Значиццо, про фигикеры, как обещала
Вчера встретились с инструктором-кинологом в первый раз. Мне кажется, с выбором я не прогадала, во всяком случае, первое впечатление осталось очень приятное. Возможно, напишу чуть путано, ибо на работе, но хочется по более-менее свежим мозгам записать. Понятно, что тут никаких откровений не будет, и все это уже стопиццот раз перетиралось, но буду стараться документировать именно наши занятия, чтоб как-то структурировать процесс.
Работает она через те самые фигикеры. Т.е. кликеры, положительное подкрепление, и все прочие радости. Везде, где можно избежать механики -- избегаем. При этом она признает, что работает и механика, и "старая школа", и что и конкретно с Маром оно бы работало в том числе. Но она так не работает.
Но надо понимать, что такой метод работы совсем не означает, что собаке дуют в попу и всячески облюбливают со всех сторон. Когда собак заслужил получить трындюлей -- собак получает.
Ну, и в целом, думается мне, общие принципы -- они одинаковы что с фигикерами, что без.
Значит, коротенечко и сумбурно кое-что, что из вчера помню общего:
- научить командам -- несложно, это технический момент. важно и нужно -- выстроить с собакой правильные отношения, хорошую базу.,
- смысл всего этого безобразия в том, чтоб собаке было больше всего в мире комфортно именно с хозяином. начинаем с положительного подкрепления и проч, а со временем сам хозяин и общение с ним становится этим самым подкреплением.,
как пример: пылесос в жизни собаки
1)"- у хозяина в руках непонятная хрень... отлично, люблю новые игрушки"
2) "у хозяина в руках непонятная хрень - я, пожалуй, пойду отсюда".
- собак вас любит. не надо его за это наказывать (напр., в случае, когда собак прыгает и ставит лапы на хозяина, когда тот приходит домой работы), просто научите его любить вас правильно и комфортно для вас. т.е. объясняем, товарисчу, что, когда он любит меня сидя на земле, а не стоя на мне лапами, это удобно нам обоим
- касательно того, можно ли позволять посторонним людям общаться\гладить\играться со щенком -- индивидуально. все зависит от собакена. если посторонние со своими поигрухами "угрожают" авторитету хозяина (напр., хозяин сдержанный и не эмоциональный человек, а собак хочет активных эмоций), то не стОит. а если с хозяином все равно и приятнее, и веселее, то пусть себе.,
- не нужно разделять тренировку и жизнь. щенок учится постоянно, и если он не учится хорошему, то учится, тому, чему получится
т.е. постоянно думать, постоянно поощряем хорошее, постоянно убираем нежелательное. прогулка сейчас -- это не просто красиво болтающийся на другом конце поводка щен, это все внимание на собаку и постоянный мониторинг: хорошо идем на провисшем поводке - хвалим, прошли спокойно мимо другой собаки - хвалим, "правильно" обратили внимание на хозяина - хвалим. дома ровно то же самое.,
- ну и кликер, да
ну как работает кликер я думаю объяснять тут никому не надо
Конкретно по Мару:
- щен у меня смелый (таки да)). не шугается ни от чего, все любопытно, все интересно. это хорошо однозначно).,
- очень активный. разыгрывать его особого труда не стоит, так что надо смотреть, чтоб товарищ не перевозбуждался и не начинал дуреть на этом фоне) т.е. следить, когда нужно щена подуспокоить немножко.,
- я для него авторитет
это было видно вчерашнему занятию -- все время сначала смотрим на меня, а потом делаем то, что предлагает инструктор. ну и в любой непонятной ситуации понятно куда Марик мылится)
тренер говорила, что часто бывают ситуации, когда инструктор на первых занятиях щенку интереснее хозяина, т.к. он предлагает игру, он хвалит, он активный, от него эмоции, а хозяин, например, по натуре спокойный и не эмоциональный, и щен больше тянется туда, где вжух) у нас не так. ну, оно и понятно, у нас итак по жизни полный вжух))
Чего нам сейчас нужно делать:
- играем-играем-играем. в эдакие активные подвижные перетяжки. в кач-ве предмета тягания тренер посоветовала брать не жесткую покупную веревку-перетяжку, а типа старой штанины, что-то мягкое. пока что правила игры нам не особо важны, ну, понятно, что никаких покусов за руки и постановок лап на хозяина. играем небольшими сессиями по 3-4 минуты с перерывами, предлагаем сколько можем за прогулку.,
- убираем голосовые команды, работаем на жесты и положение тела. ну, т.е. в быту оставляем то, что знаем -- т.е. сядь, иди ко мне, ляг, иди на место, фу и проч. -- вреда от них не будет, а когда нужно будет сделать, например, четкое "сидеть", по-правильному, можно будет сделать эту команду на немецком, английском или любом другом языке
тренер сказала, что у нее есть обычное сидеть, что означает, сядь, посиди, и немецкое "sitzen!" для спорта и проч., что означает сесть четко и по-струнке
т.е. цель -- считывать положение тела хозяина и жесты. поставить потом это на любую голосовую команду -- не проблема
- учим щенка идти рядом, и следить за нами, только в зеркальном отображении (тренер сказала, что так поначалу удобнее, а потом это легко переносится туда, куда нужно). т.е. идем задом, ведем щена правой рукой у правой ноги. плечо-нога, т.е. плечо щена должно быть на уровне моей ноги. останавливаемся -- даем жест сесть (ну, и положение тела тоже).,
- активно поощряем контакт глазами с лицом, а не на руку с кормом. т.е. щен должен пыриться не в руку со жрачкой, а нам в глаза).,
- кормимся только из рук. любой прием пищи выдается хозяином из рук, не в миску. и в идеале -- скармливается на улице в течение прогулки за всякие хорошие дела.,
- приучаемся к кликеру, да)
Как-то так. Скорее всего забыла чего, допишу потом, есичо)