екатерины. Не могли ни смешиваться с местным населением, ни селиться, ни переезжать туда, куда хотят. Типа гетто, в основном, на окраинах. Если они крестились, тогда им возвращали права. У обычных христиан было прикрепление к приходу и ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ исповедь, при этом со времен Петра священники обязаны были рапортовать в полицию о непришедших на исповедь и об услышанном, если кто-то на исповеди рассказал опасные вещи (законы синодального периода). При переезде с места на место, православный откреплялся от одного прихода и должен был прикрепляться к другому. В отъезде/переезде могли отказать.
Даже богатые и известные не могли жениться на иноверцах в России. Была специальная ПОЛИЦИЯ и уголовный кодекс. Они делали это за границей или в офшорах, на британских кораблях. Потом писали объяснительные в полиции. Т.е, нельзя еврею жениться на православной, статья за совращение. А если православный женился на иноверке в офшоре, то строго проверяли, не совратила ли такая мать детей в иноверие.
Самыа базовые права, растить своих детей дома и отдавать их в школы, часто законодательно нарушали. При Николае Первом у евреев, старообрядцев при нежелании их крестить детей в синодальную церковь, после нескольких предупреждений детей принудительно забирали в кантонисты (на военную службу нижним чинами, на пушечное мясо, с детства в казармы), и больше их семьи до совершеннолетия не видели. В армию были тоже разные квоты для разных слоев населения, неравная воинская повинность. Нижние сословия и нацменьшинства поступали в гимназии и университеты по квоте, а не на общих основаниях, им выделялось всего 5-10%.
Женщины были ограничены в правах на высшее образование, в 1884 году вообще практически утратили право на университет. Чтобы выехать учиться за границу, женщине нужно было согласие мужа или отца. Было много разных подобных законов, внизу ссылки на самые известные. Что-то разрешили после революции 1905 года, но основное упразднили только в феврале, а что-то (как обязательность исповеди) только в ноябре 1917го.
Большинство не хотело так жить. Женщины учили языки, чтобы учиться в Швеции или где-то ещё, выходили для этого фиктивно замуж. Разночинцы ехали учиться в Европу и подхваиывали там разные немонархичаские идеи.
Нить в том, что прежде чем эмоционально жаловаться на что-то отдельное в СССР, например, на прописку или отсутствие паспортов у колхозников, надо сначала сравнить законы: взять конкретный пример крестьянина 1914 года, рекрута и не рекрута, коренного или из черты осёдлости, православного, меньшинства и т.д. и посмотреть их права и имущество до революции и в колхозе, на основе существовавшего законодательства и земских статотчетов. Был ли у него до СССР паспорт? Сравнить имущество и реальные доходы, сравнить смертность их детей 1913 и 1939 годов, разнообразие культур в их огородах, доступ к чистой питьевой воде и медицине.
Пропаганда пропагандой, но есть совершенно объективные статистические данные, документы, в музеях, изданы, в интернете, как было до СССР, очень конкретно, на местах. Где я живу, смертность детей первого года жизни до революции была 63%. Общая - детская - 37%, это земская статистика. Дети работали с 7 лет! Есть целые исследования, как и где работали. Ну да, конечно, ближе к концу века уже были госкомиссии, регулирование детского труда на фабриках с 12 лет, чтобы не досмерти уработать, не 14 часов, а 8, и не совсем за бесплатно. Но и не по общему тарифу. Можно плакать о национализации колоколов, зданий и имущества, но, блин, национализация ведь помогла массы работающих детей накормить и отправить в бесплатные школы. И не через 100 лет. На момент 1941 года, у среднего молодого фашистского солдата было 4 класса обязательного образования, а у нас семилетний минимум введён с 20х годов в городах, с 30х в деревнях.
Но сейчас редко показывают что-то комплексно. Чаще очень ангажированно. Стали надергивать только сенсационное, тематическое, антигосударственное по сути. Там был кто-то великий, его убили. Там -зажали, унизили, обобрали, оскорбили. Как будто фон этих событий был один и тот же.
Например, стали писать, как хорош был Смольный. Но забыли сравнить возможность среднестатистической мещанки или обычной дворянки попасть в Смольный институт и крестьянки закончить хотя бы 4 класса. Не говорим о том, что на несколько лет закрыли Бестужевские курсы, единственный женский ВУЗ с очень ограниченным набором факультетов, что семьям политических официально по закону отказывали в работе и учёбе, и они учились заочно или ждали разрешения ( но считаем, что это ввёл СССР специально для семей несогласных). Политические сами не могли селиться в столицах (но в песнях помнят только про советский 101 километр).
Можете погуглить:
Закон Александра Третьего о кухаркиных детях, об их нежелательности в гимназиях (все раньше в школах это проходили, с ленинской фразой о кухарке):
ru.m.wikipedia.org
Процентные квоты по религии и происхождению - это законы, а не бытовое:
ru.m.wikipedia.org
Про регуляцию детского труда:
ru.m.wikipedia.org