С точки зрения вашего тела все выглядит следующим образом: если вдруг стало невозможно добыть еду, то чем толще ваш жировой слой, тем больше вероятность, что вы доживете до того момента, когда еда появится. В обществе, где еда была доступна только в определенный сезон, единственной возможностью дожить до сезона изобилия, было накопить так много жира, как только можно. А еще жир помогал сохранять тепло зимой – центрального отопления и курток с гортексом тогда еще не было.
То есть, летом люди набирали жир, чтобы пережить зиму и такой цикл повторялся всю их жизнь. Ну а сейчас мы все живем в одной долгой фазе накопления жира. В этом корень современной проблемы ожирения: постоянная доступность высококалорийной еды с большим содержанием жира и сахара. Уменьшение активности – другая часть проблемы. Хотя наша генетика все та же, что была 10,000+ лет назад, образ жизни изменился самым драматическим образом.
Сотни тысяч лет назад, когда добыть следующий обед было гораздо сложнее, чем просто заехать в ближайшую кафешку с фаст-фудом, стройность была довольно-таки большим недостатком. Те, кто был неспособен растолстеть как следует, просто не переживал дефицит еды и их гены отсеивались из общего генофонда. Вероятно в тех местах, где еда была доступна круглый год, все было иначе: это те этнические группы, представители которых склонны к «естественной стройности».
А те, кто хорошо накапливал жир, выживали и передавали свой генетический код своим потомкам, среди которых и мы. Во время полного голодания стройный человек может умереть через 60 дней, в то время как человек с большими жировыми запасами выживает на протяжении полугода или даже дольше. Сильная худоба, как правило, несовместима с выживанием, если еда становится недоступной. Но сейчас, в нашем нынешнем обществе, лишний жир – это, прежде всего, риск для здоровья, а не способ продержаться в живых как можно дольше.
А что насчет мышц, они же полезные, да? Ведь чтобы выжить, нужно кого-нибудь убить, а для этого нужны мышцы. Да и нет. Житель каменного века, сражающийся и убивающий диких животных голыми руками, в стиле кино типа «Тарзан», конечно, очень привлекательная картина, но, увы, она не соответствует истине. По большей части, на охоте мы использовали наш большой мозг, чтобы всех перехитрить. Наш мозг гораздо больше (пропорционально весу тела) чему у других животных; так что, скорее всего, мы использовали его, чтобы компенсировать свою сравнительно скромную мышечную массу.
Хотя для выживания необходим какой-то минимум мышц, и считается, что у наших предков их было больше, чем у нынешнего типичного диванного овоща (что, в общем-то, очень немного), излишние мускулы были, пожалуй, только обузой. Конечно, сколько-то вам было нужно, чтобы охотиться и добывать пропитание, но все остальное было мертвым грузом. В дикой природе бицепс диаметром 45см абсолютно не нужен – ну, возможно, в виде исключения, для того чтобы впечатлить потенциальную партнершу. На самом деле, он может слегка мешать вам при метании копья.
Мышцы, по контрасту с жиром, требуют очень много энергии на построение, кучу энергии для поддержания и при разрушении дают ее сравнительно мало. И все равно, ваше тело с удовольствием их изничтожит, когда вы сядете на диету. Потому что для вашего тела, которое все еще полагает, что вы кое-как перебиваетесь, скитаясь по саванне, предпочтительнее быть толстым, с умеренным количеством мышц, что дает лучшие шансы на выживание. Наша физиология четко это отражает, и это настоящий кошмар для тех, кто пытается построить рельефное стройное тело. Короче, чтобы достичь своих целей, мы сражаемся с миллионами лет эволюции и адаптации. И обычно тело выигрывает.
Когда вы ограничиваете калорийность питания, это вызывает изменения уровня целого ряда гормонов и нейромедиаторов, происходят определенные изменения физиологических процессов, в основном – в худшую сторону. Падает уровень гормона, стимулирующего образование и секрецию гормонов щитовидной железы, лютеинизирующего гормона и фолликулостимулирующего гормона (последние два - женские половые гормоны). В результате снижается уровень гормонов щитовидной железы и тестостерона (эстрогена). Снижается уровень фактора, высвобождающего гормон роста (соматокринин), что может негативно воздействовать на секрецию гормона роста. Гормон роста является жиросжигательным.Снижается активность симпатической нервной системы, что, вместе с падением уровня гормонов щитовидной железы, значительно снижает скорость обмена веществ. Уровень кортизола поднимается, усиливаются голод и аппетит. Думаю, основная идея ясна. То, к чему вы, в конце концов, приходите, пытаясь добиться низкого процента жира – это сбой работы всех систем организма. На самом деле, все эти изменения более или менее выраженно проявляются при любой диете, просто при низком проценте жира их воздействие более очевидно.
В идеале, когда вы повышаете калорийность, должен возникать противоположный эффект. Однако, по уже описанным эволюционным причинам вся система работает ассиметрично. Так что снижению веса тело сопротивляется гораздо сильнее, чем его набору. В общем, нам гораздо проще растолстеть, чем похудеть. Конечно, есть исключения, люди, которые, кажется, не могут прибавить в весе ни при каких обстоятельствах. Большинство из нас к этим счастливчикам не относится.