А вот я вернусь к музыке, потому что я как раз абсолютно точно знаю из многих альтернативных источников, что музыкальный слух прекрасно развивается! И он есть абсолютно у любого человека, который не глухой. Так что если эта аналогия верна, то и с чувством лошади тоже надежда есть у всех, даже "неспособных"
. Что лично меня очень даже радует
.
Музыкальный слух - это умение различать высоту звука: вот этот - ниже, а вот этот - выше. Фсио. Остальное - степень и тонкость (которая тренируется, да-да), умения, навыки, а еще и традиция с культурой, потому что европейская гармония - это одно, а восточные, к примеру, ладЫ - совсем другое. Но самое главное - это координация слуха и голоса/моторики, а она - тоже тренируется. Конечно, в детстве это сделать проще, но возможно и во взрослом возрасте. Главное -
хороший тренер умелый музыкальный педагог и большое желание. Примеры Летучей - как раз классические варианты того, что достигается элементарной тренировкой. Хотя, конечно, есть люди, которым дано от природы, и они все делают с первого раза. Детям обычно рядом с такими очень сложно себя заставить тренироваться, отсюда и миф о том. что "нет слуха - все бесполезно".
Теперь про источники. № 1 - теоретический: одна из лучших детских музыкальных педагогов-хормейстеров Петербурга, правда тоже, как у Кати - православного хора. Принцип - учит всех, кто пришел, отбора в хор нет. По возрасту - от 4 лет до 16 и старше начинают. Я к ней пришла в 22 (правда, уже слегка по блату
). Как эти "неотобранные" дети звучат можете послушать сами - Детско-юношеский хор храма Владимирской иконы Божией Матери в Спб. Записей куча, на записи поют все, начиная с первого или второго года обучения (в основной состав не включают только совсем малышей, до 6-7 лет). Вот она всегда говорила, что слух есть у всех, кто не глухой. Иначе просто не бывает. Да, человек Петербургскую Консерваторию закончил, так что как бы представляет, о чем говорит.
№2 - практический, ваша покорная слуга. В анамнезе 5 лет занятий дома на фортепиано вот по описанному выше принципу: главное, запомнить в каком порядке какие клавиши нажимать. Доводила учительницу до нервного срыва регулярно, потому что очень любила забывать знаки в ключе и играть вместо "фа диез" просто фа, к примеру. Причем ужасно удивлялась, чего она останавливает и так переживает - подумаешь, ошибочка-то совсем маленькая, нота ведь - та, просто беленькая, вместо черной
(я их по названиям заучивала в голове и играла, мысленно проговаривая, - так мне проще было). Петь не могла от слова совсем - фальшивила дико. Но ужасно хотела
. Поэтому тоже пришла в церковный хор. Детали опустим, труда было много, это правда. Времени - тоже. Певицей уровня Большого театра я, конечно, не стала, но службу одна пою спокойно (бывает необходимость), прихожане не жалуются, однако
. И на партии в ансамбле (когда на несколько голосов пение) одна тоже пою нормально. Как-то так.